Тема урока. «ВЕСНА-ХУДОЖНИК»
Оценка 5

Тема урока. «ВЕСНА-ХУДОЖНИК»

Оценка 5
docx
18.02.2022
Тема урока.  «ВЕСНА-ХУДОЖНИК»
1.docx

 

Тема урока.  «Весна-художник»

Тип урока: комбинированный

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с творчеством Г. Скребицкого, обучения вдумчивому чтению, пониманию, ориентировке в жанрах художественной литературы, нахождению в тексте художественного произведения примеров образных выражений и определению и обоснованию своего отношения к персонажам и событиям художественного произведения, составлению простого плана; способствовать развитию речи, мышления, воображения, творческих способностей, умения делать выводы; содействовать воспитанию нравственных качеств

Планируемые результаты

Предметные: замечают слова, ярко описывающие картины природы; пользуются средствами речевой выразительности; сравнивают различные литературные жанры; контролируют свое чтение

Метапредметные:

познавательные: свободно ориентируются и воспринимают текст художественного произведения; осуществляют поиск нужной информации в учебнике; находят ответы на вопросы в тексте; строят речевые высказывания; овладевают техникой чтения, приемами понимания произведения; осуществляют анализ, сравнение; строят логические рассуждения, делают выводы; самостоятельно создают способы решения проблем творческого и характера;

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие;

коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для окружающих высказывания; умеют задавать вопросы

Личностные: имеют представление о ценности и уникальности природного мира, охране природы

Образовательные ресурсы: загадки, сведения о Г. Скребицком, пейзажи на тему «Весна»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организационная структура урока

 

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучаю-
щихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока

К нам Весна шагает

Быстрыми шагами

И сугробы тают

Под её ногами

Проговаривают стихотворение, правила поведения на уроке.

Настраиваются на работу

Совместно договариваются и следуют правилам поведения и общения

II. Проверка
домашнего

задания

Демонстрирует весенние пейзажи.

– Какие произведения прочитали по этой теме?

– Кто их автор?

– Что их объединяет?(Работа по карточкам)

– Что говорит А. Ахматова о приходе весны?

– Как описывает его А. Чехов в рассказе «Весной»?

– Какой воздух?

– Как светит солнце?

– Что стало с рекой?

– Как вы понимаете предложения:

•  «Речка уже проснулась и не сегодня-завтра заревет».

•  «Деревья голы, но уже живут, дышат»?

– А как изображает приход весны А. Пушкин?

– Что значит: вешние лучи, потопленные луга, вся все-ленная?

Читают стихи.

Работа в парах

– Все они о весенней природе.

Читают стихотворение.

Читают наизусть.

 

Отвечают словами текста.

 

 

 

 

 

Читают наизусть(Работавгруппах)

Объясняют значения

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей

системе знаний.

Делают выводы в результате работы

III. Постановка учебной
задачи

– Замечательные стихи прочитали ребята. Я думаю, что эти стихи создали нам особое весеннее настроение.

Но не только стихи позволяют человеку любоваться красотой весенней природы, но и рассказы.

 

 

Сегодня вы сами назовете тему произведений, с которыми познакомитесь на уроке, если отгадаете загадку:

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает?

                  (Весной.)

– Да, сегодня мы продолжим знакомиться с произведениями русских писателей о родной природе, о весне. Весна – необыкновенное время года: очень радостное, веселое, энергичное, яркое, буйное. Эту красоту мы и попытаемся увидеть в рассказе Георгия Алексеевича Скребицкого

Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности

Умеют внимательно слушать

IV. Работа
по теме урока.

1. Рассказ учи-теля о Г. Скребицком

Рассказывает о Г. Скребицком.

В доме Георгия Алексеевича Скребицкого всегда жили синички, сороки, ежики, зайчики, белочки. Г. Скребицкий с большой теплотой часто вспоминал своих четвероногих и крылатых друзей детства. Многие его произведения посвящены им. Георгию Алексеевичу очень хотелось, чтобы все ребята были добры к животным, жалели, воспитывали их. И я надеюсь, что вы не только сами будете с добротой относиться к нашим братьям меньшим, но и никому не позволите их обижать. Как многие из вас, Георгий Алексеевич любил воображать себя смелым путешественником, любил ходить в лес, на речку, наблюдать за природой.

Георгий Алексеевич был охотником, следопытом, любил наблюдать. Этому он и учил детей: наблюдать за природой, замечать в ней происходящие события. Свои наблюдения Скребицкий записывал, и теперь мы можем с ними познакомиться

Внимательно слушают учителя

Извлекают необходимую информацию из рассказа учителя.

Умеют слушать

2. Чтение произведения

Весна – художник. (Работа над заголовком)

-Кто такой художник?

-Почему весну назвали художником?

-Много ли у весны дел?

 

Учитель читает произведение (с. 90–91)

Владеют навыками осознанного чтения.

Формулируют ответы
на вопросы учителя.

Осуществляют контроль
и оценку учебной деятельности.

Владеют навыками работы со справочной литературой, навыками выразительного чтения.

Формулируют ответы
на поставленные учителем вопросы.

Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым
и сверстниками.

Умеют слушать.

Осуществляют контроль
и оценку учебной деятельности

3. Первичное восприятие

– Понравилось ли произведение?

– Какое настроение оно вызывает?

Отвечают на вопросы, чтение про себя

4. Моделирование обложки

Моделирование обложки.

Работа в тетради. - самостоятельно.

Проверка по образцу.

 

Определяют жанр произведения, выбирают фигуру-заместитель, записывают фамилию автора, название рассказа, сличают с образцом модели обложки

5. Словарная
работа

– Понравилось ли произведение?

– Какие слова были непонятны?

Луговина – луг.

Калужница – травянистое растение с желтыми цветами

 

6. Повторное чтение

 

Читают  по цепочки

7. Беседа по содержанию

– О ком или о чем это произведение?

– Как автор называет Весну?

– Как начинается произведение? Прочитайте.

– Почему Весна не сразу взялась за дело? Прочитайте.

– Какой был лес?

– Что значит: лес стоял хмурый и угрюмый?

– Как Весна решила раскрасить лес? Прочитайте.

– Какие кисточки взяла Весна для своей работы? Какие краски?

– Прочитайте, кого можно увидеть в весеннем лесу.

– Подумайте, почему Г. Скребицкий назвал Весну художником?

– В этом произведении писатель использовал прием, который называется олицетворение.

Олицетворение – это прием, когда неодушевленное изображается как живое

Отвечают на вопросы

Физкультминутка

Руки подняли и покачали.

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули.

Ветер срывает росу.

В стороны руки, плавно помашем.

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем.

Крылья сложили назад

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

 

– Давайте вместе с художником Весной войдем в лес
и посмотрим, какие краски она взяла и какие картины нарисовала. Рассмотрите первую картину. Найдите ее описание

 

 

Читают

Осуществляют осознанное построение речевого высказывания (устно), поиск и выделение необходимой информации, извлечение необходимой информации.

Формулируют ответы

на поставленные учителем вопросы.

Извлекают необходимую информацию из ответов сверстников.

Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками.

Осуществляют контроль
и оценку учебной деятельности.

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы.

Формируют и аргументируют свое мнение по об- суждаемой проблеме.

Извлекают необходимую информацию из ответов сверстников

8. Активизация творческого воображения.

– Что сделала Весна?

 

 

 

 

– Подчеркните слова – описания красок.

– Попробуйте представить эту картину.

 

 

 

 

 

– Найдите описание весенней лужи.

 

– Что еще нарисовала Весна?

 

 

– Что же делала Весна? Посмотрите, какие слова выбрал автор для описания ее действий.

 

– Почему слово Весна написано с большой буквы? Почему автор назвал Весну художником?

 

– Прочитайте строчки, которые вам понравились больше всего.

 

 

– Скажите, какие чувства вызвало у вас это произве-
дение?

– Как вы считаете, какие чувства хотел передать автор
в этом произведении? Нравится ли ему это время года?

Вывод. Произведение, в котором автор создает с помощью художественных средств образные картины, вызывающие у нас определенные чувства, называется художественным рассказом.

– Найдите в тексте сравнения:

•  «…будто синие брызги, рассыпала первые цветы подснежника, медуницы».

•  «… И по лесной опушке, все белые, будто в снегу, стоят дикие яблони, груши».

– Рассказ Г. Скребицкого «Весна-художник» заканчивается словами: «А сколько птиц в лесу и в полях. И для каждой из них Весна-красна придумала важное дело».

– Что же это за дела?

– Как вы думаете, какие важные дела будут у птиц?

– «Взяла она тонкие, нежные кисточки. Чуть-чуть тронула зеленью веточки берез, а на осинах и тополях поразвесила розовые и серебряные сережки».

 

– Весна идет по лесу и тонкой кисточкой дотрагивается до деревьев. И сразу веточки берез стали нежно-зелеными, а на осинах повисли длинные розовые и серебряные сережки.

– «Лужа, окруженная подснежниками и цветами медуницы».

– Цветущая черемуха, дикие яблони и груши, зеленая трава с калужницей, насекомые, птицы.

Читают описание каждой картины, подчеркивают слова-описания.

– Разукрасила, тронула, поразве-
сила, вывела, усыпала, рисует,
покрыла.

– Весна, как настоящий художник, подумала, потом взяла краски
и начала рисовать очень красивые картины.

 

– Восторг, восхищение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Выводить потомство, уничтожать вредных для растений и человека насекомых; петь, чтобы мы наслаждались их песнями

9. Беседа
об охране
природы

– Поэтому птиц надо беречь: не разорять их гнезда и подкармливать зимой.

– Почему надо беречь цветы?

 

– Помните старую истину – цветок намного красивее
в природе, чем в букете, где он завянет через несколько часов. И помните из 20 тысяч видов растений 550 на грани исчезновения. Лес может стать некрасивым и пустым! Если мы сохраним красоту зеленых растений, то и животные нам отплатят красотой и принесут пользу, например: пчелы дадут вкусный сладкий мед. Постарайтесь, бывая на природе, пользоваться правилом: прежде чем что-то сделать, подумай, не навредишь ли ты природе?

 

 

– Нельзя срывать цветы: это наносит вред природе

V. Итог урока. Рефлексия

– Чем занимались на уроке?

– Произведение какого автора вы сегодня читали?

– Назовите жанр этого произведения.

– Какие задания вызвали затруднения? Почему?

– Как оцениваете работу на уроке?

Отвечают на вопросы учителя

Выделяют и осознают то, что уже усвоено
и что еще нужно усвоить, осознают качество
и уровень усвоения

Домашнее

задание

Прочитать, проиллюстрировать рассказ Г. Скребицкого «Весна-художник»

Записывают задание на дом, задают вопросы

Выделяют и осознают то, что уже усвоено
и что нужно еще усвоить

 

Ресурсный материал

Сведения о писателе

Скребицкий Георгий Алексеевич родился 20 июля (2 августа н.с.) в 1903 г. в Москве. Четырех лет, совсем малышом, он был усыновлен Надеждой Николаевной Скребицкой. Через некоторое время Надежда Николаевна вышла замуж за земского врача Алексея Михайловича Полилова, и они всей семьей переехали жить в город Чернь Тульской губернии.

В семье, где рос будущий писатель, очень любили природу, отчим Георгия Алексеевича был страстным охотником и рыболовом, сумевшим передать свое увлечение мальчику.

Любовь к природе, пробудившаяся и окрепшая в детские и юношеские годы на Тульской земле, определила весь жизненный путь Скребицкого, своеобразие его творчества.

Скребицкий говорил, что его «с детства интересовали две вещи – природоведение и художественная литература». В конце концов, ему удалось стать человеком сразу двух этих профессий, слившихся в одну –  писателя-натуралиста. Но произошло это не сразу. Сперва два занятия как бы соревновались друг с другом.

В 1921 г. будущий писатель, окончив Чернскую школу 2-й ступени, уехал учиться в Москву. В 1925 г. он окончил литературное отделение Института слова. Казалось бы, путь в литературу открыт. Но нет! Он отдался во власть другой своей страсти и поступил в Высший зоотехнический институт на факультет охотоведения и звероводства, чтобы изучать с детства родной ему мир природы, мир зверей.

Окончив и этот институт, Скребицкий становится научным сотрудником Всесоюзного исследовательского института звероводства и охотничьего хозяйства. Пять лет пробыл он здесь, и они оказались для него хорошей научной школой: каждое лето выезжал он в самые разные экспедиции и изучал природную жизнь зверей и птиц.

Потом Георгий Алексеевич работал научным сотрудником в Институте психологии (в лаборатории зоопсихологии) при МГУ, стал кандидатом биологических наук, занимал должность доцента кафедры физиологии животных Московского университета, ездил в экспедиции, наблюдал жизнь различных животных. Он много писал в это время, но все это были пока что сугубо научные труды – по зоологии и зоопсихологии. А в памяти Скребицкого все это время жили воспоминания детства, воспоминания о первых встречах с природой. Каждый день работа ученого поставляла ему все новые и новые соображения о жизни зверей и птиц. Охотничьи походы приносили поистине приключенческие сюжеты.

Скребицкий решил записать свои воспоминания, использовать свои знания, адресовав их тем, кому столько же лет, сколько было ему самому, когда он впервые встретился с природой.

Так и началось слияние двух любимых профессий Скребицкого, так определил он наконец наиболее полным образом истинное свое призвание.

Первый свой рассказ о зайчонке-листопаднике – «Ушан» Скребицкий написал в 1939 г. С тех пор он стал работать в детской литературе в самых разных ее жанрах.

Его книги пользовались и пользуются широкой популярностью не только в нашей стране, но и за рубежом, они издавались на албанском, болгарском, венгерском, немецком, польском, чешском и словацком языках.

Вершиной творчества Скребицкого и, к сожалению, его лебединой песней, стали две большие книги, написанные в последние годы жизни: повесть о детстве «От первых проталин до первой грозы» (1964, 1972, 1979) и – изданная посмертно – повесть о юности «У птенцов подрастают крылья» (1966). Это автобиографические произведения, действие которых проходит главным образом в Черни в последние десятилетия накануне Октябрьской революции и в первые годы Советской власти. Они достойно увенчали творческий путь писателя, в них с наибольшей выразительностью сказались особенности его таланта, знакомые читателям по прежним книгам и связанные с изображением мира природы и ее обитателей. Через детское и юношеское восприятие главного героя здесь показана целая полоса русской жизни, ознаменовавшаяся огромными по своей значимости событиями. Написанные с большой душевной теплотой и поэтичностью, пронизанные ласковым юмором, они поражают знанием психологии ребенка и юноши, тонким мастерством лепки развивающегося характера.

Летом 1964 г. Г. А. Скребицкий почувствовал себя плохо и был доставлен в больницу с приступом острой боли в сердце.

18 августа он скончался от инфаркта. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище

 

 


 

Тема урока . «Весна-художник»

Тема урока . «Весна-художник»

Организационная структура урока

Организационная структура урока

Тает снежок, Ожил лужок, День прибывает,

Тает снежок, Ожил лужок, День прибывает,

Свои наблюдения Скребицкий записывал, и теперь мы можем с ними познакомитьсяВнимательно слушают учителяИзвлекают необходимую информацию из рассказа учителя

Свои наблюдения Скребицкий записывал, и теперь мы можем с ними познакомитьсяВнимательно слушают учителяИзвлекают необходимую информацию из рассказа учителя

Первичное восприятие– Понравилось ли произведение? –

Первичное восприятие– Понравилось ли произведение? –

Извлекают необходимую информацию из ответов сверстников

Извлекают необходимую информацию из ответов сверстников

Весна-красна придумала важное дело»

Весна-красна придумала важное дело»

V. Итог урока. Рефлексия –

V. Итог урока. Рефлексия –

Потом Георгий Алексеевич работал научным сотрудником в

Потом Георгий Алексеевич работал научным сотрудником в

Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище

Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2022