Тема урока. «Весна-художник»
| 
 Тип урока: комбинированный  | 
||
| 
 Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с творчеством Г. Скребицкого, обучения вдумчивому чтению, пониманию, ориентировке в жанрах художественной литературы, нахождению в тексте художественного произведения примеров образных выражений и определению и обоснованию своего отношения к персонажам и событиям художественного произведения, составлению простого плана; способствовать развитию речи, мышления, воображения, творческих способностей, умения делать выводы; содействовать воспитанию нравственных качеств  | 
||
| 
 Планируемые результаты  | 
||
| 
 Предметные: замечают слова, ярко описывающие картины природы; пользуются средствами речевой выразительности; сравнивают различные литературные жанры; контролируют свое чтение  | 
 Метапредметные: познавательные: свободно ориентируются и воспринимают текст художественного произведения; осуществляют поиск нужной информации в учебнике; находят ответы на вопросы в тексте; строят речевые высказывания; овладевают техникой чтения, приемами понимания произведения; осуществляют анализ, сравнение; строят логические рассуждения, делают выводы; самостоятельно создают способы решения проблем творческого и характера; регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие; коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для окружающих высказывания; умеют задавать вопросы  | 
 Личностные: имеют представление о ценности и уникальности природного мира, охране природы  | 
| 
 Образовательные ресурсы: загадки, сведения о Г. Скребицком, пейзажи на тему «Весна»  | 
||
Организационная структура урока
| 
 Этап урока  | 
 Содержание деятельности учителя  | 
 Содержание
   деятельности обучаю-  | 
 Формируемые способы   | 
| 
 I. Организация начала урока  | 
 К нам Весна шагает Быстрыми шагами И сугробы тают Под её ногами  | 
 Проговаривают стихотворение, правила поведения на уроке. Настраиваются на работу  | 
 Совместно договариваются и следуют правилам поведения и общения  | 
| 
 II. Проверка  задания  | 
 Демонстрирует весенние пейзажи. – Какие произведения прочитали по этой теме? – Кто их автор? – Что их объединяет?(Работа по карточкам) – Что говорит А. Ахматова о приходе весны? – Как описывает его А. Чехов в рассказе «Весной»? – Какой воздух? – Как светит солнце? – Что стало с рекой? – Как вы понимаете предложения: • «Речка уже проснулась и не сегодня-завтра заревет». • «Деревья голы, но уже живут, дышат»? – А как изображает приход весны А. Пушкин? – Что значит: вешние лучи, потопленные луга, вся все-ленная?  | 
 Читают стихи. Работа в парах – Все они о весенней природе. Читают стихотворение. Читают наизусть. 
 Отвечают словами текста. 
 
 
 
 
 Читают наизусть(Работавгруппах) Объясняют значения  | 
 Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы  | 
| 
 III. Постановка учебной   | 
 – Замечательные стихи прочитали ребята. Я думаю, что эти стихи создали нам особое весеннее настроение. Но не только стихи позволяют человеку любоваться красотой весенней природы, но и рассказы. 
 
 Сегодня вы сами назовете тему произведений, с которыми познакомитесь на уроке, если отгадаете загадку: Тает снежок, Ожил лужок, День прибывает, Когда это бывает? (Весной.) – Да, сегодня мы продолжим знакомиться с произведениями русских писателей о родной природе, о весне. Весна – необыкновенное время года: очень радостное, веселое, энергичное, яркое, буйное. Эту красоту мы и попытаемся увидеть в рассказе Георгия Алексеевича Скребицкого  | 
 Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности  | 
 Умеют внимательно слушать  | 
| 
 IV. Работа  1. Рассказ учи-теля о Г. Скребицком  | 
 Рассказывает о Г. Скребицком. В доме Георгия Алексеевича Скребицкого всегда жили синички, сороки, ежики, зайчики, белочки. Г. Скребицкий с большой теплотой часто вспоминал своих четвероногих и крылатых друзей детства. Многие его произведения посвящены им. Георгию Алексеевичу очень хотелось, чтобы все ребята были добры к животным, жалели, воспитывали их. И я надеюсь, что вы не только сами будете с добротой относиться к нашим братьям меньшим, но и никому не позволите их обижать. Как многие из вас, Георгий Алексеевич любил воображать себя смелым путешественником, любил ходить в лес, на речку, наблюдать за природой. Георгий Алексеевич был охотником, следопытом, любил наблюдать. Этому он и учил детей: наблюдать за природой, замечать в ней происходящие события. Свои наблюдения Скребицкий записывал, и теперь мы можем с ними познакомиться  | 
 Внимательно слушают учителя  | 
 Извлекают необходимую информацию из рассказа учителя. Умеют слушать  | 
| 
 2. Чтение произведения  | 
 Весна – художник. (Работа над заголовком) -Кто такой художник? -Почему весну назвали художником? -Много ли у весны дел? 
  | 
 Учитель читает произведение (с. 90–91)  | 
 Владеют навыками осознанного чтения. Формулируют ответы  Осуществляют контроль  Владеют навыками работы со справочной литературой, навыками выразительного чтения. Формулируют ответы  Владеют способами
  конструктивного взаимодействия со взрослым  Умеют слушать. Осуществляют контроль   | 
| 
 3. Первичное восприятие  | 
 – Понравилось ли произведение? – Какое настроение оно вызывает?  | 
 Отвечают на вопросы, чтение про себя  | 
|
| 
 4. Моделирование обложки  | 
 Моделирование обложки. Работа в тетради. - самостоятельно. Проверка по образцу. 
  | 
 Определяют жанр произведения, выбирают фигуру-заместитель, записывают фамилию автора, название рассказа, сличают с образцом модели обложки  | 
|
| 
 5. Словарная  | 
 – Понравилось ли произведение? – Какие слова были непонятны? Луговина – луг. Калужница – травянистое растение с желтыми цветами  | 
 
  | 
|
| 
 6. Повторное чтение  | 
 
  | 
 Читают по цепочки  | 
|
| 
 7. Беседа по содержанию  | 
 – О ком или о чем это произведение? – Как автор называет Весну? – Как начинается произведение? Прочитайте. – Почему Весна не сразу взялась за дело? Прочитайте. – Какой был лес? – Что значит: лес стоял хмурый и угрюмый? – Как Весна решила раскрасить лес? Прочитайте. – Какие кисточки взяла Весна для своей работы? Какие краски? – Прочитайте, кого можно увидеть в весеннем лесу. – Подумайте, почему Г. Скребицкий назвал Весну художником? – В этом произведении писатель использовал прием, который называется олицетворение. Олицетворение – это прием, когда неодушевленное изображается как живое  | 
 Отвечают на вопросы  | 
|
| 
 Физкультминутка  | 
 Руки подняли и покачали. Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули. Ветер срывает росу. В стороны руки, плавно помашем. Это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем. Крылья сложили назад  | 
 Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя  | 
 Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя  | 
| 
 
  | 
 – Давайте вместе с
  художником Весной войдем в лес   | 
 
 
 Читают  | 
 Осуществляют осознанное построение речевого высказывания (устно), поиск и выделение необходимой информации, извлечение необходимой информации. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Извлекают необходимую информацию из ответов сверстников. Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками. Осуществляют контроль  Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Формируют и аргументируют свое мнение по об- суждаемой проблеме. Извлекают необходимую информацию из ответов сверстников  | 
| 
 8. Активизация творческого воображения.  | 
 – Что сделала Весна? 
 
 
 
 – Подчеркните слова – описания красок. – Попробуйте представить эту картину. 
 
 
 
 
 – Найдите описание весенней лужи. 
 – Что еще нарисовала Весна? 
 
 – Что же делала Весна? Посмотрите, какие слова выбрал автор для описания ее действий. 
 – Почему слово Весна написано с большой буквы? Почему автор назвал Весну художником? 
 – Прочитайте строчки, которые вам понравились больше всего. 
 
 – Скажите, какие чувства
  вызвало у вас это произве- – Как вы считаете, какие
  чувства хотел передать автор Вывод. Произведение, в котором автор создает с помощью художественных средств образные картины, вызывающие у нас определенные чувства, называется художественным рассказом. – Найдите в тексте сравнения: • «…будто синие брызги, рассыпала первые цветы подснежника, медуницы». • «… И по лесной опушке, все белые, будто в снегу, стоят дикие яблони, груши». – Рассказ Г. Скребицкого «Весна-художник» заканчивается словами: «А сколько птиц в лесу и в полях. И для каждой из них Весна-красна придумала важное дело». – Что же это за дела? – Как вы думаете, какие важные дела будут у птиц?  | 
 – «Взяла она тонкие, нежные кисточки. Чуть-чуть тронула зеленью веточки берез, а на осинах и тополях поразвесила розовые и серебряные сережки». 
 – Весна идет по лесу и тонкой кисточкой дотрагивается до деревьев. И сразу веточки берез стали нежно-зелеными, а на осинах повисли длинные розовые и серебряные сережки. – «Лужа, окруженная подснежниками и цветами медуницы». – Цветущая черемуха, дикие яблони и груши, зеленая трава с калужницей, насекомые, птицы. Читают описание каждой картины, подчеркивают слова-описания. – Разукрасила, тронула,
  поразве- – Весна, как настоящий
  художник, подумала, потом взяла краски  
 – Восторг, восхищение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 – Выводить потомство, уничтожать вредных для растений и человека насекомых; петь, чтобы мы наслаждались их песнями  | 
|
| 
 9. Беседа   | 
 – Поэтому птиц надо беречь: не разорять их гнезда и подкармливать зимой. – Почему надо беречь цветы? 
 – Помните старую истину –
  цветок намного красивее   | 
 
 
 – Нельзя срывать цветы: это наносит вред природе  | 
|
| 
 V. Итог урока. Рефлексия  | 
 – Чем занимались на уроке? – Произведение какого автора вы сегодня читали? – Назовите жанр этого произведения. – Какие задания вызвали затруднения? Почему? – Как оцениваете работу на уроке?  | 
 Отвечают на вопросы учителя  | 
 Выделяют и осознают то, что
  уже усвоено   | 
| 
 Домашнее задание  | 
 Прочитать, проиллюстрировать рассказ Г. Скребицкого «Весна-художник»  | 
 Записывают задание на дом, задают вопросы  | 
 Выделяют и осознают то, что
  уже усвоено   | 
Ресурсный материал
Сведения о писателе
Скребицкий Георгий Алексеевич родился 20 июля (2 августа н.с.) в 1903 г. в Москве. Четырех лет, совсем малышом, он был усыновлен Надеждой Николаевной Скребицкой. Через некоторое время Надежда Николаевна вышла замуж за земского врача Алексея Михайловича Полилова, и они всей семьей переехали жить в город Чернь Тульской губернии.
В семье, где рос будущий писатель, очень любили природу, отчим Георгия Алексеевича был страстным охотником и рыболовом, сумевшим передать свое увлечение мальчику.
Любовь к природе, пробудившаяся и окрепшая в детские и юношеские годы на Тульской земле, определила весь жизненный путь Скребицкого, своеобразие его творчества.
Скребицкий говорил, что его «с детства интересовали две вещи – природоведение и художественная литература». В конце концов, ему удалось стать человеком сразу двух этих профессий, слившихся в одну – писателя-натуралиста. Но произошло это не сразу. Сперва два занятия как бы соревновались друг с другом.
В 1921 г. будущий писатель, окончив Чернскую школу 2-й ступени, уехал учиться в Москву. В 1925 г. он окончил литературное отделение Института слова. Казалось бы, путь в литературу открыт. Но нет! Он отдался во власть другой своей страсти и поступил в Высший зоотехнический институт на факультет охотоведения и звероводства, чтобы изучать с детства родной ему мир природы, мир зверей.
Окончив и этот институт, Скребицкий становится научным сотрудником Всесоюзного исследовательского института звероводства и охотничьего хозяйства. Пять лет пробыл он здесь, и они оказались для него хорошей научной школой: каждое лето выезжал он в самые разные экспедиции и изучал природную жизнь зверей и птиц.
Потом Георгий Алексеевич работал научным сотрудником в Институте психологии (в лаборатории зоопсихологии) при МГУ, стал кандидатом биологических наук, занимал должность доцента кафедры физиологии животных Московского университета, ездил в экспедиции, наблюдал жизнь различных животных. Он много писал в это время, но все это были пока что сугубо научные труды – по зоологии и зоопсихологии. А в памяти Скребицкого все это время жили воспоминания детства, воспоминания о первых встречах с природой. Каждый день работа ученого поставляла ему все новые и новые соображения о жизни зверей и птиц. Охотничьи походы приносили поистине приключенческие сюжеты.
Скребицкий решил записать свои воспоминания, использовать свои знания, адресовав их тем, кому столько же лет, сколько было ему самому, когда он впервые встретился с природой.
Так и началось слияние двух любимых профессий Скребицкого, так определил он наконец наиболее полным образом истинное свое призвание.
Первый свой рассказ о зайчонке-листопаднике – «Ушан» Скребицкий написал в 1939 г. С тех пор он стал работать в детской литературе в самых разных ее жанрах.
Его книги пользовались и пользуются широкой популярностью не только в нашей стране, но и за рубежом, они издавались на албанском, болгарском, венгерском, немецком, польском, чешском и словацком языках.
Вершиной творчества Скребицкого и, к сожалению, его лебединой песней, стали две большие книги, написанные в последние годы жизни: повесть о детстве «От первых проталин до первой грозы» (1964, 1972, 1979) и – изданная посмертно – повесть о юности «У птенцов подрастают крылья» (1966). Это автобиографические произведения, действие которых проходит главным образом в Черни в последние десятилетия накануне Октябрьской революции и в первые годы Советской власти. Они достойно увенчали творческий путь писателя, в них с наибольшей выразительностью сказались особенности его таланта, знакомые читателям по прежним книгам и связанные с изображением мира природы и ее обитателей. Через детское и юношеское восприятие главного героя здесь показана целая полоса русской жизни, ознаменовавшаяся огромными по своей значимости событиями. Написанные с большой душевной теплотой и поэтичностью, пронизанные ласковым юмором, они поражают знанием психологии ребенка и юноши, тонким мастерством лепки развивающегося характера.
Летом 1964 г. Г. А. Скребицкий почувствовал себя плохо и был доставлен в больницу с приступом острой боли в сердце.
18 августа он скончался от инфаркта. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.