ТЕМА КЕЙСА:
Профессиональное самоопределение и карьера (11 класс).
Цель кейса: изучение регионального рынка труда и профессий.
Задачи: познакомиться с основами профессии «воспитатель», изучить на примере профессии сферу «человек – человек», актуализация профессии педагога.
Интервью от 1 лица:
«Дети разные, как снежинки в ясную зимнюю погоду или лучики солнце ранним майским утром. Они привыкли к разным играм со своими мамами и папами, поэтому важно научить их слышать другого взрослого или ребенка. Необходимо постоянно объяснять, говорить, показывать, обращать внимание на каждого, с каждым провести минуты индивидуально.
Малыш 2-3 лет может еще не обладать речью, его речь может состоять из отдельных слогов, он привык, что дома его понимают по одному жесту, звуку. Ребенок не умеет в полной мере обслуживать себя, но социальным навыкам быстро учиться, смотря на других. И речь заметно улучшается качественно и количественно при общении с более старшими сверстниками, пусть и разница у них будет всего 1 год и менее, но для этого возраста – это большой период в контексте развития психики.
В моей группе есть мальчик, ему 1 год и 9 месяцев. Зовут его Алексей, у него есть мама и папа, бабушка и дедушка, двоюродные братья, тетя, дядя. Он очень любит батон с маслом, котлеты и яблоки. Очень любит заниматься с игрушечными инструментами, наверно, дома он видел, как пользоваться тем или иным инструментом. Исследуют дети в этом возрасте все: кашу руками в тарелке, листы книги, содержимое цветочного горшка, камешки, лужи. Любит рисовать, особенно ему нравится, когда изображаешь человечка и называешь его Лешей или Мамой. Ребенок начинает улыбаться и с интересом смотрит, что воспитатель будет изображать далее. В этом возрасте детям нравится петь, танцевать. Они очень подвижные, быстро схватывают движения, правда иногда не могут их повторить. Так и Алёшенька любит танцевать под хлопки, он кружится по большому кругу, улыбается и произносит в такт ля-ля-ля…Малыши часто пробуют свой голос, точнее силу голоса: крича на распев какие-либо слоги. Алеше нравится слушать песню Красной шапочки, особенно ему интересно место, где поют «А-а-а в Африке …», на этом месте мальчик начинает улыбаться и хлопать в ладошки и тоже начинает петь: «А-а». Леша часто играет в логический домик, когда у него получается вставить правильно фигурки в домик, то он радуется и кричит, подняв руки вверх: «Ува!».
Одеваться Леша сам еще не умеет, но знает очередность одежды, с удовольствием показывает правую и левую ногу и руку, на прогулке радуется, когда видит птичек. Если есть лужи или снег, обязательно будет играться с палочкой в снегу или в дождевой воде, любит собирать вместе с другими детьми листочки, опавшие с дерева, качаться на качелях, бегать паровозиком. Около 4 часов дня Алеша начинает говорить о маме, повторяет слоги ма-ма, смотрит в окно. Мама его обычно забирает около 5 часов. Ребенок в этом возрасте очень чутко чувствует время, хотя и не знает еще, что такое временные рамки. Поэтому важно заложить основы режима дня, так и организм будет работать лучше и малыш будет более дисциплинированным. Всего детей в моей группе 22. Разновозрастные: от 1,5 лет до 3, 5. У всех разный социальный уровень, есть дети из неблагополучных семей. Все разные. Самое главное в моей работе: безопасность – в этом слове и питание, и прогулка, и общение, и игры, и сон и многое другое. Как вы думаете, как достичь успеха в моей профессии?».
Решение кейса:
1. Выделяем ключевые слова: общение, воспитание, обучение, процесс…
2. Причины неуспеха:
Неумение противостоять стрессам.
Отсутствие навыка управления своими эмоциями.
Частое превышение своих возможностей.
Неумение вырастить в себе и освоить эмоцию радости, создать установку на радость.
3. Определение профессии. Воспитатель – это сложно, но очень важно и интересно. Чем младше ребенок, тем работа воспитателя более ответственная, ведь необходимо не только выполнять функции педагога, но и чувствовать ребенка, быть ему второй мамой: ребенок до 3 лет очень привязан к родителям, он еще не отделяет в полной мере себя от мамы и папы.
4. Общение и его виды. Воспитатель должен распознать особенности вербального и невербального общения каждого воспитанника. В этом возрасте дети буквально «впитывают» все, что видят вокруг. И важно, чтобы день в детском саду прошел продуктивно для будущего школьника. Я называю вещи, предметы, объясняю явления, чувства. Иногда кажется, что ребенок увлечен игрушкой или игрой, или общением с другим малышом, но на самом деле оказывается, что через час-два он повторят то, что было ранее. Некоторые психологи и педагоги утверждают, что все сферы человеческого сознания формируются до 3 лет: социальная, психическая, семейная, профессиональная, учебная и др.
5. Ядро профессии: воспитатель закладывает основы личности. Важно, чтобы каждый воспитатель в нашей стране осознавал значимость своей роли в формировании мировоззрения маленьких воспитанников.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.