Тема занятия: Что такое коррупция?
Оценка 5

Тема занятия: Что такое коррупция?

Оценка 5
Работа в классе +1
docx
воспитание +1
8 кл—11 кл
22.03.2022
Тема занятия: Что такое коррупция?
1) Сформировать у учеников средней школы представление о социальном явлении коррупции и вреде, которую коррупция наносит конкретному человеку. 2) Пояснить понятие «взяточничество» (вымогательство и предложение взятки) и «коррупция». 3) Посредством практических упражнений (кейсы) сформировать умение выявлять проявления коррупции в повседневной жизни и давать им должную личную оценку.
документ.docx

Тема занятия: Что такое коррупция?

 

Цель:

1)                Сформировать у учеников средней школы представление о социальном явлении коррупции и вреде,
которую коррупция наносит конкретному человеку.

2)                Пояснить понятие «взяточничество» (вымогательство и предложение взятки) и «коррупция».

3)                Посредством практических упражнений (кейсы) сформировать умение выявлять проявления коррупции в
повседневной жизни и давать им должную личную оценку.

Оборудование:
Персональный компьютер, компьютерные файлы (аудио, фото, презентации, видео, ссылки на интернет-ресурсы), стабильное интернет соединение, проектор и экран или большой телевизор, рабочий лист для учащихся.

Подготовка к уроку:

1)    Презентация к уроку (приложение 1)

2)    Рабочие листы учащихся (приложение 2);

3)    Видео 1, 2, 3 (приложение 3).

План урока:

1.     Вводная часть и обсуждение.

2.      Основная теоретическая часть:

— Кейс 1: «Вторая война на дорогах»;

— Кейс 2: «Куда ведут дороги»;

— Кейс 3: «Взятка за экзамен»;

— Заключение по рассмотрению кейсов.

3.     Кто противодействует коррупции в России?

4.     Заключение и домашнее задание.

Ход урока:

1.     Вводная часть и обсуждение.

Уважаемые ученики!

Поднимите руки те, кто знает, что такое «коррупция». А кто раньше слышал об антикоррупционной деятельности? Прекрасно! 9 декабря весь мир отмечает День борьбы с коррупцией, в стороне не остались и мы.
Именно поэтому сегодня мы проведем урок в необычном формате — это будет интерактивный антикоррупционный урок.

Международный день борьбы с коррупцией отмечается ежегодно 9 декабря, начиная с 2004 года. В этот день в 2003 году в Мексике была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции.

Целью учреждения этого Международного дня, как указано в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, было углубление понимания проблемы коррупции и роли Конвенции в предотвращении коррупции и борьбе с ней. В некоторых странах в этот день проходят митинги, семинары и лекции на тему коррупции.

В прошлом году уроки такого формата провели в школах. Сегодня на уроке мы будем разговаривать о коррупции, ее видах, как она мешает обществу и стране развиваться.

Перед вами рабочий лист. В нем вы можете записывать новую информацию и давать ответы на вопросы, которые там содержатся.

Итак, коррупция! Как вы думаете, что такое коррупция?

Послушайте ответы учеников.

Ладно, а какие примеры коррупции вы можете назвать?

Спросите нескольких учеников. Если у них возникают трудности с ответами, назовите как пример такие ситуации: взятка за медицинскую справку, избежание уплаты штрафа за неправильную парковку или что-то весомее.

Перед тем как переходить к теме урока раздайте каждому учащемуся лист.

2. Упражнения

Прекрасно! Вы уже знаете о коррупции больше, чем я ожидал/ла.

В Рабочем листе есть вопрос о характерных признаках коррупции. Давайте подумаем, какие это признаки?

Спросите нескольких учеников. Назовите признаки коррупции:

1. Необходимость для человека иметь служебные полномочия; 2. Использование этих полномочий не на пользу обществу, не по законам и
правилам;
3. Получение выгоды за такое использование полномочий.

Учитель включает презентацию выбранного кейса и продолжает урок.

Далее предлагаем несколько разнообразных кейсов (жизненных ситуаций), на примере которых учащиеся
могут более личностно воспринять информацию и сформировать свое отношение к случаям коррупции. Реальное время выполнения определенных упражнений может достаточно сильно отличаться в разных классах. Поэтому учитель самостоятельно определяет, какие кейсы будут
наиболее эффективны в определенном классе.

Итак, мы точно знаем, что такое коррупция и какие признаки ей присущи. Теперь можно разобрать обычные на первый взгляд ситуации и подумать имеющаяся в них коррупция. Коррупция, которая влияет на каждого из нас и общество в целом.

2.1. Кейс 1: «Вторая война на дорогах»

Учитель включает слайды «Вторая война» на дорогах России и комментирует их:

Задумывались ли вы, как коррупция влияет на состояние дорог в России? Или как плохое состояние дорог в России влияет на показатель смертности среди населения? Предлагаю сегодня в
этом разобраться!

1. В 2017 г. в России произошло 162 500 аварий на дорогах, из которых 27 220 ДТП с пострадавшими.

2. В них погибло более 3500 человек. Для сравнения — это примерно численность учащихся 150 классов.

3. 1 человек погибал на дорогах России каждые два часа.

4. Если бы Россия имела среднеевропейский показатель смертности на дорогах, количество погибших в ДТП должно составлять не более 1 тыс. лиц.
Следовательно, неоправданное количество смертей на дорогах России составляет 2500 тысячи человек.

Аналогичные цифры смертности были и в прошлых годах. Итак, за 3 года мы имеем такую цифру — около 8 тысяч неоправданных смертей.

Как вы думаете, почему этот слайд называется именно «Вторая война на дорогах»?

Ученики отвечают на вопросы. После этого учитель включает слайд и подытоживает все вышесказанное:

Итак, давайте подумаем: где здесь коррупция?

Ученики отвечают на вопросы. Если у них возникают проблемы, помогите.

1.                 Экономия на разметке дорог и отбойниках. Как следствие — отсутствие яркой разметки.

2.                  Коррупция в бывших структурах ГАИ и взяточничество бывших милиционеров.

3.                  Покупка водительских прав. Как следствие — незнание правил дорожного движения.

4.                  Недостаточное финансирование медицинской сферы. Как следствие — малое количество машин скорой помощи и отсутствия медикаментов.

5.                  Коррумпированные судьи, которые оправдывают виновных в смертельных ДТП.

6.                 6. Люди не пользуются ремнями безопасности и сознательно нарушают ПДД.

Мы поговорили о причинах и последствиях. А теперь давайте поговорим, как решить эти проблемы. Как вы думаете, можно уменьшить количество смертей на дорогах?

Учитель слушает ответы учащихся. Затем предлагает подробнее разобраться в кейсе и позже ответить на этот вопрос еще раз.

Что ж, теперь перейдем от теории к практике и разберем конкретную ситуацию. Но сначала дайте ответ на вопрос. Как считаете, нормально ли то, что отец/мать ворует деньги из бюджета общества, чтобы оплатить обучение сына в университете? Благородно, не так ли?

Как вы думаете, чем оправдывается большинство коррупционеров? Благородной целью! «Я это не для себя, а для сына или дочки», «Я хочу лучшего будущего для своих детей». Именно
такими фразами обычно оправдываются воры. При этом они не задумываются, что воруют у себе подобных, у таких же отцов и матерей, у своих друзей и соседей.

Кейс 2: «Куда ведут дороги?»

Ученики предлагают свои варианты выбора в этой ситуации и анализируют их вместе с учителем.

Ученики отвечают на вопросы. Учитель слушает ответы, потом включает слайд и вместе с учениками подводит итог.

Давайте разберемся на конкретном примере:

Представьте! Вы отец или мать, а у вашего сына есть мечта — учиться в столице, в лучшем университете страны, чтобы построить успешную карьеру и остаться там жить. Но в семье нет финансовой возможности это позволить.

Вам повезло: вы работаете в государственном учреждении, что занимается ремонтом и строительством дорог. Перед вами встает выбор: честно выполнить строительство дороги в соседнее село или сэкономить на отбойнике и разметке, а разницу забрать себе в карман.
Этой суммы как раз хватит для обучения вашего сына в столице.
Вам все понятно? Тогда давайте перейдем к обсуждению.

1. Как должен поступить отец/мать в этой ситуации?

2. О чем он/она должен подумать?

3. Какой выбор должен сделать? Почему?

Давайте подумаем, к каким негативным последствиям может привести решение украсть бюджетные деньги?

1. Прежде всего, отсутствие отбойника между скоростными полосами вероятно приведет к опаснейшему столкновению автомобилей при встречном движении. Такие аварии часто
заканчиваются смертью обоих участников дорожного движения. Мир не такой большой — жертвами ДТП могут быть даже ваши знакомые. Или осознание вины не будет вас мучить?

2. Посмотрим на риски другого типа, например, потеря репутации. Вы хотите хорошей карьеры для своего сына. Но кто-то из журналистов или активистов может заинтересоваться строительством дороги. Будет проведено расследование и окажется, что за такую стоимость дорога должна быть с отбойником. И ваша вина будет доказана. По вашему мнению, какими могут быть последствия для семьи? Уголовная ответственность и, как следствие,
заключения и публичное пренебрежение к семье, внесение в Реестр коррупционеров (который находится в свободном доступе онлайн), нивелирование всех достижений любого члена семьи, «черная метка» на репутации детей. Риск быть разоблаченным или попасть в тюрьму —
касается не только отца или матери, но и всей семьи.

3. И еще подумайте о таком. На первый взгляд, вы хотите лучшего для своего сына — и поэтому воруете. Но вы забываете, что больше всего сын учится как раз на вашем примере. Кто знает, сын выучится на специалиста или нет. Но точно известно, что он научится воровать. Вы могли продемонстрировать своим примером, как жить и достигать цели честно.
К тому же, такие достижения гораздо больше ценятся.

Логично, что после таких последствий наступает ответственность! Какая? Давайте разберемся.

За хищение бюджетных денег на строительстве дороги предусмотрена
ответственность по статье Уголовного кодекса России – ограничение свободы на срок до пяти лет или лишения свободы на тот же срок с назначением дополнительного наказания лишение права занимать должность на срок до 3 лет.

Считаете ли вы нормальным кражу денег из бюджета общества, чтобы оплатить обучение сына в университете? Был у отца/матери другой выход, кроме кражи? Давайте подумаем, что можно было бы сделать иначе?

Учитель выслушивает учеников, после чего завершает:

1. Можно было бы начать готовиться к поступлению сына заранее. Например, откладывать деньги, найти дополнительных учителей для подготовки к тестированию.

2. Если работа на государственной должности не дает возможности честно зарабатывать, стоит перейти в частный сектор, в бизнес. Там можно зарабатывать достойные деньги своим трудом, инициативностью и умом.

3. Вместе с сыном можно найти дополнительное финансирование для обучения — стипендия, грант. Или подыскать дополнительный заработок для студента. Тогда сын даже больше бы ценил обучения, ради которого ему пришлось приложить определенные усилия.

4. В конце концов, если не удалось накопить деньги, можно было бы
одолжить/оформить кредит, чтобы потом постепенно отдать.

5. Собственный вариант, придуманный учителем.

2.3. Кейс 3: «Взятка за экзамен»

Перед началом работы над кейсом раздайте ученикам рабочие листы для совместной работы (по одному на
каждую группу).

Теперь давайте поиграем! Прошу вас объединиться в 3 группы. У каждой группы должен быть лист. Разделите его так, как показано на образце. После того как вы услышите историю, заполните, пожалуйста, таблицу.

последствия участия в коррупционной деятельности

2) способы честно выйти из возникшей ситуацию

Позитивные последствия

Негативные последствия и ответственность

 

 

 

 

 

Представьте!

Вы — студент/ка 1-го курса, учитесь на архитектора. От студентов старших курсов Вы узнаете, что экзамен по Х предмету можно сдать, не прилагая усилий, за деньги.

Позже группа узнала «стоимость облегченной сдачи» — от 2000 руб. Ваша группа поделилась на 2 части: одни решили, как и все предыдущие группы, заплатить за экзамен. Другие колеблются, ведь не хотят участвовать коррупционной сделке. Что выбираете вы? Дать взятку или честно сдать экзамен?

Или вы сообщите об этом ваших родителей и правоохранительные органы или оставите все в тайне? Другой (ваш) вариант.

Назовите позитивные и негативные последствия этой ситуации. Как можно решить эту ситуацию без коррупции (честно)?

Работа в группах

Работа класса: 5 минут

Зачитывание учениками вариантов: 5 минут

последствия участия в коррупционной деятельности

2) способы честно выйти из возникшей ситуацию

Позитивные последствия

Негативные последствия и ответственность

 

Отличная
оценка
без усилий

Потеря денег, которые можно было
бы использовать с пользой — на
волонтерство, отдых,
нужную вещь.
• Воспользовавшись коррупционной
схемой, студент может выбрать «легкий» путь. И купит себе
диплом, вместо того, чтобы получать знания.
•Коррумпированные преподаватели будут
«поощрять» такого студента и в дальнейшем.
•Необразованный выпускник будет
неконкурентоспособным и даже опасным в своей
профессии. Это может привести к
материальным и человеческим потерям.
•При накопленные критической массы
таких «специалистов» российские архитектурные решения будут безнадежно проигрывать
иностранным конкурентам. А
отечественный потребитель не
получит качественных красивых зданий.
•Во время трудовой деятельности
человек и дальше будет склонен искать легких решений, обходить
и нарушать правила. Он
будет считать коррупционную практику приемлемой, ведь его этому
научили еще в университете.

•Группа тудентов, которая решила не
платить взятки, может объединиться и
пойти сдавать экзамен на общих
основаниях. В случае необъективного
оценивания преподавателем, можно сообщить об этом в деканат/ректорат
и пересдать экзамен при комиссии.
•Ответственно учиться.
•Можно попробовать поднять тему
взяточничества в студенческой газете, в
группах ВУЗА в социальных сетях.
Можно вынести предложение
прекратить эту позорную практику.
•Одним из способов может быть
публичная огласка — с привлечением общественных активистов и журналистов.

 

 

 

Выводы:

Кроме очевидной нечестности и позорности, преподаватель также подлежит ответственности за взяточничество.

Итак, мы разобрали, как коррупция буквально убивает в случае автомобильных аварий. Но это лишь один из примеров потерь, которые несет страна из-за коррупционный беспорядок.

Коррупция имеет гораздо более глубоких последствий, которые влияют не только на человека, что «дал» и «взял», но и на окружающих.

Так же коррупция проникает в любую сферу жизни – медицину, образование, бизнес, управление государством. В результате, это влияет на качество и продолжительность жизни россиян. В среднем
продолжительность жизни в России на 10 лет меньше, чем в странах Западной Европы.

Мы говорили, что бывшее ГАИ превратилась в организацию со сбора взяток на дорогах. А теперь давайте посмотрим видеоролик о том, как каждое наше действие связано со следующими
событиями. И о том, что за все в конце концов приходится платить.

Включите видео «Коррупционная цепь», которое вы можете скачать по ссылке: https://youtu.be/EfErvijf-0s

 

В нашей стране сегодня происходят изменения, которые дают надежду на общую победу над коррупцией. На улицах городов вы видите патрульную полицию, однако незаметными остаются органы, созданные для борьбы с коррупцией. От их количества голова идет кругом! Однако осведомленность об их деятельности крайне важна для понимания общей антикоррупционной картины государства. Именно такие учреждения
должны помочь россиянам окончательно разорвать коррупционные цепи.

Как вы думаете, почему созданы эти органы?

3. Кто противодействует коррупции в России?

Министерство внутренних дел Российской Федерации, ФСБ РФ

 

Занимается расследованием коррупционных преступлений высокого уровня. В МВД РФ работают детективы и аналитики. Или не совершил ли преступление Президент, премьер, министры, депутаты, судьи,
руководители крупных государственных предприятий — все это контролирует МВД РФ.

Осуществляет надзор за соблюдением законов во время расследования коррупционных преступлений и поддерживает государственное обвинение в суде по делам, которые расследуются МВД РФ.

ФСБ расследует преступления, в которых фигурируют правоохранители, судьи и служащие самого высокого уровня.

Но даже если вы не аналитик или работник ФСБ, вы можете обнаружить коррупционера. Знаете как? Есть один простой и действенный способ. Сравните официальные доходы с расходами
чиновника и его способом жизни. Представьте себе: вы видите большой дорогой дом, его владелец ездит на дорогих машинах, ведет роскошный образ жизни, а при этом работает служащим с официальной зарплатой 4000 руб. Если у него нет других официальных источников доходов, можно утверждать, что красивые автомобили, на которых он ездит,
купленные за деньги, украденные у общества или государства. То есть у нас с вами, ваших родителей, друзей, знакомых. Такой образ жизни является незаконным и неприемлемым.

Общественные организации помогают государственным органам распознавать коррупционеров. В частности, они создали такую игру — угадай доход чиновника по его имуществу.

 

Итак, мы узнали о вреде, который несет коррупция для каждого из нас.

На выборах мы выбираем отдельных людей, чтобы предоставить им различные полномочия — управление бюджетом страны, защиту мира и суверенитета, развитие городов и сел тому подобное.

Коррупция возникает, когда эти люди используют предоставленные полномочия на свое личное благо или благо других, близких к ним лиц. На свою, а не общественную или государственную
пользу. В каждом таком случае появляется «коррозия коррупции», которая со временем портит общественный механизм и искажает действие государственной машины.

Но просто знания без реальных действий мало чего стоит. Важно не только самому соблюдать правила добродетельной жизни, но и распространять это знание среди других.

Итак, мы можем помочь другим людям в нашей стране — детям и взрослым — узнать то, что уже знаем мы.

Домашнее задание: создайте презентацию, которая могла бы стать основой социальной телевизионной рекламы. Тема — почему коррупция вредит каждому. Лучшие работы будут опубликованы на сайте школы


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема занятия: Что такое коррупция?

Тема занятия: Что такое коррупция?

Уважаемые ученики! Поднимите руки те, кто знает, что такое «коррупция»

Уважаемые ученики! Поднимите руки те, кто знает, что такое «коррупция»

В Рабочем листе есть вопрос о характерных признаках коррупции

В Рабочем листе есть вопрос о характерных признаках коррупции

В них погибло более 3500 человек

В них погибло более 3500 человек

Мы поговорили о причинах и последствиях

Мы поговорили о причинах и последствиях

Этой суммы как раз хватит для обучения вашего сына в столице

Этой суммы как раз хватит для обучения вашего сына в столице

Логично, что после таких последствий наступает ответственность!

Логично, что после таких последствий наступает ответственность!

После того как вы услышите историю, заполните, пожалуйста, таблицу

После того как вы услышите историю, заполните, пожалуйста, таблицу

Воспользовавшись коррупционной схемой, студент может выбрать «легкий» путь

Воспользовавшись коррупционной схемой, студент может выбрать «легкий» путь

Отличная оценка без усилий

Отличная оценка без усилий

В нашей стране сегодня происходят изменения, которые дают надежду на общую победу над коррупцией

В нашей стране сегодня происходят изменения, которые дают надежду на общую победу над коррупцией

Такой образ жизни является незаконным и неприемлемым

Такой образ жизни является незаконным и неприемлемым