Тема: Выборочное изложение описательного текста «Церковь Покрова на Нерли».
Ход урока
1.Организация начала урока
Прочитайте отрывок из стихотворения Константи́н Дми́триевич Бальмонта
Можно всё заветное покинуть,
Можно всё бесследно разлюбить,
Но нельзя к минувшему остынуть,
Но нельзя о прошлом позабыть
Заветный-особо ценимый, хранимый, оберегаемый.
Минувшее-прошедшее
Остынуть- охладеть, успокоиться, перестать сердиться, волноваться.
-Какова главная мысль этого четверостишия? (о прошлом нельзя позабыть, нужно помнить и знать историю своей страны)
-Как можно сохранить память о прошлом? (сохранить память о прошлом помогают памятники истории и культуры, рукописные книги, фотографии, картины, рисунки)
- Об одном из таких памятников мы сегодня и будем говорить на уроке.
Актуализация знаний.
- из набора букв в каждой строке выделите целые слова и сформулируйте тему урока:
сртмпкцмвыборочноемврчтп
смпуизложениевмтепр
бьромсповествовательноголдьпр
юбрпнтекстачыфу
с
маьюэлементамивпоьъ
щеьзописанияыфпрв
(выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания)
Что такое изложение? (письменный пересказ текста)
- Для чего пишем изложения? (Учимся создавать речевые высказывания в письменной форме, рассказывать своими словами, но так, чтобы это было понятно тому, кто будет читать.)
(выберите из предложенных карточек те, которые относятся к тексту- описанию и к тексту- повествованию
2.Мотивация учебной деятельности.Сегодня у нас урок развития речи.
-Предметом нашего изучения будет архитектурный памятник.
-Кто знает, что это такое?
архитектурный памятник – это примечательный объект, который имеет национальное или международное значение. В настоящее время употребляется «объект культурного наследия»
архитектура (зодчество) – строительное искусство
архитектор (зодчий) - человек, который проектирует дома (здания)
3.Изучение нового материала.
Работа по учебнику.
- Откройте учебник на с.27 упр.57. Прочитайте текст.
- Разберём значения некоторых трудных слов.
Вязовая роща – лес, в котором растут вязы
Река Нерль
Богородица – мать Иисуса Христа
Покров Богородицы – церковный праздник 14 октября
Беседа по содержанию.
На берегу какой реки построена церковь? (Нерль)
- А где находится эта река? ( На Владимирской земле)
В 12 веке Русь была разделена на многие княжества
Храм построен по повелению князя Андрея Боголюбского в 1165 году близ Боголюбова, при впадении реки Нерли в Клязьму
- Почему так названа церковь? (в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы).
Храм посвящен Покрову Богородицы, которая, по старинному поверью, держала в руках плат – покров, защитив город от врагов
- Добавьте в словосочетания пропущенные имена прилагательные из текста
Церковь (какая?)….(маленькая, белокаменная)
Роща (какая?)…(вязовая)
Холмик (какой)…(небольшой)
Озерце (какое?)…(тихое)
Купол- луковка- (какой?)… (темно- серый)
Камень (какой?)…резной, белый
День (какой?)…(ясный)
небо (какое?)…(безоблачное)
белизна (какая?)… (стройная)
4. Орфографическая подготовка.
- Найдите в тексте имена прилагательные. Какие окончания они имеют?
- Почему? (падеж, вопр.)
5.Работа над изложением.
Запишите текст.
1. О каком архитектурном памятнике вы прочитали? (вместе отвечаем на первый вопрос)
2.Когда и кем она построена?
3.Где стоит храм?
4.Чем украшена церковь?
5.Что видно издалека?
6.Как называют белокаменный храм?
6.Написание изложения.
-Прочитайте слова на слайде, объясните по какому признаку я их разделила
Существительные прилагательные глаголы
Церковь хороша стоит
Роща маленькая виден
Холмик вязовая украшена
Озерцо небольшой дышит
Купол- луковка тихое
Камень тёмно- серый
День резной
Небо белый
Сказка ясный
Белизна безоблачное
Поэзия стройная
-Назовите краткое прилагательное? Сложное?
-Почему автор использовал выражение: купол- луковка?
Возвращаемся к тексту учебника.
- Перечитайте вторую часть ( приём «Редуцированное чтение»-закройте закладкой начало строк, прочитайте хором текст, вспоминая начало каждой строки. Закройте окончание строк- прочитайте хором текст, вспоминая окончание строки.)
- Перескажите текст в парах.
- Кто сможет пересказать текст?
(самостоятельная работа) напишите изложение 2 части текста, пользуясь
Церковь построена на холме. Кажется, что, золотой купол устремляется в облака. Здание украшено резьбой. Храм выглядит лёгким и светлым, изящным и стройным. Церковь, будто свеча, тянется куполом к небу. Храм Покрова является шедевром мирового зодчества. Он, словно воин в серебряном шлеме и в белокаменной рубахе, стоит на небольшом пригорке. Весной он, как лебедь, возвышается над гладью вод. Церковь построена в честь завершения похода князя Андрея Боголюбского в Болгарию, а так же в память его погибшего сына, юного Изяслава. Для православных людей церковь Покрова- это настоящая святыня.
-Найдите в тексте сравнения. ( будто свеча, словно воин, как лебедь)
--Назовите эпитеты к слову : купол, шлем, рубаха)
-Назовите синонимы к слову «церковь»(храм,святыня)
Необыкновенный талант древнерусских мастеров, наших далеких предков, неоспорим. Мы не можем не гордиться этим. И пусть всякий раз при взгляде на Церковь Покрова на Нерли в душе просыпаются чистые, искренние, возвышенные чувства. А картины известных мастеров позволяют нам насладиться созерцанием храма, даже если воочию нам его увидеть не удается
Домашнее задание: составить синквейн на тему «церковь»
Церковь.
Старинная, современная.
Строится, реставрируется, сохраняется.
Становится утешением для верующих.
Объект.
Церковь.
Красивая, просторная.
Объединяет, призывает, влияет.
Помогает людям молиться.
Храм.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.