Тема урока: Фаза колебаний. Превращение энергии при гармонических колебаниях.
Задачи
Обучающая: определение понятия фаза колебаний
Развивающая: расширить естественнонаучную систему взглядов на процессы, происходящие в природе, развитие зрительной памяти, внимания, смысловой памяти, умений анализировать, сравнивать, обобщать,.
Воспитательная: развитие речи учащихся, наблюдательности, зрительного восприятия, самостоятельности в выдвижении гипотезы и формулирования выводов, воспитание коммуникативной культуры, умения оценивать себя и своих товарищей
Демонстрация: презентации
Цель урока: сформировать у учащихся представление о фазе колебаний, как о изменениях координаты и других физических величин; ввести понятие фазы.; получить формулу для энергии при гармонических колебаний.
Личностных:
Способствовать саморазвитию и самообразованию учащихся на основе мотивации к обучению и познанию.
Формировать целостную картину мира.
Формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.
Метапредметных:
Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства для решения задач.
Самостоятельно планировать пути достижения целей, осознано выбирать эффективные способы решения задач.
Предметных:
Понимать смысл понятия фаза колебаний
Уметь описывать и объяснять понятие фазы колебаний
Делать выводы на основе теоретических данных.
Решать задачи на применение фазы колебаний
Использовать приобретенные знания в повседневной деятельности
Планируемые результаты обучения:
-понимать смысл фазы колебания
-уметь объяснять свободные и вынужденные колебание
-объяснять физические явления на основе знаний о основных параметрах гармонических колебаний
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
Личностные УУД: внутренняя позиция, мотивация.
Познавательные УУД: физическая модель поясняющая гармонические колебания
Коммуникативные УУД: сотрудничество, вербальные и невербальные способы коммуникации
Регулятивные УУД: постановка учебной цели, задачи.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Познавательная деятельность:
• использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов:
• формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
• овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
Информационно-коммуникативная деятельность:
• владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
• владение навыками контроля и оценки своей деятельности,
• организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Тип урока: урок изучения нового материала и формирования знаний, умений, навыков, возможности их применения на практике.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа в паре.
Выполнила: Керимова Ирина С.
План урока
Этапы урока |
Время |
Примечание |
I.Организационный момент |
2м |
Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, ставит учебные задачи |
II. Работа над ошибками |
10м |
Организует обсуждение характерных ошибок |
III.Подготовка к активной учебной деятельности |
2м |
Знакомит с принципами организации урока, организовывает выполнение заданий |
IV.Сообщение нового материала |
15м |
Организует изучение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися |
V.Закрепление изученного материала |
10м |
Организует контроль за степенью усвоения учащимися нового учебного материала; |
VI. Подведение итогов |
4м |
Организует совместное обсуждение в выборе нужных ответов. Выставляет оценки. |
VII.Домашнее задание |
2м |
Разъясняет критерии успешного выполнения домашнего задания. |
Проверка знаний учащихся:
Фронтальный опрос:
1. Что называется гармоническими колебаниями?
2. Что называется амплитудой колебаний?
3. Что такое период колебаний?
4. Что такое частота колебаний?
5. Что такое циклическая частота?
6. Записать формулы:
· Период пружинного маятника;
· Период математического маятника.
Изучение нового материала.
ФАЗА КОЛЕБАНИЙ
Гармонические колебания можно представить как с помощью функции синуса, так и косинуса, т.к. синус
Какой формулой пользоваться при расчетах? 1. Если в начале колебаний выводят маятник из положения равновесия, то удобнее пользоваться формулой с применением косинуса. 2. Если координата тела в начальный момент была бы равна нулю, то удобнее пользоваться формулой с применением синуса х = хm sin ω0t, т.к. при этом начальная фаза равна нулю. 3. Если в начальный момент времени (при t — 0) фаза колебаний равна φ, то уравнение колебаний можно записать в виде х = хm sin (ω0t + φ). Сдвиг фаз Колебания, описываемые формулами через синус и косинус, отличаются друг от друга только фазами. Графики зависимости координат от времени для двух гармонических колебаний, сдвинутых по фазе на : где график 1 - колебания, совершающиеся по синусоидальному закону, график 2 — колебания, совершающиеся по закону косинуса. Для определения разности фаз двух колебаний надо колеблющиеся величины выразить через одну и ту же тригонометрическую функцию — косинус или синус.
ПРЕВРАЩЕНИЕ ЭНЕРГИИ ПРИ ГАРМОНИЧЕСКИХ КОЛЕБАНИЯХ
Энергия колеблющегося тела при отсутствии сил трения сохраняется неизменной. Если на тела системы действуют силы сопротивления, то колебания являются затухающими. Превращения энергии в колебательных системах без трения При смещении горизонталного ммаятника вправо на расстояние хm колебательной системе сообщается потенциальная энергия:
При движении маятника влево деформация пружины становится меньше, и потенциальная энергия системы уменьшается. Но при этом увеличивается скорость, и возрастает кинетическая энергия. В момент прохождения маятником положения равновесия потенциальная энергия колебательной системы становится равной нулю (Wп = 0 при х = 0), а кинетическая энергия максимальна. После прохождения положения равновесия скорость начинает уменьшаться, уменьшается и кинетическая энергия. Потенциальная же энергия системы снова увеличивается. В крайней левой точке она достигает максимума, а кинетическая энергия становится равной нулю. При колебаниях периодически происходит переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно. Аналогичные превращения механической энергии происходят и в математическом маятнике. Полная механическая энергия при колебаниях тела, прикрепленного к пружине, равна сумме кинетической и потенциальной энергий колебательной системы:
Кинетическая и потенциальная энергии периодически изменяются. Полная механическая энергия изолированной системы, в которой отсутствуют силы сопротивления, сохраняется (согласно закону сохранения механической энергии) неизменной. Она равна либо потенциальной энергии в момент максимального отклонения от положения равновесия, либо же кинетической энергии в момент, когда тело проходит положение равновесия:
VII. Домашнее задание: § 23-24
VIII. Подведение итогов. Рефлексия.
(Сегодня я узнал…• Было интересно…• Было трудно…• Я понял, что…• Я научился…• Меня удивило… • Мне захотелось
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.