Тема урока: Фаза колебаний. Превращение энергии при гармонических колебаниях. Задачи
Оценка 4.6

Тема урока: Фаза колебаний. Превращение энергии при гармонических колебаниях. Задачи

Оценка 4.6
docx
физика
15.03.2022
Тема урока: Фаза колебаний. Превращение энергии при гармонических колебаниях.                                                                   Задачи
Документ Microsoft Word.docx

   Тема урока: Фаза колебаний. Превращение энергии при гармонических колебаниях.

 Задачи

Обучающая: определение понятия фаза колебаний

Развивающая:  расширить естественнонаучную  систему взглядов на процессы, происходящие в природе, развитие зрительной памяти, внимания, смысловой памяти, умений анализировать, сравнивать, обобщать,.    

Воспитательная: развитие речи учащихся, наблюдательности, зрительного восприятия,  самостоятельности  в выдвижении гипотезы и формулирования выводов, воспитание коммуникативной культуры, умения оценивать себя и своих товарищей

Демонстрация: презентации

Цель урока: сформировать у учащихся представление о фазе колебаний, как о изменениях координаты и  других физических величин; ввести понятие фазы.; получить формулу для энергии при гармонических колебаний.

Личностных:

Способствовать саморазвитию и самообразованию учащихся на основе мотивации к обучению и познанию.

Формировать целостную картину мира.

Формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.

Метапредметных:

Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства для решения задач.

Самостоятельно планировать пути достижения целей, осознано выбирать эффективные способы решения задач.

 Предметных:

Понимать смысл понятия  фаза колебаний

Уметь описывать и объяснять понятие фазы колебаний

Делать выводы на основе теоретических данных.

Решать задачи на применение фазы колебаний

Использовать приобретенные знания в повседневной деятельности

Планируемые результаты обучения:

-понимать смысл фазы колебания

-уметь объяснять свободные и вынужденные колебание

  -объяснять физические явления на основе знаний о основных параметрах гармонических колебаний

- использовать приобретенные знания и умения  в практической деятельности  и повседневной жизни

Личностные УУД: внутренняя позиция, мотивация.

Познавательные УУД: физическая модель поясняющая гармонические  колебания

Коммуникативные УУД: сотрудничество, вербальные  и невербальные способы коммуникации

Регулятивные УУД: постановка учебной цели, задачи.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

                  Познавательная деятельность:

      •   использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов:

      •    формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

      •  овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

              Информационно-коммуникативная деятельность:

      •  владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

      •  использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

         Рефлексивная деятельность:

      •  владение навыками контроля и оценки своей деятельности,

      • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Тип урока: урок изучения нового материала и формирования знаний, умений, навыков, возможности их применения на практике.

Формы работы учащихся:  индивидуальная,  фронтальная, работа в паре.

Выполнила: Керимова Ирина С.

План урока

Этапы урока

Время

Примечание

I.Организационный момент

Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, ставит учебные задачи

II. Работа над ошибками

10м

Организует  обсуждение характерных ошибок

III.Подготовка к активной учебной деятельности

Знакомит с принципами организации урока, организовывает выполнение заданий

IV.Сообщение нового материала

15м

Организует изучение основных  положений нового учебного  материалакоторый должен быть освоен учащимися

V.Закрепление изученного материала

10м

Организует контроль за степенью усвоения учащимися нового учебного материала;

VI. Подведение итогов

Организует совместное обсуждение в выборе нужных ответов. Выставляет оценки.

VII.Домашнее задание

Разъясняет  критерии успешного выполнения домашнего задания.

Проверка знаний учащихся:

Фронтальный опрос:

1.      Что называется гармоническими колебаниями?

2.      Что называется амплитудой колебаний?

3.       Что такое период колебаний?

4.      Что такое частота колебаний?

5.      Что такое циклическая частота?

6.      Записать формулы:

·         Период пружинного маятника;

·         Период математического маятника.

 

Изучение нового материала.

 

ФАЗА КОЛЕБАНИЙ

  • Фаза колебаний (φ) характеризует гармонические колебания. Выражается фаза в угловых единицах — радианах.
  • При заданной амплитуде колебаний координата колеблющегося тела в любой момент времени однозначно определяется аргументом косинуса или синуса: φ = ω0t.
  • Фаза колебаний определяет при заданной амплитуде состояние колебательной системы (значение координаты, скорости и ускоренияв) любой момент времени.
  • Колебания с одинаковыми амплитудами и частотами могут различаться фазами.
  • Отношение указывает, сколько периодов прошло от момента начала колебаний.
  • График зависимости координаты колеблющейся точки от фазы.

Гармонические колебания можно представить как с помощью функции синуса, так и косинуса, т.к. синус

 

 

Какой формулой пользоваться при расчетах?                                                    1. Если в начале колебаний выводят маятник из положения равновесия, то удобнее пользоваться формулой с применением косинуса.                                                                                            2. Если координата тела в начальный момент была бы равна нулю, то удобнее пользоваться формулой с применением синуса х = хm sin ω0t, т.к. при этом начальная фаза равна нулю.                                                                                                                     3. Если в начальный момент времени (при t — 0) фаза колебаний равна φ, то уравнение колебаний можно записать в виде х = хm sin (ω0t + φ).                                                                       Сдвиг фаз                                                                                    Колебания, описываемые формулами через синус и косинус, отличаются друг от друга только фазами. Графики зависимости координат от времени для двух гармонических колебаний, сдвинутых по фазе на : где график 1 - колебания, совершающиеся по синусоидальному закону, график 2 — колебания, совершающиеся по закону косинуса. Для определения разности фаз двух колебаний надо колеблющиеся величины выразить через одну и ту же тригонометрическую функцию — косинус или синус.

 ПРЕВРАЩЕНИЕ ЭНЕРГИИ ПРИ ГАРМОНИЧЕСКИХ КОЛЕБАНИЯХ

Энергия колеблющегося тела при отсутствии сил трения сохраняется неизменной. Если на тела системы действуют силы сопротивления, то колебания являются затухающими. Превращения энергии в колебательных системах без трения При смещении горизонталного ммаятника вправо на расстояние хm колебательной системе сообщается потенциальная энергия:

 При движении маятника влево деформация пружины становится меньше, и потенциальная энергия системы уменьшается. Но при этом увеличивается скорость, и возрастает кинетическая энергия. В момент прохождения маятником положения равновесия потенциальная энергия колебательной системы становится равной нулю (Wп = 0 при х = 0), а кинетическая энергия максимальна. После прохождения положения равновесия скорость начинает уменьшаться, уменьшается и кинетическая энергия. Потенциальная же энергия системы снова увеличивается. В крайней левой точке она достигает максимума, а кинетическая энергия становится равной нулю. При колебаниях периодически происходит переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно. Аналогичные превращения механической энергии происходят и в математическом маятнике. Полная механическая энергия при колебаниях тела, прикрепленного к пружине, равна сумме кинетической и потенциальной энергий колебательной системы:

 Кинетическая и потенциальная энергии периодически изменяются. Полная механическая энергия изолированной системы, в которой отсутствуют силы сопротивления, сохраняется (согласно закону сохранения механической энергии) неизменной. Она равна либо потенциальной энергии в момент максимального отклонения от положения равновесия, либо же кинетической энергии в момент, когда тело проходит положение равновесия:

VII. Домашнее задание: § 23-24

VIII. Подведение итогов. Рефлексия.  

(Сегодня  я узнал…•  Было интересно…•  Было трудно…•  Я понял, что…•  Я научился…•  Меня удивило…                   •  Мне захотелось

 

 

 

 

 

 

 


 

Тема урока: Фаза колебаний. Превращение энергии при гармонических колебаниях

Тема урока: Фаза колебаний. Превращение энергии при гармонических колебаниях

I. Организационный момент 2м

I. Организационный момент 2м

Графики зависимости координат от времени для двух гармонических колебаний, сдвинутых по фазе на : где график 1 - колебания, совершающиеся по синусоидальному закону, график 2…

Графики зависимости координат от времени для двух гармонических колебаний, сдвинутых по фазе на : где график 1 - колебания, совершающиеся по синусоидальному закону, график 2…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.03.2022