Тема: «Шиповые столярные соединения».
Цели урока:
обучающая: способствовать практическому усвоению учащимися рабочих приемов выполнения операций, формирование технологических умений и навыков по выполнению шиповых соединений;
развивающая: способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, трудовых точности) и мышления (умения анализировать и сравнивать);
воспитательная: способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых качеств;
профориентационная: воспитывать уважение к работающему человеку.
Тип урока: комбинированный (освоение новых знаний, обобщение и систематизация изученного).
Методы обучения: устный опрос, рассказ, демонстрация, практическая работа.
Ход занятия
I. Организационно-подготовительная часть.
Приветствие учителя, контроль посещаемости, проверка готовности учащихся к уроку, сообщение темы и целей урока.
II. Теоретическая часть.
План занятия:
1. Основные виды столярных соединений.
Столярные соединения деталей бывают неразъемные и разъемные. К первым из них относятся уже известные вам соединения на гвоздях, ко вторым – на шурупах. На гвоздях и шурупах детали соединяют быстро, но такие соединения не обеспечивают высокой прочности.
В клеевых соединениях различают элементы: шип, гнездо, проушину и др.
Шип – выступ на торце заготовки, соответствует размерам и профилю проушины или гнезда соединяемой заготовки (Плакат «Шиповые соединения»).
Гнездо – отверстие (углубление) в заготовке, соответствует размерам и профилю шипа.
Проушина – гнездо на торце заготовки, открытое с двух или трех сторон.
Из клеевых соединений наиболее распространены шиповые. Они подразделяются на: угловые концевые, угловые серединные и угловые ящичные
Выбор числа шипов на заготовке зависит от толщины соединяемых деталей Бруски толщиной до 40 мм чаще всего соединяют одинарным шипом, бруски толщиной 40 – 80 мм – двойными или тройными, бруски толщиной свыше 80 мм – тройными многократными.
2. Разметка и запиливание шипов и проушин.
Для получения шипов и проушин заготовку вначале надо разметить в продольном и поперечном направлениях. Размечают шипы и проушины с обеих сторон заготовки. На линию той ее части, которую надо удалить, карандашом делают пометку (Х). сначала ведут поперечную разметку. Для этого длину шипа (проушины) откладывают с помощью линейки и карандаша от базового торца вдоль ребер. С помощью угольника отметки соединяют поперечными линиями по пластям и кромкам Рассчитав ширину шипа (проушины), размечают ее рейсмусом по торцу и кромкам продольными линиями.
После разметки проушины и шипы запиливают, используя пилу с мелкими зубьями.
Заготовку закрепляют в заднем зажиме верстака с наклоном 50 – 60 градусов и делают запил. Затем ее выравнивают и продолжают продольное пиление.
Пропил ведут рядом с разметочной линией по удаляемой части заготовки не заходя за линию поперечной разметки. Затем проводят поперечное спиливание участков древесины (“щечек”) для получения шипа. Пилят также мелкозубой пилой по удаляемой части древесины “щечки спиливают поочередно сначала с одной стороны заготовки, затем – с другой.
Переходим к долблению проушин. Для этого закрепляем на верстаке брусок при помощи струбцинок и, взяв долото и киянку, выдалбливаем проушину до половины ширины бруска с небольшим поднутрением, а затем переворачиваем брусок и продолжаем долбление.
3. Сборка шипового соединения.
Для сборки шипового соединения полученные шипы и проушины подгоняют до нужного размера. При необходимости их подрезают стамеской и зачищают напильником.
Соединение деталей будет прочным в том случае, если шип входит в проушину при несильном ударе киянкой или нажатии рукой.
Подогнав шиповое соединение, его разбирают для склеивания. Вначале шип и проушину смазывают клеем, выдерживают на воздухе для впитывания клея в древесину, а затем соединяют.
Собрав и склеив изделие, пользуясь подкладными досками, его сжимают в углах струбцинами. Шиповые соединения после освобождения от сжатия строгают, чтобы убрать неровности на стыках.
III. Практическая часть
Практическая работа “Шиповое соединение деталей изделия из древесины”.
Организация рабочего места: учащиеся выполняют задание – каждый на своем рабочем месте. Для выполнения работы понадобятся: верстак, заготовки, стамеска, киянка, мелкозубая пила, измерительная линейка, клей, кисти, струбцины или тиски, шлифовальная шкурка.
Вводный инструктаж.
Задание:
Изготовить подрамник для картины с помощью вязки прямым сквозным шипом.
Правила техники безопасности.
Текущий инструктаж. Самостоятельное выполнение учащимися задания. Текущее наблюдение учителя, контроль за соблюдением правил техники безопасности, ответы на возникающие вопросы в процессе работы, проверка правильности выполнения задания.
Заключительный инструктаж. Оценка результатов работы учащихся, выбор лучших работ учащихся, разбор допущенных ошибок и анализ причин, их вызывающих.
IV. Итоговая часть.
Установка на следующий урок. На следующем уроке продолжится знакомство с технологией обработки древесины.
Домашнее задание:
Повторить пройденный материал.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.