Тема протеста и борьбы в «Песне про купца Калашникова…»
Цели.
Образовательные: рассказать об эпохе правления Ивана Грозного;
рассказать историю создания “Песни”; объяснить причины обращения Лермонтова к русской истории; объяснить смысл конфликта Степана Калашникова и Кирибеевича.
Развивающие: показать роль авторской оценки как средства создания образа в литературе; выделить фольклорные приемы в произведении; назвать языковые средства характеристики героев; разгадать кроссворд по произведению Лермонтова; ответить на вопрос: Почему Лермонтов хотел, чтобы знакомство с его творчеством начиналось с “Песни”.
Воспитывающие: объяснить, что нравственный идеал Лермонтова – это люди чести.
Ход урока
I. Подготовка к восприятию произведения.
1.Чтение заранее подготовленным учащимся статьи о Лермонтове
На экране слайды № 1- 9 “Панорама Москвы” и “Кремль на картинах Аполлинария Васнецова”. Звучит “Рассвет на Москва-реке” Мусоргского.
2. Рассказ учителя об истории создания произведения.
На экране слайд № 10.
“Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” написана Лермонтовым в Пятигорске в 1837 году и опубликована в 1838 году в “Литературных прибавлениях” к “Русскому инвалиду”. Царская цензура посчитала совершенно невозможной публикацию произведения ссыльного поэта. Только благодаря хлопотам заботливого Жуковского, который был “в великом восторге от нее”, она была напечатана – без указания имени автора.
“Песнь” рассказывает о временах правления Ивана Грозного. Это было трудное время для России.
3. Сообщение заранее подготовленного ученика об эпохе правления Ивана Грозного. (Приложение №1).
4. Рассказ учителя о причине обращения к истории России и источниках создания поэмы.
(Приложение №2).
На экране слайд № 11 “Высказывание В.Г. Белинского”.
II. Работа по теме урока.
1. Чтение учителем “Песни”.
2. Беседа на выявление восприятия.
-Почему герои “Песни” расположены в названии в таком порядке?
-Кто является настоящим героем “Песни” и почему?
-Какие ваши впечатления от образа Ивана Грозного?
-Кому из героев поэмы вы сочувствуете?
-Какие чувства вызывает у вас концовка поэмы?
-Почему Лермонтов выбирает форму исторической песни? Как это должно пояснить авторскую позицию?
(Народ слагает песню тогда, когда испытывает сочувствие к герою. Песня справедлива, так как рассказывает о легендарных или реальных событиях. С помощью этой формы у писателя появляется возможность создать иллюзию объективного отношения к героям. Герои таким образом показаны глазами народа)
-Почему каждая глава начинается и заканчивается упоминанием о гуслярах?
(Гусляры пели о реальных событиях. Они были народными певцами. То есть они выражали мнение народа. Значит, автор хотел оценить события глазами народа).
-Какие исторические детали использованы автором для того, чтобы передать эпоху Ивана Грозного?
(На слайде № 12 “Значения слов опричнина, о златом венце, простоволосая, кручиниться, отороченный, перевенчана, горю пособить”).
3. Постановка учебной задачи.
В 1840 году вышел первый и единственный прижизненный сборник произведений Лермонтова, который начинался “Песней”. Почему Лермонтов хотел, чтобы знакомство с его творчеством начиналось с “Песни”?
(На презентации слайд № 13).
Об этом мы будем размышлять на следующем уроке.
III. Домашнее задание.
1. Сравнить описание пира в “Песни” и отрывке из былины о Ставре Годиновиче (письменно). (См. учебник, 1 вопрос, с. 265).
2. Виноват ли Кирибеевич в своем чувстве к Алене Дмитриевне? Что говорит по этому поводу автор поэмы?
2-ой урок.
1.Слово учителя.
В 1840 году вышел первый и единственный прижизненный сборник произведений Лермонтова, который начинался “Песнью”. Почему Лермонтов хотел, чтобы знакомство с его творчеством начиналось с “Песни”?
(На презентации слайд № 13).
Для ответа на этот вопрос мы обратимся к произведению.
2. Анализ произведения.
Чтение нескольких работ из домашнего задания “Сопоставление описаний пира”.
(Приложение № 3).
Сравнение описания с картиной В.Васнецова (Слайд № 14).
-Виноват ли Кирибеевич в своем чувстве к Алене Дмитриевне?
- Что говорит по этому поводу автор поэмы? (Вопрос из домашнего задания).
-Каким предстает перед нами во 2 части поэмы Калашников?
-По каким приметам можно утверждать, что купец предчувствовал беду
-По каким приметам можно утверждать, что купец предчувствовал беду?
-Что заставило “смутиться думою крепкою” Калашникова, вернувшегося домой?
-В чем подозревает купец свою жену?
-Как объясняет Алена Дмитриевна свое долгое отсутствие?
-Как она реагирует на обвинение мужа?
-Почему купец Калашников решает идти биться с Кирибеевичем?
-Где ищет помощи Калашников?
-Почему Лермонтов наделяет правом Калашникова вершить суд над Кирибеевичем?
Работа в группах.
1 группа.
Работа с иллюстрациями.
-Как видит каждый из художников сцену кулачного боя? (Приложение №4).
( Слайд № 15. Иллюстрации И.Я.Билибина, В.М.Васнецова, Б.М.Кустодиева. Звучит тема “Рассвет на Москва-реке”).
-Почему именно эта сцена выбрана художниками для иллюстраций?
-Что общего в изображении героев, в композиции иллюстраций и в чем различие?
-Какая из иллюстраций ближе вашему представлению о героях?
- На чьей стороне симпатии автора в этой сцене?
-Докажите, почему он оправдывает Калашникова, хотя тот нарушил правила кулачного боя – ударил в висок.
- Кто вершит суд над Калашниковым? Зачем в эту сцену введен грозный царь Иван Васильевич? Справедлив ли его суд?
-Почему Калашников не открыл ему всей правды?
-Почему конфликт Кирибеевича и Калашникова не мог разрешиться мирно?
-Кто и почему победил в поединке?
- Какие действия Калашникова перед боем подчеркивают народное понимание образа? ( Поклоны “белому Кремлю да святым церквам, А потом всему народу русскому”).
-Потому и использует в своей “Песне” фольклорные художественные приемы. Анализ художественных средств. Задания на листах.
2 группа.
-Выделите фольклорные приемы в описании зари над Москвой перед кулачным боем (инверсию и олицетворение). ( Слайд № 16).
Над Москвой великой, златоглавою,
Над стеной кремлевской белокаменной,(инверсия)
По тесовым кровелькам играючи,
Тучки серые разгоняючи,
Заря алая подымается.
(олицетворение)
-В каком из отрывков использован параллелизм, а в каком прием перехвата? (Слайд № 17)
Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие,
То за трапезой сидит во златом венце,
Сидит грозный царь Иван Васильевич.
(параллелизм)
И опричник молодой застонал слегка,
Закачался, упал замертво;
Повалился он на холодный снег,
На холодный снег, будто сосенка,
Будто сосенка во сыром бору.
(перехват)
-Подчеркнуть разговорные, песенные формы глаголов
(Слайд № 18).
Разметала кудри золотистые,
Умывается снегами рассыпчатыми,
Как красавица, глядя в зеркальце,
В небо чистое смотрит, улыбается.
Уж зачем ты, алая заря, просыпалася,
На какой ты радости разыгралася.
3 группа.
Кроссворд.
(Слайд № 19). ( Приложение № 5).
Автор использует в тексте и постоянные эпитеты. Вставьте их в клеточки кроссворда.
4 группа.
Подчеркнуть эпитеты, помогающие создать облик царя Ивана Грозного.
( Слайд №20).
Вот нахмурил царь брови черные
И навел на него очи зоркие.
Словно ястреб взглянул с высоты небес
На молодого голубя сизокрылого, -
Да не поднял глаз молодой боец…
Вот об землю царь стукнул палкою,
И дубовый пол на полчетверти
Он железным пробил оконечником –
Да не вздрогнул и тут молодой боец.
Вот промолвил царь слово грозное
И очнулся тогда добрый молодец.
-
Каковы ваши впечатления от образа царя? (Слайды №21-25)
5 группа.
-Чья это характеристика? (Слайд №26).
“Несмотря на молодость, он величается по имени и отчеству; намерения героя подчеркнуто серьезны; он пользуется глубоким уважением людей, готов постоять за честь семьи, четко следует традициям русского народа; в его действиях и мыслях автор видит явный нравственный перевес; он умен, храбр, честен”
( Калашникова).
-Определите, кому из трех героев поэмы Лермонтова соответствует каждая из приведенных характеристика, данных великим критиком русской литературы В.Г. Белинским
(Слайды №27,28,29).
“Какая сильная, могучая натура! Её страсть – лава, её горесть тяжела и трудна… Вы видите, что любовь… - не шуточное дело, не простое волокитство, но страсть натуры сильной, души могучей. Вы понимаете, что для этого человека нет середины: или получить, или погибнуть!” (Кирибеевичу).
“Взгляд очей его – молния, звук речей его – гром небесный, порыв гнева его – смерть и пытка; но сквозь всего этого, как молния сквозь тучи, проблескивает величие падшего…но сильного и благородного по природе своего духа” (Ивану Грозному).
“Это один из тех упругих и тяжелых характеров, которые тихи и кротки только до тех пор, пока обстоятельства не расколыхают их, одна из тех железных натур, которые и обиды не стерпят, и сдачи дадут…Есть души, лозунг которых – всё или ничего, которые не хотят запятнанности блаженства, раз потемнённой славы…”
(Калашникову).
-Выберите из предложенного списка лучшие черты русского национального характера
(Слайд №30).
(нравственная красота, стремительность действий, необдуманность, лихость, верность идеям, желание быть полезным Родине, глубокая любовь и преданность, угодливость, кичливость, способность следовать намеченной цели, гордость, чувство долга)
-Применимы ли к героям поэмы заключительные строки баллады “Бородино”:
Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри, не вы”?
-Чем же отличается время Лермонтова от времени Бородина?
(Для знакомства давалось приложение №4).
Применимы. Лермонтов писал произведение для того, чтобы на отдаленных от нынешнего века событиях показать способность русских людей восставать против несправедливости во все века и времена. И во времена Лермонтова, когда передовые люди эпохи боялись сказать свое слово, боялись выступить против власти, Лермонтов смог обратиться к ним этим произведением.
Обобщение.
-Почему Лермонтов хотел, чтобы знакомство с его творчеством начиналось с “Песни”?
1. Лермонтов не мог открыто заявить, что в его творчестве ведущее место занимает тема борьбы за справедливость, за свободу. Поэтому он поместил “Песнь” в начало своего сборника. Она была своеобразным эпиграфом к его собранию сочинений.
2. Еще он хотел показать, что русский человек всегда, при любой власти может постоять за себя, за своих близких, за свой народ. Не исключение и застойные 40-е годы. Он хотел, чтобы его произведения пробудили в спящих душах его современников протест против несправедливости царской власти.
Слайд № 31).
Идея произведения - прославление протеста против самовластья, несет в себе “заряд гигантского мятежа”. “Он был чужд смирению раба, и наша литература не была бы столь великой, если бы была рабьей”.
Домашнее задание. Надеюсь, что “Песня” произвела на вас сильное впечатление. Чтобы представление об исторической теме в творчестве Лермонтова было более полным, советую прочитать поэму “Боярин Орша”.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.