Тема протеста и борьбы в «Песне про купца Калашникова…»

  • docx
  • 27.12.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Тема протеста и борьбы в Песне про купца Калашникова.docx

Тема протеста и борьбы в «Песне про купца Калашникова…»

Цели.

Образовательные: рассказать об эпохе правления Ивана Грозного;

рассказать историю создания “Песни”; объяснить причины обращения Лермонтова к русской истории; объяснить смысл конфликта Степана Калашникова и Кирибеевича.

Развивающие: показать роль авторской оценки как средства создания образа в литературе; выделить фольклорные приемы в произведении; назвать языковые средства характеристики героев; разгадать кроссворд по произведению Лермонтова; ответить на вопрос: Почему Лермонтов хотел, чтобы знакомство с его творчеством начиналось с “Песни”.

Воспитывающие: объяснить, что нравственный идеал Лермонтова – это люди чести.

 

                                                  Ход урока

 

I. Подготовка к восприятию произведения.

 

1.Чтение заранее подготовленным учащимся статьи о Лермонтове

На экране слайды № 1- 9 “Панорама Москвы” и “Кремль на картинах Аполлинария Васнецова”. Звучит “Рассвет на Москва-реке” Мусоргского.

 

2. Рассказ учителя об истории создания произведения.

На экране слайд № 10.

“Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” написана Лермонтовым в Пятигорске в 1837 году и опубликована в 1838 году в “Литературных прибавлениях” к “Русскому инвалиду”. Царская цензура посчитала совершенно невозможной публикацию произведения ссыльного поэта. Только благодаря хлопотам заботливого Жуковского, который был “в великом восторге от нее”, она была напечатана – без указания имени автора.

“Песнь” рассказывает о временах правления Ивана Грозного. Это было трудное время для России.

 

3. Сообщение заранее подготовленного ученика об эпохе правления Ивана Грозного. (Приложение №1).

 

4. Рассказ учителя о причине обращения к истории России и источниках создания поэмы.

(Приложение №2).

На экране слайд № 11 “Высказывание В.Г. Белинского”.

 

II. Работа по теме урока.

1. Чтение учителем “Песни”.

 

2. Беседа на выявление восприятия.

 

-Почему герои “Песни” расположены в названии в таком порядке?

-Кто является настоящим героем “Песни” и почему?

-Какие ваши впечатления от образа Ивана Грозного?

-Кому из героев поэмы вы сочувствуете?

-Какие чувства вызывает у вас концовка поэмы?

-Почему Лермонтов выбирает форму исторической песни? Как это должно пояснить авторскую позицию?

(Народ слагает песню тогда, когда испытывает сочувствие к герою. Песня справедлива, так как рассказывает о легендарных или реальных событиях. С помощью этой формы у писателя появляется возможность создать иллюзию объективного отношения к героям. Герои таким образом показаны глазами народа)

-Почему каждая глава начинается и заканчивается упоминанием о гуслярах?

(Гусляры пели о реальных событиях. Они были народными певцами. То есть они выражали мнение народа. Значит, автор хотел оценить события глазами народа).

-Какие исторические детали использованы автором для того, чтобы передать эпоху Ивана Грозного?

(На слайде № 12 “Значения слов опричнина, о златом венце, простоволосая, кручиниться, отороченный, перевенчана, горю пособить”).

 

3. Постановка учебной задачи.

 

В 1840 году вышел первый и единственный прижизненный сборник произведений Лермонтова, который начинался “Песней”. Почему Лермонтов хотел, чтобы знакомство с его творчеством начиналось с “Песни”?

(На презентации слайд № 13).

Об этом мы будем размышлять на следующем уроке.

 

III. Домашнее задание.

 

1. Сравнить описание пира в “Песни” и отрывке из былины о Ставре Годиновиче (письменно). (См. учебник, 1 вопрос, с. 265).

2. Виноват ли Кирибеевич в своем чувстве к Алене Дмитриевне? Что говорит по этому поводу автор поэмы?

 

 

 

 

 

 

2-ой урок.

1.Слово учителя.

В 1840 году вышел первый и единственный прижизненный сборник произведений Лермонтова, который начинался “Песнью”. Почему Лермонтов хотел, чтобы знакомство с его творчеством начиналось с “Песни”?

(На презентации слайд № 13).

Для ответа на этот вопрос мы обратимся к произведению.

 

2. Анализ произведения.

Чтение нескольких работ из домашнего задания “Сопоставление описаний пира”.

(Приложение № 3).

Сравнение описания с картиной В.Васнецова (Слайд № 14).

-Виноват ли Кирибеевич в своем чувстве к Алене Дмитриевне?

- Что говорит по этому поводу автор поэмы? (Вопрос из домашнего задания).

-Каким предстает перед нами во 2 части поэмы Калашников?

-По каким приметам можно утверждать, что купец предчувствовал беду

-По каким приметам можно утверждать, что купец предчувствовал беду?

-Что заставило “смутиться думою крепкою” Калашникова, вернувшегося домой?

-В чем подозревает купец свою жену?

-Как объясняет Алена Дмитриевна свое долгое отсутствие?

-Как она реагирует на обвинение мужа?

-Почему купец Калашников решает идти биться с Кирибеевичем?

-Где ищет помощи Калашников?

-Почему Лермонтов наделяет правом Калашникова вершить суд над Кирибеевичем?

 

Работа в группах.

1 группа.

Работа с иллюстрациями.

-Как видит каждый из художников сцену кулачного боя? (Приложение №4).

( Слайд № 15. Иллюстрации И.Я.Билибина, В.М.Васнецова, Б.М.Кустодиева. Звучит тема “Рассвет на Москва-реке”).

-Почему именно эта сцена выбрана художниками для иллюстраций?

-Что общего в изображении героев, в композиции иллюстраций и в чем различие?

-Какая из иллюстраций ближе вашему представлению о героях?

- На чьей стороне симпатии автора в этой сцене?

-Докажите, почему он оправдывает Калашникова, хотя тот нарушил правила кулачного боя – ударил в висок.

- Кто вершит суд над Калашниковым? Зачем в эту сцену введен грозный царь Иван Васильевич? Справедлив ли его суд?

-Почему Калашников не открыл ему всей правды?

 

-Почему конфликт Кирибеевича и Калашникова не мог разрешиться мирно?

-Кто и почему победил в поединке?

- Какие действия Калашникова перед боем подчеркивают народное понимание образа? ( Поклоны “белому Кремлю да святым церквам, А потом всему народу русскому”).

-Потому и использует в своей “Песне” фольклорные художественные приемы. Анализ художественных средств. Задания на листах.

 

2 группа.

-Выделите фольклорные приемы в описании зари над Москвой перед кулачным боем (инверсию и олицетворение). ( Слайд № 16).

 

Над Москвой великой, златоглавою,

Над стеной кремлевской белокаменной,(инверсия)

По тесовым кровелькам играючи,

Тучки серые разгоняючи,

Заря алая подымается.

(олицетворение)

-В каком из отрывков использован параллелизм, а в каком прием перехвата? (Слайд № 17)

 

Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие,

То за трапезой сидит во златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич.

(параллелизм)

И опричник молодой застонал слегка,

Закачался, упал замертво;

Повалился он на холодный снег,

На холодный снег, будто сосенка,

Будто сосенка во сыром бору.

(перехват)

-Подчеркнуть разговорные, песенные формы глаголов

 (Слайд № 18).

 

Разметала кудри золотистые,

Умывается снегами рассыпчатыми,

Как красавица, глядя в зеркальце,

В небо чистое смотрит, улыбается.

Уж зачем ты, алая заря, просыпалася,

На какой ты радости разыгралася.

 

3 группа.

Кроссворд.

 (Слайд № 19). ( Приложение № 5).

 

Автор использует в тексте и постоянные эпитеты. Вставьте их в клеточки кроссворда.

 

4 группа.

Подчеркнуть эпитеты, помогающие создать облик царя Ивана Грозного.

 ( Слайд №20).

Вот нахмурил царь брови черные

И навел на него очи зоркие.

Словно ястреб взглянул с высоты небес

На молодого голубя сизокрылого, -

Да не поднял глаз молодой боец…

Вот об землю царь стукнул палкою,

И дубовый пол на полчетверти

Он железным пробил оконечником –

Да не вздрогнул и тут молодой боец.

Вот промолвил царь слово грозное

И очнулся тогда добрый молодец.

-

Каковы ваши впечатления от образа царя? (Слайды №21-25)

 

5 группа.

-Чья это характеристика? (Слайд №26).

“Несмотря на молодость, он величается по имени и отчеству; намерения героя подчеркнуто серьезны; он пользуется глубоким уважением людей, готов постоять за честь семьи, четко следует традициям русского народа; в его действиях и мыслях автор видит явный нравственный перевес; он умен, храбр, честен”

( Калашникова).

-Определите, кому из трех героев поэмы Лермонтова соответствует каждая из приведенных характеристика, данных великим критиком русской литературы В.Г. Белинским

 (Слайды №27,28,29).

“Какая сильная, могучая натура! Её страсть – лава, её горесть тяжела и трудна… Вы видите, что любовь… - не шуточное дело, не простое волокитство, но страсть натуры сильной, души могучей. Вы понимаете, что для этого человека нет середины: или получить, или погибнуть!” (Кирибеевичу).

“Взгляд очей его – молния, звук речей его – гром небесный, порыв гнева его – смерть и пытка; но сквозь всего этого, как молния сквозь тучи, проблескивает величие падшего…но сильного и благородного по природе своего духа” (Ивану Грозному).

 

“Это один из тех упругих и тяжелых характеров, которые тихи и кротки только до тех пор, пока обстоятельства не расколыхают их, одна из тех железных натур, которые и обиды не стерпят, и сдачи дадут…Есть души, лозунг которых – всё или ничего, которые не хотят запятнанности блаженства, раз потемнённой славы…”

(Калашникову).

-Выберите из предложенного списка лучшие черты русского национального характера

 (Слайд №30).

(нравственная красота, стремительность действий, необдуманность, лихость, верность идеям, желание быть полезным Родине, глубокая любовь и преданность, угодливость, кичливость, способность следовать намеченной цели, гордость, чувство долга)

-Применимы ли к героям поэмы заключительные строки баллады “Бородино”:

Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри, не вы”?

-Чем же отличается время Лермонтова от времени Бородина?

(Для знакомства давалось приложение №4).

Применимы.  Лермонтов писал произведение для того, чтобы на отдаленных от нынешнего века событиях показать способность русских людей восставать против несправедливости во все века и времена. И во времена Лермонтова, когда передовые люди эпохи боялись сказать свое слово, боялись выступить против власти,  Лермонтов смог обратиться к ним этим произведением.

Обобщение.

-Почему Лермонтов хотел, чтобы знакомство с его творчеством начиналось с “Песни”?

1. Лермонтов не мог открыто заявить, что в его творчестве ведущее место занимает тема борьбы за справедливость, за свободу. Поэтому он поместил “Песнь” в начало своего сборника. Она была своеобразным эпиграфом к его собранию сочинений.

2. Еще он хотел показать, что русский человек всегда,  при любой власти может постоять за себя, за своих близких, за свой народ. Не исключение и застойные 40-е годы. Он хотел, чтобы его произведения пробудили в спящих душах его современников протест против несправедливости царской власти.

Слайд № 31).

Идея произведения - прославление протеста против самовластья, несет в себе “заряд гигантского мятежа”. “Он был чужд смирению раба, и наша литература не была бы столь великой, если бы была рабьей”.

Домашнее задание. Надеюсь, что “Песня” произвела на вас сильное впечатление. Чтобы представление об исторической теме в творчестве Лермонтова было более полным, советую прочитать поэму “Боярин Орша”.