Тексты для анализа
Оценка 4.9

Тексты для анализа

Оценка 4.9
Карточки-задания
doc
русский язык
8 кл
01.06.2018
Тексты для анализа
Это стихотворения в прозе Л.Н.Толстого. Данные художественные тексты очень удобны для анализа. Их можно использовать как для устного анализа, так и для письменного, а также для пересказа и даже запись под диктовку. При желании их можно использовать в качестве дидактического материала по орфографии, пунктуации, лексике.Подборка текстов Л.Н.Толстого. Рекомендую использовать как на уроках литературы, так и на уроках русского языка.
тексты для анализа.doc
Л.Н.Толстой Галка и голуби. Текст 1. Галка увидела, что голубей очень хорошо кормят­ выбелилась и влетела в  голубятню. Голуби подумали сперва, что она такой же голубь, и пустили её. Но галка  забилась и закричала по­галочьи. Тогда голуби стали её клевать и прогнали. Галка полетели назад к своим, но галки испугались, что она белая, и тоже прогнали. Текст 2. Старый дед и внучек.                                                                                                Л.Н.Толстой Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов  не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол  сажать и давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать за печкой. Снесли ему раз  обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить  старика за то, что он им всё в доме портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она ему  будет давать обедать в лоханке. Старик только горько вздохнул и ничего не сказал.  Сидят раз муж с женою дома и смотрят – сынишка их на полу дощечками играет:  что­то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это  я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки  кормить».  Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они  так обижали старика, и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.                                                                                                     Л.Н.Толстой Текст 3. Косточка. Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня  никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он  всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну  сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит – одной нет. Она сказала отцу. За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли кто­нибудь одну сливу? Все  сказали: «Нет». Ваня покраснел как рак и сказал тоже: «Нет, я не ел». Тогда отец сказал: «Что съел кто­нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда.  Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку,  то через день умрёт. Я этого боюсь». Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко». И все засмеялись, а Ваня заплакал. Текст 4. Два товарища.                                                                                  Л.Н.Толстой. Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез  на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать ему было нечего – он упал  наземь и притворился мёртвым. Медведь подошёл к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что он мёртвый, и отошёл. Когда медведь ушёл, тот, кто сидел на дереве, слез с него и смеётся: «Ну что,­  говорит,­ медведь тебе на ухо говорил?» ­ «А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».                                                                                 Л.Н.Толстой. Текст 5. Лгун. Мальчик стерёг овец и, будто увидав волка, стал звать:  «Помогите, волк! Волк!» Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так два или три раза,  случилось и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: «Сюда, сюда скорей, волк!» Мужики подумали, что опять по­всегдашнему обманывают, ­ не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал всё стадо. Текст 6. Котёнок.                                                                          Л.Н.Толстой. Были брат и сестра – Вася и катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети  искали её везде, но не могли найти. Один раз они играли возле сарая и услыхали, над головой что­то мяучит тонкими  голосами. Вася влез по лестнице под крышу сарая. А катя стояла внизу и всё спрашивала:  «Нашёл? Нашёл?» Но Вася не отвечал ей. Наконец, Вася закричал ей: «Нашёл! Наша  кошка… и у неё котята; такие чудесные; иди скорее сюда!» Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке. Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из­под угла, где  вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли домой. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его,  играли с ним и клали с собой спать. Текст 7. Ёж­спаситель.                                                            В.Бианки. Маша проснулась рано­рано, накинула на себя платьишко и, как была босиком,  побежала в лес. В лесу на пригорке было много земляники. Маша живо набрала корзиночку и  побежала назад к дому, прыгая по холодным от росы кочкам. Но вдруг поскользнулась и  громко вскрикнула от боли: её босая нога, сорвавшись с кочки, до крови укололась о  какие­то острые колючки. Оказалось, под кочкой сидел ёж. Он сейчас же свернулся в клубок и зафуфукал. Маша заплакала, уселась на соседнюю кочку и стала платьем обтирать кровь с ноги.  Ёж замолчал. Вдруг прямо на Машу ползёт большая серая змея с чёрным зигзагом на спине –  ядовитая гадюка! От страха у Маши руки­ноги отнялись! А гадюка ползёт к ней, шипит и  высовывает раздвоенный язык. Тут вдруг ёж развернулся и быстро­быстро засеменил навстречу змее. Гадюка  вскинулась всем передом тела и кинулась на него – как плетью ударила. Но ёж ловко  подставил ей свои колючки. Гадюка страшно зашипела, повернулась и хотела уползти от  него. Ёж бросился за ней, схватил зубами позади головы и наступил ей на спину лапкой.  Тут Маша опомнилась, вскочила и убежала домой. Текст 8. Грибы.                                                 В.Катаев К Жене и Павлику приехала из города погостить двоюродная сестра Инночка. ­ Ну, дети, ­ сказала мама, ­ нечего вам без дела сидеть. Идите в лес за грибами.  Посмотрим, кто из вас лучше грибы собирает. ­ Я лучше всех собираю,­ сказал Павлик. ­ Нет, я лучше,­ сказала Женя. А Инночка промолчала. Она вообще любила помалкивать. Побежали дети в лес и разошлись в разные стороны. Через час возвращаются. ­ Я лучше всех собрал!­ кричит Павлик издали.­ У меня больше всех грибов,  глядите: полное ведро! Посмотрела мам и улыбнулась: ­ Неудивительно, что у тебя полное ведро: ни одного хорошего гриба. Одни только  поганки да собачьи грибы…Неважно ты собираешь грибы, друг мой Павлик. ­Ага! – кричит Женя. – Я же говорила, что я лучше всех собираю! Глядите, у меня  самые большие и самые красивые грибы – красные в белый горошек. Ни у кого нет таких  красивых грибов. Посмотрела мама и засмеялась: ­ Глупенькая, это же мухоморы. Они хоть и очень красивые, да никуда не годятся.  Ими отравиться можно Заглянула мама в Инночкин кузовок, а там десять превосходных грибов: сыроежки,  лисички, подосиновик, подберёзовик, груздь, рыжик, волнушка.  Вот кто оказался лучшим грибником! Текст 9. Рыжие листья.                                                                Н.Грибачёв Пришёл заяц к дому ежа, в дверь постучал – никто не отвечает, в окно постучал –  тоже никто не отвечает. «Может, заболел ёж Кирюха? – подумал заяц Коська. – Может,  ему скорая помощь нужна? Придётся без приглашения заходить». Зашёл в сени – нет никого. Зашёл в кухню – нет никого. Отыскался ёж Кирюха в самой дальней комнате, где и окон нету. ­ Что это у тебя, ёж Кирюха, так темно и сыро?­ удивился заяц Коська.­ Может,  заболел ты? ­ О­о­ах! – зевнул ёж Кирюха. – Ничего я не заболел, а просто спать хочу. ­ Так ведь спать ночью надо, а сейчас утро! ­ Ничего ты не понимаешь,­ сказал ёж Кирюха и опять зевнул. – Осень вон пришла,  за ней зима со снегом и морозом. А мы, ежи, всю зиму спим. Ни есть нам, ни пить не надо,  спим и всё. Так что ты иди по своим делам, а я устраиваться буду. Весной приходи, может,  чего расскажешь.                       Текст 10. Кем быть и кем не быть?                                                               По Я. Пинясову. Шли по улице два товарища – Петя и Коля. Остановились у витрины книжного  магазина. Потом они зашли в магазин. Коля быстро купил одну книгу, вторую – обе с  картинками. Заплатил деньги и положил в карман сдачу. А у Пети денег не было. Очень понравилась ему книжка «Кем быть?». Купишь  такую и сразу узнаешь много хорошего. Посчитал Петя деньги ­ не хватает. ­ Коля, ­ попросил он,­ дай мне до завтра немного денег. Такая хорошая книжка –  рассказывает, кем быть и кем не быть. А Коля ему отвечает: ­ Не хватает денег – не покупай, и всё! Пожалел деньги. Посмотрела на друзей продавщица, которая только что дала Коле сдачу, и сказала  Пете: ­ Не огорчайся, мальчик! Кем быть, ты узнаешь, когда подрастёшь. А кем не быть –  твой товарищ знает. При этих словах Коля покраснел и вышел из магазина. А Петя выбежал за ним и всё  спрашивал: ­ Скажи, Коля, кем не надо быть? Скажи! Коля молчал. Знал, да не сказал.

Тексты для анализа

Тексты для анализа

Тексты для анализа

Тексты для анализа

Тексты для анализа

Тексты для анализа

Тексты для анализа

Тексты для анализа

Тексты для анализа

Тексты для анализа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2018