Дата |
|
|
Завуч по УР |
Класс |
9а |
9б |
____________Р.С-С.Алиханова |
Тема урока: Ритмическая деятельность организма.
Цель урока: раскрыть причины и значение биологических ритмов для человека.
Задачи урока:
Образовательные: рассмотреть понятия: биологические ритмы, фотопериодизм; сформировать представления о физиологических процессах в организме человека, которые изменяются в течение суток.
Развивающие: развивать навыки и приемы умственной деятельности учащихся: сравнивать, анализировать, обобщать; творчески мыслить; коммуникативные способности.
Воспитательная: воспитывать умение слышать и слушать.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник Сухоруковой Л.Н. для 9 класса.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
- Рассказать о расах человека, их характерных особенностях.
- Рассказать о географических группах людей.
- Чем высокогорная группа людей отличается от арктической?
3. Мотивация учебной деятельности.
Вспомните, каковы последствия вращения Земли вокруг Солнца и своей оси?
4. Сообщение темы, цели, задач урока.
5. Изучение нового материала.
Рассказ учителя.
Жизнь на Земле развивалась в условиях регулярной смены дня и ночи и чередования времен года из-за вращения планеты вокруг своей оси и вокруг Солнца. Ритмика внешней среды создает периодичность, то есть повторяемость условий в жизни большинства видов. Регулярно повторяются как критические, трудные для выживания периоды, так и благоприятные. Приспособленность к периодическим изменениям внешней среды выражается у живых существ не только непосредственной реакцией на изменяющиеся факторы, но и в наследственно закрепленных внутренних ритмах.
Ритмичность – основное свойство живой природы. Периодически повторяющиеся изменения активности присущи всем живым организмам. Они носят название «биологические ритмы».Биологические ритмы – периодически повторяющиеся изменения активности процессов жизнедеятельности организмов.
Различают суточные и годовые ритмы активности живых организмов. А для обитателей побережий морей и океанов, где наблюдаются такие явления как прилив и отлив, характерны приливно-отливные ритмы. Исключение составляют бактерии и вирусы, наличие ритмов у которых пока не доказано.
Суточные ритмы – ритмы, которые приспосабливают организмы к смене дня и ночи.
Причиной суточных ритмов является вращение Земли вокруг своей оси.
Суточные ритмы обнаружены как у многоклеточных, так и у одноклеточных организмов. У растений интенсивный рост, распускание цветков, закрывание и открывание устьиц приурочены к определенному времени суток. Наблюдаются ритмы и в протекании процессов дыхания и фотосинтеза, что проявляется в их усилении или ослаблении. У человека обнаружено около 100 периодически повторяющихся процессов.Например, в течение суток максимальная масса тела отмечается в 18–19 часов, температура тела – в 16 – 18 часов, частота дыхания – в 13 – 16 часов, частота сердечных сокращений – в 15 – 16 часов, даже кожа более чувствительна к косметическим процедурам в светлое время суток.
Вопрос: Как вы думаете, у всех ли организмов проявляются суточные ритмы?
Примерный ответ: Суточные
ритмы проявляются не у всех видов, а только у тех, в жизни которых смена дня и
ночи играет важную экологическую роль. Обитатели пещер и глубоких вод, где нет
смены дня и ночи, живут по другим ритмам.
Среди наземных позвоночных и беспозвоночных суточная периодичность также
выявляется не у всех. Например, землеройки сменяют активность и отдых
каждые
15–20 минут, невзирая на день и ночь. У этих животных обмен веществ протекает
очень быстро, поэтому они вынуждены питаться круглосуточно.
Периодичность передается по наследству. Нарушения суточной ритмики организма в условиях ночной работы, подводного плавания, космических полетов другие представляют серьезную медицинскую проблему.
Годовые ритмы – это ритмы, которые приспосабливают организмы к сезонной смене условий.
Причина: движение Земли вокруг Солнца.
При годовом движении Земли по орбите вокруг Солнца на нашей
планете происходит смена времен года: зимы, весны, лета
и осени.
В жизни видов периоды роста, размножения, линек, миграций, глубокого покоя
закономерно чередуются и повторяются таким образом, что критическое время года
организмы встречают в наиболее устойчивом состоянии. Самый же уязвимый процесс
– размножение и выращивание молодняка – приходится на самый благоприятный
период. На этот же период приходится цветение растений, созревание плодов и
семян (вегетационный период).
Эта периодичность смены физиологического состояния в течение года во многом
врожденная, то есть проявляется как внутренний годовой ритм.
Если, например, австралийских страусов или дикую собаку динго поместить в
зоопарк Северного полушария, период размножения у них наступит осенью, когда в
Австралии весна.
Перестройка внутренних годовых ритмов происходит с большим трудом, через целый
ряд поколений.
Задолго до наступления неблагоприятных периодов у организмов начинается
длительный процесс подготовки. У организмов много приспособлений к сезонному
ритму внешних условий. Задолго до наступления зимы у растений опадают листья,
созревают плоды и семена. Одни животные становятся малоподвижными и впадают в
оцепенение, другие готовятся к активной жизни в суровые холода, третьи уходят
от неблагоприятных условий.
Резкие кратковременные изменения погоды (заморозки летом или зимние оттепели)
обычно не нарушают годовых ритмов растений и животных.
Таким образом, главным фактором, на который реагируют организмы в
годовых циклах, является не случайное изменение погоды, а изменение долготы
дня. Это единственный астрономический сигнал наступления нового сезона.
Фотопериод – соотношение светлого и темного времени суток.
Длина светового дня закономерно изменяется в течение года. Если день сокращается, виды начинают готовиться к зиме, а если удлиняется – к активному росту и размножению.
Фотопериодизм – способность организмов реагировать на изменение длины светового дня.
Длина дня оказывает влияние на скорость и интенсивность
процессов жизнедеятельности. Например, хризантема зацветает лишь осенью, когда
длина дня уменьшается от 12 до 6 часов. У бабочек при уменьшении длины дня
замедляется развитие яиц и личинок.
У людей помимо гормональных были обнаружены изменения в обмене веществ,
температурной регуляции, кровообращении, кроветворении.
Внешними воздействующими факторами являются для человека продолжительность и
интенсивность освещения, фотохимические раздражители изменяющегося
ультрафиолетового излучения и температурные колебания.
Так, например, весной люди наиболее восприимчивы к заболеваниям, возникают
душевные кризисы, которые выражаются в учащении самоубийств, преступлений и
душевных расстройств. Статистика показывает, что весной возникает стремление к
более активной физической деятельности (психосоматический рост), в то время как
способность к обучению, внимательность и тщательность ухудшаются.
Кризис возникает и осенью, правда, менее выраженный: человек становится более
уравновешенным, ограничивается своим домашним "гнездышком", в большой
степени становится, склонен к духовной, нежели к физической активности.
Ученые считают, что растения определяют изменение длины светового дня при
помощи листьев, а животные и человек – при помощи особого отдела головного
мозга.
Человек может использовать знания о биологических ритмах в практической
деятельности. Например, при выращивании овощей и фруктов, для повышения
яйценоскости кур, благодаря искусственному увеличению длины дня, можно достичь
больших результатов.
Приливно-отливные ритмы – ритмы, которые характерны для обитателей прибрежной зоны морей и океанов.
Это самая сложная ритмика в жизни живых организмов. Так у
берегов Атлантического океана вода поднимается и спадает дважды в сутки с
периодом 12,4 часа (это ровно половина лунного периода). Следовательно, точное
время приливов постоянно сдвигается.
Жизнь в приливно-отливной зоне представлена большим многообразием видов. На
время отливов моллюски плотно сжимают раковины, рачки прячутся
в песок или под мокрые водоросли. Сложность, в данном случае, заключается еще и
в том, что на жизнь этих организмов влияет также и суточная периодичность.
Рачки и крабы во время дневных приливов ведут себя
активнее, чем во время ночных приливов.
Рыба грунион, обитающая у калифорнийского побережья, откладывает
свою икру на песчаном пляже во время новолунных или полнолунных приливов,
которая развивается там в течение 14 дней до следующего прилива и затем снова
попадает в воду.
Таким образом, биологические ритмы приспосабливают
организмы к циклическим изменениям во внешней среде.
За точность работы биологические ритмы называют биологическими часами.
Биологические часы – способность живых организмов ориентироваться во времени.
Как бы придерживаясь внутреннего расписания, каждая птица в
строго определенное время просыпается и начинает петь(соловей – в 2 часа ночи,
жаворонки, кукушки, иволги – в 3 часа, скворцы и трясогузки – в 4 часа, воробьи
– в 6часов), цветки разных растений также распускаются в определенное время (в
4 часа – цикорий, 5 часов – мак, 6 часов – одуванчик, 7 часов – колокольчики, 8
часов – ноготки и бархатцы и т.д.). Эту особенность в свое время заметил Карл
Линней. Именно ему принадлежит идея создания цветочных часов.
Изучая биологические ритмы, следует упомянуть о работах Л.А.Чижевского,
который показал, что внутренний механизм отсчета времени постоянно
корректируется сигналами из Космоса. Л.А.Чижевский доказал влияние солнечной
активности на частоту заболеваний и физиологическое состояние человека.
Примерно через каждые 11 лет происходят «солнечные бури». Их
появление вызывает значительные сдвиги множества процессов на нашей планете.
Изменения деятельности Солнца влияют на частоту рождаемости, распространение
эпидемий, физическое и психическое самочувствие человека, на продуктивность его
деятельности. Индивидуальные биоритмы людей накладывают отпечаток на жизнь
общества в целом. Неудивительно поэтому, что Чижевский связывал и социальные
потрясения с космическими ритмами и циклами.
6. Закрепление, обобщение, систематизация полученных знаний.
7. Домашнее задание:
Прочитать параграф 12. Ответить на вопросы после параграфа.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.