Тема: Модификационная изменчивость.
Оценка 4.6

Тема: Модификационная изменчивость.

Оценка 4.6
docx
18.02.2020
Тема: Модификационная изменчивость.
модификационная изменчивость.docx

                             Тема: Модификационная изменчивость.

Цели урока:                                                                                                                   Образовательные: расширить знания учащихся о влиянии факторов окружающей среды на процесс формирования признаков организмов, сформировать знания о свойствах модификационной изменчивости, выявить закономерности модификационной изменчивости в массе случайных явлений и определить их практическое значение,знать понятие «норма реакции», классификации модификационной изменчивости, ознакомиться с методикой построения вариационного ряда и вариационной кривой.                                 Развивающие: продолжить формирование навыков получения и обработки фактического материала, умений делать заключения, выводы, анализировать, уметь экспериментально получать вариационный ряд и строить вариационную кривую, продолжить развитие мыслительной деятельности учащихся (память, воображение, логическое мышление), развитие словарного запаса, научной терминологии и речи.                             Воспитательные: воспитывать такие черты характера, как терпение, внимание, аккуратность, при выполнении лабораторных работ, формирование диалектико-материалистического мировоззрения, развитие чувства товарищеской взаимопомощи, формирование системы нравственных отношений ученик-ученик, ученик-учитель.                     

Оборудование: таблица «Вариационный ряд», раздаточный материал для практической работы (листья, фасоль), антропометрические данные обучающихся (рост), линейки, инструктивные карты , компьютер, презентация .                                                                                 

Тип урока: усвоения (получения) новых знаний                                                                               Форма: урок с лабораторной работой.                                                                                       Понятия урока: Изменчивость, модификационная изменчивость, качественные и количественные признаки, норма реакции, выборка, вариационый ряд, вариационная кривая.                                                                                                               Межпредметные связи: биология, математика, ОЗ.

                                                       Ход урока.                                                            I.Организационный момент (определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку, активизация внимания).                                                                           II.Актуализация опорных знаний                                                                                       Блиц – опрос: разминка (работа с терминами)                                                                                       III. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Мотивация учебной деятельности                                                                  IV. Этап усвоения новых знаний                                                                                                             1. Модификационная изменчивость и её примеры. (Самостоя­тельная работа с учебником, беседа.)
2. Свойства модификационных изменений. (Рассказ учителя с элементами беседы.)                                                    

3. Понятие о взаимоотношении генотипа, среды и признака. Норма реакции. (Рассказ учителя.)                                                                                                                                                           4. Использование явления модификационной изменчивости (Беседа.)                                                                                                                                                                                                 5. Статистические закономерности модификационной изменчи­вости. (Рассказ учителя.)
6.Минутка здоровья.                                                                                                                             7..Беседа  о порядке проведения лабораторной работы.                                                            Лабораторная  работа № 3:                                                                                    Инструктивная беседа о проведении лабораторной работы (ТБ, установление её цели, хода работы, получении выводов).

V. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаже его выполнения

обязательное: $ -10 учить; ( вопр.6,7 на стр. 69 устно).

тренировочное: решить задачи

творческое: а) найти пословицы и поговорки, отражающие особенности фенотипической изменчивости; б) составить кроссворд по теме урока;                                       в)“ Напишите письмо” в тетради, выразив свои чувства и мысли. Возможна самооценка. (2-3 предложения).

VII.Закрепление и систематизация  знаний.

VIII. Рефлексия.

Ход урока.

I.Организационный момент (определение отсутствующих, проверка готовности учащихся  к уроку, активизация внимания.

II.Актуализация опорных знаний

Блиц – опрос: разминка (работа с терминами)

1.      Генетика –

2.      Наследственность –

3.      Изменчивость –

4.      Генотип –

5.      Фенотип –

6.      Гомозигота –

7.      Гетерозигота –

8.      Доминантный ген –

9.      Рецессивный ген –

10.  Аллельные гены –

11.  Каким способом передаются наследственные признаки?

12.  Какие типы изменчивости вам известны?

13.  Какими причинами они могут быть вызваны?

III. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Мотивация учебной деятельности

Учитель сообщает тему изучаемого материала, показывает значимость нового материала, мотивируя тем самым учащихся к его  усвоению.

Эпиграфом к уроку будут слова пословицы:
«При хорошем уходе и из клячи можно вырастить доброго скакуна»

Верна ли эта народная мудрость? Мы ответим на этот вопрос в конце урока, дав полный ответ с научной точки зрения.

Мы рассмотрели основные закономерности наследственности, установленные Грегором Менделем и Томасом Морганом. Помимо наследственности объектом       исследования генетики является всеобщее свойство всех живых организмов – изменчивость.

.Назовите формы изменчивости, выделенные Ч. Дарвином.

  • Наследственная, ненаследственная.
  • Неопределённая, определённая

.Какие названия получили эти формы изменчивости в современной генетике?

  • Модификационная, мутационная;
  • Фенотипическая, генотипическая.

http://festival.1september.ru/articles/506665/img1.gif

Учитель биологии: Вспомните, какие признаки бывают у организмов? - Признак – особенность строения, развития или функционирования организма.

IV. Этап усвоения новых знаний

 

1. Модификационная изменчивость и её примеры. (Самостоя­тельная работа с учебником, беседа.)
2. Свойства модификационных изменений. (Рассказ учителя с элементами беседы.)                                                     3. Понятие о взаимоотношении генотипа, среды и признака. Норма реакции. (Рассказ учителя.)                  4. Использование явления модификационной изменчивости (Беседа.)                                                                                                                                                                                                 5. Статистические закономерности модификационной изменчи­вости. (Рассказ учителя.)
6.Беседа  о порядке проведения лабораторной работы.

Какие же факторы среды и как могут изменить признак организма?

Внешняя среда рядом факторов (влажность, освещенность, температура, солевой состав почвы, пища и др.) влияет на организмы, вызывая в них ответную реакцию, которая может проявляться в изменении их внешних и внутренних признаков. Таким образом, организм обладает не только свойством передавать из поколения в поколение определенные признаки (наследственность), но и свойством изменчивости.

При каких условиях протекает биосинтез белка? Для этого необходимо наличие ряда ферментов определенной химической среды, температуры и т.д. Чтобы образовавшийся в результате действия гена фермент мог осуществить длинную цепь биохимических реакций, ведущих к формированию признака, также необходимы определенные условия среды (температура, кислотность, наличие ферментов, различные вещества и т.д.). Хочу привести примеры влияния условий среды на проявление признака у различных организмов:

  • проявление гена веснушчатости возможно только при наличии солнечного света (облучения)
  • ген образования хлорофилла выявляется лишь на свету;
  • проявление гена лысости у гетерозигот зависит от количества мужского полового гормона и т.д.

Обратите внимание на взаимоотношения между генотипом, фенотипом и средой.

 Проблемное обучение в процессе беседы по вопросам приведённым ниже с демонстрацией рисунков.

 На рисунке изображены два бычка годовалого возраста, происшедшие от одного отца. Почему у них разные фенотипы?

Как могли возникнуть данные изменения фенотипа?

  • у одуванчика лекарственного
  • у бычков, родившихся у одной коровы
  • у кролика

Перед учащимися ставится проблема, которую они решают, используя данные учебника или самостоятельные наблюдения.

Учитель формулирует задачи и вопросы:


    • У меня в руках две ветки сосны. Одна из них имеет жёлтоватую окраску хвоинок, а другая ярко-зелёную. Почему у них такая окраска?


Известно, что горностаевые кролики рождаются совершенно белыми. В течение их развития окраска меняется. Почему?


    • Демонстрируется рисунок кроликов горностаевой породы с температурными интервалами. Если у гималайского кролика на спине удалить белую шерсть и поместить его в холод, на этом месте вырастет черная шерсть. Если черную шерсть удалить и наложить теплую повязку, вырастет белая шерсть. При выращивании гималайского кролика при температуре 30*С вся шерсть у него будет белая. У потомства двух таких белых кроликов, выращенного в нормальных условиях, появится "гималайская", окраска.


Странный объект на речке растет,

Нижние листья вода изовьет,

Средний – на воду уложит как плот,

Верхний же – к небу стрелою скользнет.

Задание: Почему так удивительно данное растение? Какой вид изменчивости здесь проявляется? Что можно сообщить о наследовании ее? Каково ее биологическое значение?
Какой действующий фактор определяет место расположения устьиц на листе?

Учитель: «Какова же тема нашего урока?» (Фенотипическая изменчивость)

«Верно, фенотипическая изменчивость или модификационная. Ведь «модификацио» - латинское слово и в переводе на русский язык означает – изменение. (Тема урока записывается учителем на доске, а учащимися в тетрадях.) Как вы думаете, каковы цели нашего урока?» Учащиеся сами формулируют цели урока.

Изменчивость организма, возникающая под влиянием факторов внешней среды и не затрагивающая генотип, называется модификационной.

Модификационная изменчивость – изменчивость фенотипа; реакция генотипа на условия обитания. Запись определения в тетрадь.

Модификация – ненаследственное изменение фенотипа, возникающее под влиянием факторов внешней среды.

Модификационная изменчивость - способность организмов изменять фенотип под влиянием условий окружающей среды. Она не связана с изменениями генотипа и в последующих поколениях не передается.Модификационная изменчивость называется фенотипической, так как под влиянием внешней среды происходит изменение фенотипа, генотип остаётся неизменным.

Приложение: (сообщение обучающегося)

Убедительные доказательства того, что полученные в течение жизни признаки не передаются по наследству, представил немец­кий зоолог и дарвинист А. Вейсман (1913)…

Взаимосвязь между генотипом и внешней средой в реализации фенотипа можно сформулировать в виде следующих положений:

1.Организмов вне среды не существует. Поскольку
организмы являются открытыми системами, находящими­ся в единстве с условиями среды, то и реализация наслед­ственной информации происходит под контролем среды.

2.Один и тот же генотип способен дать различные
фенотипы, что определяется условиями, в которых реали­зуется генотип в процессе онтогенеза особи.

3.В организме могут развиться лишь те признаки,
которые обусловлены генотипом. Фенотипическая измен­чивость происходит в пределах нормы реакции по каждому
конкретному признаку.

Вместе наследственная и модификационная изменчивости представляют основу для естественного отбора. При этом качественные или количественные изменения проявлений генотипа в признаках фенотипа (наследственная изменчивость) определяют результат естественного отбора — выживание или гибель особи.

 Минутка здоровья.

 Выполним лабораторную работу № 3:

Инструктивная беседа о проведении лабораторной работы( ТБ, установление её цели, хода работы, получении выводов).

V. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаже его выполнения

обязательное:$ 10 учить; вопр.6,7 на стр. 69 устно.

тренировочное:решить задачи

творческое: найти пословицы и поговорки, отражающие особенности фенотипической изменчивости;составить кроссворд по теме урока; “Напишите письмо” в тетради, выразив свои чувства и мысли. Возможна самооценка. (2-3 предложения).

VII.Закрепление и систематизация  знаний

VIII. Рефлексия

 

I. Инструктивная карточка к лабораторной работе

10 класс.

  Фамилия, имя _______________________________         Дата____________

                                      Лабораторная работа № 3.

Тема: Выявление закономерностей модификационной изменчивости. Построение  вариационного  ряда  и  вариационной  кривой.                                                                                    Цель работы: ознакомиться с закономерностями модификационной изменчивости, методикой построения вариационного ряда и вариационной кривой, научиться измерять длину листьев, производить сортировку; по полученным данным строить вариационную кривую; определять норму реакции и вычислять среднюю величину признака по формуле.      Оборудование: Листья лаврового листа (другого растения), линейка, инструктивная карта.                                                                                                                                                                  1. Самостоятельная работа по группам 7 - 10 мин (по инструктивным карточкам).

                                                               Ход работы:

1.      Рассмотрите листья лавра благородного (другого растения). Измерьте длину листовой пластины и отобразите результаты в виде вариационного ряда. Занесите данные в таблицу.

Последовательное изменение признака (вариационный ряд) Длина листьев, V

Частота встречаемости ,P

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Среднее значение признака, М

Отметьте признаки, встречающиеся: А) наиболее часто; Б) наиболее редко             2.Используя данные вариационного ряда определите среднюю величину признака по формуле;

http://festival.1september.ru/articles/502811/Image50.gif

где М – средняя величина; http://festival.1september.ru/articles/502811/Image51.gif- знак суммирования; V – варианта; P – частота встречаемости вариант; N – общее число вариант вариационного ряда.                                               3. Отобразите на графике зависимость между изменением признака и частотой его встречаемости. Постройте вариационную кривую. Мы увидим, что чаще всего встречаются средние члены вариационного ряда, к обоим концам ряда частота встречаемости будет снижаться. На оси абсцисс откладываем значения отдельных величин – длину листовой пластинки, а по оси ординат – значения, соответствующие частоте встречаемости данной длины листовой пластинки. Масштаб может быть произвольный.

http://www.ljplus.ru/img3/p/l/pleno_de_vida/list2.JPG

5.Сделайте вывод о том, какая закономерность фенотипической изменчивости вами обнаружена. В каком случае она проявляется более четко – при малом или большом количестве данных._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответьте на вопросы с использованием параграфа 10:

1. Длина вариационного ряда свидетельствует о разнообразии условий_________________ чем оно выше, тем ____________ (какая?)______________________________ изменчивость
2. Графическим выражением модификационной изменчивости признака является______________________________________________________________________________________
3. Модификационные изменения возможны только в пределах__________________________________________________________________________________

6. Обсуждение итогов.

 

 

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗМЕНЧИВОСТИ

НЕНАСЛЕДСТВЕННАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ

НАСЛЕДСТВЕННАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ

1. Изменение фенотипа

1. Изменение генотипа

2. Изменения не наследуются

2. Изменения наследуются

3. Носят массовый характер

3. Носят индивидуальный характер

4. Приспособительны

4. Независимы или вредны

5. Носят постепенный характер

5. Скачкообразны

6. Способствуют выживанию, повышают жизнестойкость

6. Могут привести к образованию новых популяций, признаков или гибели организмов

7. Изменения адекватны условиям среды

7. Изменения не адекватны условиям среды

8. Приводит к образованию модификаций

8. Приводит к образованию
а) комбинаций, б) мутаций

9. Модификационная изменчивость - это изменение фенотипа, как реакция на изменение среды, происходящее в пределах нормы реакции. Норма реакции - это предел изменчивости признака, обусловленный генотипом. Норма реакции признака может быть широкой (пластичный признак) и узкой. Модификации образуют вариационный ряд - ряд изменчивости признака в пределах нормы реакции от наименьшей до наибольшей величины

9. Комбинативная изменчивость - это появление новых комбинаций генов и признаков. Источник - половой процесс, случайные комбинации негомологичных хромосом, кроссинговер.

Графическое выражение характера изменчивости признака называется вариационной кривой. Она показывает размах вариации и частоту встречаемости признака.

10. Мутации - это наследственные изменения генотипа. Типы мутаций:
а) Генные - изменения нуклеотида в молекуле ДНК, приводящие к образованию аномального гена - признака.Пример: гемофилия, серповидноклеточная анемия.
б) Хромосомные - изменение структуры хромосом.
1. Делеция - потеря участка хромосомы.
2. Транслокация - перенос части хромосомы на другую.
3. Инверсия - поворот участка хромосомы на 180°.
4. Дупликация - удвоение генов в определенном участке хромосомы.
в) Геномные мутации - изменения числа хромосом.
Полиплоидия - кратное увеличение гаплоидного набора (Зn, 4n и т.д.). Чаще встречается у растений.
Анеуплоидия (гетероплоидия - изменение хромосомного набора на 1, 2 хромосомы - 2n + 1, 2n - 1). Встречается у растений и животных.Пример: у человека встречается 47 хромосом в половой паре (XXX, XXY) или в 21 паре - синдром Дауна.

 

 

 

Тема урока:

Дата:

                            опорные  рабочие  схемы

http://festival.1september.ru/articles/506665/img1.gif

зависимость фенотипа от факторов внешней среды:

Ген------------------------Белок (фермент)---------------------------Признак

Генотип-----------------------------------------------------Фенотип

Сделаем вывод, что фенотип есть результат взаимодействия генотипа и среды, и уточним нашу условную схему:

Ген------------------------Белок  (фермент)-----------Признак(фенотип)

                                             среда

Модификационная изменчивость –__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Модификации-_______________________________________________________________

Норма  реакции-______________________________________________________________

 

http://festival.1september.ru/articles/549369/img3.gif

 

 

 

Сравнительная характеристика форм изменчивости

Свойства

Ненаследственная

(модификационная)

Наследственная

Объект изменений

Генотип

Фактор возникновения

Рекомбинация генов вследствие слияния гамет, кроссинговер, мутации

Наследование признаков

Наследуется

Значения для особи

Полезные изменения приводят к выживанию, вредные — к гибели организма

Значение для вида

Приводит к появлению новых популяций, видов в результате дивергенции

Роль в эволюции

Материал для естественного отбора

Форма изменчивости

Индивидуальная,комбинированная

Закономерность

Закон гомологических рядов наследственной изменчивости

 

Примеры модификационной изменчивости

у  человека:

у  животных

(унасекомых)

у  растений//у бактерий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задачи исследователя:

ЧЕМ БОЛЬШЕ ВЫБОРКА, ТЕМ БОЛЬШЕ ТОЧНОСТЬ!

1.       определить минимально необходимое число особей для исследования.

2.       Вторая задача – использование правильной методики замеров.

3.       Третья – тщательность оформления результатов

4.       Четвертая – правильная интерпретация полученных сведений.

 

Знаю

Хочу узнать

Узнал (а)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Надеемся на ваши откровенные ответы.

На уроке я работал

активно / пассивно

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

Урок для меня показался

коротким / длинным

За урок я

не устал / устал

Мое настроение

стало лучше / стало хуже

Материал урока мне был

понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен

Домашнее задание мне кажется

легким / трудным

 

 


 

Тема: Модификационная изменчивость

Тема: Модификационная изменчивость

Возможна самооценка. (2-3 предложения)

Возможна самооценка. (2-3 предложения)

Свойства модификационных изменений

Свойства модификационных изменений

Нижние листья вода изовьет, Средний – на воду уложит как плот,

Нижние листья вода изовьет, Средний – на воду уложит как плот,

Напишите письмо” в тетради, выразив свои чувства и мысли

Напишите письмо” в тетради, выразив свои чувства и мысли

М – средняя величина; - знак суммирования;

М – средняя величина; - знак суммирования;

Модификационные изменения возможны только в пределах__________________________________________________________________________________ 6

Модификационные изменения возможны только в пределах__________________________________________________________________________________ 6

Графическое выражение характера изменчивости признака называется вариационной кривой

Графическое выражение характера изменчивости признака называется вариационной кривой

Сравнительная характеристика форм изменчивости

Сравнительная характеристика форм изменчивости

Примеры модификационной изменчивости у человека : у животных (унасекомых) у растений // у бактерий

Примеры модификационной изменчивости у человека : у животных (унасекомых) у растений // у бактерий

Материал урока мне был понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен

Материал урока мне был понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2020