Тема: « Эффективные приёмы работы со слабоуспевающими учащимися»
Оценка 5

Тема: « Эффективные приёмы работы со слабоуспевающими учащимися»

Оценка 5
docx
06.11.2020
Тема: « Эффективные приёмы работы со слабоуспевающими учащимися»
Современное общество находится в состоянии постоянного информационного обновления. Цивилизованные изменения, происходящие в мире, связаны с особенностями развития образования: глобализация, поликультурность, информационность общества, образование через всю жизнь. Но, не смотря на пристальное внимание педагогов и психологов, ученых и практиков к проблемам школы, число учащихся, испытывающих трудности в обучении, непрерывно растет.
Эффективные приёмы работы со слабоуспевающими. Слесарева Н. Н. .docx

Тема: « Эффективные приёмы работы со слабоуспевающими учащимися»

Учитель МОУ «СОШ № 9» Слесарева Н. Н.

 

Современное общество находится в состоянии постоянного информационного обновления. Цивилизованные изменения, происходящие в мире, связаны с особенностями развития образования: глобализация, поликультурность, информационность общества, образование через всю жизнь. Но, не смотря на пристальное внимание педагогов и психологов, ученых и практиков к проблемам школы, число учащихся, испытывающих трудности в обучении, непрерывно растет.

Специалисты отмечают, что проблема слабой успеваемости и неуспеваемости является не только педагогической, но и психологической, и медицинской, и социальной. Негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране, интенсификация обучения и перегруженность школьных программ ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье школьников. Коллектив, как социально – психологический фактор, где происходит сравнение достижений (ситуация успеха/неуспеха), тоже играет не последнюю роль в личностном становлении и развитии.

Существует мнение, что для выявления причин неуспеваемости необходимо комплексное обследование. К педагогическому и психологическому обследованию необходимо добавить антропометрическое (тип телосложения) и психофизиологическое (свойства нервной системы) обследования.

Слабоуспевающие учащиеся имеют общие черты, но существенно отличаются друг от друга. Их «многоликость» создаёт значительные трудности в работе учителей по преодолению этой проблемы.

Наиболее применимая в практике начальной школы, на наш взгляд, типология психолога Н.И. Мурачковского: за основу взят характер взаимоот­ношений существенных сторон личности школьников (мыслительная деятельность и отношение к учёбе):

1. Низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т.д.) сочетается с положительным отношением к учению и сохранением позиции школьника.

2. Высокий уровень развития мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и частичной или полной утрате позиции школьника.

3. Низкое качество мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и полной утрате позиции школьника, проявляющееся в стремлении оставить школу.

Причины проблем с успеваемостью

Проявления, над чем работать

Низкий уровень умственного развития

•Педагогическая запущенность.

•Частые заболевания.

•Пропуски занятий.

•Органические нарушения ЦНС

•Не умеет устанавливать причинно-следственные связи.

•Учитывать все признаки предмета или явления.

•Видеть общее и. д.

Несформированность учебных навыков.

Не умеет учиться

работать с текстом;

выделять главное, существенное;

не может организовать и распределить время

Дефицит внимания с гиперактивностью.

•отвлекаемостью;

•подвижностью;

•неусидчивостью и т. д

Отсутствие познавательного интереса.

не развивали познавательные способности;

мало интересов, не посещает кружки, секции, не читает, пустое время препровождение.

Несформированность произвольной сферы.

 

ученик делает то, что ему нравится, не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач.

Конфликтные отношения

•со сверстниками;

•учителями;

•отказ от усилий в учебной деятельности

Низкий познавательный интерес

Не срабатывают карательные меры (двойки, наказания)

•в поддержке

•показа того, что он состоятелен в других видах деятельности

«Эффект новизны» при решении учебных задач: занимательные задачи и головоломки и др.

Низкий уровень развития словесно-логического мышления

Упор на наглядность в решении и изложении учебного материала, реализация принципа доступности.

•Знать психическое развитие ребёнка:

- восприятие (каналы – кинестетический, слуховой, визуальный)

- внимание (произвольное, непроизвольное, постпроизвольное)

- память (вербальная, невербальная)

Низкая работоспособность

•утомляемость

•истощаемость

•медленный темп работы

 

В ходе своей работы пришла к выводу, что ликвидировать пробелы слабоуспевающих надо в рамках системно-деятельностного подхода. Именно деятельностный подход ведёт к самоопределению ребенка в учебном процессе и учит учиться.

   Необходимость своевременно выявлять пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся привела к структурированию своей деятельности. На каждого ученика создала папку, в которой хранятся его работы и отслеживаются изменения. Таблицы мониторинга по предметам позволяют наглядно увидеть пробелы и наметить направления их ликвидации.

Работа с родителями строится в трёх направлениях: тематика родительских собраний («Режим дня и правильное питание», «Как помочь ребёнку стать читателем», «Воспитать помощника», «Ответственность родителей за обучение и воспитание детей»), консультации с определением индивидуальной траектории преодоления трудностей (ежедневное отслеживание отметок,  расписались в выписке из Дневник.ру, плане работы). Привлечение родителей к классным мероприятиям даёт возможность детям ощущать поддержку семьи.

Наиболее эффективными приёмами работы с детьми, имеющими проблемы в успеваемости, считаю следующие.

Ещё Аристотель сказал: «Познание начинается с удивления». Поэтому на уроке обязательны проблемные ситуации, интерактивные методы, занимательный материал, обучающие игры, памятки, опорные схемы. Это позволяет удержать интерес ребёнка, развивает внимание, память, мышление.

Физкультминутки стараюсь проводить тоже тематические: хлопнуть, присесть, сделать определённое движение на конкретную часть речи, орфограмму. Придумать задачу по теме на сюжет физкультминутки. Какие величины были затронуты в физкультминутке? О какой природной зоне шла речь?

Обязательно учитываю способность учащихся к усвоению во время урока, самое сложное в начале урока:

1-4 мин. – 60 % информации

5 - 23 мин. – 80 % информации

24 -34 мин. – 50 % информации

35 -45 мин. – 6 % информации

Принцип психологического комфорта или всем известная «ситуация успеха». Это педагогическая поддержка: нахождение и раскрытие потенциала ребёнка. Ребёнок где-нибудь, но обязательно себя проявит, надо не упустить этот момент, разовый успех может изменить психологическое самочувствие ребёнка. Для этого надо перед детьми ставить посильные и выполнимые задачи, где он может проявить инициативу и творчество, а, следовательно, заслужить признание одноклассников: нет быстрых ответов, есть время подумать, опережающие темы. Для учителя на столе – подсказка со словами поддержки.

Предполагаемая отметка

Словесная характеристика.

Отлично

Молодец! Отлично! Умница! Замечательно! Вы меня удивили! Восхитительно! Чудесно! Здорово! Я горжусь вами!

Хорошо

Хорошо! Так держать. Вы меня порадовали! Мне нравится, как работаешь! Всё идёт хорошо! Рада, что получилось, хотя цель была другая. Рада за вас! Качественная работа. Наконец-то получилось! Верю в твой успех! Это победа! Приятно видеть твои успехи!

Удовлетвори-тельно

Старайся. Всё получается. Твоё отношение к заданиям, работе меняется. Уважаю за стремление! Уважаю за аккуратность, самосовершенствование. Я рада, что ты делаешь, хотя сейчас получилось не так, как ожидал.

Стимулирова-ние

к самоанализу

Над чем надо подумать? Ты доволен результатом? Заметил ли ты улучшение результата? Тебе понравилась твоя работа? Ты меня озадачил. Что с тобой случилось? Постарайся не спешить. Будь внимательным. Вчитайся в задания. Ты сможешь не делать эти ошибки. Не позволяй отвлекаться. Я верю в твой успех, а ты?

Технология или приём «формирующего оценивания»  - это ещё один способ ликвидации пробелов. Недостаток времени для усвоения материала или проверки уже усвоенного часто становится причиной слабой успеваемости. Мы обязаны дать ребёнку «шанс на исправление». Это может быть дополнительное время, другой вариант самостоятельной или карточки, пересдача более сильным учащимся (учебный сектор). Интересный результат даёт «Лист ответственности» - ребёнок (любой) может отказаться отвечать или не сделать домашнее задание один раз в триместр по каждому предмету, но должен вписать день и предмет. Дети сами пришли к выводу, что всё равно этот материал должны отработать устно или письменно.

В парной форме работы (за партой сильный/слабый) взаимопроверка включает обязательное проговаривание того, что делали, расхождений в ответах, «Расскажи, что ты понял». Часто в паре есть подшефный, которого направляет ученик, не испытывающий трудностей в обучении. Как правило, сильный структурирует свою работу, а слабый имеет возможность ещё раз повторить. Такие пары работают на уроке и, если есть необходимость, на переменах (перед контрольной, повторяют домашнее задание). Практикую проверку карточек и рабочих тетрадей на печатной основе в парах, зелёной ручкой исправляют ошибки и подписываются. Это стимулирует ученика к добросовестной деятельности по повторению пройденного материала.

В групповой форме работы (в одной группе учащиеся с разным уровнем развития) через многократный (4-5человек) опрос, обсуждение решений, объяснение тем, кто не понял, ребёнок с трудностями в обучении лучше понимает и запоминает. Затем группа защищает своё решение перед классом. Так готовимся к контрольным, пересказываем тексты, рассказываем стихотворения наизусть, готовим мини проекты. Надо отметить, что некоторым ребятам у одноклассника спросить, получить консультацию проще. Кроме того, каждый оценивает свою работу, а группа оценивает работу каждого.

Работа в разноуровневых группах (команды по 5-6 человек с близким уровнем развития) позволяет почувствовать себя слабым учащимся полноправными членами команды и получить положительную отметку. А это тоже стимулирует желание учиться.

 Дифференцированный подход одно из средств предупреждения неуспеваемости. Разноуровневые карточки дают возможность не выделять детей с трудностями в обучении. Возможны задания с возрастающей степенью сложности: три обязательных, два усложнённых по выбору. В работе над новым материалом многократно проговариваем со слабоуспевающими параллельно доске, стремясь к алгоритмизации. Остальные дети, после двух-трёх примеров, выполняют задания самостоятельно.

В нашей школе разработаны памятки при работе над ошибками по математике и русскому языку. Проверяя работу, на полях выставляется номер орфограммы, что облегчает учащемуся скорректировать исправление ошибок и даёт образец.

При организации домашней работы провожу инструктаж. Для выполнения предлагаю задания по выбору: обязательная часть и дополнительная. Ребёнок выполняет упражнение и какой-либо разбор, придумывает слова на орфограмму или  предложение, содержащее слова с данной орфограммой.

В заключении хочу привести десять правил работы с детьми, испытывающими трудности в обучении.

·         Верьте в способность любого ученика, старайтесь передать и ему эту веру.

·         Помните, что для ученика необходим период “вживания” в материал.

·         Не торопите его, научитесь ждать. Не стремитесь ответить сами на вопросы ученика.

·         Каждый урок – продолжение предыдущего, каждый вносит новое в изучаемую тему.

·         Чаще предлагайте им однотипные задания. Одно решили с учителем, другое – сообща с учителем, третье – каждый индивидуально.

·         Постоянно добивайтесь развития памяти, логики, мышления, эмоций, интереса к учению.

·         Из изученного выбирайте главное, изложите его, повторите, закрепите, идите к новому.

·         Обобщение – главная составляющая любой методики.

·         Научитесь управлять классом, сочетать фронтальную работу на уроке с индивидуальной.

·         Помните, группа слабоуспевающих расколется на способных, средних и слабоуспевающих.

 

Использованная литература

1. Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей: Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения.  М.: Ось – 89, 2001.

2. Еропкина А. «Больше внимания слабоуспевающим ученикам» // Начальная школа. 1985 г № 9. – с. 22.

3. Зинченко С. Н. «Почему детям бывает трудно учиться». – К., 1990. – с. 107.

4. Коростель И. «Работа со слабоуспевающими учащими» // Завуч.-2000, № 3. – 101.

5. Хромов. Н.И. Методы обучения детей с различными типами обучаемости. – М.: Айрис пресс, 2007.

6. Орлова Е.В., Гладин Н.В., Воровщиков С.Г. Как эффективно развивать логическое мышление младших школьников. М.: «5 за знания», 2008

7. Гин. А.А. Приемы педагогической техники. https://docs.google.com/document

8. Серебренникова Г.В. Приемы педагогической техники. http://www.openclass.ru/node/67368


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема: « Эффективные приёмы работы со слабоуспевающими учащимися»

Тема: « Эффективные приёмы работы со слабоуспевающими учащимися»

Несформированность произвольной сферы

Несформированность произвольной сферы

Принцип психологического комфорта или всем известная «ситуация успеха»

Принцип психологического комфорта или всем известная «ситуация успеха»

Работа в разноуровневых группах (команды по 5-6 человек с близким уровнем развития) позволяет почувствовать себя слабым учащимся полноправными членами команды и получить положительную отметку

Работа в разноуровневых группах (команды по 5-6 человек с близким уровнем развития) позволяет почувствовать себя слабым учащимся полноправными членами команды и получить положительную отметку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2020