Тексты для анализа

  • Карточки-задания
  • doc
  • 01.06.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Это стихотворения в прозе Л.Н.Толстого. Данные художественные тексты очень удобны для анализа. Их можно использовать как для устного анализа, так и для письменного, а также для пересказа и даже запись под диктовку. При желании их можно использовать в качестве дидактического материала по орфографии, пунктуации, лексике.Подборка текстов Л.Н.Толстого. Рекомендую использовать как на уроках литературы, так и на уроках русского языка.
Иконка файла материала тексты для анализа.doc
Л.Н.Толстой Галка и голуби. Текст 1. Галка увидела, что голубей очень хорошо кормят­ выбелилась и влетела в  голубятню. Голуби подумали сперва, что она такой же голубь, и пустили её. Но галка  забилась и закричала по­галочьи. Тогда голуби стали её клевать и прогнали. Галка полетели назад к своим, но галки испугались, что она белая, и тоже прогнали. Текст 2. Старый дед и внучек.                                                                                                Л.Н.Толстой Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов  не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол  сажать и давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать за печкой. Снесли ему раз  обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить  старика за то, что он им всё в доме портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она ему  будет давать обедать в лоханке. Старик только горько вздохнул и ничего не сказал.  Сидят раз муж с женою дома и смотрят – сынишка их на полу дощечками играет:  что­то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это  я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки  кормить».  Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они  так обижали старика, и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.                                                                                                     Л.Н.Толстой Текст 3. Косточка. Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня  никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он  всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну  сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит – одной нет. Она сказала отцу. За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли кто­нибудь одну сливу? Все  сказали: «Нет». Ваня покраснел как рак и сказал тоже: «Нет, я не ел». Тогда отец сказал: «Что съел кто­нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда.  Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку,  то через день умрёт. Я этого боюсь». Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко». И все засмеялись, а Ваня заплакал.Текст 4. Два товарища.                                                                                  Л.Н.Толстой. Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез  на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать ему было нечего – он упал  наземь и притворился мёртвым. Медведь подошёл к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что он мёртвый, и отошёл. Когда медведь ушёл, тот, кто сидел на дереве, слез с него и смеётся: «Ну что,­  говорит,­ медведь тебе на ухо говорил?» ­ «А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».                                                                                 Л.Н.Толстой. Текст 5. Лгун. Мальчик стерёг овец и, будто увидав волка, стал звать:  «Помогите, волк! Волк!» Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так два или три раза,  случилось и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: «Сюда, сюда скорей, волк!» Мужики подумали, что опять по­всегдашнему обманывают, ­ не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал всё стадо. Текст 6. Котёнок.                                                                          Л.Н.Толстой. Были брат и сестра – Вася и катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети  искали её везде, но не могли найти. Один раз они играли возле сарая и услыхали, над головой что­то мяучит тонкими  голосами. Вася влез по лестнице под крышу сарая. А катя стояла внизу и всё спрашивала:  «Нашёл? Нашёл?» Но Вася не отвечал ей. Наконец, Вася закричал ей: «Нашёл! Наша  кошка… и у неё котята; такие чудесные; иди скорее сюда!» Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке. Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из­под угла, где  вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли домой.Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его,  играли с ним и клали с собой спать. Текст 7. Ёж­спаситель.                                                            В.Бианки. Маша проснулась рано­рано, накинула на себя платьишко и, как была босиком,  побежала в лес. В лесу на пригорке было много земляники. Маша живо набрала корзиночку и  побежала назад к дому, прыгая по холодным от росы кочкам. Но вдруг поскользнулась и  громко вскрикнула от боли: её босая нога, сорвавшись с кочки, до крови укололась о  какие­то острые колючки. Оказалось, под кочкой сидел ёж. Он сейчас же свернулся в клубок и зафуфукал. Маша заплакала, уселась на соседнюю кочку и стала платьем обтирать кровь с ноги.  Ёж замолчал. Вдруг прямо на Машу ползёт большая серая змея с чёрным зигзагом на спине –  ядовитая гадюка! От страха у Маши руки­ноги отнялись! А гадюка ползёт к ней, шипит и  высовывает раздвоенный язык. Тут вдруг ёж развернулся и быстро­быстро засеменил навстречу змее. Гадюка  вскинулась всем передом тела и кинулась на него – как плетью ударила. Но ёж ловко  подставил ей свои колючки. Гадюка страшно зашипела, повернулась и хотела уползти от  него. Ёж бросился за ней, схватил зубами позади головы и наступил ей на спину лапкой.  Тут Маша опомнилась, вскочила и убежала домой. Текст 8. Грибы.                                                 В.Катаев К Жене и Павлику приехала из города погостить двоюродная сестра Инночка. ­ Ну, дети, ­ сказала мама, ­ нечего вам без дела сидеть. Идите в лес за грибами.  Посмотрим, кто из вас лучше грибы собирает. ­ Я лучше всех собираю,­ сказал Павлик. ­ Нет, я лучше,­ сказала Женя. А Инночка промолчала. Она вообще любила помалкивать. Побежали дети в лес и разошлись в разные стороны. Через час возвращаются. ­ Я лучше всех собрал!­ кричит Павлик издали.­ У меня больше всех грибов,  глядите: полное ведро! Посмотрела мам и улыбнулась: ­ Неудивительно, что у тебя полное ведро: ни одного хорошего гриба. Одни только  поганки да собачьи грибы…Неважно ты собираешь грибы, друг мой Павлик. ­Ага! – кричит Женя. – Я же говорила, что я лучше всех собираю! Глядите, у меня  самые большие и самые красивые грибы – красные в белый горошек. Ни у кого нет таких  красивых грибов. Посмотрела мама и засмеялась:­ Глупенькая, это же мухоморы. Они хоть и очень красивые, да никуда не годятся.  Ими отравиться можно Заглянула мама в Инночкин кузовок, а там десять превосходных грибов: сыроежки,  лисички, подосиновик, подберёзовик, груздь, рыжик, волнушка.  Вот кто оказался лучшим грибником! Текст 9. Рыжие листья.                                                                Н.Грибачёв Пришёл заяц к дому ежа, в дверь постучал – никто не отвечает, в окно постучал –  тоже никто не отвечает. «Может, заболел ёж Кирюха? – подумал заяц Коська. – Может,  ему скорая помощь нужна? Придётся без приглашения заходить». Зашёл в сени – нет никого. Зашёл в кухню – нет никого. Отыскался ёж Кирюха в самой дальней комнате, где и окон нету. ­ Что это у тебя, ёж Кирюха, так темно и сыро?­ удивился заяц Коська.­ Может,  заболел ты? ­ О­о­ах! – зевнул ёж Кирюха. – Ничего я не заболел, а просто спать хочу. ­ Так ведь спать ночью надо, а сейчас утро! ­ Ничего ты не понимаешь,­ сказал ёж Кирюха и опять зевнул. – Осень вон пришла,  за ней зима со снегом и морозом. А мы, ежи, всю зиму спим. Ни есть нам, ни пить не надо,  спим и всё. Так что ты иди по своим делам, а я устраиваться буду. Весной приходи, может,  чего расскажешь.                       Текст 10. Кем быть и кем не быть?                                                               По Я. Пинясову. Шли по улице два товарища – Петя и Коля. Остановились у витрины книжного  магазина. Потом они зашли в магазин. Коля быстро купил одну книгу, вторую – обе с  картинками. Заплатил деньги и положил в карман сдачу. А у Пети денег не было. Очень понравилась ему книжка «Кем быть?». Купишь  такую и сразу узнаешь много хорошего. Посчитал Петя деньги ­ не хватает. ­ Коля, ­ попросил он,­ дай мне до завтра немного денег. Такая хорошая книжка –  рассказывает, кем быть и кем не быть. А Коля ему отвечает: ­ Не хватает денег – не покупай, и всё! Пожалел деньги. Посмотрела на друзей продавщица, которая только что дала Коле сдачу, и сказала  Пете: ­ Не огорчайся, мальчик! Кем быть, ты узнаешь, когда подрастёшь. А кем не быть –  твой товарищ знает. При этих словах Коля покраснел и вышел из магазина. А Петя выбежал за ним и всё  спрашивал: ­ Скажи, Коля, кем не надо быть? Скажи! Коля молчал. Знал, да не сказал.