Данный урок русского языка способствует развитию метапредметных связей, обогащению словарного запаса учащихся, развитию культуры речи, учит самостоятельно мыслить и делать выводы.
Урок построен с учётом психологических особенностей детей данного возраста. Перед изучением новой темы на этапе актуализации знаний учащиеся повторили ранее изученный материал, обратились к имеющемуся речевому опыту.
В ходе урока прослеживается логическая завершённость каждого этапа, их связь. Содержание предъявляемого для изучения материала, выбранные формы и методы обучения способствуют созданию на уроке положительной психологической атмосферы, познавательной активности учащихся.
Методы познания, используемые на уроке: поиск информации, опора на жизненный опыт.
Формы работы: коллективная, групповая, парная, индивидуальная.
Наглядный материал используется в достаточном количестве.
Диагностика качества усвоения нового материала организуется в виде тестовой работы, рефлексия спланирована с использованием изученных на уроке фразеологизмов.
Домашнее задание соответствует теме урока и уровню подготовки учащихся.
Тема: «Фразеологизмы»
УМК «Школа России», 3 класс
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: познакомить с понятием «фразеологизмы».
Планируемые результаты:
личностные УУД:формирование положительного отношения и интереса к изучению русского языка, понимания причин собственной успешности (не успешности); чувства ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе, в паре;
предметные:совершенствование умения сравнивать значения устойчивых и свободных сочетаний слов; наблюдать за значением фразеологизмов;
метапредметные:
регулятивные УУД:использование на практике простейших правил планирования своей деятельности, формирование понимания, что цель любой деятельности связана с конечным результатом.
познавательные УУД:установление причинно-следственных связей, развитие умения получать, перекодировать, фиксировать информацию в различных формах
коммуникативные УУД:адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, допускать возможность существования у людей различных точек зрения.
Технологии:
· проблемного обучения;
· информационно-коммуникационная.
Методы и приёмы:
· словесный;
· наглядный;
· частично-поисковый;
· проблемный;
Оборудование:
1. Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, приложение к учебнику на электронном носителе (CD).
2. Раздаточный материал: карточки с заданиями для работы в группах , в парах, индивидуальные карточки с тестами.
3. Учебник «Русский язык» 3 класс (Канакина В.П.), Москва: Издательство «Просвещение»: 2013, 1часть.
4. Рабочая тетрадь «Русский язык» 3 класс, ч. 1 (Канакина В.П.).
5. Демонстрационный материал: карточки с деформированными предложениями, картинки с изображением животных, плакаты для проведения рефлексии.
Ход урока:
Этап. Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
|||||||||||||||
I. Этап мотивации к деятельности - Сегодня наш урок русского языка я начну с призыва: - Ребята, если мы на уроке не будем сидеть, сложа руки, то не успеем оглянуться, как закончится урок. |
|
|||||||||||||||
II. Актуализация знаний, целеполагание - Какие слова, в данном призыве, употреблены в переносном значении? Что такое «не сидеть, сложа руки», «не успеешь оглянуться»? -Как на уроке будем работать? Откройте тетради, запишите число, классная работа. Минутка чистописания. Пропишите показы. Нн Пп Ни пуха, ни пера! - Что имеют в виду, когда так говорят? Как называются такие выражения? - Чтобы определить тему урока, вам нужно выполнить задания. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ(Вопросы: Что такое синонимы? Что такое антонимы? Что такое омонимы?) - Сформулируйте цель урока. Восстановите предложения:
|
- Если будем активно, с пользой работать, то урок пройдёт быстро.
Пишут в тетради показы. - «Желаю удачи!»
по одному ученику от группы, отвечают на вопрос и вешают карточку на доску.
- Тема нашего урока «Фразеологизмы».
- Цель: узнать, что такое фразеологизмы, значение фразеологизмов. - Будем учиться употреблять фразеологизмы в речи. |
|||||||||||||||
III. Воспроизведение опорных знаний учащихся Прежде чем приступить к новой теме, давайте вспомним словарные слова. Договоритесь в группах, кто будет отвечать на вопросы - Отгадайте загадки. Выберите из картинок нужную и покажите нам.
Громко лает, а в дом не пускает.
Непоседа пёстрая, Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая.
Слышно только КАР да КАР, Вот и весь репертуар.
Озорной мальчишка В сером армячишке По двору шныряет, Крошки собирает.
Стоит копна Посреди двора. Спереди – вилы, Сзади – метла.
Длинное ухо, Комочек пуха. Прыгает ловко, Любит морковку.
- Запишите эти слова в алфавитном порядке в тетрадь. Что объединяет эти слова? -Поменяйтесь тетрадями и проверьте. -Какие речевые обороты, выражения связанные с названиями этих животных вы знаете? |
(По ходу отгадывания на доску вывешиваются картинки с изображением этих животных.) собака
сорока
ворона
воробей
корова
заяц
в тетради записывают слова, проверить в парах. Воробей, ворона, заяц, корова, собака, сорока. - Названия животных. (Стреляный воробей; считать ворон; трусливый, как заяц; как корова языком слизала; собака на сене; трещит, как сорока.)
|
|||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||
IV. Открытие новых знаний. 1.Информация для учащихся. - Ещё не зная, что такое фразеологизмы, мы активно используем их в речи. Откуда взялось слово фразеологизм? Давайте порассуждаем.Слайд 1. Фразеологизм произошло от слова «фразеология» (от греческого «фразис» - выражение + «логос» - наука, учение, слово) – раздел науки, который изучает устойчивые обороты. Каждый фразеологизм имеет свою историю. Ребята подготовили для вас сообщения. Вывод: Оказывается фразеологизмы имеют не только историю, но и значение. Работа в группах: Сейчас откройте печатные тетради на стр 29 найдите упражнение 67 |
Фразеологизм Дети могут порассуждать?
Сообщение о фразеологизмах: бить баклуши, спустя рукава. (2 уч-ся)
Проверка. Первая группа первое читает…. |
|||||||||||||||
Физминутка - А теперь отдохнём, чтобы ничего у нас не валилось из рук, и все на уроке трудились, не покладая рук. Все движения разминки Повторяем без запинки! Раз! Попрыгали на месте. Два! Руками машем вместе. Три! Прогнули дружно спинки, Посмотрели на ботинки. А теперь нагнулись ниже, Наклонились к полу ближе. Что, понравилось, дружок? Продолжаем наш урок! |
|
|||||||||||||||
Продолжаем работать. Оказывается фразеологизмов много и каждый имеет своё значение и поэтому автор …………………. составил фразеологический словарь. И в нашем учебнике на стр 157 тоже есть фразеологический словарь. Опираясь на словарь, давайте выполним задание: 1гр.- брать на буксир 2 гр.- висеть на телефоне 3 гр. –кот наплакал Найдите в словаре значение фразеологизмов и выпишите в тетрадь с новой строки. |
Показать словарь.
Каждая группа выполняет своё задание. Проверить. Зачитывают. |
|||||||||||||||
V. Домашнее задание. С.50, №85 |
|
|||||||||||||||
VI. Подведение итогов урока. -Достигли ли мы цели? - Что такое фразеологизмы? Приведите примеры. - Как вы думаете, зачем в речи нужны фразеологизмы? Вывод: Русский язык очень богат фразеологизмами. И чем больше вы, ребята, будете их знать, тем выразительнее и богаче станет ваша речь.
VII. Рефлексия.
|
- Фразеологизмы – это украшение нашей речи.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.