Тема урока: Звуки [з], [з']. Буквы З.з.
Цель урока:
· Познакомить с новой буквой Зз;
· Учить выделять из слов звуки [з], [з,], давать им характеристику, дифференцировать их, узнавать практический образ буквы, формировать навык чтения слогов, слов, предложений, понимать текст, определять в тексте действующих лиц;
· Развивать фонематический слух, речь, внимание, зрительную память;
· Воспитывать любознательность, культуру общения, дисциплинированность.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: знают правила выполнения звукобуквенного анализа слов;
Метапредметные (критерии сформированности /оценки компонентов универсальных действий-УУД):
Познавательные: общеучебные-сравнение звукового состава слов, качественная характеристика звуков. Логические-моделирование звуковой схемы слов.
Регулятивные: умеют вносить коррективы в учебно- операционные действия.
Коммуникативные: умеют строить понятные для слушателей высказывания, задавать вопросы, формулировать простые выводы.
Личностные: понимают значение границ собственного знания и незнания; проявляют прилежание в учебе.
Оборудование: табло для печатания, , карточки со слогами, проектор, доска СМАРТ, сигнальные светофоры, паспорт для звуков, касса звуков.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Снег летает и сверкает
В золотом сиянье дня,
Словно пухом устилает
Все дороги и дома.
Сыплет, сыплет снег- снежок,
Начинаем наш урок.
– Сначала сядут те ребята, чьё имя
начинается с гласного звука, затем с твёрдого согласного, затем с мягкого
согласного.
– Каким вы хотите, чтобы получился наш урок?
– На уроке всё зависит от нас, как мы будем работать, как помогать друг другу
- Мы познакомимся с новыми жителями города Алфавитинска. Как вы думаете, что мы должны про них знать?
2. Повторение. Работа со звуко – буквенной лентой. Путешествие в г. Алфавитинск (игра на внимание)
- у всех буква алфавита
- заселите домик «Гласные»; заселите домик «Непарные гласные твёрдые»; заселите домик «Непарные гласные мягкие»; заселите «Парные согласные»; заселите «Буквы без звуков»
3. Выделение звуков [з], [з`] из слов. (Слайд 3)

– Кого? и что? вы видите на картинках?
– Разделим слова на слоги, поставим ударение.
– Что общего в словах? (2 слога; ударный слог 1; 5 букв…)
– Чем слова отличаются? (отвечают на разные вопросы…)
– Назовите в словах первый звук, дайте ему характеристику.
– Почему в слове зебра согласный мягкий, а в слове замок
– твёрдый? (буква е показывает мягкость, буква а – твёрдость)
– Какие ещё буквы показывают мягкость предыдущего согласного?
- У каждого звука должен быть паспорт. И мы сейчас заполним с вами паспорт каждого звука.
| 
 Фамилия  | 
 Согласный  | 
| 
 Имя  | 
 (з)  | 
| 
 Отчество  | 
 Звонкий  | 
| 
 Характер  | 
 твёрдый  | 
| 
 Родители  | 
 Голос, шум  | 
| 
 Фамилия  | 
 Согласный  | 
| 
 Имя  | 
 (з/)  | 
| 
 Отчество  | 
 Звонкий  | 
| 
 Характер  | 
 мягкий  | 
| 
 Родители  | 
 Голос, шум  | 
4. Дифференциация звуков [ з], [ з`].
– Поднимите синюю карточку, если в слове услышите звук [з], зелёную карточку, если звук [з,`].
зубр 
резина 
золото 
звонок 
зима 
звери 
снег 
магазин 
земляника   
глаза
земля
слеза
– Почему не подняли карточку на слово снег?( потому что в этом слове нет согласного звука [з])
5. Знакомство с буквами З, з.
– Звуки [з ], [з`] в письменной речи обозначаются буквами З, з.
Учитель показывает новую букву. (слайд 4)
1) Буква»З» - смешная штучка
Из двух крючочков закорючка
- Послушайте стихотворение, назовите слова в которых вы услышали звуки [з ], [з`]
Заяц в маленькой корзине
Нес зефир зайчихе Зине
Замела зима дорожки,
Заблудился заяц Прошка,
Долго по лесу плутал
И на завтрак опоздал.
На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра 3.
- На что похожа буква Зз (Слайд 5)
2) На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра три
6. Чтение слогов (на доске)
| 
 за
    | 
 зи  | 
 зе
    | 
 зя
    | 
 зё
    | 
На какие две группы можно разделить слоги? (по мягкости и твёрдости).
7. Игра « Доскажи словечко» (Слайды 6,7)
1)Я сижу, едва не плача,
Очень трудная …(задача)
2) Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой
Двор в снегу, белы дома
Ночью к нам пришла …(зима)
- Составьте звуковую модель слов- отгадок
Два ученика у доски выполняют задание, остальные учащиеся выполняют индивидуально на своих местах.
3) Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха
Живо угадай-ка,
Кто же это? …(зайка)
4) Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю …(зарядку)
Два ученика у доски выполняют задание, остальные учащиеся выполняют индивидуально на своих местах.
8. Физкультминутка. (Слайд 8)
9. Игра «Наборщик». Работа с разрезной азбукой
– Как называется место, где дикие животные
содержатся в неволе? (Зоопарк)
– Составьте  слов из букв слова зоопарк. (Парк, коза, поза,
роза, пар, рак, кора, рак…)
10. Орфографическая работа
– Отгадайте загадку:
Ёжик вырос в 10 раз, 
Получился … (дикобраз) ( Слайд 12)
– Какой звук слышите на конце слова?
([с]).
– Как называются такие места в слове? (опасное место, слабая позиция)
– Как называются такие согласные звуки в русском языке? (парные)
– Прочитайте слова. В каких словах буква з является опасным место, а в каких
нет. 
(Слайд13 )
| 
 арбуз  | 
 груз  | 
 воз  | 
 мазь  | 
| 
 арбузы  | 
 грузы  | 
 возит  | 
 мазать  | 
– Когда мы сомневаемся в написании парных
согласных в слове? (в конце слова)
– Давайте сделаем вывод. Какие звуки может обозначать буква З? 
[з], [з`], [с], [с`]
11. Чтение текста в «Букваре» «Зоопарк» стр.70
– Куда ходили дети на каникулах?
– Что делал зубастый крокодил? Как его можно по-другому назвать?
–  Как ты думаешь,  почему грозный тигр играл ласково?
– Как вели себя мартышки?
– Где бродил носорог? Как его можно назвать по-другому?
– Что ребята сказали об экскурсии в зоопарк?
– Вам понравился этот рассказ?
12. Чтение загадок. Игры с буквами и словами. (Слайды14,15)
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (заяц)
Белые цветочки
Вечером расцветают,
А утром увядают. (звёзды)
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (зима)
Шелестя, шурша травой,
Проползает кнут живой
Вот он встал и зашипел,
Подходи, кто очень смел.(змея)
Гуляю я и в дождь, и в зной:
Характер у меня такой. (зонт)
Отгадывание ребусов нового вида. (Слайды 16,17)
 
13. Итог урока
– Что нового узнали на уроке?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Начните свой ответ со слов «Мне сегодня удалось…».
– Кого бы вы сегодня хотели похвалить? Почему?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.