Дата |
|
|
Завуч по УР |
Класс |
8а |
8б |
____________З.И.Яндиева |
Тема: Культура здоровья – основа полноценной жизни.
Тип урока: комбинированный.
Цель: убеждать учащихся в необходимости наблюдать и анализировать своё состояние здоровья и вести здоровый образ жизни.
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Планируемые результаты:
Основные термины и понятия: здоровье: физическое, психическое, репродуктивное, социальное и духовное.
Методы: словесный (рассказ, беседа)
наглядный (демонстрация слайдов, таблиц, рисунков)
Оборудование: мультимедийный комплекс, учебник Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Т.А. Цехмистренко. Биология. Человек. Культура здоровья. 8 класс, с приложением на электронном носителе (диск).
Ход урока
Приветствие, проверка готовности детей к уроку, проверка отсутствующих.
Диктант «Закончи предложение»:
- Что такое здоровье? (Это гармоничное состояние организма, когда все органы и системы органов работают и функционируют нормально)
- От каких факторов зависит здоровье? (Экология, гены организма, эмоциональное состояние).
4. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока.
- Согласно самому всеобъемлющему определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Установлено, что здоровье людей только на 20-25% зависит от индивидуальных генетических факторов, а на 75-80% - от природно-социальных и экономических условий существования (образа жизни, состояние среды, уровня здравоохранения).
В наших силах сохранить наше здоровье, а вместе с тем и «здоровье» окружающей среды. Факторы ОС, которые улучшают или, напротив, ухудшают здоровье человека, в значительной мере могут быть сознательно скорректированы человечеством в целом. Но для этого необходимо соблюдение правил поведения в окружающей среде.
Учащиеся пытаются сформулировать тему и цели урока.
5. Изучение нового материала.
1. Сообщение темы, запись в тетрадь числа и темы урока.
2. Постановка учащимися целей урока, формирование «дерева целей».
3. Беседа. Здоровье человека – важнейшая жизненная ценность, общественное достояние, необходимое условие развития личности.
Однажды Сократа спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни – богатство или слава?». Великий мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают еще человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля!».
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровый человек живет полноценной жизнью и приносит пользу обществу. Хорошее здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
Проблема сохранения и укрепления здоровья населения страны сегодня актуальна и глобальна. Особую тревогу вызывает ухудшение здоровья подрастающего поколения. В этом возрасте формируется репродуктивный, интеллектуальный, трудовой, военный потенциал страны. Поэтому знание основ ЗОЖ, воспитание ценностного отношения к своему здоровью – наиболее верный путь решения проблемы здоровья всего населения. Здоровье закладывается с детства, любое отклонение в развитии организма, любая болезнь сказывается в дальнейшем на состоянии здоровья взрослого человека.
Поэтому цель нашего урока- не только получить представление о том, что такое ЗОЖ, но и задуматься о необходимости быть здоровым.
В античную эпоху о происхождении болезней сформировались следующие концепции: реалистические (стихийно-материалисти-ческие), онтологические, анемические и божественные (демонические). Реалистические концепции причины заболеваний искали в природных факторах. В рамках онтологических представлений болезнь считалась внешним и враждебным человеку конкретным материальным живым существом, которое проникает, внедряется в тело человека извне и тем самым вызывает болезненное состояние. Суть анемических воззрений на происходящие заболевания состоит в представлении о духах, заселяющихся в тело больного, и связанных с этим способах исцеления. Идея божественного (демонического) происхождения болезней рассматривала их как следствие гнева богов, результат злых духов. Следовательно, излечение от болезней зависело лишь от сверхъестественных сил; отсюда распространение амулетов, заклинаний и заговоров, предохраняющих от злых сил.
Размышляли о здоровье и болезни уже в Древней Индии представители школы веданты. «Веданта» означает «окончание Вед», а «Веды» (конец II – начало I тыс. до н. э.) – собрание гимнов на религиозные темы. Основателем школы веданты считается древнеиндийский мыслитель Бадараяна, составитель «Брама-сутры». Он и представители других философских школ заметили, что здоровье зависит от образа жизни человека. В Древней Индии здоровье считалось результатом нормального состояния трех начал организма: воздушного, слизи и желчи. Три органических начала связывались с системами организма: рлунг (нервная), мкрихс и бадкан (гуморальная).
В Древнем Китае организм уподобляли миру в миниатюре, а все процессы в нем – взаимоотношению пяти первоэлементов: огня, земли, воды, дерева и металла. В организме, как и во внешнем мире, предполагалась борьба двух полярных сил: Инь (женское) и Ян (мужское), здоровье и болезнь определялись их соотношением. Возникла чжень-цзю терапия – иглоукалывание и прижигание активных точек, которые облегчают передвижение особой жизненной энергии в организме и тем самым устраняют причину заболевания.
В ассиро-вавилонской медицине считали, что здоровье и болезнь зависят от злых и добрых духов, богов и дьяволов и могут направляться в своем течении влиянием небесных светил.
В Древнем Египте существовали представления о четырех основных элементах мира: воде, земле, огне и воздухе. В связи с этим возникли зачатки гуморального учения о четырех основных соках, носителях этих элементов, составляющих человеческий организм и определяющих его здоровье и болезнь. Было создано учение о пневме – особом содержащемся в воздухе невидимом и невесомом веществе, при вдохе поступающем в легкие, оттуда проникающем в сердце и далее по артериям расходящемся по всему телу.
Философы Древней Греции и Древнего Рима, размышляя о здоровье и болезнях человека, сформулировали большое количество жизненных правил и полезных истин, касающихся практик здорового образа жизни.
Здоровье есть состояние организма, все части которого нормально развиты и правильно функционируют. Такое состояние абсолютного здоровья едва ли существует, так как трудно найти организм, все части которого имели бы нормальные величину, силу, форму и структуру и все отправления которых совершались бы вполне правильно. В жизни довольствуются не идеальным, но относительным здоровьем, при котором развитие и отправление одних частей хотя и бывает сильнее других, но недостатки последних не отзываются вредно на всем организме.
Работа учащихся в группах по заданию: пользуясь учебником (стр. 10-11) и приложением к учебнику на электронном носителе (интерактивные схемы, видеоматериал, рубрика «Это интересно», словарь) подготовьте выступления:
1 группа – физическое здоровье;
2 группа – психическое здоровье;
3 группа - репродуктивное здоровье;
4 группа – социальное и духовное здоровье.
Презентации групп.
Путь для сохранения здоровья – выработка соответствующей культуры поведения. Это предполагает совершенствование всех сторон жизни.
- правильное питание;
- двигательная активность;
- разумное удовлетворение материальных потребностей;
- знание меры своих возможностей;
- бережное отношение к природе, окружающим людям.
6. Закрепление знаний.
1. Выполнение практикума «Мониторинг физического развития учащегося» (используем диск).
2. Проведение самонаблюдения «Наблюдение за ногтями рук».
Ребята внимательно рассматривают свои ногти, отмечают есть ли какие-то отклонения, заносят результаты в таблицу:
Кровообращение – определяется по цвету ногтей. Если цвет не ровный или отдает синеву, обратите на это внимание.
Инфекционные болезни – определяются по поперечным бороздкам на ногтях.
Питание – если есть продольные рубцы, то есть смысл сделать свое питание сбалансированным, узнайте каких компонентов не хватает.
Резкие перемены в диете – отмечаются на ногтях в виде горизонтальных вмятин.
Обмен веществ – приводит к ломкости ногтей, но это м.б. связано с использованием в быту агрессивных моющих средств.
Диабет – множество белых пятнышек на ногтях символизирует о переизбытке сахара в крови.
Дыхательные пути и жировой обмен – нарушения проявляются в пожелтении ногтевой пластины, полностью или частично.
Вирусное заболевание – можно определить по выпуклым зернистым шарикам на пластинке ногтя.
Анемия, или недостаток железа – приводит к вогнутости ногтя, как ложечка.
Женская система (яичники) – ногти слоятся или расщепляются.
3. Формулирование выводов.
7. Подведение итогов урока (Работа с «деревом целей»). Оцениваю учащихся во время урока, комментирую оценки.
8. Рефлексия.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?
9. Домашнее задание: изучить § 2, выполнить задания в тетради.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.