Тема: «Правописание мягкого знака у существительных с шипящими в конце слова»
Класс: 4.
Цель: формировать умения различать существительные 2 и 3 склонения.
Задачи:
1.Обобщить знания писать мягкий знак после шипящих у существительных женского рода с шипящими на конце.
2.Развивать орфографическую зоркость, память.
3. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к природе.
Оборудование: карточки для работы в паре, компьютер, проектор, карточки со словами для фронтальной работы у доски, сигнальные карточки для самоанализа работы на уроке.
Ход урока.
1. Орг. момент.
Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.
2. Сообщение целей и задач урока.
-Сегодня мы будем продолжать учиться грамотно, писать.
-А с какой орфограммой будем работать – догадайтесь сами:
-Определите часть речи.
* Это самостоятельная часть речи, имеет свой род, склонение, изменяется по числам и падежам. (Имя существительное)
* Соберите рассыпанное слово Ш П Щ И Я И Е -шипящие
-Какие шипящие вы знаете? Ч Щ Ж Ш
-На какие две группы можно разделить их?
3. Чистописание.
Слайд №1
Дремлет чуткий камыш
Тишь-безлюдье вокруг...
-Найдите существительные с шипящими в конце (камыш, тишь)
- Почему в одном слове есть Ь, а в другом нет.
4. Целеполагание.
-Какова же тема нашего урока?
5. Реализация проекта выхода из затруднения .
Упражнение в написании слов с Ь у существительных с шипящими на конце.
1) Работа в парах по карточкам - подобрать синонимы к словам
Родник-
Друг-
Засуха-
Предмет-
Ерунда-
Комментированное письмо слов с шипящими (ключ, товарищ, сушь, вещь, чушь)
5. Первичное закрепление.
Выборочный диктант.
1.Врунишка Чиж.
- Здравствуй! – Еж сказал Чижу
- Здравствуй! – Чиж сказал Ежу
- Где ты был, приятель Чиж?
- Я, брат Еж, летал в Париж.
- Это ложь! – воскликнул Еж
Чиж ответил
- Ну и что ж…(ёж, чиж, Париж, ложь) Слайд №2
2. В Москве на дороге
Валялся кирпич
И думал, что он
Настоящий москвич.(кирпич, москвич)
6. Самостоятельная работа с самопроверкой.
1.Самостоятельная работа. Записать слова по транскрипции
[эташ], [стораш] , [гуаш], [помащ], [клуч], [пэч]
2.Самопроверка по слайду № 3.
Этаж, сторож, гуашь, помощь, ключ, печь.
3.Физминутка
7. Применение нового материала в системе знаний.
Обощение знаний о роли Ь в словах.
- какую роль Ь выполняет в слове тишь?
- какую еще роль может выполнять Ь в слове?
форма слова смягч. раздел.
тишь- сущ. ж. р. пальто здоровье
беречь- гл. неопр.ф
учишь- гл. 2 л.
Слайд № 4
Посадила мама в печь пироги с капустой печь.
-Что интересного заметили в предложении?
-К каким частям речи относится слово печь?
-У глаголов в неопределённой форме какую роль выполняет Ь?
-У каких ещё глаголов Ь указывает на форму слова? (2 лицо)
Слайд №5
Скрипач…, (много) туч…, врач…, реч…, доч…, полноч…
Прочитайте слова, что интересного заметили, найдите лишние слово.
Спишите только слова с нашей орфограммой.
Кроссворд (работа в группах)
8. Инструктаж по домашнему заданию . Задание по выбору.
1. Мини-сочинение с сущ. с шипящими в конце слова
2. Выписать предложения, где есть слова с шипящими на конце.
3. Записать 5 существительных с шипящими на конце с Ь и 5 без Ь.
9. Рефлексия.
1.Самооценка учащихся. (сигнальные карточки )
А) На уроке я отвечал(а) всегда устно полным ответом.
Б) Выполнил(а) самостоятельно задание без ошибок.
В) Получил(а) результат схожий с образцом, работая на месте.
2.Выставление оценки за урок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.