Физическому воспитаю подрастающего поколения должно уделяться большое внимание:
Физкультура и спорт, а также народные игры воспитывают у молодежи жизненно необходимые двигательные и физические качества, а также чувство коллективизма, дружбы и товарищества, дисциплинированность и гуманность, т.е. играют большое значении в формировании его физических качеств.
Игры важнейшее средство физического воспитания детей.
Учитывая возрастные особенности детей, опробованные осетинские игры были разделены на возрастные группы:
Игры для учащихся младшего школьного возраста
7-9 лет (1-3 классы) и 10-12лет (4-6 классы).
В этом возрасте дети владеют всеми видами естественных движений
ходьба
бег
прыжки
метание
Описание игры. Играющие свободно размещаются на площадке. У каждого игрока две палочки: одна гладкая, другая с зубцами. Игроки выбирают водящего — «медведя», которому завязывают глаза. По сигналу руководителя дети водят одной палкой по зубцам другой; возникает дребезжащий звук. Медведь идет на звук, стараясь запятнать игрока. Тот, кого он запятнает, становится водящим.
Методические указания. Игру можно проводить в зале, коридоре и на местности. Площадку для игры необходимо ограничить. Особенно это важно на местности.
Из осетинских народных игр с детьми этого возраста нужно проводить такие как:СЛЕПОЙ МЕДВЕДЬ (Куырм арc)
ЖМУРКИ (Куырмахсынтæй хъазт)
Описание игры. Выбирают водящего, которому завязывают глаза. Затем игроки по очереди начинают бить его по ладоням вытянутых вперед рук: Водящий должен угадать, кто из игроков его ударил и если угадал, то тот становится водящим.
Методические указания. Проводить игру можно как на уроке, так и на перемене с детьми разного возраста. Особый интерес она вызывает у детей 1—2 классов. В процессе игры руководитель должен следить за тем, чтобы по ладоням одновременно не били несколько участников (тогда водящему трудно бывает узнать ударившего или, наоборот, он, не думая, называет любого игрока).
Дети этого возраста обладают большой устойчивостью в работе сердца, увеличивается емкость легких, хотя дыхательная система недостаточно развита.
Мышечная система начинает крепнуть. Однако силовые данные недостаточно развиты, поэтому организм мало подготовлен к длительным силовым напряжениям.
Нервная система совершенствуется, дети больше податливы к развитию ловкости и быстроты.
Игры для детей 10-12лет (4-6 классы).
Для этого возраста рекомендуются следующие игры:ОТГАДАЙ (Гандзай хъазт)
Описание игры. В игре участвуют две команды. Они выстраиваются в две шеренги, одна в затылок другой. Стоящие в первой шеренге закрывают глаза ладонями. По команде руководителя обе шеренги идут вперед до условленного места. В это время кто-нибудь из игроков второй шеренги кладет руку на спину одному из первой шеренги и ведет его до намеченного места. Если ведущий будет угадан, то команда выиграла. Выигравшие садятся на спины проигравшим, и те несут седоков до условленного места. Если же ведущий не будет угадан, то победителем становится вторая шеренга.
Методические указания. Число игроков не ограничивается. Руководитель должен следить за тем, чтобы игра велась честно, без подсказок. Ведущего назначает руководитель втайне от первой шеренги.
6. ЛУК И СТРЕЛА (Фат æмæ æрдынæй хъазт)
Описание игры. Участники игры располагаются за чертой. У каждого из них лук и пять стрел. На расстоянии 10—20 метров от черты ставится мишень. (доска, бревно и т. д.). По команде руководителя ребята по очереди начинают выпускать стрелы. Побеждает та команда, у которой больше попаданий в цель.
Методические указания. Игру можно проводить как с мальчиками, так и с девочками. В ней могут участвовать и два человека и две команды. Хорошо проводить игру в пионерском лагере. Заранее дать детям задание изготовить лук и стрелы, помочь им выбрать материал для их изготовления.
Вытолкни плечом. (Уæхскæй къуырын хъазт)
Описание игры. Чертится круг радиусом 1,5метра. Двое игроков становятся в центре круга так, чтобы их плечи касались друг друга. Руки заложены за спину . По команде игроки поднимают левую ногу, сгибая ее в коленном суставе. Подскакивая на одной ноге, начинают выталкивать плечом друг друга за пределы круга. Тот, кто вытолкнет своего партнера из круга, становится победителем.
Методические указания. Во время игры запрещается наклонять корпус ниже пояса, выставлять голову вперед, запрещается менять ногу. Если игрок сменил ногу или наступил на линию круга, он считается побежденным. Если игроки долго не могут вытолкнуть друг друга из круга, руководитель должен сменить их.
ПЕРЕТЯГИВАНИЕ ((Бæндæнæй хъазт))
Описание игры. На площадке чертится круг диаметром в 4 метра, через середину которого проводится прямая, делящая круг на две равные части — площадки. По обе стороны прямой линии становятся спинами друг к другу два участника игры. На них надевается кольцо из веревки диаметром в полтора метра так, чтобы оно прошло под руками. Приседая, участники подают корпус вперед, чтобы веревка была слегка натянута. По команде руководителя каждый начинает тянуть противника из круга. Кто кого вытянет из круга, тот и выиграл.
Методические указания.
Эту игру можно проводить на уроках физкультуры и в пионерских лагерях. В игре участвуют мальчики разных возрастов. Вместо веревки можно пользоваться обыкновенными брючными пояса-сами. Ремни затягивают на уровне груди. Руководитель следит за тем, чтобы играющие начали тянуть веревку одновременно по команде «марш» или по свистку.
Описание игры. На расстоянии 60—100 м от реки или водоема чертится линия, вдоль которой выстраиваются играющие. По сигналу руководителя все бегут к реке. Добежав до воды, каждый достает из воды камень и бегом возвращается обратно, чтобы вручить его руководителю (камень нужно принести мокрым).
Методические указания. Игру нужно проводить на местности, в пионерских лагерях, на экскурсиях и в походах. В ней могут участвовать и мальчики и девочки. При проведении игры в горных районах, где речки бурные, руководитель должен особое внимание уделить вы бору места, чтобы оно не было опасно для жизни. Хорошо у реки ставить помощника судьи. Детям заранее нужно показать, с какого места брать камень. Можно определить и границы этого места. На финише сразу же определить победителя забега.
БЕГ К РЕКЕ (Донмæ дугъ)
Таким образом, проведенный анализ показывает, что у Осетин, как впрочем, у многих народов страны и мира, существует достаточно целостная, стройная и в тоже время многовариантная, гибкая педагогика народной игры. Она располагает своим собственным объектом и предметом, своими целями, задачами, идеалами, своими принципами и идеями, системой методов, путей и средств, своей структурой, содержанием, организованными формами, имеющими громадное воспитательно-образовательное значение.
Заключение
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.