Тема: Выборочное изложение описательного текста «Церковь Покрова на Нерли».

  • docx
  • 23.02.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала «Церковь Покрова на Нерли»..docx

Тема: Выборочное изложение описательного текста «Церковь Покрова на Нерли».

Ход урока

1.Организация начала урока

Прочитайте отрывок из стихотворения Константи́н Дми́триевич Бальмонта

Можно всё заветное покинуть,

Можно всё бесследно разлюбить,

Но нельзя к минувшему остынуть,

Но нельзя о прошлом позабыть

Заветный-особо ценимый, хранимый, оберегаемый.

Минувшее-прошедшее

Остынуть- охладеть, успокоиться, перестать сердиться, волноваться.

-Какова главная мысль этого четверостишия? (о прошлом нельзя позабыть, нужно помнить и знать историю своей страны)

-Как можно сохранить память о прошлом? (сохранить память о прошлом помогают памятники истории и культуры, рукописные книги, фотографии, картины, рисунки)

- Об одном из таких памятников мы сегодня и будем говорить на уроке.

Актуализация знаний.

- из набора букв в каждой строке выделите целые слова и сформулируйте тему урока:

сртмпкцмвыборочноемврчтп

смпуизложениевмтепр

бьромсповествовательноголдьпр

юбрпнтекстачыфу

с

маьюэлементамивпоьъ

щеьзописанияыфпрв

(выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания)

Что такое изложение? (письменный пересказ текста)

- Для чего пишем изложения? (Учимся создавать речевые высказывания в письменной форме, рассказывать своими словами, но так, чтобы это было понятно тому, кто будет читать.)

(выберите из предложенных карточек те, которые относятся к тексту- описанию и к тексту- повествованию

какой? какая? какое? какие?
Что? Где? Как? Когда произошло?
Рассказывается, сообщается о чём- либо
Почему?
Объясняется, доказывается что- либо; говорится о причине явлений, событий,Описывается внешний вид человека, животного, картины природы, событие
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2.Мотивация учебной деятельности.Сегодня у нас урок развития речи.

-Предметом нашего изучения будет архитектурный памятник.

 -Кто знает, что это такое?

архитектурный памятник – это примечательный объект, который имеет национальное или международное значение. В настоящее время употребляется «объект культурного наследия»

архитектура (зодчество) – строительное искусство

архитектор (зодчий) - человек, который проектирует дома (здания)

3.Изучение нового материала.

Работа по учебнику.

- Откройте учебник на с.27 упр.57.  Прочитайте текст.

  - Разберём значения некоторых трудных слов.

Вязовая роща – лес, в котором растут вязы

Река Нерль

Богородица – мать Иисуса Христа

Покров Богородицы – церковный праздник 14 октября

Беседа по содержанию.

 На берегу какой реки построена церковь? (Нерль)

- А где находится эта река?  ( На Владимирской земле)

В 12 веке Русь была разделена на многие княжества

Храм  построен по повелению князя Андрея Боголюбского в 1165 году   близ Боголюбова, при впадении реки Нерли в Клязьму

- Почему так названа церковь?   (в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы).

Храм посвящен Покрову Богородицы, которая, по старинному поверью, держала в руках плат – покров, защитив город от врагов

- Добавьте в словосочетания пропущенные имена прилагательные из текста

Церковь (какая?)….(маленькая, белокаменная)

Роща (какая?)…(вязовая)

Холмик (какой)…(небольшой)

Озерце (какое?)…(тихое)

Купол- луковка- (какой?)… (темно- серый)

Камень (какой?)…резной, белый

День (какой?)…(ясный)

небо (какое?)…(безоблачное)

белизна (какая?)… (стройная)

  4. Орфографическая подготовка.

- Найдите в тексте имена прилагательные. Какие окончания они имеют?

- Почему? (падеж, вопр.)

5.Работа над изложением.

Запишите текст.

1. О каком архитектурном памятнике вы прочитали? (вместе отвечаем на первый вопрос)

2.Когда и кем она построена?

3.Где стоит храм?

4.Чем украшена церковь?

5.Что видно издалека?

6.Как называют белокаменный храм?

6.Написание изложения.

-Прочитайте слова на слайде, объясните по какому признаку я их разделила

Существительные                 прилагательные                           глаголы

Церковь                                   хороша                                       стоит

Роща                                        маленькая                                   виден

Холмик                                   вязовая                                        украшена

Озерцо                                    небольшой                                  дышит

Купол- луковка                      тихое

Камень                                    тёмно- серый

День                                        резной

Небо                                        белый

Сказка                                    ясный

Белизна                                  безоблачное

Поэзия                                   стройная

-Назовите краткое прилагательное? Сложное?

-Почему автор использовал выражение: купол- луковка?

Возвращаемся к тексту учебника.

- Перечитайте вторую часть ( приём «Редуцированное чтение»-закройте закладкой начало строк, прочитайте хором текст, вспоминая начало каждой строки. Закройте окончание строк- прочитайте хором текст, вспоминая окончание строки.)

- Перескажите текст в парах.

- Кто сможет пересказать текст?

 (самостоятельная работа) напишите изложение 2 части текста, пользуясь

Церковь построена на холме. Кажется, что, золотой купол устремляется в облака. Здание украшено резьбой. Храм выглядит лёгким и светлым, изящным и стройным. Церковь, будто свеча, тянется куполом к небу. Храм Покрова является шедевром мирового зодчества. Он, словно воин в серебряном шлеме и в белокаменной рубахе, стоит на небольшом пригорке. Весной он, как  лебедь, возвышается  над гладью вод. Церковь построена в честь завершения похода князя Андрея Боголюбского в Болгарию, а так же в память его погибшего сына, юного Изяслава. Для православных людей церковь Покрова- это настоящая святыня.

-Найдите в тексте сравнения. ( будто свеча,  словно воин, как лебедь)

--Назовите эпитеты к слову : купол, шлем, рубаха)

-Назовите синонимы к слову «церковь»(храм,святыня)

   Необыкновенный талант древнерусских мастеров, на­ших далеких предков, неоспорим. Мы не можем не гордиться этим. И пусть всякий раз при взгляде на Церковь Покрова на Нерли в душе просыпаются чистые, искренние, возвышенные чувства. А кар­тины известных мастеров позволяют нам насла­диться созерцанием храма, даже если воочию нам его увидеть не удается

Домашнее задание: составить синквейн на тему «церковь»


Церковь.
Старинная, современная.
Строится, реставрируется, сохраняется.
Становится утешением для верующих.
Объект.

Церковь.
Красивая, просторная.
Объединяет, призывает, влияет.
Помогает людям молиться.
Храм.

 


 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru