Рег. №______ , дата____
Министерство просвещения ПМР
ГОУ ДПО «Институт развития образования и повышения квалификации»
Кафедра общеобразовательных дисциплин и дополнительного образования
ПРОЕКТ
Интеграция как одна из особенностей современного образования.
Выполнила:
учитель географии
МОУ «ТСШ№9 им.С.А.Крупко»
Почтаренко Наталья Михайловна
слушатель ДПОП ПК
«Учитель учебного предмета организации общего образования. Преподаватель общеобразовательной учебной дисциплины организаций профессионального образования. Учитель официального языка организаций дошкольного образования (География)»
Руководитель-рецензент
старший преподаватель кафедры ОДиДО
Оксана Геннадьевна Горбатенко
Допущен к защите: «___»_____2022
_______________________________
подпись руководителя-рецензента
Тирасполь, 2022
Содержание
Введение………………………………………………………………….3
1. Межпредметных связи в обучении………………………………….5
1.1. Анализ интегрированных уроков…………………………….5
2. Интеграция предметов……………………………………………….8
2.1 Интегрированные уроки как основное средство повышения активности учащихся…………………………………………………8
Список литературы……………………………………………………….18
Введение.
Понятие образование весьма сложное. В самом общем определении образование – это процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных процессов. Образованным человеком можно назвать такого, который владеет идеями, принципами и методами, определяющими общий подход к рассмотрению многообразных фактов и явлений, располагает высоким уровнем развитых способностей, умением применять изученное к возможно большему числу частных случаев, кто приобрёл много знаний и, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление.
Следовательно, в понятие образования включены не только знания, навыки и умения как результат обучения, но и умения критически мыслить, творить, оценивать с нравственных позиций всё происходящее вокруг. Говоря словами А.С. Макаренко, в идеале весь образ жизни ребёнка, каждый квадратный метр его жизни должен быть, заполнен образованием. Поэтому, модернизация образования предлагает интеграцию общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования в единое образовательное пространство, где каждое учреждение, являясь уникальным по своим целям, содержанию, методам и приёмам деятельности, дополняет другое, вносит свой вклад в развитие и формирование личности обучающегося. На сегодняшний день актуальность проблемы интеграции общего и дополнительного образования занимает важное место и является проблемой наиболее интересной для педагогов, учеников и Министерства образования.
Интеграция – одна из главных и перспективных методологических направлений становления современного образования.
Собственно, «интеграция» означает объединение нескольких учебных предметов в один, в котором научные понятия связаны общим смыслом и методами преподавания.
Принцип интеграции в педагогике может быть рассмотрен в двух аспектах.
Во-первых, это состояние, для которого характерна согласованность, упорядоченность и устойчивость связей между различными элементами.
Во-вторых – процесс, который приводит к данному состоянию. Помимо этого, интеграция – это в педагогике весьма важный показатель эффективности всей системы образования, так как он служит критерием ее целостности.
Взаимодействие разнообразных школьный предметов – процесс сложный и многоуровневый. Именно поэтому к определению понятия интеграции существуют различные подходы.
Так, В. С. Безрукова полагает, что интеграция – это в педагогике определение высшей формы взаимосвязи. Она выражает единство всех составляющих системы образования, определяя ее содержание.
По утверждениям И. С. Сердюковой, интеграция – это в педагогике не что иное, как процесс связи и сближения наук, которые представляют собой высшую форму перехода к более качественной ступеньке образования.
Актуальность: Наше общество находится в постоянном развитии, следовательно, через систему образования выдвигает и реализует новые требования. Важнейшим требованием к отбору содержания образования становится интеграция. Проблема изучения и практического применения интеграции в процессе обучения школьников в общей системе дидактики и методики предполагают осмысление её функций в свете общего развития ребёнка, формирование всесторонне развитой личности, что является актуальным на современном этапе развития общества.
Цель работы: раскрыть значение интеграции предметов для
формирования целостного представления о мире.
Задачи: Изучить научно-методическую литературу по
теме исследования.
2. Изучить роль интегративных процессов в мире и их влияние на современное образование.
3. Провести теоретический анализ современного состояния проблемы повышения учебной мотивации.
4. Выявить повышение учебной мотивации школьников средствами межпредметной интеграции и определить педагогические условия ее реализации.
5. Разработать интегрированные уроки по географии.
Объект исследования: Процесс интегрированного обучения в школе.
Предмет исследования: практическое значение интеграции предметов для формирования у обучаемых целостного представления о мире.
Результат проекта: Если использовать межпредметную интеграцию на уроках географии с включением проектной деятельности, то может формироваться активная познавательная деятельность и целостная картина мира у учащихся, понимание связей между явлениями в природе, в обществе и в мире в целом.
1. Межпредметные связи в обучении
1.1. Анализ интегрированных уроков
Среди школьных предметов нельзя выделить главные и второстепенные. Но зайдите в разные школы: их учащиеся по-разному, с интересом и без него, с уважением и с пренебрежением отзываются об одних и тех же школьных предметах. Неоднозначность оценки встречается и при упоминании географии: от равнодушия до живого интереса и убежденности в необходимости глубокого изучения.
Одна из удивительных сторон географии заключается в том, что в детстве почти каждый ребенок переживает период увлечения географией. Вопрос в том, насколько прочно и нежно сможет учитель подхватить этот детский порыв и пронести его через школьные годы. «Велика и поразительна область географии, - писал Н. В. Гоголь – Где найдутся предметы, сильнее говорящие юному воображению! Какая другая наука может быть прекраснее для детей, может быстрее возвысить поэзию младенческой души их!». Но столь «поразительная область географии» конкретизируется для учащихся практикой преподавания учителя географии. И восхищаясь, и принимая сердцем гоголевские «Мысли о географии», не следует забывать слов, сказанных профессором В. П. Семеновым-Тян-Шанским на заседании «Памяти Гоголя, первого глашатая у нас правильных идей школьной географии»: «…слишком уж долго сушили географию, усердно превращая ее в долбежно-зубрежный, чисто номенклатурный предмет. Пора полить учебную географию оживляющей влагой художественного творчества…»
Трудно назвать другой школьный предмет, который обладал бы таким широким, как география, диапазоном межпредметных связей, имел бы такое разнообразие форм и средств обучения, которое не всегда реализуется учителем. Установление межпредметных связей в школьном курсе способствует более полному усвоению знаний, формированию научных понятий и законов, совершенствованию учебно-воспитательного процесса и оптимальной его организации, формированию мировоззрения, понимания взаимосвязи явлений в природе и обществе. Это имеет огромное воспитательное значение. Кроме того, они способствуют повышению научного уровня знаний учащихся, развитию логического мышления и их творческих способностей. География - школьный предмет, который имеет широкий диапазон межпредметных связей, имеет разнообразные формы и средства обучения.
Интеграция - ведущая тенденция развития научного познания в современных условиях. Она проявляется в синтезе знаний, повышающих эффективность научного исследования. Таким образом, интегрированный урок имеет целью заложить основы целостного представления о природе и обществе, и сформировать собственное отношение к законам их развития.
Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимосвязи явлений и предметов, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.
Интеграция в современной школе идёт по нескольким направлениям и на разных уровнях:
· внутрипредметная – интеграция понятий, знаний, умений внутри отдельных учебных предметов;
· межпредметная – синтез фактов , понятий, принципов двух и более дисциплин;
· транспредметная – синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.
Межпредметная интеграция существенно обогащает внутрипредметную.
Обучая своему предмету, мы сознательно или невольно формируем у учащихся осознанное отношение к этому предмету, и отношение становится важным результатом его работы, от него во многом зависит качество овладения самим предметом. Как правило, учащиеся выражают свое отношение к предмету четко и кратко: «интересно» - «неинтересно». И такой отзыв может служить для учителя одним из критериев оценки его работы, ведь познавательный интерес ни в коем случае не противопоставляется понятиям долга и учебных обязанностей.
Процесс формирования познавательного интереса к предмету географии происходит под влиянием многих факторов, но нам необходимо выявить наиболее существенные из них.
Межпредметные связи выполняют в обучении географии ряд функций:
Методологическая функция выражена в том, что только на их основе возможно формирование у учащихся диалектико-материалистических взглядов на природу, современных представлений о ее целостности и развитии, поскольку межпредметные связи способствуют отражению в обучении методологии современного естествознания, которое развивается по линии интеграции идей и методов с позиций системного подхода к познанию природы.
Образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость. Межпредметные связи выступают как средство развития географических понятий, способствуют усвоению связей между ними и общими естественнонаучными понятиями.
Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию природы. Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор учащихся.
Воспитывающая функция межпредметных связей выражена в их содействии всем направлениям воспитания школьников в обучении географии. Учитель географии, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход к воспитанию.
Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения. Реализация межпредметных связей требует совместного планирования учителями предметов естественнонаучного цикла комплексных форм учебной и внеклассной работы, которые предполагают знания ими учебников и программ смежных предметов.
2. Интеграция предметов
2.1 Интегрированные уроки как основное средство повышения активности учащихся
Учитель, увлеченный своим делом, непременно мечтает о том, что из его воспитанников получатся в будущем талантливые люди, настоящие творцы.
Как распознать талантливого ребенка? Как обучать одаренных детей?
На этот счет есть много различных мнений педагогов, психологов. Несомненно, одно: чем шире у ребенка будет диапазон возможностей для пробы и применения творческого потенциала, тем больше вероятность найти свое любимое занятие, и в то же время именно занятие любимым делом дает человеку возможность раскрыть свой талант, проявить себя как личность. Таким образом, обязательным условием воспитания одаренного ребенка является решение задачи наиболее полного общего развития учащихся, под которыми надо понимать развитие его ума, воли, чувств. Решить эту задачу силами, каких-либо отдельных дисциплин очень трудно. Необходима интеграция учебных предметов, преподающихся сейчас отдельно и независимо друг от друга. Ведь под интеграцией мы понимаем процесс сближения и связи наук, состояние связанности отдельных частей в одно целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию. Кроме того, можно рассматривать интеграцию и как психолого-коррекционный принцип, суть которого состоит в развитии и содержательном наполнении эмоционально-чувственной и интеллектуальной сфер ребенка. Интеграция – это средство интенсификации урока. Психологи, изучающие процесс обучения, полагают, что при интегрированном обучении сходство идей и принципов прослеживается лучше, чем при обучении различным дисциплинам в отдельности, так как при этом появляется возможность применения получаемых сведений одновременно в различных областях – теоретической, практической и прикладной. Интегративная система предполагает равномерное, равноправное соединение родственных тем всех школьных предметов, изучение которых взаимно переплетается на каждом этапе урока.
Главная цель интеграции – создание у школьника целостного представления об окружающем мире, т.е. формирование мировоззрения. Рассмотрим некоторые возможности при интегрированном построении учебного процесса, позволяющих качественно решать задачи обучения и воспитания учащихся:
1. Переход от внутрипредметных связей к межпредметным позволяет ученику переносить способы действий с одних объектов на другие, что облегчает учение и формирует представление о целостности мира. При этом следует помнить, что такой переход возможен только при наличии определенной базы знания внутрипредметных связей, иначе перенос может быть поверхностным и механическим.
2. Увеличение доли проблемных ситуаций в структуре интеграции предметов активизирует мыслительную деятельность школьника, заставляет искать новые способы познания учебного материала, формирует исследовательский тип личности.
3. Интеграция ведет к увеличению доли обобщающих знаний, позволяющих школьнику одновременно проследить весь процесс выполнения действий от цели до результата, осмысленно воспринимать каждый этап работы.
4. Интеграция увеличивает информативную емкость урока.
5. Интеграция позволяет находить новые факторы, которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения, выводы учащихся при изучении различных предметов.
6. Интеграция является средством мотивации учения школьников, помогает активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, способствует снятию перенапряжения и утомляемости.
7. Интеграция учебного материала способствует развитию творческого мышления учащихся, позволяет им применять полученные знания в реальных условиях, является одним из существенных факторов воспитания культуры, важным средством формирования личностных качеств, направленных на доброе отношение к природе, к людям, к жизни.
8. В полной мере реализовать все вышеназванное помогают интегрированные уроки информатики с другими учебными предметами, которые отличаются от обычных уроков большой информативностью и поэтому требуют четкой организации познавательной деятельности. Такие уроки должны быть предельно четкими, компактными, продуманными на всех этапах. Такие уроки снижают утомляемость головного мозга, создают комфортные условия для ребенка как личности, повышают успешность обучения, позволяют избежать ситуации, когда тот или иной предмет попадает в разряд не любимых.
Так как интеграция может осуществляться в разных формах и на разных уровнях, не надо думать, что для оценки урока как интегрированного необходимо участие обоих (нескольких) учителей или обязательное использование на одном уроке материала по всем интегрируемым предметам.
Основанием интеграции может служить, например необходимость совместных усилий учителей по формированию общеучебных навыков и умений учащихся, и невозможность изолированного преподавания предметов, общность их тем, сходство изучаемых объектов и явлений, единство ведущих идей, заложенных в учебных программах
2.2 План – конспект урока. (для 6 класса)
География: учитель
Почтаренко Наталья Михайловна
Литература: учитель
Мальцева Светлана Александровна
Разделы: География, Литература
1.Характеристика темы: тема изучается в программе курса географии по учебнику А.И. Алексеева “География 5 – 6 класс”; данный урок 5-ый в теме “Атмосфера”; тема “Ветер” рассчитана на 2 часа (данный урок – 1); урок является заключительным в двухчасовом уроке внеклассного чтения по повести А.С.Пушкина “Метель”.
2.Тип урока: интегрированный урок применения знаний в технологии педагогической поддержки.
3.Система целей к уроку:
-образовательный аспект: сформировать понятия “ветер”, “направление ветра”, выяснить причины его образования; углубить понятие “образ ветра”, определить его роль в художественном произведении.
- развивающий аспект: развитие мировоззрения, познавательного интереса, стремления к самостоятельному поиску знаний, способности межпредметного применения знаний в новой ситуации; развитие устной и письменной речи учащихся.
- воспитательный аспект: стимулировать творческую, исследовательскую деятельность учащихся, повышать мотивацию учебной деятельности за счёт нестандартной формы урока, развивать коммуникативные способности, воспитывать чувство взаимопомощи при групповой работе.
4.Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, групповая; общеклассная дискуссия.
5. Методы обучения: исследовательский, частично-поисковый.
6. Оборудование и материалы: схемы ПСС (причинно – следственных связей), карточки с отрывками из повести “Метель”, учебник географии, музыка Свиридова к повести А.С.Пушкина “Метель”.
Географ (Г). Читает стихотворение
Неудержимый, властный,
влажный,
Весельем белым окрылён,
Слепой, безвольный — и отважный,
Он вестник смены, сын Времён.
В нём встречных струй борьба и пляска,
И разрезающе остра
Его неистовая ласка,
Его бездумная игра.
(Г) Ребята, сегодня мы проведем не совсем обычный урок. Кто знает в чем его необычность?
Дети (Д). В расписании стоит урок географии и литературы одновременно.
Литератор (Л). Действительно, вам предстоит на уроке перенести знания из одной научной области в другую, один предмет поможет ответить на вопросы другого.
Г. Это трудно, но интересно. Мы желаем вам успехов и рабочего настроения.
- этап мотивации учащихся и актуализации знаний:
Л. Начинаем урок с сюрприза, который подготовили ваши одноклассники. Ваша задача отгадать, сценку из какого произведения ребята разыграли, и какой герой перед вами появится? (разыгрывается сценка, см.
Д. Называют сказку Лагерлеф “Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями” и героя – глупый Тролль.
Г. Решил глупый Тролль на горе стоить дом - и построил! Солнце как будто бы близко, а холод всё равно до костей пробирает. Так этот глупый Тролль и замёрз! Почему? (вы не задумывались об этом при чтении сказки – сейчас есть возможность ответить на этот вопрос с точки зрения географии).
- подготовка к основному этапу:
Д. Обсуждают проблему в группах, восстанавливают цепочку причинно – следственных связей, которая подтверждает точку зрения: чем выше от поверхности земли, тем температура ниже, поэтому и замёрз глупый Тролль . Результат вывешивается на доску.
Г. Подведём итоги. При нагревании земной поверхности образуется разное атмосферное давление. При высокой температуре – НАД (низкое атмосферное давление), при низкой – ВАД (высокое атмосферное давление), значит, давление изменяется в зависимости от температуры.
Л. Вы молодцы! Сумели справиться с задачей. Поэтому я предлагаю вам ещё одно задание: послушайте отрывок из музыкального произведения, запишите те ассоциации, ощущения, которые у вас возникают, что представляете, чувствуете, видите перед собой, слушая музыку (звучит отрывок из произведения Свиридова к повести “Метель”)
Д. Слушают музыку, записывают слова - ассоциации и обсуждают в парах.
Л. А теперь представьте результаты своей работы, выберете ключевое слово. Остальные дополните свои записи, используя приём “Ассоциативное солнышко”
Д. Представляют результаты. Ключевым словом многие называют “ветер”.
Л. Ветер вдохновлял на творчество многих людей. Музыканты изображали ветер при помощи звуков (мы слушали отрывок из произведения Свиридова к повести Пушкина “Метель”). Поэты и писатели создавали этот образ при помощи слов. Я предлагаю вам работу с карточками, где представлены отрывки из произведения, которое мы читали на прошлом уроке. Это повесть А.С.Пушкина “Метель”. Прочитайте текст, найдите образ ветра, определите его роль в произведении .
Д. Работая с карточками, раскрывают значение образа ветра в художественном произведении: создаёт атмосферу тайны, фон для развития сюжета; передаёт чувства героев (приём параллелизма); ветер – отдельный герой, который вмешивается в судьбу главных героев.
- объявление темы и цели урока:
Г. А теперь воспользуемся вашим ключевым словом применительно к географии и вернёмся к нашим схемам. Мы сказали, что из-за разного нагревания земной поверхности образуется разное атмосферное давление.
В результате этой разницы возникает…
Д. Ветер.
Г. Правильно, запишите тему нашего урока. Попробуйте дать рабочее определение новому понятию “ветер” (предлагается парная, групповая работа)
Д. Составляют рабочее определение “ветра”: поток воздуха, движение воздуха в результате смены атмосферного давления и т.д. Делятся своими вариантами (социализация).
Г. Теперь каждый задайте 2 вопроса к новой теме, что бы вы хотели узнать о ветре с точки зрения географии.
Д. Обсуждают в паре, оставляют 2 вопроса из 4.
Г. Составим кластер, тем самым определим цели на следующие уроки (выводит учеников на самостоятельное целеполагание при изучении новой темы).
Д. - виды ветров;
- как определить направление ветра;
- от чего зависит сила ветра;
- как возникает ветер;
- в какую сторону дует ветер и т.д.
- знакомство с понятием “ветер”, причиной его образования
Г. На один из ваших вопросов мы уже нашли ответ: ветер возникает в результате разницы атмосферного давления. Найдите в учебнике и запишите научную формулировку этого понятия (ветер – это горизонтальное движение воздуха, которое возникает в результате разницы атмосферного давления).
Продолжим составление цепочки ПСС и ответим на вопрос, в какую сторону дует ветер?.
Д. Дополняют рассказ учителя, составляют схему образования ветра в тетради, объясняют её, отвечают на проблемный вопрос (общеклассная дискуссия).
Г. Организует работу учащихся с планшетами, корректирует знания, выявляет пробелы по данной теме (игровой момент “Передай мелок”).
На доске планшеты с разным атмосферным давлением. Учащимся предлагается расставить стрелки направления движения ветра, свой ответ объяснить .
Д. Указывают стрелками направление ветра, аргументируют свой ответ (передают мелок своим товарищам).
Г. Остальные ваши вопросы мы рассмотрим на следующем уроке.
Л. Понятие “ ветер” встречается в географии, образ ветра – в литературе. На уроке мы рассмотрели его с двух точек зрения, каждая из них дополнила другую.
Г. Поэтому последнее задание попробуйте выполнить, объединив полученные знания воедино: напишите синквейн.
Д. Проводят рефлексию в форме синквейн (индивидуальная работа).
Г. §39, записи в тетради.
Л. Мини-сочинение “Если бы я был ветром”.
Заключение.
Перспективы развития интегрированного обучения. Практика показала плодотворность интеграции и выявила перспективы дальнейшего развития и совершенствования такого подхода к обучению. На данном этапе разрабатывается единая альтернативная программа обучения географии, биологии, экологии, литературы и др. при внедрении которой интеграция будет являться дидактическим принципом обучения. На этом, продвинутом, этапе интегрированного обучения главной целью будет формирование научного стиля мышления учащихся. Такое обучение возможно лишь при условии создания специализированного класса, набор учащихся в который должен проводиться на конкурсной основе.
Интеграция —
необходимое условие современного учебного процесса, её возможная реализация в
рамках какой-либо школы была бы переходом этой школы на новый качественный
уровень образования. Основной формой организации процесса интеграции предметов
в школе является интегрированный урок, особенностью которого выступает то, что
его могут вести два или три, а может быть и больше педагогов. С
психолого-педагогической точки зрения интегрированный урок способствует
активизации познавательной деятельности школьников, стимулирует их
познавательную активность, является условием успешного усвоения учебного
материала. Но важно отметить тот факт, что злоупотребление интеграцией может
привести к нежелательным результатам. Поэтому необходимо знать, что интеграция
возможна только при ряде условий: родстве наук, соответствующих интегрируемым
учебным предметам; совпадении или близости объекта изучения; наличии общих
методов и теоретических концепций построения.
Список используемой литературы
1. Бахарева Л.Н. Интеграция учебных занятий в начальной школе на краеведческой основе. // Начальная школа. — 2012. — 8. — С.48-51. .
2. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. — М. — 2013. — С.308.
3. Болдырев Н.И. и др. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. — М.: Просвещение, -2011. — С.115.
4. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе. // Литература в школе. — 2013. — № 5. — С.150-154.
5. Данилюк Д.Я. Учебный предмет как интегрированная система. // Педагогика. — 1997. — № 4. — С.24-28.
6. Ефремова М. Е. Личностно-ориентированное обучение на уроках географии// газета интерактивное образование, выпуск № 75, издательство МКУДПО Городской центр информатизации «Эгида».
7. Ефремова М. Е. Воспитание экологической культуры через организацию общественно-значимого проекта «Школа ЭКОЗНАЕК» // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве: сборник материалов XII Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С. С. Чернова. – Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2017. – 168 с. ISBN 978-5-00068-800-7.
8. Интернет — ресурс.
9. Научно-практический
журнал Начальная школа. -2015. № 4, 6, 7.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.