Департамент образования Томской области
Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»
Конспект открытого занятия по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи
Учитель-дефектолог – Моисеева Раиса Ивановна
Ученик 5 «Б» класса – Амир К.
Пояснительная записка.
Нарушения слуховой функции в детском возрасте, даже в незначительной форме, отрицательно влияют на развитие ребёнка, влекут за собой недоразвитие речи, формирование личности в целом. Исходя их выше означенного, одной из основных задач специальной (коррекционной) школы является формирование устной речи, её коммуникативной функции, восприятия и воспроизведения.
Индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи (РСВ и ФПСР) позволяют решать указанную выше задачу, а именно чистоту звукопроизношения, ударение, словоупотребление, формообразования, структуру словосочетаний и предложений и др.
Индивидуальные занятия по РСВ и ФПСР способствуют развитию межполушарного взаимодействия, гармоничному становлению слухового, зрительного и кинестетического анализаторов, что особенно важно в образовательном процессе. В процессе индивидуального занятия широко используется речевой материал общеобразовательных уроков, что обеспечивает межпредметную связь, повторение учебного материала, применение знаний, умений и навыков в условиях вне класса, отработку вербальных, произносительных навыков на знакомом материале.
Тема: Работа над орфоэпией. Автоматизация звука [Р]. Работа с деформированным текстом.
Цель: закрепление навыка практического усвоения норм произношения, правильной артикуляции звука [Р] в слогах, словах, предложениях посредством реалистического восприятия норм русского литературного языка.
Задачи:
Образовательные:
v соблюдение правил орфоэпии;
v укрепление чёткого произнесения звука [Р];
v закрепление правильного произношения звука [Р] при стечении согласных.
Коррекционно-развивающие:
v содействие реабилитации личности ребёнка;
v повышение автоматизации навыка произношения звука [Р] в самостоятельной речи;
v совершенствование слухового внимания, памяти, воображения и мышления посредством фраз развивающего характера;
v активизация развития логического мышления.
Воспитательные:
v воспитывать интерес и желание активно использовать речь в процессе общения;
v проявлять самостоятельность в рамках исправления вербальных ошибок собственной речевой деятельности.
План индивидуального занятия
1. Организационные вопросы.
2. Выбор настроения.
3. Фразы разговорно-обиходного характера.
4. Работа над орфоэпией.
5. Игровые упражнения: «Поймай звук», «Умные пальчики», «Бусы на все вкусы» (развитие фонематического слуха).
6. Физминутка
7. Упражнение для языка. Изолированное произношение звука [Р].
8. Чистоговорки со слогом «тр».
9. Чистоговорки со слогом «др».
10. Чтение зашифрованных слов.
11. Восстановление деформированного текста «Разбитая чашка».
12. Итог занятия.
Ход урока.
I. Организационные вопросы.
Учитель:
- К нам без опоздания вновь пришло старание!
Помоги нам потрудиться, ведь Амир пришёл учиться!
- Амир, здравствуй!
- Раиса Ивановна, здравствуйте!
- Ты меня хорошо слышишь?
- Я слышу Вас хорошо.
- Ты пришёл учиться?
- Да, я пришёл учиться!
- Амир, ты готов работать?
- Да, я готов работать.
II. Выбор настроения.
- У людей бывает разное настроение. Посмотри на рисунки. Выбери своё настроение. Да, я вижу по рисункам, что у тебя отличное настроение.
III. Фразы разговорно-обиходного характера.
- Слушай внимательно. Я буду произносить фразу, а ты её будешь повторять.
На парте лежат тетради и ручки.
Назови дни недели в обратном порядке.
Ехал грека через реку, видит грека в реке рак…
Вот моя деревня, вот мой дом родной.
Ребята помогают друг другу дежурить.
Александра, Маргарита, Роман расселись по местам.
Чёрная ворона каркает на крыше.
У Шуры в руках красные шары.
Сороконожка ползёт по дорожке.
Буратино увидел муравья.
Барабанщик громко барабанит
IV. Работа над орфоэпией.
- Прочитай слова и покажи картинку. Помни, что в конце звонких согласных говорим глухие согласные.
- Нож, клюв, зуб, поезд, хлеб, ёж.
- Послушай и повтори.
- Острый нож. Большой клюв. Больной зуб. Скорый поезд. Тёплый хлеб. Колючий ёж.
- Ответь на вопросы.
Клюв какой? Нож какой? Ёж какой? Зуб какой? Хлеб какой? Поезд какой?
V. Развитие фонематического слуха.
Игровое упражнение: «Поймай звук»
Слушай внимательно, когда услышишь звук [Р],
хлопни в ладоши.
- Работа, машина, картина, яблоко, груша, бутерброд, отлично, хорошо, весёлая, красивая, сильный, ловкий, сестра, метро.
Игровое упражнение: «Умные пальчики»
Указательным пальчиком правой руки коснись левого уха.
Безымянным пальчиком левой руки коснись правого плеча.
Большим пальчиком правой руки коснись левого бедра.
Мизинчиком левой руки коснись кончика носа.
Средним пальчиком правой руки коснись правого уха.
Игровое упражнение: «Бусы на все вкусы»
Зелёные бусы превратились в цифру 8, а красные бусы превратились в цифру 2. Назови сумму.
Красные бусы превратились в цифру 9, а зелёные бусы превратились в цифру 6. Назови разность.
Зелёные бусы превратились в цифру 5, а красные бусы превратились в цифру 3. Назови первое слагаемое.
Красные бусы прекратились в цифру 4, а зелёные бусы превратились в цифру 1. Назови уменьшаемое.
VI. Физминутка.
• Как живёшь? – ребёнок показывает большие пальцы на обеих руках и проговаривает: «Вот так!»
• Как идёшь? – Вот так – ребёнок показывает ходьбу.
• Как бежишь? – Вот так – ребёнок показывает бег.
• Как спишь? – ребёнок прикладывает кисти рук к правой или левой щеке и проговаривает: «Вот так!»
• Как даёшь? – Вот так – ребёнок показывает движение.
• Как берёшь? – Вот так – ребёнок показывает движение.
• Как грозишь? – Вот так – ребёнок показывает движение.
• Как сидишь? – ребёнок садится на стул и проговаривает: «Вот так!».
VII. Упражнение для языка. Изолированное произношение звука [Р].
- Пилот, заведи самолёт. Тракторист, заведи трактор. Водитель, заведи машину.
VIII. Чистоговорки со слогом «ТР».
- Прочитай чистоговорки. Не торопись. Старайся!
Тра — тра — тра, тра — тра — тра — у меня живёт сестра.
Тру — тру — тру, тру — тру — тру — встану рано поутру.
Тро — тро — тро, тро — тро — тро — мы поедем на метро.
Тры — тры — тры, тры — тры — тры — моя книга у сестры.
IX. Чистоговорки со слогом «ДР».
Дра — дра — дра, дра — дра — дра — дождик льёт как из ведра.
Дро — дро — дро, дро — дро — дро — у меня болит бедро.
Дру — дру — дру, дру — дру — дру — нам купили по ведру.
Дры — дры — дры, дры — дры — дры — в сказках гномики мудры.
X. Чтение зашифрованных слов.
– Амир, твоему вниманию представлена азбука и числовой ряд. Подумай внимательно и постарайся расшифровать слова.
Ребята. Дорога. Родина.
XI. Восстановление деформированного текстом «Разбитая чашка». Запись текста в тетрадь.
Отец похвалил его за правду. Он решил узнать, кто разбил чашку? Мальчик сказал правду. Пришёл отец. Мальчик разбил дорогую чашку.
«Мальчик разбил дорогую чашку. Пришёл отец. Он решил узнать, кто разбил чашку? Мальчик сказал правду. Отец похвалил его за правду.»
XII. Итог занятия (поощрение).
- Амир, ты сегодня замечательно работал. Хочу пожелать тебе дальнейшего творческого вдохновения! Ты молодец!
- Я храбрец, удалец, добрый, смелый молодец!
- Амир, до свидания!
- Раиса Ивановна, до свидания!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.