Тема: «Анализ сказки П.П. Ершова Конек – Горбунок».
Оценка 4.7

Тема: «Анализ сказки П.П. Ершова Конек – Горбунок».

Оценка 4.7
Домашняя работа
doc
русская литература
8 кл—11 кл
24.02.2024
Тема: «Анализ сказки П.П. Ершова Конек – Горбунок».
для детей
ершов.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

 

Тема: «Анализ сказки П.П. Ершова Конек – Горбунок».

 

 

Предмет: «Детская литература».

 

 

 

                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План.

 

1. Краткие биографические сведения о поэте - сказочнике П.П.Ершове.

 

2. Анализ сказки «Конек -  Горбунок».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Поэтом – сказочником, наиболее последовательно и творчески усвоившим опит, накопленный Жуковским и Пушкиным в сказочном жанре, стал Петр Павлович Ершов (1815 – 1869). Он вошел в историю русской литературы как автор одного произведения – сказочно-стихотворной повести «Конек – Горбунок». Сочинялась она девятнадцатилетним студентом первого курса Петербургского университета, человеком очень замкнутым и общавшимся по большей части со своим братом. Сатирическое творение по мотивам русских народных сказок и песен было представлено на суд профессора П.А. Плетнева, и тот пришел от произведения в восхищение. Он устроил встречу молодого автора с Пушкиным. Поэт высоко оценил сказку и помог Ершову опубликоваться, возможно, даже приняв некоторое участие в редактировании текста. Сказка была напечатана в журнале «Библиотека для чтения» в 1834 году, и в том же году сказка вышла отдельной книгой, как утверждают современники, Пушкин произнес знаменательные слова: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить».

Позднее Ершовым был написан ряд других произведений: драматическая повесть «Фома – кузнец», стихотворение «Молодой орел», «Песня казачки», «Русская песня». Но вечной жизни в литературе они не получили. Вероятно, потому, что не были так же народны, как «Конек – Горбунок». Да и талант самого поэта угасал в глуши и безвестности. По окончании университета Ершов не получил возможности остаться в столице, поскольку не умел кланяться и искать протекции. Он уехал в Тобольск, где служил учителем словесности, инспектором по образованию, а затем стал директором гимназии. Но это было не совсем то, к чему стремилась его поэтическая натура. Ершов писал рассказы, стихи. Их публиковали местные газеты и центральные журналы и сборники. Однако его тянуло в столицу: там кипела жизнь, творилась культура, спорили о путях искусства друзья – литераторы. Они хлопотали за Ершова: и Плетнев, и Жуковский, и другие. Но бюрократическая Россия была глуха к автору знаменитой сказки. Одно утешало поэта: он отдавал долг народу Сибири, которому многим был обязан. Так во всей жизни Ершова тяжелое и счастливое нерасторжимо соединялось.

Талантливый самородок появился на свет больным и слабым, в глухом селе Безрукове Ишимского уезда, Тобольской губернии. Он стал в семье третьим и, как водится, самым любимым сыном. Чтобы сохранить ему жизнь, по обычаю тех краев, родители совершили обряд продажи ребенка за грош. Отец Ершова был маленьким сельским чиновником. По делам службы часто переезжая с места на место, бывал в Омске, Тобольске, Березове, хорошо знал быт крестьян, купцов тех мест.

В Тобольске жил их родственник, купец Пиленков. Когда Петру пришла пора учиться, мальчика поручили попечению дяди. Поэт хорошо знал быт крестьян, таежных охотников, рыболовов, казаков, купцов, ямщиков.

В Тобольске будущий поэт учился в гимназии. После университета Ершов вернулся на родину. Работал сначала учителем, затем директором гимназии и, наконец ведал всеми училищами губернии. Тяжела была жизнь передового человека в тогдашней глухой провинции. В дали от литературной среды, в трудной борьбе с вечной нуждой литературный талант его угас. Скончался Ершов от тяжелой болезни в 1869 г.

 

2.Сказка «Конек – Горбунок» известна всем – от мала до велика, и каждому возрасту -  она нравится по-своему. Ребенка занимает внешний ход событий, история Ивана – дурачка, обретшего с помощью чудесного конька счастливую судьбу. Для взрослого читателя открывается другой, более глубокий смысл сказочного повествования. Ершовская сказка вызывает размышления о народе Руси и о тех, кто вершил его судьбу.

Но как бы ни разнилось восприятие вымысла ребенком и взрослым, люди всех возрастов не могут не почувствовать очарования этой мечты, живописи поэтического повествования и глубокого национального своеобразия сказки.

Острая сатирическая направленность сказки, выраженная в ней вера в победу справедливости, живость фантастического вымысла, бойкость и выразительность слога – все эти достоинства «Конька – Горбунка», вынесенные из крестьянских сказок, сделали произведение П.П. Ершова крупным явлением демократической литературы 19 века.

В «Коньке – Горбунке» Ершов описал, как вечером в царской кухне повара и служители двора сидят за столом, пьют мед из жбана и тешатся сказками о Царе, о Боярине восточной, о князе Бобыле, о прекрасной Царь-девице.

Ершов не был простым пересказчиком – он автор сказки, хотя сюжет «Конька-Горбунка» и заимствован из фольклора. Поэт вернул сказку народу значительно обогащенной, творчески видоизмененной, дополненной выдумкой, какой не было в тех сказках, которые он слышал, на которые похож «Конек – Горбунок».

Действие в сказке движется стремительно, одна картина сменяет другую, и, внимательно приглядевшись, мы узнаем в них уездную Русь, которая в будни пахала землю, хитрила, наделяла худыми кличками разных захребетников, а в праздники торговала, пела, буянила, бранилась, доверчиво слушала рассказы странников об иноземных царях - бусурманах. Исправники берут оброк с крестьян; купцы-гости барышничают; надсмотрщики поставлены от городничего глядеть за торговлей, но давно сговорились с торгашами – те считают денежки да подмигивают надсмотрщикам.

Сила сказки в глубоко жизненном раскрытии образа Ивана. В этом образе выразилась самая суть сказочной истории, вся полнота реализма Ершова.

С точки зрения людей «здравого смысла», которые мирятся с неправдой, подлаживаются, обманывают и хитрят ради житейского благополучия и покоя, Иван просто глуп. Он всегда поступает наперекор их «здравому смыслу». Но всегда получается так, что эта Иванова глупость оборачивается высшей человеческой мудростью и выходит победительницей над пресловутым «здравым смыслом».

Вот отец посылает стеречь пшеницу братьев Ивана. Но один поленился – провел ночь на сеннике, а другой струсил – проходил всю ночь у соседского забора. И оба преспокойно солгали. Не таков Иван. Зато ему, а не братьям достались чудесные кони и Горбунок.

Четко несет Иван трудную службу у вздорного царя, простодушно не замечая зависти и козней царских придворных.

Сколько пришлось приложить труда, проявить смелости и настойчивости, чтобы выполнить все царские поручения.

И вот награда – Иван владеет всем, что сам добыл для царя, да сверх того еще становится писаным красавцем и избранным самим народом царем.

Конечно, в этом ему помогла волшебная сила Конька – Горбунка.

Но ведь на то и сказка, чтобы волею ее автора чудесные силы оказались на стороне добрых, доверчивых, честных, помогли правде и справедливости восторжествовать над злом.

Вот почему Иванушка – дурачок, руководствовавшийся мудрой народной моралью – жить честно, не жадничать, не красть, быть верным своему долгу и слову, оказался победителем всех жизненных невзгод. В образе простодушного, наивного Ивана не следует усматривать воплощение идеала человеческого поведения. Иван Ершова бывает и дурашливым, любит поспать, порой ленится. И поэт, и народные сказочники не скрывают, что герой – дурак в прямом и точном смысле этого слова.

Но дурачества Ивана особые. Недаром всюду, где автор говорит об Иване как о дурачке, он противопоставляет его «умным». Дурачок противопоставлен «умным» братьям. И на царской службе он верен себе: доверчив и добр, никому не строит козней, хотя вокруг него и кипят недобрые страсти. Ивану завидует прежний начальник над конюшней – он оговаривает Ивана, подводит его под царский гнев и опалу. Царь и царедворцы причинили Ивану много зла, но все их хитроумные происки оказались напрасными. Иванушка – дурачок и тут противопоставлен мнимоумным, мнимоздравомыслящим людям. И сам собой является вопрос: кто же в действительности глуп? Конечно, те, кто притесняет Ивана. «Умный» царь смешон, глуп в своей любовной страсти, глуп в желании заполучить Жар – птицу как очередную забаву – игрушку, глуп в уверенности, что опять станет молодым. Он жесток, деспотичен, показан не в заботах о государстве, а в хлопотах о женитьбе на прекрасной Царь – девице.

Смысл сказки – в иронии, в шутке, в прямой сатире: тем, кто хочет разбогатеть, богатство не достается; кто жаждет власти, ее лишается. А Иван – дурачок всего достиг. В соответствии с традициями народной сказки в конце повествования дурак перерождается и становится умным по-настоящему.

Остался верным традициям народного творчества автор «Конька – Горбунка» и в отборе изобразительных средств. Начиная с зачина до концовки читатель во власти очарования народной сказки. И в богатой смыслом иронии, и в описании волшебных картин, и в передаче простодушных замечаний Ивана о Царь – девице, Жар – птице, и в рассказе о конном рынке – всюду Ершов остается народным рассказчиком. Крестьянский разговорно-сказочный стиль достиг у него полного выражения в многочисленных диалогах, в великолепных речевых самохарактеристиках персонажей.

Сказка «Конек – Горбунок» - высокий образец чисто литературной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В сказке встречаются пословицы:

«Доселе Макар огурцы копал,

А нынче Макар в воеводы попал».

 

«Для дружка и сережка из ушка».

 

«Скоро сказка сказывается,

Да не скоро дело делается».

 

Поговорки:

«Но, сказать тебе по дружбе,

Это – службишко, не служба».

 

«Ну, уж бог тебя простит».

 

«Ни одной души живой,

Словно шел Мамай войной!».

 

«Что ни в сказке сказать,

Ни пером не написать!».

 

«Что дадите мне за вестку?

Бьет свекровь свою невестку».

 

Потешки:

«Та-ра-ра-ли, та-ра-ра!

Вышли кони со двора;

Вот крестьяне их поймали

Да покрепче привязали».

 

«Сидит ворон на дубу,

Он играет во трубу;

Как во трубушку играет,

Православных потешает».

 

Народные выражения: Слышь, держал его как в жомах; Малахай свой надевает; Закопался под сенник; Отправился в дозор; Починивши оба глаза; Постучали ендовой; Начал спальник примечать; В стойло спрятался тайком; Так храпит, как Еруслан; Скрючась обручем толовым; И до колотья смеялся; Что за челядь тут такая?; Нет пера, да и шабалки.


Реферат Тема: «Анализ сказки

Реферат Тема: «Анализ сказки

План. 1. Краткие биографические сведения о поэте - сказочнике

План. 1. Краткие биографические сведения о поэте - сказочнике

Поэтом – сказочником, наиболее последовательно и творчески усвоившим опит, накопленный

Поэтом – сказочником, наиболее последовательно и творчески усвоившим опит, накопленный

В дали от литературной среды, в трудной борьбе с вечной нуждой литературный талант его угас

В дали от литературной среды, в трудной борьбе с вечной нуждой литературный талант его угас

И оба преспокойно солгали. Не таков

И оба преспокойно солгали. Не таков

Сказка «Конек – Горбунок» - высокий образец чисто литературной работы

Сказка «Конек – Горбунок» - высокий образец чисто литературной работы

Скоро сказка сказывается, Да не скоро дело делается»

Скоро сказка сказывается, Да не скоро дело делается»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2024