Тема. Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.
Оценка 4.8

Тема. Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.

Оценка 4.8
docx
26.02.2020
Тема. Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.
Мой урок.docx

Тема. Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.

Цели урока:

-по содержанию: знать об искусстве гжельского промысла, особенностях гжельской росписи;

-по способу работы: освоить приемы гжельского кистевого мазка, создать образы  как символы творчества и вдохновения.

Задачи урока:

Воспитывать бережное отношение к народным традициям и

промыслам, эмоционально-ценностное отношение к деятельности.

Продолжить формирование знаний о декоративно-прикладном

искусстве и его применении, об образном языке декоративного

искусства, обеспечить освоение приемов гжельской росписи.

Развивать умение сравнивать и делать выбор, давать эстетическую

оценку произведениям гжельской керамики, развивать фантазию и

воображение, навыки самостоятельного творческого мышления.

 

Результаты обучения:

Личностные:  осознавать необходимость  уважительного отношения к культуре народа,  произведениям декоративно-прикладного искусства,  значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности как основы творчества, развивать фантазию и воображение, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений гжельских мастеров и работ учащихся.

Метапредметные: учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты. Анализировать собственную  художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.

Предметные:  понимать «язык» декоративного искусства,  освоить основные мотивы гжельской росписи, разнообразные приемы работы, в т.ч. технику двойного мазка.

 

Оборудование и материал: гжельские изделия и их изображения, плакаты со схемами композиций и этапами росписи, заготовки шаблонов изделий, м- проектор, художественные материалы, салфетки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Орг. Момент.

Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво, 
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.

Здравствуйте ребята, я рада приветствовать вас и наших гостей сегодня на уроке. Я вижу, что все готовы к уроку, у всех имеются необходимые  принадлежности для работы. Молодцы. Итак, ребята в путь. Пусть сегодняшний урок принесет нам радость общения и наполнит наши сердца теплыми и добрыми чувствами. На партах у вас находятся смайлики отметьте какой смайлик соответствует вашему настроению в начале урока.

2. Проверка ранее изученного.

      -Но вначале нашего урока давайте вспомним,  какие народные промыслы  вы  изучали  на предыдущих уроках по декоративно-прикладному искусству?

1. Посмотрите на экран и определите по игрушкам название каждого художественного Промысла игрушки. (слайд)

2. Изделия какого промысла представлены на слайде? (слайд)

     И  сегодня на уроке я хотела бы, чтобы вы познакомились еще с одним народным промыслом. Урок наш будет немного необычный урок – исследование

3. Изучение нового материала.

- Ребята, посмотрите на доску. Тема нашего урока « Искусство…… Истоки и современное развитие промысла» Потерялось слово в теме, какое искусство? Давайте вместе потрудимся, найдем это слово и вставим его в тему нашего урока. Смотрите на доске квадратики разных цветов, кто смелый пойдет, выберет из них квадраты только холодных цветов. Иди ……… Мы их переворачиваем, видите здесь буквы, кто составит быстрее слово. Правильно--- Гжель. Итак, ребята тема нашего урока « Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.

 - скажите, как вы думаете, что мы должны с вами сегодня узнать на уроке, с чем познакомиться?

( Ответы детей).

- Итак, ребята, мы с вами: (слайд) 1) познакомимся с промыслом Гжель, его историей и назначением. 2) научимся изображать элементы росписи этого промысла.

 А раз у нас  урок – исследование, то как вы думаете что мы с вами будем делать? Ребята мы с вами только учимся быть исследователями, поэтому я предлагаю вам сама гипотезы (слайд), которые в ходе нашего исследования вы должны утвердить или опровергнуть и выдвинуть правильные. Ребята, вы откройте свои таблицы (слайд), внимательно слушайте и заполняйте их.

    Давайте отправимся в путешествие на керамический завод и посмотрим, как рождается чудо гжельского фарфора. (видео)

 

Итак, ребята, просмотрев видео, вы услышали новые слова? Какие?

(Ответы детей)

(слайд)

Фарфо́р — вид керамики, непроницаемый для воды и газа.

Фаянс - это материал, керамические изделия, имеющие плотный мелкопористый черепок, покрытые прозрачной или глухой глазурью.

Фаянсовые изделия характеризуются низкой степенью белизны, большей толщиной стенок и меньшей прочностью. Готовые предметы отличаются плавными формами. Фаянсовая посуда по сравнению с фарфором неспособна долго сохранять тепло. Кроме того, такие изделия не выдерживают высокие температуры.

Гончарное дело-  Гончарное производство  обработка через обжигание глины для превращения еёв предметы домашнего обиходав строительные материалы и различные украшениято есть керамикавообще.

Керамика(гречkeramike — гончарное искусствоот kéramos — глина)

        изделия и материалыполучаемые спеканием глин и их смесей с минеральными добавками

 

Квасник — посудина, жбан, сосуд, в котором хранили и подавали дрожжевой или фруктовый квас. 

Кумга́н — узкогорлый сосуд, кувшин для воды с носиком, ручкой и крышкой, применявшийся в Азии в основном для умывания и мытья рук, исходя из традиции отправления естественных потребностей на исламском востоке.

кобальтовый - это насыщенный синий цвет, тёмный и глубокий оттенок.

Шликер — используемая в производстве фарфора кашеообразная, мягкая фарфоровая масса, состоящая из каолина, кварца и полевого шпата, смешанная с водой.

Фуксин — анилиновый краситель красного цвета

 

А кто обратил внимание, люди каких профессий участвуют в изготовлении Гжельских изделий?

Художники, отливщики, оправщики, чистильщики, художники-керамисты, формовщики, литейщики, сортировщики и др.

Если в будущем вы захотите тоже заниматься производством Гжели, то профессию можно получить (слайд) в Гжельском государственном художественно-промышленном институте на факультете ДПИ и дизайна.

 

Давайте обратимся к нашей первой гипотезе.(Слайд) Верна ли она?

Продолжим. Не забывайте заполнять таблицу.

 

--  Ребята, а сейчас давайте откроем  страницу учебника 80, посмотрим на рисунок вверху и определим какие мотивы и элементы присущи гжельской росписи. Скажите какие мотивы присущи гжельской росписи? ( Природные Растительные). Назовите элементы Г. Росписи?( цветы, веточки, листочки, волнистые линии- змейки, травинки, птицы). Ребята, как и в других видах народного искусства цветы, птицы – это не просто элементы росписи, ЭТО ДРЕВНИЕ СИМВОЛЫ счастья и мечты о прекрасном.

  -Гжельская посуда отличается большим многообразием форм и особенно красотой росписи, вобравшей в себя богатство форм природы и выразительность традиционного народного искусства. (Слайды) 5 штук

4.Физминутка.

5.. Практическая часть.

На партах у вас находятся смайлики отметьте какой смайлик соответствует вашему настроению в середине урока. Изменилось ли ваше настроение?

         Показ техники рисования узора, дети повторяют

Вот мы с вами узнали технологию производства гжельской керамики. Теперь давайте попробуем нарисовать вместе со мной некоторые элементы росписи.  

   Но прежде чем мы приступим к практической работе, давайте вспомним  о правильной работе с художественными материалами. (Слайд)

Внимательно рассмотрите форму мазка. (Слайд)

 Тоновой переход от тёмно-синего к светлому, получается  за счёт того, что мастер набирает краску лишь на одну сторону  кисти. С одной стороны кисти у нас краска темнее, а с другой бледнее. И мастер мазками рисует какой-либо узор. Как дополнения используются завитки, дуги, сеточки, травинки.   Используются точки и полосочки.  Попробуйте повторить мазки с переходом цвета.

Пожалуй, самый излюбленный узор у гжельских мастеров – гжельская роза. (Слайд)

 Иногда она изображена крупно, широкими мазками.

А теперь давайте и мы попробуем нарисовать гжельскую розу, но так как мы с вами не мастера Гжели, то мы ее немного упростим. (Слайд) Повторяйте за мной.

К розе можно добавить листочки, веточки, травинки, завитки, бордюры. (Слайд)

Посмотрите на доску (Иллюстрации)

А теперь выберите понравившийся вам шаблон и  создайте художественный образ Гжели.

Учитель напоминает о композиции ( крупные цветы в центре, мелкие по окружностям). Для оформления горловины, донышка и других частей можно использовать бордюры.

(Музыка)

6.     Выставка работ.

Учитель: Гжельские узоры, сколько радости для глаз

                 Подрастают мастерицы может быть и

                  Среди и нас! ( вот уже и среди нас).

Дети выносят работы,  крепят на магнитную доску.

Учитель: Любовались гости чудом,

                  Громко восхищались!

                  Гжельской красотой сраженные остались.

Ребята посмотрите какие красивые у вас получились работы, ими можно любоваться? Они радуют вас? А раз вещь красивая, то она для чего предназначается?

У меня  есть посмотрите какие Гжельские изделия. Давайте посмотрим на нашу 2 гипотезу. (Слайд) Она верная? Да, но мы поняли, что изделия Гжели украшают наши дома.

     В наши дни  очень модно украшать гжельской росписью самые неожиданные предметы: Слайд.  валенки, кроссовки, ноутбуки и, даже, мотоцикл.

Оценивание работ. Анализ работ, что получилось, что не получилось, почему.

Закрепление изученного

Вывод по гипотезам Слайд.

(проверка заполнения таблицы)

- С каким промыслом познакомились?

- Каково его назначение?

- Какие мотивы, элементы присущи г. Росписи?

- Основные цвета декора?

Слайд.

Что нового сегодня на уроке вы узнали? Понравилось ли быть вам исследователями на уроке? Чему вы научились?( доказывать, исследовать

На партах у вас находятся смайлики отметьте какой смайлик соответствует вашему настроению в конце урока.

Домашнее задание:    Кто желает найдите загадки, поговорки о народных промыслах.

Заключительное слово. Сегодня мы сделали большой шаг вперед, и даже если не успели сделать все, что хочется, многие из Вас поселили жемчужину Гжели в своем сердце, только теперь старайтесь ее не упустить.

- Храните дух, эпоху,

  Предметы старины,

  Что нам как выдох вдоху

  Предшествовать должны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Название

промысла

Назначение

Материал

Цвета в декоре изделий

Мотивы и элементы росписи

Виды изделий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Название

промысла

Назначение

Материал

Цвета в декоре изделий

Мотивы и элементы росписи

Виды изделий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Начало урока

 

 

 

Середина урока

 

 

 

 

 Конец урока

 

 

 

 

 

 

Начало урока

 

 

 

Середина урока

 

 

 

 

 Конец урока

 

 

 

 


                  

 

 Начало урока

 

 

 

Середина урока

 

 

 

 

Конец урока

 

 

 

 

  

 

Начало урока

 

 

 

Середина урока

 

 

 

 

 Конец урока

 

 

 

 


                                                                                                                                

 

Начало урока

 

 

 

Середина урока

 

 

 

 

 Конец урока

 

 

 

 

 

 

Начало урока

 

 

 

Середина урока

 

 

 

 

Конец урока

 

 

 

 

 

Начало урока

 

 

 

Середина урока

 

 

 

 

Конец урока

 

 

 

 

 


 

Тема. Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла

Тема. Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла

Орг. Момент. Прозвенел звонок для нас

Орг. Момент. Прозвенел звонок для нас

Ответы детей). - Итак, ребята, мы с вами: (слайд) 1) познакомимся с промыслом

Ответы детей). - Итак, ребята, мы с вами: (слайд) 1) познакомимся с промыслом

А кто обратил внимание, люди каких профессий участвуют в изготовлении

А кто обратил внимание, люди каких профессий участвуют в изготовлении

Пожалуй, самый излюбленный узор у гжельских мастеров – гжельская роза

Пожалуй, самый излюбленный узор у гжельских мастеров – гжельская роза

Оценивание работ. Анализ работ , что получилось, что не получилось, почему

Оценивание работ. Анализ работ , что получилось, что не получилось, почему

Название промысла Назначение

Название промысла Назначение

Начало урока

Начало урока

Тема. Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.

Тема. Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2020