Тема: «Использование различных вариантов планов на уроках чтения, как подготовка обучающихся к пересказу коротких текстов в 3 классе» .

  • pptx
  • 22.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ПЛАНЫ ПЕРЕСКАЗА.pptx

Тема: «Использование различных вариантов планов на уроках чтения, как подготовка обучающихся к пересказу коротких текстов в 3 классе» .

Вопросный.  В нём каждый пункт записан в виде вопроса. Развёрнуто, отвечая на эти вопросы, ребёнок как раз и сможет кратко пересказать произведение. Пример вопросного плана представлен в конспекте урока по чтению в 3 классе. Это Русская народная сказка «Лиса и тетерев». Пересказ сказки по вопросам. Читаем каждую часть текста, выделяем главную мысль. 1. Как ласково называла лиса тетерева, когда его увидела ? 2. Что лиса говорила, чтобы тетерев спуститься на траву? 3. Почему тетерев не выполнил просьбу лисы? 4.Что придумала лиса, чтобы тетерев спустился на землю? 5.Как тетерев перехитрил лису? 6. Как лиса поведением подтвердила догадки тетерева?

Картинный. В нём каждый пункт- это картинка, иллюстрация. Опираясь на картинку, ребёнок может пересказать произведение. Можно использовать опорные слова. Пример картинного плана представлен в конспекте урока по чтению в 3 классе. Это рассказ В. Хомченко «Птица-синица». Пересказ сказки по картинкам. Читаем каждый отрывок, выделяем главную мысль. 1. Ребята всё делают, чтобы синичка запела (опорные слова: кормят, водят хоровод, кричат). 2. Лиля узнаёт от папы, что клетка-наказание для птицы и решает её выпустить (опорные слова: Лиля, рассказала, клетка-наказание, поют, улица, выпустила). 3. Папа делает кормушку для птиц (опорные слова: птицы запели, спасибо).

Тезисный. Тезис — это короткая формулировка, в которой заключена основная мысль части текста. Пример тезисного плана представлен в конспекте урока по чтению..классе. Это рассказ В. Бианки «Заяц на дереве». Пересказ рассказа по тезисному плану. 
Читаем каждый отрывок, выделяем главную мысль, составляем тезис-предложение. 1. Заяц не сразу заметил, что прибыла вода и намочила его шкурку (опорные слова: спал, не заметил, почувствовал). 2. Заяц перебрался на середину островка, потому что вода быстро прибывала (вскочил, удрал, прибывала). 3. После многих попыток зайцу удалось влезть на нижний сук дерева (опорные слова: крошечный кусочек, перепуганный заяц, стал прыгать, уселся). 4.Вода ушла, заяц вернулся на землю, летом доберётся до берега (просидел, до лета).

Назывной. Такой план записывается с помощью существительных (названий предметов) или существительных (названий предметов) иногда в сочетании с прилагательными (названиями признаков предметов). Пример назывного плана представлен в конспекте урока по чтению в 3 классе. Это рассказ К. Ушинского «Пчёлки на разведках» . Пересказ сказки по назывному плану. 1. Пчёлка и подружки (опорные слова: весна, почки, проснулась, разбудила). 2. Пчёлки и яблонька (опорные слова: светло, тепло, голодали, рано). 3. Пчёлки и вишенка (опорные слова: раскрытие цветочки, завтра). 4. Пчёлки и тюльпан (опорные слова: ни мёду, ни запаха, печальные). 5. Пчёлки и фиалочка (опорные слова: аромат, сладкий сок, наелись, весёлые).

Цитатный.  Состоит только из цитат. Цитаты — это предложения или отрывки предложений, которые взяты прямо из произведения в неизменённом виде. Пример назывного плана представлен в конспекте урока по чтению в 3 классе. Это рассказ Г. Скребицкого «Скворушка». Пересказ сказки по цитатному плану. Читаем каждый отрывок, выделяем главную мысль. Записываем с помощью цитат, взятых из рассказа. 1.У птиц начались большие хлопоты: они устраивали гнёзда. 2. Марья Ивановна сколотила из дощечек птичий дом – скворечник. 3. Однажды детям принесли в подарок живого скворца. 4. Марья Ивановна поглядела на скворца и сказала: «Давайте выпустим его на волю». 5. «Прощай, скворушка!» - вздохнув, сказала Люба.

План – опорная схема.  Он состоит из «опор» — слов или коротких выражений из произведения. В них содержится основной смысл частей, на которые поделили произведение. Здесь могут быть выписаны важные цифры, даты, названия чего-либо, факты и т. д. Пример назывного плана представлен в конспекте урока по чтению в 3 классе. Это рассказ М. Ильина «Главный город страны». Пересказ сказки по плану – опорная схема. 1. Столица страны – это Москва (опорные слова: главный, город). 2. На месте Москвы шумел лес. Построили деревянную крепость и назвали её Кремль (опорные слова: не было мостов, каменных домов). 3.Кремль – сердце Москвы (опорные слова: центр). 4. Сейчас Кремль окружён высокой кирпичной стеной. За ней возвышаются башни (опорные слова: Спасская). 5. На Спасской башне есть часы. 31 декабря в 12часов часы пробьют двенадцать раз, это значит начался новый год (опорные слова: телевизор, могут увидеть, большая и маленькая стрелки). 6.На Красной площади каждый год 9 мая проходит военный парад (опорные слова: (красная – красивая).