Тема: Факторы окружающей среды и их влияние на здоровье человека
Оценка 5

Тема: Факторы окружающей среды и их влияние на здоровье человека

Оценка 5
docx
биология
8 кл
27.04.2020
Тема: Факторы окружающей среды и их влияние на здоровье человека
8.docx

Дата

 

 

Завуч по УР    

Класс

____________З.И.Яндиева

 

Тема: Факторы окружающей среды и их влияние на здоровье человека.

 

Цели и задачи:

1.Сформировать знания о взаимосвязи окружающей среды и здоровья населения.

2.Определить территории в России с наиболее благоприятными и неблагоприятными условиями проживания.

3.Познакомить учащихся с понятиями «благоприятные условия», «неблагоприятные условия», «медицинская география», «метеотропные реакции».

4.Выявить виды реакций организма на действие таких факторов как атмосферное давление, влажность воздуха, температура воздуха.

5. Продолжить формирование навыков групповой работы.

6. Способствовать развитию памяти, мышления, речи, умению аргументировать свои ответы.

 

Тип урока: комбинированный.

 

Методы и формы учебной деятельности.

Сочетание групповой и индивидуальной работы.

Методы по источнику передачи и восприятия учебной информации- словесные, наглядные и практические; по степени мышления- продуктивный и репродуктивный, поисковый;

по характеру управления учебной работой- совместная с учителем и самостоятельная.

 

 

 

Ход урока.

 

I.            Организационный момент.

 

 

          II.Вводно-мотивационный.

 Тема нашего урока « Факторы окружающей среды и их влияние на здоровье человека». Перед нами стоят следующие задачи:

 - Определить территории России с благоприятными и    неблагоприятными условиями жизни, установить взаимосвязь между климатическими условиями, состоянием здоровья и освоением территории.

Еще мы должны определить виды реакции организма на действие некоторых климатических факторов, а  именно атмосферное давление, влажность воздуха, температура воздуха, а также объяснить природу их проявления.

Общая цель этого урока показать взаимосвязь наших предметов и сформировать представление о взаимосвязи окружающей среды и здоровья населения.

 

III.Первичное усвоение.

Аляпкина С.В. Одинокая живая пылинка – это наша планета Земля. Земля – одуванчик. Жизнь человека – единственного разумного живого существа – не вечна. Каждый человек неизбежно умрет: один – раньше, другой – позже. Сроки жизни для человека неопределенны. Но всякая ранняя смерть – трагедия. Чтобы продлить долгую и счастливую жизнь, нужно научиться ценить и беречь природу, как ничем незаменимую среду жизни и колыбель человечества.

Бабина Е.Н.: Кроме природной среды здоровье и долголетие человека определяют условия его труда и жизни, поэтому со школьной скамьи важно осваивать научную и духовную культуру своего народа. И, конечно, только здоровый образ жизни способствует реализации всех возможностей, предоставляемых природой человеку.

Аляпкина С.В.

Класс разбили на 3 группы и каждая группа предварительно получила задания. Работая, каждая группа получила свои результаты и они нас сейчас с ними познакомят.

Жизнь ни Земле возможна до тех пор, пока существует земная атмосфера – газовая оболочка, защищающая живые организмы от вредного воздействия космических излучений и резких колебаний температуры. Атмосферным воздухом дышат все аэробные организмы. Когда хотят подчеркнуть важное значение чего-либо, говорят: «необходим как воздух». Если без пищи человек может прожить несколько недель, без воды – несколько суток, то смерть от удушья наступает через 4-5 минут. Атмосфера – воздушная оболочка Земли имеет слоистое строение. Масса

воздуха а атмосфере 5,15 х 1015 . Наибольшее значение для живых организмов имеет относительно постоянный состав атмосферного воздуха. В нем содержится азота – 78,3%, кислорода – 20,95%, диоксида углерода – 0,03%, аргона – 0,93% от объема сухого воздуха, небольшое количество других инертных газов.

С развитием промышленности и транспорта кислород во все больших количествах используется на горение.

В целом, выбросы автотранспорта значительно более токсичны, чем выбросы, производимые стационарными источниками. Наряду с угарным газом, окислами азота и сажей (у дизельных автомашин) работающий автомобиль выделяет в окружающую среду более 200 веществ и соединений, обладающих токсическим действием. Среди них следует выделить соединения тяжелых металлов, некоторые углеводороды, особенно бензапирен, обладающий выраженным канцерогенным эффектом. Несомненно, что в ближайшем будущем загрязнение воздушного бассейна городов автомобильным транспортом будет представлять наибольшую опасность. Это объясняется главным образом тем, что в настоящее время еще не существует кардинальных решений данной проблемы, хотя нет недостатка в отдельных технических проектах и рекомендациях.

 Загрязнение атмосферного воздуха является самой серьезной экологической проблемой современного города, оно наносит значительный ущерб здоровью горожан, материально-техническим объектам, расположенным в городе (зданиям, объектам, сооружениям, промышленному и транспортному оборудованию, коммуникациям, промышленной продукции, сырью и полуфабрикатам) и зеленым насаждениям.

Например, легковой автомобиль за 1,5 тыс км пробега расходует суточную норму кислорода одного человека.

Наш организм очень чувствителен к СО2. Этот газ очень легко соединяется с гемоглобином крови, образуя стойкое соединение карбоксигемоглобин. Он в легких не может присоединять О2. И что же испытывает человек при дефиците О2:

·         головную боль;

·         тошнота, рвота;

·         нарушение цветоощущений;

·         судороги;

·         потеря сознания и т.д.

Но не только угл газ является источником отравления организма, но и соединения свинца, которые образуются при использовании автомобилями высококачественных сортов бензина.

Нельзя сказать, что вопросу загрязнения транспортом не уделяется никакого внимания. Все больше обычные поезда заменяются электровозами, разрабатываются и уже выпускаются автомобили на аккумуляторных батареях, при современных темпах прогресса можно надеяться на то, что вскоре появятся и экологически чистые авиационные и ракетные двигатели. Правительства принимают решения против загрязнения планеты. За примером далеко ходить не надо. Инспекторы ГАИ уже наказывают водителей, чьи машины выбрасывают в атмосферу токсичных веществ больше нормы. Важное значение в борьбе с загрязнениями атмосферы имеет озеленение городов, поселков и промышленных центров. Растения обогащают воздух кислородом. На деревьях и кустарниках оседает до 72% частиц пыли и до 60% диоксида серы. Многие виды деревьев и кустарников выделяют фитонциды – биологически активные вещества, убивающие бактерии. Зеленые растения регулируют микроклимат села, поглощают и снижают шум.

 

Человек – часть природы и вне природы жить не может. Связь между природой и здоровьем человека очевидна. Близость или удаленность от крупных водоемов, лесных массивов, качество воды, санитарное состояние почв, температура воздуха – все эти природные факторы оказывают влияние на наше здоровье. Известны также оздоровительные свойства солнечных лучей, чистого воздуха. Но в определенных районах жизнь человека затруднена из-за неблагоприятных природных условий.

 Что же такое благоприятные и неблагоприятные условия. Давайте послушаем материал, который подготовили небольшой материал по этому поводу.

 

Существует специальная наука «медицинская география», специалисты которой создают медико-географические карты и дают оценку отдельных компонентов, определяют географическое распространение болезней человека.

Более того, ученые предложили для клинической практики разделить погоду на благоприятную, которая хорошо переносится как здоровыми , так и больными, относительно благоприятную, которая хорошо переносится здоровыми, а у больных иногда вызывает ухудшение состояния здоровья, и неблагоприятную, удовлетворительно переносимую здоровыми, а у больных вызывающая обострение заболеваний.

Современное освоение новых территорий приводит к тому, что все большее число людей живет и трудится в неблагоприятных условиях- в высокогорьях, Крайнем Севере, и даже на морских платформах. Организм человека постепенно адаптируется, приспосабливается к суровому климату, но через некоторое время в организме накапливается усталость, снижается иммунитет, и он чаще болеет.

 

 С точки зрения биологии все виды реакции организма на действие климатических факторов наз. метеотропными реакциями. Они проявляются в изменении клинических, функциональных показателей, как   в сторону ухудшение, так и улучшения.

На уроках биологии мы изучили механизмы терморегуляции, обмена веществ, механизмы дыхания, кровообращения. Эти знания помогут сегодня выяснить, как будет реагировать организм на выбранные нами факторы.

 

Проверка уровня знаний.

 

Ответы учащихся и комментарии к ответам.

 

 

 Закрепление.

 

 «Заморочки из бочки».

 Вопросы для учащихся.

1.     Длительное пребывание на солнце вызывает тепловой удар. Что при этом      происходит в организме? Первая помощь при тепловом ударе.

2.     Где дышать после дождя легче: район Сочи или средней полосе России?

3.     При гипотонии человеку рекомендуют дать горячий крепкий сладкий чай. Объясните почему?

4.     Как будет чувствовать себя человек на высоте свыше 3300м над уровнем моря? Благоприятны ли это условия?

5.     Людям, страдающим заболеваниями дыхательной системы длительное пребывание или отдых в районе с повышенной влажностью воздуха благоприятен или нет?

6.     После длительных морозов зимой резкая оттепель. Какова реакция организма человека на такую смену погоды? У людей страдающих какими заболеваниями реакция более выраженная?

 

  Подведение итогов.

 Современный человек не может избежать влияния окружающей среды. Погода или климат, ландшафт или время года- это не безразличны для человека факторы, и действуют они в совокупности. Многие вопросы современной биоклиматологии и географии, проблемы питания и роста, наследственные генетические здоровья и патологии связаны с погодой, качеством воды и почвы и представляют собой предмет медико-географических и экологических исследований и прогнозов в будущем.

Поэтому знания, полученные на уроках биологии, географии, экологии важны. Никто пока не знает специалистами, в какой области вы станете, основа закладывается сейчас. Проблем много, интересного и неизученного тоже.

Подведем итоги, оценим вашу работу на уроке.

 

Домашнее задание.

 

 


 

Дата Завуч по

Дата Завуч по

Бабина Е.Н.: Кроме природной среды здоровье и долголетие человека определяют условия его труда и жизни, поэтому со школьной скамьи важно осваивать научную и духовную культуру…

Бабина Е.Н.: Кроме природной среды здоровье и долголетие человека определяют условия его труда и жизни, поэтому со школьной скамьи важно осваивать научную и духовную культуру…

Но не только угл газ является источником отравления организма, но и соединения свинца, которые образуются при использовании автомобилями высококачественных сортов бензина

Но не только угл газ является источником отравления организма, но и соединения свинца, которые образуются при использовании автомобилями высококачественных сортов бензина

На уроках биологии мы изучили механизмы терморегуляции, обмена веществ, механизмы дыхания, кровообращения

На уроках биологии мы изучили механизмы терморегуляции, обмена веществ, механизмы дыхания, кровообращения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.04.2020