Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 21
Тема авторской программы:
«Программа патриотического воспитания
учащихся МОУ СОШ №21 на 2016-2020 г.
«Сыны и дочери Отечества».
Автор программы:
заместитель директора по воспитательной работе МОУ СОШ № 21 Соловьёва Марина Олеговна
Тверь, 2021
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №21»
Программа патриотического воспитания
учащихся МОУ СОШ №21 на 2016-2020 г.
«Сыны и дочери Отечества».
Автор программы:
заместитель директора по воспитательной работе Соловьёва Марина Олеговна
Тверь, 2016
Программа патриотического воспитания учащихся МОУ СОШ №21 на 2016-2020 гг.
Какие ждут вас в будущем дела? Об этом думать вы должны всё чаще. И если гражданин вы настоящий, Большой отдачи ждёт от вас страна.
Пояснительная записка
Программа патриотического воспитания обучающихся направлена на обеспечение их духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации.
Основой является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Патриотическое воспитание понимается авторами программы как систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремление к выполнению своего гражданского долга. Программа ориентирована на все возрастные группы учащихся, коллектив педагогов и родителей школы.
Возрождение патриотизма – шаг к возрождению России. В условиях обострения социально-экономических проблем общества, негативных явлений нашей жизни, фундаментом общественной и государственной системы становится духовное становление личности, воспитание патриотизма и гражданственности подрастающего поколения. Героические события Отечественной истории, выдающиеся достижения страны создают реальную основу по формированию у детей и подростков социально значимых качеств, развитию личности гражданина и защитника Отечества.
Будущее России в руках нынешних школьников, и если они не будут знать историю своей Родины, не будут любить её, с уважением относиться к людям старшего поколения – носителям исторического опыта, то Россия обречена. Поэтому патриотическому воспитанию в нашей школе уделяется особое внимание. Педагогическим коллективом накоплен значительный опыт в сфере патриотического воспитания детей, сложились определённые традиции, способствующие совершенствованию воспитательного процесса. Перед учителями стоит ответственная задача поиска новых творческих форм и методов патриотического воспитания.
Цель Программы:
Создание условий для развития системы патриотического воспитания, обеспечивающей формирование у подрастающего поколения высокого патриотического сознания, верности Отечеству, гордости за судьбу своей страны, готовности к выполнению конституционных обязанностей.
Совершенствование условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную деятельность обучающихся, разнообразные виды деятельности.
Создание условий для развития и воспитания компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.
Задачи Программы: Проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий эффективного патриотического воспитания учащихся. Формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству. Утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России. Создание условий для развития волонтерского движения, являющегося эффективным инструментом гражданско-патриотического воспитания.
Привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению поликультурных и духовно-нравственных ценностей страны: - формирование и создание условий для осмысления учащимися патриотизма как личной и социальной ценности; - объединение усилий учителей, учащихся и родителей для оптимальной реализации системы патриотического воспитания; - формирование позитивного отношения к Вооружённым силам Российской Федерации, готовности к защите Отечества; - развитие и совершенствование нормативно-правовой и организационно-методической базы патриотического воспитания; - развитие у учащихся потребности в познании культурно-исторических ценностей, стимулирование творческой активности; - привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края, - создание условий для продолжения участия старшего поколения в духовно-нравственной воспитательной работе в уч-ся.
Принципы и особенности организации содержания патриотического воспитания обучающихся:
1. Принцип ориентации на идеал. 2. Аксиологический принцип. 3. Принцип следования нравственному примеру. 4. Принцип диалогического общения со значимыми другими. 5. Принцип идентификации. 6. Принцип полисубъектности воспитания и социализации. 7. Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем. 8. Принцип системно - деятельностной организации воспитания.
Программа составлена с учётом: культурно-исторических, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона; запросов семей и иных субъектов образовательного процесса.
Название программы «Сыны и дочери Отечества» не случайно. Она начала действовать после 70летия Победы в ВОВ. Сейчас, как никогда, особенно необходимо и важно воспитывать в молодёжи такие качества, как гражданственность, трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине и окружающей среде, семье – всё то, что является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закреплённых в Законе «Об образовании в РФ». Программа работы музея МОУ СОШ № 21 на 2015 - 2020 года «МУЗЕЙ ИСТОРИИ ШКОЛЫ» является составной частью Программы патриотического воспитания учащихся МОУ СОШ №21 на 2016-2020 гг.
Для реализации программы выбраны направления деятельности:
1.Совершенствование нормативно-правовой базы военно-патриотического воспитания. 2. Программно - методическое сопровождение. 3. Информационное обеспечение в области военно-патриотического воспитания. 4.Организация сетевого взаимодействия школы. 5.Кадровое обеспечение. 6.Материально-техническое обеспечение.
С целью совершенствования нормативно-правовой базы военно- патриотического воспитания разработаны и выполнены приказы «О проведении интернет - тестирования учащихся по истории ВОВ (июнь, 2016 г.), «Об участии в эстафете, посв. 9му мая» (ежегодно), «О праздновании дня освобождения г. Калинина» (ежегодно), «О проведении месячника военно-патриотического воспитания» (ежегодно) , «О праздновании Дня Победы» (ежегодно). Разработаны положения, приказ и план работы музея школы.
Программно - методическое сопровождение заключается в совершенствовании и расширении общеобразовательной программы школы. В период реализации программы разработаны сценарии классных часов, круглых столов и мероприятий «Уроки Победы», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Страницы военной летописи», «Мы этой памяти верны». Тематические и библиотечные уроки и Уроки памяти, посвящённые Дням Воинской Славы России. Тематические встречи с представителями ВУЗов в т. ч. и военными, с ветеранами ВОВ. Планы проведения: Вахты памяти, посв. Дню освобождения Калинина; месячника военно-патриотической работы - «Служу Отечеству, России». Положений по проведению Смотра строя и песни, военно – спортивной игры «Мы - те, кто защитит нашу Родину! – Никто, кроме нас».
Информационное обеспечение в области военно-патриотического воспитания: систематизировалось оформление информационных стендов. Выпуск школьной газеты полностью посвящён патриотизму: рассказ о школьных мероприятиях смотр строя и песни, памятные даты России, информация о праздновании Дня победы (Дня защитника Отечества). Выпуск боевых листков. Связь с СМИ разного уровня.
Развитие содержания военно- патриотического воспитания в школе предполагает формирование у учащихся - ценностного отношения к культурно-историческому прошлому России и современной социально-экономической и политической жизни страны; - уважения к национальным героям, - стремления к реализации активной гражданской позиции в социальной практике, - осознанного позитивного отношения к патриотическим ценностям, исполнению гражданского долга; - опыта участия в деятельности детских общественных организаций, - понимания антигуманной сущности экстремистских группировок и негативного отношения к асоциальным проявлениям, - готовности к самостоятельному выбору в пользу демократических ценностей, чувства ответственности за свои поступки.
Актуальной сферой социальных инициатив учащихся основной школы в контексте задач гражданского и патриотического воспитания является реализация социальных проектов в рамках волонтерского движения обучающихся и деятельности молодёжных и детских общественных объединений.
Нормативно-правовая база:
1.Федеральная Программа развития образования Конвенция о правах ребенка. 2. Закон РФ « Об основных гарантиях прав ребенка».Закон РФ «Об образовании». 3. Закон РФ «ОБ утверждении Федеральной программы развития образования». 4.Национальная доктрина образования в Российской Федерации, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 г. 5.Указы и распоряжения Президента Российской Федерации. 6. Постановления Правительства РФ. 7. Решения и приказы Министерства образования и науки РФ. 8. Приоритетные направления развития образовательной системы РФ. 9. Закон «Об образовании в Тверской области». 10. Программа развития образования Тверской области. 11.Постановления администрации Тверской области. 12. Решения и приказы Департамента образования Тверской области. 13.Устав образовательного учреждения. 14. Конституция РФ. 15. Всеобщая декларация прав человека. 16. Стратегия развития воспитания в Российской федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от25.05.15 г. 17. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы». 18. Областная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан Тверской области на 2007 – 2010 годы». 19 Положения по организации воспитательной работы в образовательных учреждениях города Твери на 2016/2017 учебный год. 20. Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России № 03-296 от 12 мая 2011 г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования». 21. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования (Приложение к письму Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296). 22. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». 23. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы".
Основные направления по реализации Программы патриотического воспитания учащихся МОУ СОШ №21
1. Разработка мероприятий, направленных на патриотическое воспитание в урочное время.
2. Внеурочная деятельность как условие воспитания патриотизма у школьников.
Особенности системы патриотического воспитания в МОУ СОШ №21
Одной из форм историко-патриотического воспитания учащихся является работа школьного музея «Музей истории школы». Музей открыт 8 мая 1996 г. в связи с проведением в ноябре 1995 года 60-тилетия школы. В настоящее время руководит музеем преподаватель русского языка и литературы Старцева М. А.. За годы работы школы накоплен богатый материал по истории школы, собраны экспонаты по военной истории края, а так же представлены образцы по истории городского быта начала XX в. В 2015 году написана программа работы на 2015 – 2020 года.
Другим направлением системы патриотического воспитания является тесное сотрудничество с Советом ветеранов Заволжского района, подшефными ветеранами (5-7 человек). Ветераны ВОВ и ветераны школы – наши частые гости (смотр строя и песни), в День пожилого человека, День рождения школы, освобождения г. Калинина от немецко-фашистских захватчиков, 23 февраля, День Победы – силами учителей и учащихся школы проводят концерты, чаепитие, дарятся ветеранам памятные подарки.
Особенно следует выделить тот комплекс мероприятий, которые проводятся к памятным датам – 16 декабря, 23 февраля и 9 мая. Проводится поисковая работа в микрорайоне. С учителями учащиеся систематически ездят на экскурсии по Твери и Тверской области: «Места боевой славы», «63 дня войны»; посещают музеи города, читают дополнительную литературу о Твери, её прошлом и настоящем. К 16 декабря ребята пишут сочинение на тему «Война коснулась моей семьи». В школьном музее проводятся Уроки мужества. Организуется просмотр к/ф военно-патриотического содержания в д/к «Металлист» для учащихся 5-9 классов. Учащиеся 10 классов несут Вахту памяти (возложение цветов к Стеле у Горбатого моста, Рубежу Обороны и к Обелиску Победы). Проводится конкурс солдатской песни и конкурс чтецов на базе детской библиотеки (филиал б-ки им. Герцена).
Ещё одним направлением системы патриотического воспитания является участие ребят в городской олимпиаде по краеведению, спартакиадах, игре «Орлёнок», ежегодно принимают участие в легкоатлетической эстафете по городу и убирают школьную территорию города. В школе проходят тематические выставки детского творчества. Выпускаются общешкольные стенгазеты, боевые листки на патриотическую тему.
Проводится цикл мероприятий с молодёжью призывного возраста (уч-ся 10,11 кл.) для поднятия престижа службы и для подготовки молодёжи к военной службе: а) два раза в год (окт., март) организуется встреча с работниками военкомата; б) в феврале проводится «День призывника».
Большую помощь в реализации программы патриотического воспитания оказывает школьная библиотека и филиал библиотеки им. Герцена. Так, в школьной библиотеке проходят тематические выставки книг в течение учебного года. Проведение различных творческих заданий приурочено к Дню памяти Михаила Тверского.
Последние года в реализации программы по патриотическому воспитанию используются ИКТ. Авторами программы были созданы фильмы «Стоят обелиски», «Золотая Тверь», «Детство, опалённое войной».
Как и все школы России, наша школа переживает много реформ, но не изменяет своему главному принципу – воспитывать доброго, глубоко нравственного человека. Сегодня много говорят о необходимости формирования нового поколения россиян, гражданственности, патриотизма, толерантности. Вопрос: как? Уверены, - воспитывать можно только на собственном примере. Нельзя быть социально пассивными, а от учеников требовать активной гражданской позиции, нельзя воспитывать духовно богатую личность, не читая книг, не бывая в театре, нельзя воспитывать патриотов, ругая страну.
Этапы реализации программы:
Аналитический. Анализ реализации программы патриотического воспитания учащихся. Изучение нормативно-правовой базы, подзаконные акты. Разработка, обсуждение и утверждение на педагогическом совете программы патриотического воспитания. Анализ материально-технических, педагогических условия реализации программы. Декабрь, 2015 года. Подготовительный. Январь , 2016 – август, 2016 года. Совершенствование материальной базы, расширение творческого сотрудничества с учреждениями, установление партнёрских отношений с ними, презентация новых форм работы с учащимися.
Реализация. Сентябрь, 2016 – ноябрь, 2020 года. Формирование комплексной системы, учитывающей возможности всех включённых в программу ресурсов. Отработка содержания деятельности, наиболее эффективных форм и методов воспитательного воздействия. Разработка методических рекомендаций по патриотическому воспитанию. Расширение и укрепление связей и отношений школы с учреждениями культуры, социальными партнерами. Проведение мониторинга эффективности программы, информирование педагогов, обучающихся о ходе реализации программы. Активное участие в муниципальных, региональных, всероссийских мероприятиях патриотической тематики.
Заключительный. Декабрь, 2020 года. Проблемно- ориентированный анализ реализации программы. Подведение итогов. Проведение коррекции затруднений в реализации программы. Издание методического комплекса (перспективных планов, методик, методических рекомендаций, дидактических пособий). Планирование работы на следующий период.
Формы работы с учащимися в рамках Программы:
1. Месячники – вахта памяти ко Дню освобождения г. Калинина: «Память, которой не будет конца» (к юбилею – 2016); месячник военно-патриотической работы: «Служу Отечеству, России!», вахта памяти ко Дню Победы «30 дней до Победы» (к юбилею – 2020). Вахта памяти у Памятной доски, посвящённой ученикам нашей школы, погибшим при исполнении интернационального долга.
2. Декады – истории и обществознания, вахта памяти ко Дню освобождения г. Калинина: «Память, которой не будет конца», вахта памяти ко Дню Победы.
3. Классные часы. Уроки Памяти. Минуты Мужества. Круглые столы. «Уроки Победы». Тематические встречи с представителями ВУЗов в т. ч. и военными, с ветеранами ВОВ.
4. Работа музея МОУ СОШ № 21 «Музей истории школы».
5. Кинозал Победы - научно-популярные фильмы, документальные фильмы, фильм, снятые уч-ся.
6. Акции («Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка». Старт городского этапа «Я- Тверитянин» Всероссийской акции «Я – гражданин России». Молод.- патриот. акция: «Мы верим в тебя, солдат!». Участие в общегородской культурно-просветительской акции: «Голос Твери в защиту планеты Земля» в рамках Международного культурного проекта «Колокол Мира в День Земли».Организация работы школьных студий творчества.
7. Слёты. Городские молодёжные форумы. Концерты. Творческие конкурсы – рисунков, плакатов, боевых листков, песен, стихов, очерков. Городские конкурсы «Менделеевские чтения», «Была война», «Человек и книга», «Живая классика», «Мы растим Патриотов», «Визитная карточка юнармейского отряда». Учебно-тренировочные сборы. Смотры строя и песни. Военно-спортивные игры. Спортивная эстафета – кросс, посв. 9-у мая. "Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)". ВСИ «Орлёнок – 2016».
8. Экскурсии.
№ |
Название мероприятия. |
Сроки |
Ответственные |
|
Совершенствование процесса патриотического воспитания |
|
|
1 |
Знакомство с Нормативно-правовой базой. |
Июнь, 2016 |
Соловьёва М. О. |
2 |
Презентация работы музея на пед. совете школы.
|
Июнь, 2016 |
Старцева М. А. |
3 |
Организация работы школьной студии творчества: «Мы вечно славим 45ый», «Юный патриот». |
Сент. |
руководители студий творчества |
4 |
Организация работы секций, кружков. |
Сент. |
руководители |
5 |
Проведение мероприятий, посвящённых Памятным датам: кл. часы, литературно-музыкальные композиции, военно-спортивные эстафеты и т. д.. |
систем |
Соловьёва М. О. |
6 |
Научно-практические конференции по патриотическому воспитанию. |
план |
Соловьёва М. О. |
7 |
Участие в городских фестивалях, смотрах, акциях. |
план |
Соловьёва М. О. |
8 |
Организация работы школьного музея. |
Сент. |
Старцева М. А. |
9 |
Организация несения службы на Посту № 1. |
план |
Домокуров Д. Е. |
10 |
Организация работы методического объединения кл. руководителей и педагогов по вопросам: ОРГАНИЗАЦИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В КЛАССНЫХ КОЛЛЕКТИВАХ, организация и проведение военно-спортивных игр, применение компьютерных технологий в процессе патриотического воспитания, школьный музей в помощь педагогам. |
Сент. |
Соловьёва М. О. |
11 |
Подготовка и проведение школьных соревнований: смотр строя и песни, школьная спартакиада и т. д. |
систем |
Домокуров Д. Е., Дворцова Л. И. |
12 |
Марш – старт школьных инициатив. |
сентябрь |
Соловьёва м. О. |
|
Совершенствование нормативно-правовой базы патриотического воспитания. |
|
|
1 |
Написание Программы работы музея МОУ СОШ №21 «МУЗЕЙ ИСТОРИИ ШКОЛЫ» на 2015-2020. |
Авг. |
Соловьёва М. О. |
2 |
Подготовка к смотру и паспортизации школьных музеев. |
Июнь, август |
Соловьёва М. О., Старцева М. А. |
3 |
Подготовка и издание локальных актов регламентирующих работу школьного музея. |
август |
Соловьёва М. О. |
4 |
Разработка промежуточных программ и ежегодных планов по военно-патриотическому воспитанию. |
август |
Соловьёва М. О. |
5 |
Подготовка и утверждение положений по организации патриотического воспитания учащихся, отрядов, секций. |
Сент |
Соловьёва М. О. |
6 |
Создание единой базы данных о защитниках отечества, воинах. |
систем |
Старцева М. А. |
7 |
Сбор аудио и видео продукции патриотической направленности. |
систем |
Соловьёва М. О. |
|
Развитие научно-технических и методических основ патриотического воспитания |
|
|
1 |
Подготовка к подтверждению музеем звания «школьный музей». |
август |
Старцева М. А. |
2 |
Подготовка методических материалов по обеспечению формирования у молодёжи правильного поведения и установок на создание семьи как основы возрождения моральных ценностей. |
систем |
Соловьёва М. О. |
3 |
Совершенствование материально-технического обеспечения работы патриотическому воспитанию учащихся: приобретение необходимых пособий, оружия, формы одежды, необходимой справочной литературы. |
систем |
Соловьёва М. О., Старцева М. А. |
4 |
Открытие детского патриотического клуба «хранители истоков» на основе музея. |
Сент. |
Соловьёва М. О., Старцева М. А. |
|
Информационное обеспечение в области патриотического воспитания |
|
|
1 |
Организация рублики «МУЗЕЙ ИСТОРИИ ШКОЛЫ» в школьной газете. |
1 раз в четв. |
Семёнова С. В. |
2 |
Размещение материалов о школьном музее на сайте школы. |
1 раз в четв. |
Яровая Е. В. |
3 |
Создание видеофильмов: всегда в строю (рассказы ветеранов), дорогами войны (туристко-краеведческая работа, поисковая работа), ученики школы № 21 в годы ВОВ. |
систем |
Учителя истории |
4 |
Организация работы «Кинотеатра патриотического фильма». |
Сист. |
Соловьёва М. О. |
5 |
Проведение открытых уроков: государственные символы страны, история гимна, флага. |
план |
Соловьёва М. О. |
6 |
Создание в школе постоянно действующих выставок и передвижных экспозиций, посв. истории государства и военных символов России.
|
систем |
Старцева М. А. |
7 |
Оснащение музея комплектами символики (герб. Флаг, аудиозапись гимна и т. д.) |
Ноябрь, 2015. |
Шабунова О. С. |
8 |
Изучение текста гимна, исполнение его учениками и учителями на торжественных мероприятиях. Использование в мероприятиях. |
Сист. |
Герман О. А. |
9 |
Организация выставок поделок, рисунков – символы отчизны, любимый город, это страшное слово – война. |
План ВР |
Маняк Е. В., Щелина Н. М. |
|
Координация деятельности общественных объединений и организаций в интересах патриотического воспитания. |
|
|
1 |
Организация и порядок обучения актива основам музееведения |
сентябрь |
Старцева М. А. |
2 |
Совещание с областным руководителем школьных музеев. |
июнь |
Старцева М. А. |
3 |
Организация встреч учащихся с ветеранами ВОВ и тружениками тыла |
систем |
Соловьёва М. О. |
4 |
Организация возрождения тимуровского движения по оказанию помощи ветеранам и вдовам погибших и умерших участников ВОВ, локальных войн и конфликтов. |
Сентябрь |
Соловьёва М. О. |
5 |
Проведение праздничных концертов, мероприятий для ветеранов. |
систем |
Семёнова С. В., ССК |
Взаимодействие МОУ СОШ № 21 с другими организациями в рамках программы:
МОУ № 21 имеет достаточно большой опыт взаимодействия и сотрудничества в местном сообществе по таким направлениям, как расширение социального партнерства с родителями обучающихся, заинтересованными взрослыми (учреждения дополнительного образования). Воспитательный Совет «Юность», центр медико-психологической помощи «ТОКНД». Работа с другими образовательными и культурными учреждениями: ДК «Металлист», СК «Планета», СЛК «Орбита», СК «Юбилейный», ДТДМ, Воспитательный Совет микрорайона «Юность», подростково - молодёжный центр, театры и музеи города, филиал библиотеки им. Герцена № 33, Совет Ветеранов Заволжского района, Дом Ребёнка г. Твери «Теремок», кинотеатр «Звезда», Детский Дом пос. Медное, техникумы и лицеи города. Д/К «Металлист». Управление федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. ОМОН УМВД России по Тверской области «БАРС». Общество: «Дети погибших защитников Отечества». МУП «Зеленстрой». Спортивные школы. СК «Орбита». ТвГУ, географический факультет. Ботанический сад ГИМС, Спасательная станция. Взаимодействия с гражданскими организациями имеют практический уровень. Ежегодно Центр занятости населения г. Твери» предлагают свою помощь в оформлении несовершеннолетних на работу.
В 2001 - 2015 годах реализованы 3 государственные программы патриотического воспитания. Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» (далее – Программа) является продолжением государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы», сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации.
Ожидаемые результаты реализации Программы мероприятий по развитию воспитательной компоненты в МОУ СОШ № 21.
1. Обновление содержания воспитания и обеспечение достижения личностных образовательных результатов обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС общего образования.
2. Совершенствование нормативно-организационных, управленческих условий для реализации Программы мероприятий по развитию воспитательной компоненты в школе.
3. Разработка с учетом региональной специфики и внедрение в практику методических рекомендаций, информационно-методических сборников по направлениям воспитательной компоненты в течение 2016 – 2020 гг.
4. Повышение активности вовлечения родительского сообщества в воспитательный процесс общеобразовательной организации, в общественное управление общеобразовательной организацией.
5. Интеграция действий общеобразовательных организаций, общественных организаций и религиозных конфессий в процессе построения системы воспитания.
6. Повышение уровня духовно-нравственного, экологического воспитания, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.
7. Развитие условий для этнокультурного самосознания обучающихся.
8. Рост числа обучающихся, включенных в деятельность детских и молодежных общественных объединений.
9. Рост числа обучающихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом, ведущих здоровый образ жизни.
10. Положительная динамика интеграции общего и дополнительного образования детей, сферы культуры и спорта для организации внеурочной деятельности.
11. Создание портрета выпускника школы.
Основным результатом реализации Программы станет формирование системы патриотического воспитания граждан, отвечающей современным вызовам и задачам развития страны, а также социально-возрастной структуре российского общества. Произойдет укрепление и повышение эффективности системы межведомственного, межотраслевого взаимодействия и общественно-государственного партнерства в решении задач патриотического воспитания, обеспечивающей условия для: · активизации и повышения интереса учащихся к изучению истории Отечества, в том числе военной истории, к историческому прошлому нашей страны, ее героическим страницам, повышения уровня осознания необходимости сохранения памяти о великих исторических подвигах защитников Отечества; · повышения интереса учащихся к литературе, музыке, изобразительному искусству, гуманитарным и естественно-географическим наукам, к деятельности видных представителей культуры, науки и искусства; · развития у молодого поколения чувства гордости, уважения и почитания символов государства, уважения к историческим святыням и памятникам Отечества; · увеличения числа учащихся, имеющих углубленные знания о событиях, ставших основой государственных праздников России; · повышения качества работы образовательных организаций по патриотическому воспитанию, а также по профессиональной ориентации учащихся и их привлечению к военной, военизированной, государственной службе, к работе в различных отраслях российской промышленности и сфере услуг, а также в системе образования, науки, культуры, спорта и иной деятельности; · проведения всероссийских и региональных конкурсов, семинаров, конференций, выставок и экспозиций, посвященных историческим и культурным событиям, знаменательным датам и видным деятелям России. Ожидается значительное повышение уровня военно-патриотического воспитания учащихся, направленного на обеспечение их готовности к защите Родины, укрепление престижа службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и правоохранительных органах Российской Федерации, а также повышение уровня социальных коммуникаций между российским обществом и Вооруженными Силами Российской Федерации, правоохранительными органами и организациями. Предполагаемый результат включает в себя: · формирование системы непрерывного военно-патриотического воспитания детей и молодежи; · обеспечение формирования у молодежи моральной, психологической и физической готовности к защите Отечества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой гражданской ответственности; · развитие системы спортивно-патриотического воспитания, увеличение численности молодых людей, выполнивших нормативы "Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)"; · активизацию взаимодействия военно-патриотических объединений (клубов) и ветеранских организаций в целях повышения эффективности формирования у молодежи готовности к защите Отечества и военной службе; · изучение и внедрение передового опыта в практику военно-патриотического воспитания молодежи, формирование позитивного отношения к военной и государственной службе; · совершенствование научно-методической базы шефской работы. Произойдет значительное улучшение условий для развития волонтерского движения как важного элемента гражданско-патриотического воспитания, что будет способствовать повышению уровня консолидации и взаимного доверия граждан. Ожидаемый результат включает в себя: · достижение высокой вовлеченности граждан в организацию и проведение мероприятий по патриотическому воспитанию на всех уровнях; · значительное повышение уровня вовлеченности граждан в волонтерскую и социальную практику; · создание условий для улучшения показателей доверия граждан друг к другу, к государственным, общественным, в том числе социальным, институтам; · создание единой системы взаимодействия между волонтерскими организациями, другими общественными объединениями и некоммерческими организациями, государственными учреждениями и органами исполнительной власти; · внедрение волонтерской практики в деятельность государственных организаций и учреждений в сфере здравоохранения, культуры, спорта, образования и молодежной политики. Предполагается увеличение численности информированных граждан о мероприятиях Программы и повышение уровня информационного обеспечения патриотического воспитания на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. |
Оценка эффективности реализации программы
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
1. Сформированность гражданских навыков:
- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
- знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
- умение принимать и защищать свои решения;
- готовность к участию в общественных делах;
- готовность к самообразованию;
2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
- патриотизм и любовь к Родине;
- права и свободы человека и гражданина;
- символика Российской Федерации;
- национальное самосознание;
- уважение чести и достоинства других граждан;
- гражданственность.
Количественные параметры
1. Включенность каждого школьника в воспитательные ситуации;
2. Качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к школе, к учителю, классу, совместным делам);
3. Отсутствие детей с девиантным поведением;
4. Деятельность органов ученического самоуправления;
5. Участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
6. Проведение мероприятий.
Конечным результатом реализации программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.