Тема: « Организация профориентационной работы на уроках технологии»
Оценка 4.8
Повышение квалификации
doc
труд +1
Взрослым
25.03.2018
Тема: « Организация профориентационной работы на уроках технологии»
«Если человек не знает, к какой
пристани он держит путь, для него
ни один ветер не будет попутным!»
Сенека
Учителю технологии принадлежит особая, важная роль в подготовке учащихся к сознательному выбору профессии, их успешной социальной адаптации в условиях рыночной экономики.
Цель профориентации – это выработка у школьников сознательного отношения к труду и выбору будущей профессии.
Задачи профориентации:
• научить учащихся объективно выявлять уровень своих качеств и соотносить их с требованиями различных сфер трудовой деятельности к человеку;
• вооружить методами диагностирования своих интересов, способностей, склонностей и профессиональных намерений при выборе профессии;
• ознакомить со спецификой профессиональной деятельности человека.
Важность и обязательность профориентации школьников очевидна, в ней заинтересованы и родители, мечтающие видеть своих детей успешными, состоявшимися людьми, и работодатели, желающие нанимать в качестве своих сотрудников образованных специалистов, мотивированных на успешную самореализацию в избранной сфере деятельности. Кроме того, оптимистичная ориентация на престижную, интересную работу в будущем весьма благоприятно влияет на учебный процесс уже в настоящем.
Ещё в начальных и младших классах на уроках труда, а затем технологии, возможно осуществлять знакомство учащихся с особенностями разных профессий. Это может происходить в игровой форме. У детей уже появляются первые симпатии по отношению к той или иной профессии. Хорошо проводить такие мероприятия систематически.
Удачный вариант – сотрудничество с родителями. Они приглашаются для рассказа ребятам о своей работе. Всё это, конечно, происходит с учётом возрастных особенностей детей.
В течение учебного года можно проводить тематические недели по технологии «Профессий интересных очень много!». В плане такой недели могут быть следующие мероприятия: выставка рисунков, экскурсии, сочинения «Кем я хочу быть», ролевые игры, видео уроки.
Помимо таких, в принципе, традиционных дел, можно поручить ребятам небольшую исследовательскую работу, творческий проект. В течение всей недели они будут общаться с кем-то из родителей, задавая ему вопросы относительно его работы. Ребята могут представить это в виде дневника, в котором каждый день будет отмечен каким-то интересным событием у мамы (папы) на работе. Ребёнок может взять интервью у родителя и представить своё исследование в такой диалоговой форме.
« Организация профориентационной работы на уроках технологии».doc
Тема: « Организация профориентационной работы
на уроках технологии»
«Если человек не знает, к какой
пристани он держит путь, для него
ни один ветер не будет попутным!»
Сенека
Учителю технологии принадлежит особая, важная роль в подготовке
учащихся к сознательному выбору профессии, их успешной
социальной адаптации в условиях рыночной экономики.
Цель профориентации – это выработка у школьников
сознательного отношения к труду и выбору будущей профессии.
Задачи профориентации:
научить учащихся объективно выявлять уровень своих качеств и
соотносить их с требованиями различных сфер трудовой
деятельности к человеку;
вооружить методами диагностирования своих интересов,
способностей, склонностей и профессиональных намерений при
выборе профессии;
ознакомить со спецификой профессиональной деятельности
человека.
Важность и обязательность профориентации школьников очевидна,
в ней заинтересованы и родители, мечтающие видеть своих детей
успешными, состоявшимися людьми, и работодатели, желающие
нанимать в качестве своих сотрудников образованных специалистов, мотивированных на успешную самореализацию в избранной сфере
деятельности. Кроме того, оптимистичная ориентация на
престижную, интересную работу в будущем весьма благоприятно
влияет на учебный процесс уже в настоящем.
Ещё в начальных и младших классах на уроках труда, а затем
технологии, возможно осуществлять знакомство учащихся с
особенностями разных профессий. Это может происходить в
игровой форме. У детей уже появляются первые симпатии по
отношению к той или иной профессии. Хорошо проводить такие
мероприятия систематически.
Удачный вариант – сотрудничество с родителями. Они
приглашаются для рассказа ребятам о своей работе. Всё это,
конечно, происходит с учётом возрастных особенностей детей.
В течение учебного года можно проводить тематические недели по
технологии «Профессий интересных очень много!». В плане такой
недели могут быть следующие мероприятия: выставка рисунков,
экскурсии, сочинения «Кем я хочу быть», ролевые игры, видео
уроки.
Помимо таких, в принципе, традиционных дел, можно поручить
ребятам небольшую исследовательскую работу, творческий проект.
В течение всей недели они будут общаться с кемто из родителей,
задавая ему вопросы относительно его работы. Ребята могут
представить это в виде дневника, в котором каждый день будет
отмечен какимто интересным событием у мамы (папы) на работе.
Ребёнок может взять интервью у родителя и представить своё
исследование в такой диалоговой форме.
Если говорить о старшем звене, здесь подход к проблеме
усложняется. Один учитель технологии не сможет полностью
справиться с таким воспитательным блоком как профориентация.
Ему нужна команда, которая поможет более эффективно провести
комплекс мероприятий.
Сегодня необходимый педагогический инструментарий без
особых проблем можно найти в Интернете. Учитель может скачать фильмы, повествующие о той или иной профессии, интервью со
специалистами, видео занятия.
Можно предложить ученикам составить сообщение или подборку
интересных фактов о профессии. Возможно, коекто захочет создать
творческую работу, которая будет своеобразным отчётом по
пройденным профориентационным мероприятиям.
Нельзя не сказать о важности знакомства с рабочими
специальностями. Хоть сегодня дети в основном нацелены на ВУЗы,
не у всех получится осуществить свои мечты. Ребята должны знать о
рабочих профессиях, осознавать их место на рынке труда.
Необходимо напомнить ученикам и о том, что многие из рабочих
профессий имеют высокий уровень востребованности, что
отражается и на заработной плате.
Профориентационная работа на занятиях по технологии
В образовательной области Технология имеются особо
благоприятные условия для проведения систематической
целенаправленной профориентационной работы с учащимися.
Разумеется, содержание ее обогащается и конкретизируется от
класса к классу. Однако, работа эта эффективна в том случае, если
профориентационный материал тесно связан с темой урока,
содержит сведения о значении той или иной профессии, ее
распространении, о требованиях профессии к человеку, об условиях
труда и возможностях профессионального роста. В зависимости от
обстоятельств и условий проведения занятия профориентационный
материал занимает соответствующее место в теоретической или
практической его части.
При проведении практических работ в школьных мастерских и на
учебноопытных участках, а так же при прохождении практики
учащиеся приобретают специальные умения и навыки и уже
непосредственно знакомятся с массовыми профессиями. При этом
они расширяют и углубляют свои профессиональные интересы и
способности, проверяют свою готовность к выбору той или иной
профессии. Необходимо отметить, что профориентация будет
намного успешней в том случае, если учащиеся выполняют работы, имеющие общественно полезную значимость, труд их четко
спланирован, организован и продуктивен.
В соответствии с содержанием программ образовательной области
Технология в содержание календарнотематического плана и
конспекты уроков наряду с формированием образовательных
элементов, технических и специальных знаний и умений необходимо
включать овладение определенным объемом общетрудовых и
профессиографических сведений (название профессий, описание
результатов профессиональной деятельности людей, связанных с
обработкой используемых учащимися материалов, инструментами,
владение специальными умениями и т.д.)
Готовясь к занятиям, учитель в ряду основных целей, которые ему
предстоит реализовать, должен обязательно сформулировать и
конкретные задачи профориентации учащихся. Исходить при этом
надо прежде всего из их возраста и уровня техникотехнологических
знаний, умений и навыков. Объем и сложность профориентационных
сведений год от года возрастают. Примерное распределение по
этапам может быть следующее:
1 – 4 классы.
Первоначальные сведения о наиболее
распространенных профессиях: название, выполняемая работа,
основные инструменты, приносимая польза обществу. Школьникам
предлагается рассказать о работе своих родителей, других членов
семьи.
5 – 8 классы. Содержание труда по профессиям изучаемых видов
обработки материалов, о предметах и орудиях их труда, о
выпускаемой продукции, о значении конкретных профессий в
общественном производстве. Рекомендуется использовать сведения
из истории профессий, их развитии, о генияхсамоучках,
изобретателях, новаторах производства.
9 – 11 классы. Об условиях труда по основным типам профессий:
какими специальными, общетрудовыми и общетехническими
знаниями, умениями и навыками необходимо владеть работнику;
гигиеническая характеристика профессии; психофизиологические
требования, предъявляемые профессией к человеку; система оплаты
труда; система профессиональной подготовки и повышения Учащиеся
инструменты,
приспособления,
знакомятся с конкретными
квалификации.
профессиограммами. Они могут быть оформлены в виде каталога
профессий, стендоввертушек, книжекраскладушек, снабженных
иллюстрациями.
Составляется список рекомендательной
литературы. Наиболее распространенным методом профориентации
на уроке технологии является беседа.
Она проводится
эмоционально, с подкреплением отдельных положений примерами
из жизни. Во время беседы полезно продемонстрировать имеющееся
оборудование,
изделия или
фотографии, показать приемы работы, раскрыть как наиболее
привлекательные стороны конкретной профессии, так и ее
сложности и трудности. Необходимо донести до учащихся мысль о
возможности творческого характера труда в любой профессии.
Убедительность беседе придают приводимые учителем
высказывания многих известных ученых, изобретателей, новаторов о
том, что их жизненный путь начинался с учебы в профтехучилище,
техникуме, с работы на заводе, фабрике, мастерской. Используя
местный материал, рекомендуется привести интересные сведения о
лучших работниках окружающих производств и хозяйств. Сведения
о профессиях целесообразно сообщать и во время практических
работ в виде кратких информационных комментариев. При этом
учитель может рассказать, в какой профессиональной деятельности
применяются операции, выполняемые учащимися на данном
занятии, какие знания, умения и навыки нужны для их выполнения в
производственных условиях.
А на заключительное занятие в конце учебного года желательно
пригласить бывших выпускников школы, успешно работающих в
различных сферах местного производства. Поскольку учитель
технологии имеет возможность тесного общения с учащимися на
протяжении большей части их школьного детства, он может внести
значительный вклад в подготовку своих воспитанников к
осознанному выбору профессии.
Сегодняшний мир остро нуждается в профессионально мобильных
людях, готовых грамотно принимать самостоятельные решения и
нести ответственность за их проведения в жизнь, способных
успешно и эффективно находить и реализовывать себя в Любые
изменяющихся социальноэкономических условиях.
практические умения и навыки могут пригодиться им в любой
момент.
Как итог, можно подчеркнуть, что профессиональная ориентация на
уроках технического труда может и должна проводиться в
общеобразовательных учебных заведениях.
Тема: « Организация профориентационной работы на уроках технологии»
Тема: « Организация профориентационной работы на уроках технологии»
Тема: « Организация профориентационной работы на уроках технологии»
Тема: « Организация профориентационной работы на уроках технологии»
Тема: « Организация профориентационной работы на уроках технологии»
Тема: « Организация профориентационной работы на уроках технологии»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.