Разработка урока по географии для 6 класса
учитель Жукова Вера Матвеевна
Тема урока: «Атмосфера и ее строение».
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами информационных технологий.
Цели по содержанию:
Образовательная: Актуализировать знания учащихся по теме, создать условия для воспроизведения материала об атмосфере как внешней газовой оболочке, её составе и строении, о тропосфере как части атмосферы, наиболее важной для жизни человеческого общества.
Развивающая: развивать наблюдательность, творческое мышление и познавательную активность учащихся.
Воспитательная: воспитывать интерес к урокам географии, приобщить к чтению дополнительной литературы.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная,
индивидуальная.
Методы:
· Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
· словесные;
· наглядные;
· практические;
· проблемные;
· использование ИКТ.
· Методы формирования сознания:
· беседа;
· пример;
· рассказ.
· Методы стимулирования и мотивации деятельности:
· анализ жизненных ситуаций;
· создание ситуации успеха;
· создание ситуации новизны;
· познавательная игра.
Технические средства:
компьютер,
проектор,
экран
Средства обучения
География, учеб. для 6 кл.,
ЦОР "HYPERLINK "http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/051156de-53c3-42f0-86fa-7f18dca3e427/%5BEST5_01-03%5D_%5BIM_03%5D.swf"изучение атмосферыHYPERLINK "http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/051156de-53c3-42f0-86fa-7f18dca3e427/%5BEST5_01-03%5D_%5BIM_03%5D.swf""
презентация;
Листы со схемой урока
Карточки с задачами
Ход урока
Орг.момент.
Учитель:
Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Начинаем работу. У нас все получится, мы все знаем, умеем, можем. Нам
понадобятся учебник, лист с конспектом и ручка. Самые активные получат хорошие
оценки, а все остальные получат оценки за конспекты, которые сдадите в конце
урока.
Ученики: Подготавливают рабочее место: проверяют наличие учебника, тетради, настраиваются на работу.
Целеполагание и мотивация.
Учитель: Слайд №1
Представьте, что мы летим на космическом корабле и приближаемся к нашей планете. Что бы вы увидели, приближаясь к ней?
(Мы увидели бы, большие белые шапки на полюсах, просторные равнины, занятые зелеными лесами и желтыми пустынями из песка, могучие горные цепи, которые, как будто рубцы, пересекают сушу в разных направлениях, созданных руками человека города и поля, дороги и каналы )
Все то, что увидели бы мы, приближаясь к Земле, образует ее внешние оболочки, с которыми мы уже начали знакомство на предыдущих уроках.
Актуализация опорных знаний
Давайте вспомним, какие оболочки мы знаем, какие из них изучили? Что вы знаете о них?
Сейчас я загадаю вам загадку, а вы постарайтесь определить, о чем пойдет речь на уроке:
Есть ли, дети, одеяло,
Чтоб всю Землю укрывало?
Чтоб его на всех хватало,
Да притом не видно было?
Ни сложить, ни развернуть,
Ни пощупать, ни взглянуть?
Пропускало б дождь и свет,
Есть, а вроде бы и нет?!
Ребята,
как вы считаете, существует ли одеяло, которое укрывает всю Землю? (ответы
учеников)
-Как оно называется? (ответы учеников)
-Молодцы, оно действительно называется атмосфера.
-Так что же мы будем сегодня изучать? Какова тема нашего урока? (ответы
учеников) Слайд №2
Слайд
№3 Тема урока «Атмосфера и ее
строение». - Запишите тему урока.
Цель урока (на доске)- углубить знания об одной из оболочек Земли- атмосфере.
Слайд №4 А что мы будем изучать? Каковы основные задачи нашего урока:
• Научиться давать определение атмосфере
• Определять состав атмосферы
• Называть слои атмосферы
• Описывать значение атмосферы
Слайд №4 Составим план урока:
• Что называют атмосферой?
• Как образовалась атмосфера?
• Из чего она состоит?
• Строение атмосферы.
• Значение атмосферы для жизни на Земле.
• выясним экологические проблемы планеты и нашей местности
• Изучение атмосферы.
Слайд №5 А как мы будем добывать знания? (учитель, текст, учебник, презентация и т.п.)
Кто знает что такое атмосфера? Запишем определение.
Слайд №6
Атмосфера — воздушная оболочка Земли, ( гр.) атмос-воздух сфера- шар
Давайте вспомним, по какому плану мы изучаем оболочки. (чем образована, толщина, на какие части разделяется, характерные природные явления)
Ее толщина составляет примерно 3 тыс. км. Нижней границей
является земная поверхность, хотя воздух содержится вив трещинах горных пород и
в воде. Верхняя граница атмосферы отсутствует: воздушная оболочка постепенно
растворяется в космическом пространстве. Сила земного притяжения удерживает
атмосферу у нашей планеты, а движение частиц
Учитель: Атмосферный воздух - всегда вокруг нас но мы не замечаем его: он бесцветен, не имеет вкуса, запаха. Но без него мы не можем жить.
-Как возникла атмосфера?
- Как образовался кислород? Из чего она состоит?
Давайте посмотрим видеосюжет и ответим на эти вопросы?
«Происхождение атмосферы»
(Вам уже известно, что Земля возникла из холодного газового облака, имеющего очень низкую температуру. При таких условиях из всех известных газов могли существовать только водород и гелий. Значит, первичная оболочка состояла именно из них.
Позже, в результате извержения вулканов, углекислый газ стал вытеснять водород и гелий.
С появлением на Земле растений, которые способны выделять кислород, количество углекислого газа в атмосфере уменьшилось.
Есть основание считать, что современный состав атмосферы сформировался в антропогеновом периоде кайнозойской эры, который начался свыше 2 млн. лет назад).
-Как возникла атмосфера?
- Как образовался кислород?
Из чего состоит атмосфера?
Беседа: скажите, только ли из кислорода состоит атмосфера?
Длительное время считали, что воздух- это однородное вещество. Лишь во второй половине XVΙΙΙ в. французский химик А. Левуазье установаил. Что воздух- это смесь газов.
Посмотрите на рисунок и назовите состав атмосферы.
Слайд №8
Запишите, из каких газов состоит атмосфера.
Состав атмосферы
|
|
|
|
|
78% 21% 0,03% 0,07% водяной пар
пыль
Давайте вспомним, для чего нужен кислород? Углекислый газ? Азот?
Итак, о чем мы уже узнали об атмосфере?
На какой вопрос мы еще не ответили?
Работа с учебником
Откройте учебник стр. 106. Рассмотрите рисунок и назовите слои атмосферы. Прочитаем текст вслух и ответим на вопросы
Фронтальная беседа (осмысление)
Как называется самый первый слой атмосферы?
Тропосфера
Где больше толщина тропосферы?
Верхняя граница тропосферы - 18 км на экваторе и 8 – 10 км на полюсах над
Какие характерные особенности имеет тропосфера?
содержит 80% всего атмосферного воздуха,
с высотой температура понижается на 1км высоты на 6 градусов
90% водяного пара.
Именно в ней содержаться облака и выпадают осадки.
Дуют ветры
формируется погода.
Слайд №9
Как называется второй слой атмосферы?
стратосфера.
В чём её особенность?
Верхняя граница- 50- 55 км
В нижней части температура низкая,
С высотой 20 – 30 км начинает повышаться
За счет озонового слоя поглощающего у/ф лучи Солнца.
Слайд №10
И последний слой – самый протяженный, самый таинственный и загадочный, как он называется?
верхние слои атмосферы.
Из каких частей он состоит?
Мезосфера, термосфера, экзосфера
Каковы особенности этого слоя?
Плотность воздуха очень мала
У верхней границы преобладает водород.
Слайд №11
Слайд №12 - 18
Полярное сияние (слайд – шоу, 7 фото). Здесь воздух сильно разрежён. з - за космических излучений он ионизирован и имеет высокую электропроводимость. Здесь возникает полярное сияние.
Полярное сияние - необыкновенно красивое явление. Оно наблюдается в ионосфере, в полярных широтах Северного и Южного полушарий. Под действием заряженных частиц, движущихся к Земле со стороны Солнца, разреженный воздух сам заряжается электричеством и начинает светиться. Полярное сияние, переливающее всеми цветами радуги, может продолжаться от нескольких минут до нескольких суток.
Слайд №19 Используя текст учебника и дополнительный материал самостоятельно заполните таблицу:
Самостоятельная работа.
Задание: заполните таблицу 2 – 3 колонки, которая лежит у вас на столах. Сделайте вывод: как изменяется температура воздуха и давление с высотой?
Взаимопроверка.
Строение атмосферы
С высотой изменяется состав, давление, влажность воздуха. Благодаря этому атмосфера имеет слоистое строение.
Слайд №20
А сейчас мы будем учиться решать задачи на определение температуры воздуха.
Определите высоту горы, если у подножия температура + 18 градусов, а на вершине – 24 градусов?
1) Узнаем амплитуду температур: 18 + 24 = 42
2) На сколько градусов понижается температура с высотой? с высотой температура понижается на 1км высоты на 6 градусов. 42 : 6 = 7 км
Слайд № 21 Игра. «На какой высоте?»
У вас на столах лежат воздушные шары с задачами. Решите. Кто быстрее всех решит, выходит к доске и прикрепляет воздушный шар на высоту, которая получилась в ответе. Как решил?
1 ряд: На какую высоту поднялся самолет, если за бортом температура -30*, а у поверхности Земли +12* (30+12=42, 42:6=7 км).
2 ряд: Какова высота горы, если у подножия температура +26*, а на вершине -10*?( 26+10= 36, 36: 6=6км)
3 ряд: На какую высоту горы поднялись альпинисты, если у ее подножия температура воздуха +16, а на вершине горы -8*? (16+8=24, 24 :6 =4км)
Почему температура с высотой понижается, ведь Солнце становится ближе? Потому что солнечные лучи почти не нагревают воздух, они нагревают сначала поверхность воды и суши, а затем тепло от нее передается воздуху.
Физминутка
Скажите, о чем мы узнали сегодня об атмосфере? А какую задачу мы еще не выполнили?
Слайд №22
Значение атмосферы:
1. Кислород необходим всем живым организмам
2. Озоновый экран защищает человечество
3. Атмосфера предохраняет
4. Атмосфера рассеивает днём солнечные лучи,
5. Без атмосферы был бы невозможен
ночью не даёт Земле быстро охлаждаться.
Землю от метеоритов.
от избыточных ультрафиолетовых излучений.
круговорот воды.
для дыхания.
На слайде два столбика: первый – начало предложения, второй - конец предложения. Нужно собрать предложения.
1) Кислород необходим всем живым организмам для дыхания. Дышат почти все живые организмы. Человек без воздуха может прожить лишь несколько минут
Слайд №23
2) Озоновый экран защищает человечество от избыточных ультрафиолетовых излучений Роль озона велика. Хотя его в атмосфере мало, а концентрация наблюдается на высоте 20 -25 км (озоновый экран), он поглощает ультрафиолетовые лучи Солнца, большая доза которых губительна для организмов. Из атомов и молекул кислорода образуютсяозоновый слой. Основная масса озона в атмосфере располагается на высоте 20-25 км. Озон поглощает короткие волны солнечного спектра и практически не пропускает ультрафиолетовое излучение. Он не пропускает около 20% излучения, исходящего от Земли, а это препятствует охлаждению планеты. От содержания и перераспределения озона в атмосфере зависит жизнедеятельность всей биосферОзон распадается под влиянием хлора и веществ, которые содержит хлор. Хлор содержит фреоны. Причиной разрушения озонового слоя являются фреоны. Фреоны – вещества в холодильниках, очищающие вещества, химические средства для тушения пожаров. Озоновый слой поглощает «жёсткие» ультрафиолетовые солнечные лучи, губительные для живых организмов. В 80-годы 20 века учёные заметили уменьшение озона, назвали это явление «озоновыми дырами». Они были обнаружены над Антарктидой, Арктикой и в некоторых других районах. Мы видим изменения размеров и местоположения озоновых дыр В 1987 году в городе Монреаль, в Канаде состоялась Международная конференция, посвящённая угрозе озоновому слою. Страны договорились о сокращении производства фреонов, заменять эти вещества на менее безопасные
Назад Слайд №22
3) Атмосфера предохраняет Землю от метеоритов Учитель. Атмосферу называют бронёй планеты Земли, так как сотни метеоритов – небесных камней – не долетают до Земли, сгорая в атмосфере. Особенно хорошо это видно в летнюю звёздную ночь. В народе такие сгорания в воздухе метеоритов иногда называют «падающими звёздами». Луна испытывает целую метеоритную «бомбёжку»
4) Атмосфера рассеивает днём солнечные лучи, ночью не даёт Земле быстро охлаждаться. Благодаря газообразной оболочке, поверхность Земли не нагревается днём и не остывает ночью так сильно, как поверхность Луны. Если бы не было атмосферы, земная поверхность нагрелась бы более чем на+50 градусов, а ночью остывала бы до – 100 градусов. Как невидимое одеяло удерживает тепло.
5) Без атмосферы был бы невозможен круговорот воды. Как он происходит?
Молодцы! Вы отлично справились с заданием.
-А теперь посмотрите на фотографию лунной поверхности– вот, что нас ожидало,
если не было бы атмосферы. (слайд 16)
Загрязнение атмосферы.
Но всегда ли состав атмосферы остается неизменным? Почему вы
так считаете?
-Большое влияние на состав воздуха нижних слоев атмосферы оказывает человек. Изменение состава воздуха атмосферы, вызванное хозяйственной деятельностью людей, приводит к отрицательным последствиям.
С развитием промышленности транспорта возникла проблема охраны воздуха от загрязнения. В связи с выделением при сгорании топлива огромного количества углекислого газа изменяется газовый состав воздуха. Ежегодно в атмосферу поступает намного больше углекислого газа, чем его могут поглотить все растения Земли. Это приводит к парниковому эффекту.)
(Выступление ученика, получившего опережающее задание - приложение 1)
Приложение 1: Парниковый эффект
В атмосфере углекислый газ действует как стекло в теплице: он пропускает к поверхности Земли солнечные лучи и удерживает это тепло. В ближайшие десятилетия температура на Земле за счет парникового эффекта может увеличиться на 1,5-2 °С, климат станет теплее.
В чем же опасность парникового эффекта? Внутренние районы континентов станут суше, а побережье более влажными, зимы — более короткими и более теплыми, а лето, — более длительным и более жарким. Глобальное потепление вызовет таяние ледников Гренландии, Антарктиды, Арктики и гор, уровень Мирового океана повысится на 6-10 м, при этом будет затоплено около 20% площади суши, где проживают миллионы людей.
Вы, по-видимому, слышали о кислотных дождях.
(Выступление ученика, получившего опережающее задание - приложение 3)
Слайд№24 Приложение №3 Кислотные дожди
Окиси серы и азота, что выбрасываются в атмосферу в результате работы тепловых электростанций и автомобильных двигателей, сообщаются с атмосферной влагой и образуют мелкие капельки серной и азотной кислот, которые переносятся ветрами в виде кислотного тумана и выпадают на землю кислотными дождями. Эти дожди крайне вредно действуют на окружающую среду:
• снижается урожайность большинства сельскохозяйственных культур в результате повреждения листьев кислотами;
• вымываются из почвы кальций, калий и магний, который вызывает деградацию фауны и флоры;
• погибают леса
• отравляется вода озер и прудов, где погибает рыба, исчезают насекомые;
• исчезают водоплавающие птицы и животные, которые питаются насекомыми;
• погибают леса в горных районах (таких, как Карпаты), что вызывает горные сдвиги и селевые потоки;
• ускоряется разрушение памятников архитектуры и жилых домов, особенно тех, которые украшены мрамором и известняком;
• увеличивается количество заболеваний людей (раздражение глаз, болезни дыхательных путей и тому подобное
Есть еще один вид загрязнения воздуха, что в сотни тысяч раз превышает загрязнение любого металлургического или химического комбината, однако люди сознательно вдыхают такой воздух. Речь идет о курении.
Приложение 2 Табачный дым
Человек, который жжет сигарету, вдыхает воздух, загрязнение которого в 384 тысячи (!) раз превышает все предельно допустимые нормы.
Ученые говорят, что вдыхать табачный дым в четыре разы вреднее, чем газы непосредственно из выхлопной трубы автомобиля. В табачном дыме, кроме легкого наркотика — никотина, содержится целый «букет» (около 200) особенно ядовитых веществ, таких, как угарный газ, вещества, которые влекут рак легких и много других.
Слайд№25 Ребята как вы думаете какие факторы загрязняют атмосферу в нашей местности?
Давайте попробуем помочь нашей планете. Обсудите с товарищем и предложите свои решения по спасению атмосферы.
Работа в парах: Использование безотходных технологии, Очистка топлива, Создание зеленых насаждений, Установка очистных сооружений, Использование экологически чистых видов топлива
Что является причиной загрязнения атмосферы в вашей
местности?
Какие меры принимаются, по охране чистоты воздуха в ней?
Решить проблему охраны воздуха можно, устранив причины его загрязнения. Необходимо работать над созданием безотходных производств. Для
транспорта необходимо найти новые виды топлива, которые незагрязняющие атмосферу. В городах уже появился экологически чистый вид транспорта, который работает на электроэнергии. Важную роль исполняют очистительные сооружения при больших И фабриках и заводах, охрана лесов (их насаждения значительно улучшают состояние воздуха). Хотелось бы,
чтобы люди помнили о значении атмосферы и бережливо относились к ней.
Слайд № 26 Видеоролик изучение атмосферы. Дополняется рассказом учителя
Изучение атмосферы
Люди заметили, что одни явления, происходящие в атмосфере, предвещают пасмурную
и дождливую погоду, другие, наоборот, ясную и солнечную. Вот почему с давних времен изучению
атмосферы, особенно ее нижних слоев, придают огромное значение.
Ученые могут сейчас научно предсказывать наступление заморозков или оттепелей,
установление ясной и солнечной погоды или, наоборот, дождливой.
Слайд № 28 На поверхности Земли действуют тысячи
метеорологических станций. Их
работники не менее четырех раз в сутки снимают показания приборов,
регистрирующих состояние тропосферы.
Для изучения толщи атмосферы запускают
воздушные шары, к которым Слайд № 29 прикреплены приборы — радиозонды,
передающие на метеорологические станции, данные о состоянии атмосферы на разных
высотах.
Слайд № 30 Если
необходимо получить сведения о состоянии атмосферы на больших высотах,
используют метеорологические ракеты.
Слайд № 31 Для того чтобы давать долгосрочные прогнозы состояния атмосферы,
надо получить сведения о процессах, происходящих в верхних слоях на всем
протяжении воздушной оболочки Земли. Для этой цели используются искусственные спутники Земли, которые
фотографируют поверхность нашей планеты и осуществляют ее телесъемку. Благодаря
этому специалисты на Земле получают возможность наблюдать за тем, что
происходит в верхних слоях атмосферы, и предсказывать погоду.
- А вы наблюдаете за состоянием атмосферы?
(ответы учеников)
- Можете ли вы предсказать погоду?
(ответы учеников)
- Какие народные приметы вам известны?
(ответы учеников).
Рефлексивно- оценочный
Слайд №32
Закрепление изученного материала.
Скажите, а теперь все задачи урока мы решили? Давайте ответим на вопросы.
Сегодня на уроке мы с вами узнали, что такое атмосфера, говорили о строении и составе. А теперь поиграем в игру, которая называется: « Что за цифра?»
Слайд №33
- 2000 - 3000 км (толщина атмосферы)
- 78% (содержание азота в воздухе)
- 21% (содержание кислорода в воздухе)
- 17 – 20 км (толщина тропосферы над экватором)
- 50 – 55 км (верхняя граница атмосферы)
Рефлексия учебной деятельности
1. сегодня я узнал…
2. было интересно…
3. было трудно…
4. я выполнял задания…
5. я понял, что…
6. я научился…
7. я смог…
8. я не понял…
9. меня удивило…
10. мне захотелось…
Отметь знаком «+» , оцени свое настроение |
|||
1. Мое настроение в начале урока |
|
|
|
2. Мое настроение в конце урока |
|
|
|
Отметь знаком «+» , оцени себя |
Хорошо |
Не очень |
Плохо |
1. Данную тему я усвоил (а) |
|
|
|
2. На уроке я работал (а) |
|
|
|
Оценки.
VI. Домашнее задание Слайд№14 Выучить § 35 учебника. Сообщение «Изучение атмосферы».
Итог урока
Тест
1. Атмосфера – это оболочка
а. Газовая
б. Водная
в. Соленая
2. Самый нижний слой атмосферы:
а. Стратосфера
б. Тропосфера
в. Верхние слои атмосферы
3. Кислорода в воздухе содержится:
а. 30%
б. 21%
в. 78%
4. В тропосфере образуются:
а. Облака
б. Ультрафиолетовые лучи
в. Грунтовые воды
5. Температура в тропосфере на каждые 1000метров высоты:
а. Понижается на 10 градусов
б. Понижается на 6 градусов
в)Повышается на 6 градусов
самопроверка(1-а, 2-б, 3- б 4-а, 5- б)
Вставить пропущенные слова
Нижний, прилегающий к Земле слой атмосферы называется ___________________. Его толщина не одинакова: в экваториальных широтах ______________ километров, а в холодных полярных до 10 километров. Температура воздуха в тропосфере на каждые 1000метров ____________________ на _____________ градусов. Выше, до высоты 50—55километров
находится ___________________________. В ней температура ______________________________ от 0 до 100С. Верхние слои атмосферы это:________________,_________________,________________.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.