Тема: Равнины и горы России

  • doc
  • 27.10.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 11 .doc

Тема:  Равнины и горы России

Цели: проверить знания и умения по данному разделу; форми­ровать адекватную оценку своих достижений; дать представление о равнинах и горах; ознакомить с равнинами и горами на терри­тории России.

Формируемые УУД: познавательные — осознавать познава­тельную задачу, читать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника; коммуника­тивные - формулировать собственные высказывания; регуля­тивные - формулировать учебную задачу, определять последо­вательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала; личностные - оценивать собственную учебную дея­тельность (свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность), определять причины неудач.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, карточки с названиями: Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибир­ская равнина, Среднесибирское плоскогорье, Уральские горы, Кавказские горы, Алтай и Саяны, кроссворд, план выступления группы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Тест

1. Что внесено в Список Всемирного наследия?

а) Белое море

б) озеро Байкал

в) Баренцево море

2. Какой объект не относится к культурному наследию?

а) Тадж- Махал

б) афинский Акрополь

в) водопад Виктория

3.  В какой строке перечислены растения и животные, занесённые в Красную книгу?

а) кречет, стерх, краснозобая казарка

б) пион тонколистный, журавль-красавка, степная дыбка

в) зубр, филин, женьшень

4.  Почему озеро Байкал включено в Список Всемирного наследия? Найди «лишнее».

а) это самое красивое место на Земле

б) 2/3 животных и растений, обитающих в озере, встреча­ются только там

в) в озере содержится 1/5 часть всей пресной воды на Земле

5. Отметь примеры правильного отношения человека к природе.

а) вырубка лесов

б) выброс отходов производства в водоемы

в) создание лесопарковых зон

2. Кроссворд

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Международная экологическая организация. (Гринпис.)

2. Объект Всемирного природного наследия, находящийся в Рос­сии, — озеро ... . (Байкал.)

3. Самые выдающиеся достопримечательности природы и культуры - Всемирное ... . (Наследие.)

 4. Национальный парк Африки. (Серенгети.)

 5. Наука о взаимо­действии живых организмов между собой и средой, в которой они обитают. (Экология.)

 6. В нее внесены самые редкие виды растений и животных, нуждающиеся в охране. (Красная книга.)

7.  От каждого человека зависит ... нашей планеты. (Будущее.)

8.  Московский ... — Всемирное культурное наследие. (Кремль.)

9. Гробница царя Мавсола, одно из семи чудес света. (Мавзолей.)

(Ключевое слово в выделенных клетках: настоящее.)

3. Сообщения учащихся

—   Каково же состояние нашей природы в настоящее время? Почему природа нуждается в защите? (Рассуждения детей.)

—  О каком животном из международной Красной книги вы подготовили сообщение?

Игра «Ты — мне, я — тебе»

—  Ребята, сформулируйте вопрос по разделу «Земля и челове­чество». Задайте его классу. (Ученики самостоятельно формулируют вопрос, задают его классу, выбирают отвечающего.)

4. Проверочная работа

—  Проверим себя и оценим свои достижения. (Ученики работают на с. 28 рабочей тетради. Выполняют зада­ния на с. 206-209 учебника. По «Страничкам для самопроверки» оценивают свою работу. Можно провести взаимопроверку.)

III. Самоопределение к деятельности

Над Россией солнце светит,

И дожди шумят над ней.

В целом свете, в целом свете

Нет страны родней!

—  Почему в целом свете нет родней страны? (Высказывания детей.)

—  Прочитайте название нового раздела. («Природа России».)

—  Прочитаем, чему будем учиться, изучая этот раздел. (Ученики работают по с. 57.)

—  А о чем сегодня пойдет разговор на уроке, вы узнаете, отга­дав загадки.

Носит бабка снежную шапку,

Каменные бока закутаны в облака. (Горы.)

—  Как называют большое пространство ровной поверхности? (Равнина.)

—  Предположите тему урока. (Равнины и горы России.)

—  Что узнаем по данной теме? (Ученики читают текст на с. 60 учебника, отвечают на во­просы.)

Основные формы земной поверхности: горы, равнины, овра­ги, холмы. Различаются по высоте и площади. Части холма и горы: вершина, склон, подошва (подножие).

—  Что вам хотелось бы узнать по теме урока? Сформулируйте свои вопросы.

(Учитель записывает вопросы на доске.)

IV. Открытие нового знания 1. Работа с картой

—  Отгадайте загадку.

Голубым цветом, а воды нету,

Зеленым цветом, а листвы нету,

Коричневый цвет, а на гору не влезть,

Белый цвет, а не заледенеешь. (Географическая карта.)

—  Посмотрите на физическую карту России на с. 58-59. Какие цвета вы на ней видите? Пользуясь подсказкой в нижнем ле­вом углу, расскажите, что обозначает каждый цвет на карте. (Ответы учеников. Учитель предлагает найти объекты, указанные в задании 1 на с. 60 учебника. Названия этих объектов учитель может выписать на доску. Ученики работают в парах, помогая друг другу.)

2. Работа в группах

Узнаем об этих объектах подробнее, поработав в 6 группах. Каждая группа получает карточку с названием географического объекта, о котором будет читать и рассказывать: Восточно-Евро­пейская равнина, Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское  плоскогорье, Уральские горы, Кавказские горы, Алтай и Саяны.

(Ученики берут карточку и готовятся  рассказать о своем объ­екте по с. 61—63 учебника.)

V. Первичное закрепление Сообщения учащихся

— Поделитесь новыми знаниями.(От каждой группы выступают по одному желающему.)

План выступления

1. Место расположения данного объекта (показ на карте).

2. Что можно о нем рассказать? (Группы договариваются о порядке выступления. Учитель дополняет рассказы детей, используя дополнительный материал (видеосюжеты, слайды).)

Восточно-Европейская равнина. Протяженность с севера на юг — около 2750 км, с запада на восток - около 2500 км. Площадь составляет около 5,5 млн км2. На равнине протекают крупные реки, такие, как Волга и Ока. Так как большая ее часть находится в пределах границ Российской Федерации, Восточно-Европейскую равнину иногда называют Русской.

Западно-Сибирская равнина. Это огромная низменность, ее поверх­ность ровная, ее называют «плоская равнина». На ней много болот и рек. Давайте выясним, почему так много болот на этой равнине. Найдем в на­шем классе плоские поверхности. Это, например, подоконник, стол, крышка шкафа и т. д. Проведем опыт. Посмотрите, поверхность стола плоская. Я выливаю на поверхность воду, и она растекается по столу. Представьте себе, что вода, выпавшая в осадках и появившаяся в резуль­тате таяния снегов, никуда не стекает, а остается на поверхности, только часть ее проникает вглубь земли. Так появляются болота. Вот вам и объ­яснение заболоченности этой равнины.

Среднесибирское плоскогорье. Плоскогорье - место с равнинной или холмистой поверхностью, лежащее высоко над уровнем моря. Площадь Среднесибирского плоскогорья - около 1,5 млн км2. Большинство рек многоводны. Крупнейшие реки: Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тун­гуска, Ангара, Лена и др. Реки богаты рыбой. Большая часть плоскогорья расположена в зоне светлохвойной тайги.

Уральские горы. Уральский хребет иначе называли «Каменный пояс земли Русской». Реки стекают с Уральского хребта и на запад — в Европу, и на восток — в Азию, потому что Урал делит материк Евразию на Европу и Азию. Гора Народная на Урале самая высокая - 1895 м. Уральские горы называют старыми, их форма плосковершинная.

Кавказские горы. Кавказ часто делят на Северный Кавказ и Закав­казье, границу между которыми проводят по Главному, или Водораз­дельному, хребту Большого Кавказа, занимающему центральное поло­жение в горной системе. Наиболее известные вершины — горы Эльбрус (5642 м) и Казбек (5033 м) — покрыты вечными снегами и ледниками. Кавказ — это складчатые горы с некоторой вулканической активностью. Горы, среди прочего, сложены из гранита и гнейса и содержат месторо­ждения нефти и природного газа.

Горы Алтай и Саяны. Длина гор Алтая — более 2000 км. Самая высо­кая гора Алтая — Белуха — 4506 м. Алтай богат различными полезными ископаемыми (железные руды, ртуть, золото, редкие металлы). Имеется более 3500 озер, Алтай входит в Список Всемирного наследия.

Саяны — общее название для двух горных систем на юге Сибири. Различают Западный Саян (длина 650 км, высота до 3971 м - гора Монгун-Тайга, являющаяся высочайшей вершиной Восточной Сибири), и Восточный Саян (длина - около 1000 км, высота до 3491 м - гора Мунку-Сардык). Западный Саян юго-западной частью граничит с Ал­таем. Главный хребет — Водораздельный Саянский хребет с высшей точкой — горой Кызыл-Тайга (3121 м). Между хребтами Саян нахо­дится более десятка котловин, самая знаменитая из которых — Абакано-Минусинская котловина славится своими археологическими памятниками. Стоит отметить большое количество водопадов. Почти везде в Саянах преобладают темнохвойные таежные елово-кедрово-пихтовые леса.

VI. Физкультминутка

VII. Включение нового знания в систему знаний

1. Выполнение заданий в рабочей тетради

Выполним задания 1, 2 на с. 29. (Взаимопроверка.)

2. Работа с CD (Просмотр презентации.)

VIII. Подведение итогов урока

Что вы можете сказать о земной поверхности (рельефе) Рос­сии? (На территории страны встречаются горы, молодые и старые, и равнины, среди равнин есть низменности, возвы­шенности, плоскогорья.)

Что такое равнина? (Ровный или холмистый участок земной поверхности.)

Что вы можете сказать о горах? (Горы высоко поднимаются над уровнем моря. Горы бывают молодые (высокие) и старые (невысокие).)

Какие названия гор и равнин вам запомнились? Назовите их.

IX. Рефлексия

Дополните предложение: «Теперь я знаю, что...» (Ученики по цепочке дополняют предложение.)

Где могут пригодиться в жизни новые знания?

Что на уроке у вас хорошо получалось?

Над чем еще надо поработать?

Кого можно поблагодарить за урок? (Самооценка. Комментарий учителя.)

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 60-65 учебника, выполнить задания.

2.  Выполнить задания 3-5 в рабочей тетради на с. 32-33.