Тема. Трудовые ресурсы предприятия. Производительность труда

  • docx
  • 01.01.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Л3-0025791.docx

Тема. Трудовые ресурсы предприятия. Производительность труда

 

1.     Понятие трудовых ресурсов. Рынок труда.

2.     Классификация трудовых ресурсов.

3.     Производитель­ность труда.

4.     Факторы роста производительности труда.

 

1.     Понятие трудовых ресурсов. Рынок труда.

К трудовым ресурсам относится та часть населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и на­выками труда в соответствующей отрасли. Достаточная обеспе­ченность предприятий трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов продукции и повышения эффективности производства. В частности, от обес­печенности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем и своевременность выполнения всех работ, эффективность использования оборудования, машин, механизмов и как результат - объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей.

Неотъемлемой частью рыночного механизма хозяйствования является рынок труда, который представляет собой совокуп­ность экономических отношений, складывающихся в сфере об­мена.

Рынок труда - составная часть механизма формирования и изменения пропорций общественного воспроизводства. Он обес­печивает пропорциональность распределения рабочей силы, поддержание равновесия между спросом на труд и предложени­ем рабочей силы, формирует трудовые резервы в сфере обраще­ния и позволяет увязывать экономические интересы субъектов трудовых отношений.

 

2.     Классификация трудовых ресурсов.

В зависимости от возраста все население может быть разде­лено на три группы:

1) лица моложе трудоспособного возраста (в данное время - от рождения до 15 лет включительно);

2) лица в трудоспособном (рабочем) возрасте (в Республике Беларусь женщины от 16 до 55 лет, мужчины от 16 до 60 лет включительно);

3) лица старше трудоспособного (т. е. пенсионного) возраста, по достижении которого устанавливается пенсия по старости (в Беларуси женщины с 55 лет, мужчины с 60 лет).

В зависимости от способности к труду различают трудоспо­собных и нетрудоспособных. Иначе говоря, люди могут быть не­трудоспособны в трудоспособном возрасте (например, инвалиды I и II группы допенсионного возраста) и трудоспособны в нетру­доспособном возрасте (например, работающие подростки и ра­ботающие пенсионеры по старости).

Исходя из сказанного, к трудовым ресурсам относят:

    население в трудоспособном возрасте, за исключением ин­валидов войны и труда I и II группы и неработающих лиц, полу­чающих пенсию на льготных условиях;

    работающих лиц пенсионного возраста;

    работающих подростков в возрасте до 16 лет. Согласно бе­лорусскому законодательству, подростки до 16 лет принимаются на работу по достижении ими 15-летнего возраста в исключи­тельных случаях. Допускается также в целях подготовки моло­дежи к труду прием на работу учащихся общеобразовательных школ,  профессионально-технических  и  средних  специальных учебных заведений по достижении  ими   14-летнего возраста (с согласия одного из родителей или заменяющего его лица) при условии предоставления легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не мешающего процессу обучения.

В настоящее время в Республике Беларусь отмечается замет­ное сокращение общей численности населения и доли населения в дорабочем возрасте, стабилизация доли населения в пенсион­ном возрасте и возрастание доли населения в рабочем возрасте, т. е. старение населения, что в перспективе приведет к сокраще­нию численности населения в трудоспособном возрасте.

Экономически активное население (рабочая сила) - это часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Эта группа населения вклю­чает занятых и безработных.

К занятым в составе экономически активного населения от­носят лиц обоего пола в возрасте от 16 лет и старше, а также лиц моложе 16 лет, которые в рассматриваемый период:

     выполняли работу по найму за вознаграждение на услови­ях полного или неполного рабочего времени, а также иную при­носящую доход работу;

     временно отсутствовали на работе из-за болезни, отпуска, выходных дней, забастовки или других подобных причин;

     выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.

К безработным относят лиц в возрасте от 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:

     не имели работы и заработка;

     зарегистрированы в органах службы занятости в целях по­иска подходящей работы;

     занимались поиском работы, т. е. обращались в государст­венную или коммерческие службы занятости, к администрации предприятий, помещали объявления в печати или предпринима­ли шаги к организации собственного дела;

• были готовы приступить к работе;

•  проходили обучение или переподготовку по направлению службы занятости.

Для отнесения лица к категории "безработный" необходимо одновременное наличие четырех первых условий.

Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней.

Экономически неактивное население - это та часть населе­ния, которая не входит в состав рабочей силы:

    учащиеся, студенты, слушатели, курсанты, обучающиеся в учебных заведениях на дневном отделении;

    лица, получающие пенсии по старости и на льготных усло­виях;

    лица, получающие пенсии по инвалидности;

    лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными родственниками;

    отчаявшиеся найти работу, т. е. прекратившие ее поиск, исчерпав  все  возможности,   но  которые  могут и хотят  ра­ботать;

    Другие лица, которым нет необходимости работать, неза­висимо от источника дохода.

В современных условиях реальное значение для экономики имеет численность экономически активного населения - рабочей силы как фактора, образующего рынок труда.

Для изучения состава, структуры и динамики трудовых ре­сурсов их можно классифицировать по ряду признаков.

По   участию    в    производственной    дея­тельности различают:

     промышленно-производственный  персонал (ППГТ) - ра­ботники основных, вспомогательных, транспортных, подсобных, побочных цехов, охраны и аппарата заводоуправления с его от­делами и бюро;

     персонал   непромышленных - организаций,  состоящих  на балансе предприятия (ЖЭСы, детские сады, санатории, клубы, бассейны и т. д.).

По характеру выполняемых функций трудовые ресурсы делятся на две группы: рабочие и служащие. Из группы рабочих выделяют рабочих основного производства и рабочих обслуживающих хозяйств (вспомогательных). Из группы слу­жащих выделяют руководителей, специалистов, прочих служа­щих (бухгалтеры, секретари, делопроизводители и т. п.).

По   характеру    и    сложности    выполняе­мых    работ трудовые ресурсы делятся: по профессиям, по специальностям, по квалификации.

 

3.     Производитель­ность труда.

(в методических рекомендациях)

 

4.     Факторы роста производительности труда.

Под факторами роста производительности труда понимаются количественные и качественные изменения в технике, техноло­гии, в организации производства, которые, преобразуя процесс труда, способствуют повышению его производительности. Можно выделить следующие группы факторов:

 1.  Внедрение инноваций, направленных на повышение технического уровня производства. Это механизация, авто­матизация, компьютеризация производства, внедрение про­грессивных технологических процессов, применение новых видов материалов, совершенствование конструкций изделий.

2.    Внедрение инноваций в сфере управления, организации производства и труда. К этой группе факторов можно отнести создание автоматизированных рабочих мест (АРМ) руково­дителей и специалистов, создание в системе управления пред­приятием рыночных структур, повышение квалификации и мотивации персонала, внедрение  автоматизированных сис­тем управления, многостаночного обслуживания и т.д.

3.   Изменение структуры и объёма производства. Позволяет добиться роста производительности труда за счёт выпуска менее трудоемкой продукции, увеличения   доли покупных изделий, полуфабрикатов и кооперированных поставок, ди­версификации производства и т.д.

Резервы роста производительности труда — это внутрен­ние потенциальные возможности повышения производитель­ности труда, которые могут быть использованы в планируе­мом периоде без значительных капитальных вложений. Их можно классифицировать:

• в зависимости от места возникновения на: резервы ос­новного производства, резервы вспомогательного и обслу­живающего производства и резервы управления;

•но оценочным показателям на: резервы снижения тру­доемкости и резервы рабочего времени.