ТЕМА: Трудные вопросы в правописании приставок, 9 класс
ЦЕЛЬ УРОКА: Систематизировать знания по теме «Трудные вопросы в правописании приставок», а именно вспомнить изменяемые, неизменяемые, иноязычные приставки. Способствовать к развитию навыка написания слов с приставками. Обратить внимание на иноязычные приставки и на трудные случаи их написания.
ТИП УРОКА: комбинированный.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: словесные и практические.
ОБОРУДОВАНИЕ:
а) иллюстрации;
б) схемы;
в) карточки для индивидуальных и групповых заданий учащихся.
ХОД УРОКА:
1-ый академический час
I. Организационный момент.
Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока «Трудные вопросы в правописании приставок». Сегодня на уроке мы должны вспомнить изменяемые, неизменяемые, иноязычные приставки, систематизировать имеющиеся и полученные знания по теме «Трудные вопросы в правописании приставок». Выработать навык правописания слов с приставками. Обратить внимание на иноязычные приставки и на трудные случаи их написания.
II. Проверка домашнего задания.
Домашнее задание: составить несколько тренировочных заданий по теме «Безударные гласные в корне».
Учитель: Сегодня я соберу тетради на проверку. Есть ли у кого-нибудь вопросы по домашнему заданию.
III. Повторение. Проверка остаточных знаний.
Учитель: Сначала мы напишем ориентировочный диктант для проверки остаточных знаний.
Диктант
Необходимо знать, какие побуждения руководят писателем в его работе. Сила и чистота этих побуждений находятся в прямом отношении или к признанию писателя со стороны народа, или к безразличию и даже прямому отрицанию всего им сделанного.
Желание все знать, видеть, путешествовать, быть участником разнообразных событий и столкновений человеческих страстей вылилось у меня в мечту о некой необыкновенной профессии. Она обязательно должна быть связана с этой кипучей жизнью. Но есть ли на свете такая профессия? Чем больше я думал об этом, тем быстрее одна профессия отпадала вслед за другой: в них не было полной свободы, они не охватывали жизнь целиком в ее стремительном развитии и разнообразии.
Одно время я всерьез думал стать моряком, но вскоре мечта о писательстве вытеснила все остальные: писательство соединяло в себе все привлекательные профессии мира, оно было независимым, мужественным и благородным делом.
Однако тогда я еще не знал, что писательство – это труд тяжкий и расточительный и что даже одна-единственная крупица правды, утаенная писателем от людей, - преступление перед собственной совестью, за которое он неизбежно ответит.
Страдание и радости всех людей становятся уделом писателя. Он дожжен обладать талантом собственного видения мира, непреклонностью в борьбе, лирической силой и общностью жизни с природой, не говоря уже о многих других качествах, хотя бы о простой психологической выносливости.
Так иногда бывает: увидишь какую-нибудь полевую дорогу или деревушку на косогоре – и вдруг вспомнишь, что уже видел ее когда-то очень давно, может быть, даже во сне, но полюбил всем сердцем. Так же случилось у меня и со средней Россией: она завладела мной сразу и навсегда. Я ощутил ее как свою настоящую давнюю родину и почувствовал себя русским до последней прожилки…
К. Паустовский
Учитель: Давайте вспомним орфоэпические нормы, для этого вы получите карточки с заданием. Выполняйте самостоятельно на отдельных литах. Расставьте ударения в следующих словах.
Ученик: АсимметрИя, бензопровОд, вероисповЕдание, ветеринАрия, бУнгало, гЕнезис, диспансЕр, дОгмат, жИзнеобеспЕчение, кАмбала, каталОг, квартАл, некролОг, нЕфтепровОд.
Учитель: Теперь сделайте синтаксический разбор предложения, расставив недостающие знаки препинания.
Метель улеглась, и я, несмотря на неудачу, уселся в сани уже без боязни новых опасностей, наоборот, с прекрасным настроением, всецело поглощенный своими планами и делами на будущее.
Ученик: Перед нами сложная конструкция, соединяется сложносочиненным союзом. Состоит их двух частей, соединенных союзом и. I часть – предложение двусоставное нераспространенное и ничем не осложнено. II часть – предложение двусоставное, распространенное, имеет однородное дополнение. Осложнено вводной конструкцией и вводным словом, а также причастным оборотом.
IV. Работа над темой урока.
Учитель: Объясните написание слов с приставками. На какие слова здесь следует обратить внимание?
Ученик: Несмотря на следует отличать от деепричастия с частицей не, сравним: несмотря на неудачу – не смотря в глаза. С прекрасным настроением – возможна замена приставки пре- словом очень: очень хорошее настроение.
Учитель: На этом правописание приставок не заканчивается, поэтому по учебнику К.А. Войлова, Н.Г. Гольцова «Справочник-практикум по русскому языку» с. 51-56, кратко схематично или в виде таблицы отобразите правила в тетради с примерами по теме.
2-ой академический час
Учитель: Какие правила являются наиболее сложными для запоминания? Назовите интересные моменты, примечания, на которые необходимо обратить внимание. В каких случаях пишем пре- и при-?
Ученик: Сложными для запоминания являются правила «Правописание и и ы после приставок» и «Приставки пре- и при-». Следует обратить внимание, что в слове взимать после приставки пишется буква и. После приставок меж- и сверх- пишется буква и по традиционному принципу написания слов: межинститутский, сверхинтеллигентный.
Приставка пре- придает словам следующие значения: - высокой степени качества или действия (возможна замена приставки словами очень, весьма);
- значение «через», «по-иному» (близкое к значению приставки пере-).
Приставка при- придает словам следующие значения:
- пространственной близости;
- приближения, присоединения, прибавления;
- совершения действия не в полном объеме или ограниченный срок;
- доведения действия до конца.
Учитель: Назовите изменяемые и неизменяемые приставки.
Ученик: К неизменяемым приставкам относятся: о-, на-, по-, у-, в-, над-, пред-, пре-, при- и т.д. Например, остудить, побежал, нарисовал, обошел, прекрасно. К изменяемым приставкам: рас- (рос-), раз- (роз-), чрез-, через- (чрес-, черес-), без- (бес-), из- (ис-). Например, чрезмерный, вскружить, развалить, испепелить, бессмертный.
Учитель: Выполните упражнение № 1 из карточки. Вставьте пропущенные буквы и выделите орфограмму графически.
Изб…(и)рать пр…(е)зидиум, пр…(и)сутствовать на пр…(е)мьере спектакля, пр…(и)соединиться к демонстрации, пр…(и)мыкающий к школе сад, пр…(и)вскочить от неожида…(нн)ости, пр…(и)щурить глаза, достичь пр…(и)м…(и)рения, пр…(е)ломление солнечных лучей, пр…есечь разговоры, преискусный кузнец, седой привратник, вступать в пререкания.
Упражнение № 2
Разбить слова в два столбика, когда пишется рас-, раз- и второй столбик рос-, роз-.
Рас-, раз- Расписка, распускать, разливать, рассыпать, развалиться. |
Рос-, роз- Роспись, роспуск, розлив нарзана, розвальни (вид саней). Но: розыскной. |
Упражнение № 3
Вставить пропущенные буквы.
I. Бе…(з)болезненная операция, бе…(з)дарный писатель, бе…(з)жалостное обращение, бе…(сс)вязный рассказ, бе…(зз)аветная преданность, бе…(з)жизненный взгляд, бе…(з)людная улица, бе…(с)шовный рукав, бе…(сс)ледное исчезновение.
II. Произвести ра…(с)чет, ра…(сс)читаться с кем-либо, вел…(и)колепная здравница, и…(с)ку…(с)ный работник, чере…(с)чур горячая вода, бе…(з)вкусная пища, бе…(с)ценный подарок, …(с)беречь силы, во…(с)хождение на гору.
Учитель: Сейчас напишете словарный диктант, обменяетесь тетрадями, и друг у друга проверите. Проработаем лексические значения непонятных слов.
Галерея, стипендия, гостиная, приоритет (первенствующее положение), ростовщик (человек, который дает деньги в долг под большие проценты), привилегия (льготы), прикосновение, претендент, происшествие, чересчур (слишком), исподтишка (втихомолку), претворять в жизнь, прелестный, неприступный, престиж, примитив, адъютант (офицер), пьедестал (подножие статуи; возвышение, на которое поднимается победитель), барельеф (скульптурное изображение на плоскости, в котором фигуры слегка выступают), двухъярусный, контрудар, детясли, необъятный, мировоззрение.
V. Домашнее задание: Составьте три – четыре тренировочных задания по теме «Безударные гласные в корне», повторите правила по теме «Трудные вопросы в правописании приставок».
VI. Итог урока.
Учитель: Сделайте общий вывод по сегодняшнему занятию.
Ученик: Мы сегодня повторили и закрепили ранее изученную тему «Трудные вопросы в правописании приставок». Вспомнили правила правописания приставок:
- приставки, оканчивающиеся на согласные звуки;
- приставки, оканчивающиеся на з-, с-;
- правописание гласных о, а в приставках; пре- и при-;
гласные и и ы после приставок.
Закрепили теоретически и практически данные правила, обратили еще раз внимание на изменяемые и неизменяемые приставки, вспомнили синтаксический разбор. Систематизировали знания в виде схемы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.