ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ «НОВОСИБИРСКИЙ КОЛЛЕДЖ АВТОСЕРВИСА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСВА»
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по ВР ___________ О.А. Рыкова «___» _____________ 2023г.
|
УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по НМР ________ С.В. Крашенинников «___» ____________ 2023г.
|
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: «Преступление и наказание»
НОВОСИБИРСК - 2023
СОДЕРЖАНИЕ
1. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА |
2 |
2. |
ВВЕДЕНИЕ |
3 |
3. |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ |
4 |
4. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
9 |
5. |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ |
10 |
|
|
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения обучающихся– это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.
Правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание обучающихся приобретает актуальность в подростковом возрасте, когда подростки могут уже сознательно воспринимать сущность законов.
Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям социально-правовых норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением обучающегося.
Важно, чтобы обучающиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и ответственность, которая предусмотрена за них. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения обучающихся.
Цель мероприятия: Профилактика правонарушений и формирование ответственности у обучающихся за противоправные поступки.
Применение методической разработки во внеурочной занятости обучающихся должно способствовать упорядоченности знания о правонарушениях, ознакомлению с видами нарушений и наказаниями за них, развитию представления о последствиях противоправных деяний, воспитанию ответственности за свои поступки.
Разработано в ГАПОУ НСО «Новосибирский колледж автосервиса и дорожного хозяйства» Гармашова Оксана Владимировна, воспитатель.
ВВЕДЕНИЕ
Тема: «Преступление и наказание».
Цель мероприятия: Профилактика правонарушений и формирование ответственности у обучающихся за противоправные поступки.
Форма: Лекторий.
Целевая аудитория: обучающиеся, проживающие в общежитии 1-4 курс.
Перечень используемого оборудования и материалов: мультимедийный проектор, интерактивная доска.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Воспитатель: Добрый день, сегодня мы собрались, чтобы поговорить об одной важной проблеме - о правонарушениях, которые совершают подростки, и об их последствиях.
Эпиграфом к нашему мероприятию взяты следующие слова Л.Н. Толстого: «Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов, есть соблазн словами: «Все так делают».
Эта тема актуальна на сегодняшний день, так как, к сожалению, не каждый подросток, осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудно исправимым последствиям.
Ведущий 1: Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии (ВК). Почему люди совершают преступления? Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет. Почему? Как вы думаете? Обратите внимание на слова Л.Н. Толстого. Действительно ли «Все так делают»? Почему «невинные шалости» часто превращаются в правонарушение?
Ведущий 2: «От тюрьмы и от сумы не зарекайся» - эта пословица пришла к нам из далекого прошлого. Она напоминает и предупреждает о самых неприятных поворотах судьбы. Самые безрассудные поступки свойственны молодости.
Попробуйте назвать эти поступки (обучающиеся называют, ведущий поправляет и дополняет примеры):
плохо учатся,
курят и выпивают;
грубят сверстникам и взрослым;
унижают маленьких и слабых;
лгут даже без причины;
стараются выяснить отношения только с помощью силы;
играют в карты;
разрисовывают стены и многое другое.
Именно в раннем возрасте сам человек нередко протаптывает тропинку к высокому забору с орнаментом из колючей проволоки. Ведь за тюремную решетку никто не стремится. Но тысячи подростков попадают в воспитательно-трудовые колонии, спецшколы, наркологические диспансеры.
Почему такое происходит? Сегодня мы с вами попробуем выяснить это, найти ответ на этот вопрос.
Ведущий 3: Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:
1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство). За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.
2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушениям относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул без уважительной причины.
4. Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
Определите виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений. Установите соответствие.
Слайд 1
Виды ответственности:
А- административная ответственность.
Г – гражданско – правовая.
У- уголовная.
Д - дисциплинарная
Виды нарушений:
1. Порвал учебник одноклассника(Г)
2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)
3. Избил одноклассника (У)
4. Совершил кражу мобильного телефона. (У)
5. Совершил прогул в школе (Д)
6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А)
7. Разбил мячом окно. (Г)
8. Нецензурно выражался в общественном месте. (А)
Ведущий 4: Рассмотрим несколько ситуаций
Ситуация № 1. Дима не приезжает в колледж с каникул, говорит, что не хочет посещать занятия. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление? (Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил)
Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал колледж? (Устав колледжа в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации колледжа, обучающихся, их родителей, педагогов).
- Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое? (Да. Обучающийся может получить за него дисциплинарное наказание, директор может вызвать в колледж родителей)
- Рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении.
Ситуация № 2. Обучающиеся Саша, Витя и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?
(Это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры).
- Какое правонарушение совершили ребята? (Верно, это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».)
- Представьте себе следующую ситуацию.
Ситуация № 3. Саша, Женя и Максим поджидали первокурсников за углом колледжа, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится.
-Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление? (Эти обучающиеся совершили преступление.)
- Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.
Ведущий 5: Викторина «Закон, и я».
1. С какого возраста наступает уголовная ответственность для лиц, совершивших преступления? (Согласно УК РФ – с 14 лет)
2. Может ли быть привлечен к уголовной ответственности несовершеннолетний, не достигший 14-летнего возраста? (Нет)
3. Какие виды наказаний не применяются к несовершеннолетним? (Смертельная казнь и срок лишения свободы более 10 лет)
4. Где отбывают наказание несовершеннолетние?
(Осужденные впервые – в колонии общего режима. Осужденные мужского пола, ранее отбывавшие наказание в виде лишения свободы – в колонии усиленного режима)
5. Несовершеннолетний совершил преступление в день своего рождения, по достижении 14 лет. Может ли он привлекаться к уголовной ответственности?
(Нет, т.к. лицо считается достигшим определенного возраста не в день рождения, а с 0 часов следующих суток)
6. Вас задержали в 23 часа 15 мин. без сопровождения взрослых. Какое наказание вам грозит?
(Штраф до 3 мин. зарплат с родителей или лиц, их замещающих; или из несовершеннолетнего, если он имеет самостоятельный заработок)
7. Вы решили «отложить» контрольную работу и позвонить в милицию, сообщив, что в здание лицея заложена бомба. Какое наказание предусмотрено за заведомо ложный вызов? (Штраф на родителей до 10 мин. зарплат)
8. Подлежит ли наказанию нецензурная брань в общественных местах, приставание к гражданам?
(Да, это мелкое хулиганство и за это может быть наложен штраф до 2 мин. зарплат, исправительные работы до 2 месяцев с удержанием 20 % заработной платы, арест до 15 суток)
9. Как наказывается распитие спиртных напитков в общественных местах?
(Появление в пьяном виде в общественных местах, а также распитие ими спиртных напитков, влечет наложение штрафа на родителей или лиц, их замещающих в размере до 2 мин. зарплат)
10. С какого возраста наступает административная ответственность? (С 16 лет)
Воспитатель: Я хочу рассказать вам притчу, а вы проанализируйте ее с точки зрения нашей темы.
«Один человек влюбился в Луну и тосковал по ней. Чтобы быть к Луне поближе, он устроил свое жилище на горе, и каждый вечер смотрел на нее, мечтая когда-нибудь приблизиться к предмету своего обожания. Однажды ночью, увидев, как лунная дорожка достигла его жилища, человек решил вступить на нее и пошел к луне. Он прошел уже половину пути без помех, когда засомневался в своих силах, испуганно посмотрел вниз, закачался и упал.»
Он поставил цель, и когда он стал двигаться по пути ее достижения, произошел внутренний перелом, все рухнуло, к чему он стремился.
Лунная дорожка – это наша жизнь, мы постоянно ставим цели, и если идти к этим целям, не приступая рамок закона (морального, административного, уголовного правонарушения не совершая), мы достигнем их.
Уже в подростковом возрасте вы формируете себя как личность, у которой есть определенные жизненные позиции, внутренний устав, который вас ведет и сопровождает во взрослой жизни. И если у вас где-то есть внутри уголок, который вам подает сигналы, о том, почему бы и нет, не попробовать… Задумайтесь над тем, что вы будущее страны, и нам вас надежда ваших матерей, отцов, дедов. А с другой стороны, вы ответственны за будущее поколение, которые будут жить в том обществе с теми нормами, которые вы создадите или сохраните.
Будьте достойными гражданами свой страны, соблюдайте законы!!!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения подростков в настоящее время в стране достаточно актуальна.
Противоправные деяния отчетливо проявляются в подростковой среде. Вот почему необходимо всестороннее изучение, исследование данной проблемы и ее решение.
Таким образом, в правовом воспитании необходима такая педагогическая технология, которая отвечала бы потребностям самого обучающегося, общества и учитывала закономерности формирования правового сознания.
Практическая направленность правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека. В процессе учёбы обучающиеся должны освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способом защиты прав и свобод. Гражданское общество начинается с воспитания гражданина.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Верцинская Н. О трудных детях// Воспитание школьников. 1990. № 1.
2. Монахова А. Х. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. – Ярославль, 2002.
3. Рождественская Н. А. Как понять подростка. – М., 1995.
4. Соколов Я. В., Миньковский Г. М. Ответственность за правонарушения.
5. Пособие по курсу «Граждановедение» для учащихся, их родителей и учителей. – М., 1995.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.