Тексты для сочинений по типу задания 25 ЕГЭ по русскому языку.
Оценка 4.8
Домашняя работа +2
docx
русский язык
10 кл—11 кл
11.12.2017
Тексты для сочинений по типу задания 25 ЕГЭ по русскому языку. Материал содержит ключи (проблема, авторская позиция) к каждому тексту. Может быть использован в качестве проверочной работы или домашнего задания. Ключи следует удалить из исходного файла или использовать для самопроверки.Тексты для сочинений по типу задания 25 ЕГЭ по русскому языку.
РЯ ЕГЭ сочинения 1.docx
1. Задание 26 № 4117
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-
иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания
проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с
точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте,
опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения
(учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не
оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный
исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём
баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Объём сочинения — не менее 150 слов.
(1)Случилось так, что в качестве преподавателя в аудиторию высшего учебного заведения я
впервые вошёл, когда мне не было и двадцати лет, в 1942 году. (2)Мы только что закончили
курсы военных переводчиков при Военном институте иностранных языков и готовились ехать
на фронт. (3)Но нескольких из нас оставили преподавать в институте. (4)Меня предупредили:
моими слушателями будут курсанты, уже закончившие общевойсковые училища. (5)Перед ними
я робел. (б)Предстоит учить мне и призванных в армию студенток. (7)Они меня смущали. (8)Вид
мой был отнюдь не бравый: более чем скромное обмундирование и сущее несчастье — ботинки
с обмотками вместо сапог.
(9)Вот тут-то передо мной и встал вопрос: «Быть или казаться?» (10)Я представлял себе
ясно, каким покажусь своим первым ученикам. (11)Как сделать, чтобы они почувствовали,
каков я есть? (12)Решил начать с лобовой психологической атаки. (13)Продемонстрирую
несколько примеров работы военного переводчика, потом скажу: «Вот что я умею и этому научу
вас».
(14)Взяв с собой трофейные уставы и письма немецких солдат, я с замирающим сердцем
пошёл в класс. (15)Перед дверью маячил дежурный: выше меня на голову, выправка
умопомрачительная, обмундирование, какое мне и не снилось.
(16)Я взялся за ручку двери.
(17)— Ты куда? — грозно осведомился дежурный.
(18)—В класс!
(19)— Это чего ради? (20)К нам сейчас преподаватель придёт!
(21)—Это я!
(22)— Брось заливать! — начал дежурный, но вдруг осёкся, широко распахнул передо мной
(23)Отделение, вскочившее со своих мест, рухнуло на скамьи, давясь от хохота.
(24)Растерявшись и видя перед собой аудиторию из одних бравых строевиков и
блистательных красавиц, — так мне казалось — я, вместо того чтобы продемонстрировать на
примерах, в чём состоит работа военного переводчика, сразу сказал:
двери и от неожиданности вместо «Встать! Смирно!» гаркнул: «Встать! Руки вверх!»
ногу, но продолжал говорить:
(25)— Сейчас я покажу вам, что я умею...
(26)Тут у меня распустилась обмотка. (27)Я поставил ногу на табурет и начал обматывать ею
(28)— И этому научу вас!
(29)Слушатели задохнулись от смеха.
(30)«Всё погибло!» — подумал я с отчаянием.
(31)Но отступать некуда. (32)Делая вид, что не слышу смеха, я приказал:
(33)— Раскрыть любой устав на любом месте!
(34)Дежурный поспешил раскрыть одну из синих книжек. (35)И я стал переводить с листа,
сам себе приказав: «В темпе!» (Зб)Потом проделал то же самое с выхваченным наудачу
трофейным приказом. (37)Особенно впечатлил слушателей перевод трофейного письма,
написанного возрождённым в гитлеровские времена готическим шрифтом. (38)Непривычному
он кажется иероглифами. (39)И наконец, не глядя на схему, отбарабанил структуру двух
дивизий вермахта: пехотной и танковой. (40)Словом, я заставил своих учеников забыть и мою неприличную молодость, и гротескно-
нелепое появление, и даже обмотки. (41)Но уж потом мне приходилось каждый день, не давая
себе спуску и поблажки, быть, а значит, не заботиться о том, чтобы казаться.
(По С. Львову*)
* Сергей Львович Львов (род. в 1922 г.) — русский писатель, журналист, литературный
Источник текста: ЕГЭ 2013, Сибирь, вариант 2.
критик.
2. Задание 26 № 2387
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста
(избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с
точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте,
опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения
(учитываются первые два аргумента).
(1)Яконов взбирался тропинкой через пустырь, не замечая — куда, не замечая подъёма. (2)И
ноги устали, вывихиваясь от неровностей. (3)И тогда с высокого места, куда он забрёл, он уже
разумными глазами огляделся, пытаясь понять, где он. (4)3емля под ногами в обломках
кирпича, в щебне, в битом стекле, и какой-то покосившийся тесовый сарайчик или будка по
соседству, и оставшийся внизу забор вокруг большой площади под неначатое строительство.
(5)А в горке этой, подвергшейся странному запустению неподалёку от центра столицы, шли
вверх белые ступени, числом около семи, потом прекращались и начинались, кажется, вновь.
(6)Какое-то глухое воспоминание колыхнулось в Яконове при виде этих белых ступеней, а куда
вели ступени, плохо различалось в темноте: здание странной формы, одновременно как бы
разрушенное и уцелевшее. (7)Лестница поднималась к широким железным дверям, закрытым
наглухо и по колено заваленным слежавшимся щебнем. (8)Да! (9)Да! (10)Разящее
воспоминание подхлестнуло Яконова. (11)Он оглянулся. (12)Промеченная рядами фонарей,
далеко внизу вилась река, странно знакомой излучиной уходя под мост и дальше к Кремлю.
(13) Но колокольня? (14)Её нет. (15)Или эти груды камня — от колокольни? (16)Яконову стало
горячо в глазах. (17)Он зажмурился, тихо сел. (18)На каменные обломки, завалившие паперть.
(19)Двадцать два года назад на этом самом месте он стоял с девушкой, которую звали Агния.
(20)Той самой осенью под вечер они шли переулками у Таганской площади, и Агния сказала
своим тихим голосом, который трудно расслышивался в городском громыхании:
—(21)Хочешь, я покажу тебе одно из самых красивых мест в Москве?
(22)И подвела его к ограде маленькой кирпичной церкви, окрашенной в белую и красную
краску и обращенной алтарём в кривой безымянный переулок. (23)Внутри ограды было тесно,
шла только вокруг церквушки узкая дорожка для крестного хода. (24)И тут же рос, в углу
ограды, старый большой дуб, он был выше церкви, его ветви, уже жёлтые, осеняли и купол, и
переулок, отчего церковь казалась совсем крохотной.
низкий парапет, где обрывалась ограда и начинался просвет для ворот.
— (25)Вот эта церковь,— сказала Агния.
— (26)Но не самое красивое место в Москве.
— (27)А подожди.
(28)Она провела его к паперти главного входа, вышла из тени в поток заката и села на
—(29)Так смотри!
(30)Антон ахнул. (31)Они вывалились из теснины города и вышли на крутую высоту с
просторной открытой далью. (32) Река горела на солнце. (33)Слева лежало Замоскворечье,
ослепляя жёлтым блеском стёкол, почти под ногами в Москву-реку вливалась Яуза, справа за
ней высились резные контуры Кремля, а ещё дальше пламенели на солнце пять червонно-
золотых куполов храма Христа Спасителя. (34)И во всём этом золотом сиянии Агния, в
наброшенной жёлтой шали, тоже казавшаяся золотой, сидела, щурясь на солнце.
— (35)Да! (Зб)Это — Москва! — захваченно произнёс Антон.
— (37)Но она — уходит, Антон,— пропела Агния.— Москва — уходит!..
— (38)Куда она там уходит? (ЗЭ)Фантазия. ветки дуба.
жёлтой шали.
пить дать оставят.
— (40)Эту церковь снесут, Антон,— твердила своё Агния.
—(41)Откуда ты знаешь? — рассердился Антон.— (42)Это художественный памятник, его как
(43)Он смотрел на крохотную колоколенку, в прорези которой к колоколам заглядывали
—(44)Снесут! — уверенно пророчила Агния, сидя всё так же неподвижно, вжёлтом свете и в
(45)Яконов очнулся. (46)Да, ... разрушили шатровую колоколенку и разворотили лестницу,
спускавшуюся к реке. (47)Совершенно даже не верилось, что тот солнечный вечер и этот
декабрьский рассвет происходили на одних и тех же квадратных метрах московской земли.
(48)Но всё так же был далёк обзор с холма, и те же были извивы реки, повторённые
последними фонарями...
(По А. Солженицыну*)
*Александр Исаевич Солженицын (1918-2008) — выдающийся русский писатель, публицист,
Источник текста: не определён
историк, поэт и общественный деятель.
3. Задание 26 № 9320
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста
(избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с
точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте,
опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения
(учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не
оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный
исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём
баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
(1)Шли большие военные учения, и мы, моряки, тоже в них участвовали. (2)Ещё засветло
позапрошлым вечером мы погрузили на корабли прибывших накануне десантников и вышли в
море, чтобы доставить их в назначенное командованием место. (3)Когда покидали базу, погода
была сносная, а потом испортилась. (4)Налетел ветер, пригнал громадную тучу, хлынул
проливной дождь.
(10)Он обернулся ко мне.
делай. (13)Я помогать буду.
обратился ко мне:
(8)Эй, Джураев, приюти у себя моряка!
(5)Когда мы уже высадились на берег, радист, с которым мы вместе добирались с корабля,
− (6)Слушай, Михаил! (7)Оставайся здесь с гранатомётчиками, а я махну искать комбата.
(9)Только теперь я разглядел лежащего неподалёку сержанта с гранатомётом в руках.
− (11)Граната мой бери, помогать будешь танк бить. (12)Лопата свой бери − окоп тебе
(14)Сержант дал мне две гранаты и, перевалившись на бок, ловко заработал малой лопатой.
(15)Я тоже для виду ковырял землю, с тоской поглядывая в сторону берега. (16)Там светлел
горизонт. (17)Чуть заметная слабенькая белая полоска отделяла небо от моря. (18)А море и
небо были ещё тёмно-серыми, почти чёрными. (19)Прошло несколько минут, и небо стало
сначала вишнёво-красным, потом алым, потом золотым. (20)Ярко очертились контуры облаков.
(21)Но море ещё оставалось тёмно серым. (22)Потом появилась красная ниточка, она росла,
превращалась в огненную горбушку, и вдруг из-под тучи необъятным пламенем вырвались
лучи. (23)Всё сразу кругом ожило, небо стало голубым, море − зелёным.
(24)Странно как-то всё устроено в природе: недавно лил дождь, небо было запятнано
тучами, и вдруг всё куда-то исчезло. (25)Природа любит целесообразность и всё
уравновешивает по своим законам. (26)А человек?..
− (27)Горячий наступает пора… – сказал с улыбкой сержант Джураев. − (28)Граната метать
умеешь? − он ободряюще подмигнул мне. − (29)Пусть подходят близко! (30)Целясь, он прижался смуглой щекой к гранатомёту, улёгся поудобней. (31)Я ещё
подумал: вот так, наверное, все морские пехотинцы, скрывшиеся в складках земной
поверхности, исправно и по-хозяйски приготовились к тяжёлой, но необходимой работе. (32)А
кругом уже ревели моторы, тяжко грохотали гусеницы. (33)Казалось, весь мир заполнился
железным воем и скрежетом. (34)Подняв голову, я увидел танк совсем близко − прёт прямо на
нас. (35)Его тень, длинная и уродливая, покачиваясь, легла на соседние кусты.
(36)Когда оглянулся, стальная махина уже проскочила линию окопов, а Садык Джураев,
стоя, бросал ей вслед свои учебные гранаты. (37)Поглядев на него, я вспомнил про те, что были
у меня…
(38)«Противник» ещё не раз пытался опрокинуть нас в море, заткнуть за пояс, но морские
пехотинцы, выполняя важные учебные задания, стойко держались и даже медленно
вклинивались в оборону «врага». (39)В полдень десантники штурмом взяли важную высоту и
закрепились на ней. (40)А у меня на душе было скверно. (41)Скверно оттого, что мы всего за
несколько часов огнём и железом исковеркали большой участок земли. (42)Цветы и траву
превратили в пепел. (43)Землю исполосовали гусеничными траками…
(44)Я с детства люблю землю. (45)Может, потому, что в деревне вырос и земля всегда
виделась мне такой доброй и щедрой, что её нельзя не лелеять и не беречь. (46)Деревушка
наша, где я жил с родителями, утопала в садах и зелени. (47)А рядом, за нашим маленьким
домом, что стоял на самой окраине, начиналось великое поле хлебов. (48)Как для младенца
мила колыбельная песня матери, так мил и дорог мне звон спелых колосьев, стук кузнечика в
скошенной ржи, сладок запах весеннего пара над вспаханной нивой.
(49)А тут на моих глазах лысела, выгорала, трескалась земля. (50)Мне трудно было
совместить воедино чувство жалости к вечной природе и понимание той крайней
необходимости, которая обязывает нас, людей, учиться военному делу…
(По Б. Волохову*)
*Б. Волохов – автор рассказа «А море шумит…», вошедшего в литературно-художественный
морской сборник «Океан».
4. Задание 26 № 12702
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-
иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания
проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с
точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте,
опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения
(учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не
оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный
исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём
баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
(1) И думать нечего: он совершенно чужой мне человек...
(2) Когда я смотрю на фотографии, я едва могу представить себе, какой он сейчас, как
говорит, смеётся, как держит на руках свою маленькую дочь. (З)Кажется, её зовут Марина...
(4)Впрочем, всё это ни к чему. (5)Мы уже давно совершенно чужие люди...
(6)Мама рассталась с отцом лет десять назад. (7)И хотя она уверяет меня, что я не могу
ничего помнить, так как была слишком мала, я помню. (8)Разве это можно забыть?.. (9)Эти
натянутые ночные разговоры на кухне, когда они вдруг стали официально называть друг друга
по имени-отчеству: «Георгий Иванович, Маргарита Петровна...». (10)Им казалось, они говорят
тихо, а для меня вокруг словно грохотали взрывы, раздирающие маленький уютный мир в
клочья. (11)Я прятала голову под подушку, но даже там невозможно было спрятаться от этой
страшной канонады...
(12)Нет... (13)Правильно мама говорит: не нужно вспоминать. (14)Мы уже давно совершенно
чужие люди. (15)Прошло столько лет. (16)Да, было больно и страшно, но постепенно всё
улеглось, забылось... (17)Разве только иногда неожиданно всплывает в памяти тот снежно-
солнечный зимний день, когда он, раскрасневшийся, уставший, но такой счастливый, вёз нас с
мамой на санках, а потом мы пили обжигающе горячий чай из термоса - неповторимый вкус
детства... (18)Или то летнее утро, когда, катаясь на велосипеде, я упала и сломала ногу.
(19)Отец нёс меня на руках до самой больницы, и я чувствовала силу и тепло его рук...
(20)Или...
(21)Нет! (22)Никаких «или». (23)Не нужно вспоминать. (24)Мы уже давно совершенно чужие
люди. (25)Между нами пропасть, десять лет, когда каждый жил своей жизнью. (26)И хорошо, что так получилось. (27)Я привыкла свободное время проводить одна или с друзьями, быстро
повзрослела, стала самостоятельной. (28)Иногда мне даже кажется, что в моей жизни, кроме
мамы, никого никогда не было...
(29) А недавно от него пришло письмо: он приехал, вернулся из-за границы, где работал
несколько лет, и хочет со мной встретиться. (З0)Зачем?.. (31)Мы уже давно совершенно...
(32)Кто там?! (ЗЗ)Такой знакомый силуэт у нашей калитки... (34)«Папочка!» - на бегу кричу я,
а густо исписанные листы бумаги сыплются из моего дневника и, подхваченные ветром, летят
прочь.
(по Г. И. Андрееву*)
*Георгий Иванович Андреев (род. в 1971 г.) — современный писатель, публицист. Вариант № 7245304
1. Задание 26 № 4117
Пояснение.
Проблемы:
1. Нужно быть настоящим или казаться, чтобы произвести впечатление?
2. Проблема комплексов, заниженной самооценки.
Позиция автора:
1. Нужно быть настоящим, а не казаться, тогда окружающие будут ува-жать тебя.
2. Уверенность в собственных силах нужно воспитывать, если быть искренним с
окружающими, тебя оценят и поймут.
2. Задание 26 № 2387
Пояснение.
Основные проблемы:
1. Проблема сохранения культурного наследия. (Надо ли сохранять художественно-
исторические памятники прошлого, если они не вписываются в современный облик города?)
2. Проблема влияния городского ландшафта и городской архитектуры на человека. (Какие
чувства и переживания рождаются в душе человека при виде красивого городского пейзажа,
гармонично сочетающего красоту природы и различных строений?)
Позиция автора:
эти памятники были сохранены даже в условиях активного строительства городского жилья.
именно это вызывает в человеке чувство прекрасного, желание сохранить красоту.
3. Задание 26 № 9320
Пояснение.
1. Общество должно бережно относиться к памятникам прошлого, заботиться о том, чтобы
2. Очень важно сохранить гармонию городского природного ландшафта и архитектуры,
Основные проблемы:
1. Проблема неблаготворного воздействия человека на природу. (В чём заключается
неблаготворное воздействие человека на природу?)
2. Проблема противоречия между деятельностью человека и стремлеием сохранить
окружающую среду. (Как можно совместить любовь к природе и необходимость деятельности,
которая негативно воздейстует на окружающий мир?)
3. Проблема любви человека к природе. (В чём проявляется любовь человека к природе?)
4. Проблема роли природы в жизни человека. (Какую роль играет природа в жизни
человека? Как нужно относиться к природе, к земле?)
Позиция автора:
1. Человек в процессе своей деятельности часто не принимает во внимание, насколько её
2. К сожалению, порой необходимая для человека деятельность заставляет его причинять
3. Человек, который с детства любит природу (и тонко чувствует её), очень тяжело
4. Природа – «колыбель» человечества: она взращивает человека, кормит, украшает его
результаты могут быть разрушительными для природы.
природе невосполнимый вред.
переживает, когда природе наносят вред.
жизнь, развивает чувство прекрасного, защищает. Её необходимо беречь.
4. Задание 26 № 12702
Основные проблемы:
1. Проблема отношения отцов и детей.
2. Проблема любви детей к родителям.
3. Проблема разрушения семьи.
Тексты для сочинений по типу задания 25 ЕГЭ по русскому языку.
Тексты для сочинений по типу задания 25 ЕГЭ по русскому языку.
Тексты для сочинений по типу задания 25 ЕГЭ по русскому языку.
Тексты для сочинений по типу задания 25 ЕГЭ по русскому языку.
Тексты для сочинений по типу задания 25 ЕГЭ по русскому языку.
Тексты для сочинений по типу задания 25 ЕГЭ по русскому языку.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.