Тема: Аналогия (3 класс, 1 урок в IV четверти)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 17.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: Аналогия (3 класс, 1 урок в IV четверти) Цели: образовательная: познакомить учащихся с понятиями «аналогия», «аналогичные признаки»; научить устанавливать аналогию между различными предметами на основе их свойств; развивающая: способствовать развитию наблюдательности, внимания, сообразительности; закрепить умения сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать память, речь; воспитательная: воспитывать интерес к изучению темы, аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие, терпение. Оборудование: учебник «Информатика в играх и задачах» А.В. Горячева и др., презентация, проектор. Цели: Образовательная: познакомить учащихся с понятиями «аналогия», «аналогичные признаки»; научить устанавливать аналогию между различными предметами на основе их свойств. Развивающая: способствовать развитию наблюдательности, внимания, сообразительности; закрепить умения сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать память, речь. Воспитательная: воспитывать интерес к изучению темы, аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие, терпение.
Иконка файла материала конспект.docx
Тема: Аналогия (3 класс, 1 урок в IV четверти) Цели: образовательная: познакомить учащихся с понятиями «аналогия», «аналогичные признаки»; научить устанавливать аналогию между различными предметами на основе их свойств; развивающая: способствовать развитию наблюдательности, внимания, сообразительности; закрепить умения сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать память, речь; воспитательная: воспитывать интерес к изучению темы, аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие, терпение. Оборудование: учебник «Информатика в играх и задачах» А.В. Горячева и др., презентация, проектор. Ход урока. I. Вводная часть. - Ребята, на прошлых уроках вы научились объединять предметы по одинаковым признакам. - Какие признаки предметов вы знаете? (Форма, цвет, размер, материал из которого сделан предмет, на какую букву начинается слово и т.д.) - Всегда ли легко увидеть эти признаки? (Нет). - Давайте вспомним как мы определяли признаки. Я вам буду показывать рисунки различных предметов, а вы будете называть признаки предмета. Игра «Опиши меня». 1. Изображение. ЗАЯЦ. Признаки: размер, цвет… Действие: прыгает.2. Изображение. ВАРЕЖКИ. Признаки: форма, цвет, размер. Материал изготовления – шерсть, нитки, Действие - греют. 3. Изображение. ЭКСКОВАТОР. , Признаки: степень тяжести – тяжёлый, размер, цвет, Материал изготовления: железо. Игра «Угадай». - А теперь я буду называть признак, а вы приводить пример тех предметов, которые обладают этим признаком. (На слайде признаки помидора, моркови, лисичек (грибы), лисы.. II. Изучение новой темы «Аналогия». 1.Нахождение общих и аналогичных признаков. -Ребята вы видите несколько предметов объединенных в группы. Ваша задача - определить, по какому признаку я их объединила. –Найдите первую пару, назовите предметы.(Яблоко, помидор.)-Как вы думаете, ребята, почему они вместе?(Оба круглые, общий признак-форма. - Рассмотрите все предметы и найдите пару ,в которой общий признак видно сразу.(Рыбка и рубашка- в горошек, общий признак-расцветка.) -Ребята, что эти предметы имеют общего? (ПРИЗНАК) -Рассмотрите пару №2. Что это за предметы? (Ёлка и светофор.) Как вы думаете, что в них может быть одинакового? (Мигают разноцветными огоньками.) 2-Видно ли этот признак по картинке? (Нет, но дети знают, что и светофор и новогодняя ёлка имеют разноцветные фонари.) -Этот признак ,ребята , как бы прятался от нас, и чтобы его найти нам пришлось подумать. –Рассмотрим №4.Можем ли мы увидеть сразу признак, по которому их объединили? (Нет.) -Сходны ли они по форме? (Нет.) -Каковы их функции?(Открывает замок ,откручивает гайки.) -Назовите пару №4.(Ключ, гаечный ключ.) Что же между ними сходного? (Название.) -Сразу мы увидели этот признак? (Нет.) -Назовите следующую пару. (Костёр, крапива.) Чем они различаются?(……..) -Почему же их объединили? (Они оба обжигают, то есть обладают сходным действием. ) -Найдите признак, по которому объединили последнюю пару. (Имеют одинаковый состав: шляпка и ствол.) 2.Введение понятия « аналогичные признаки». -Ребята, мы сейчас нашли сходные признаки. -Какие признаки вы увидели сразу. (По форме, по цвету.) -Какие признаки вам пришлось поискать. (По действию, по одинаковым свойствам, по сходному составу.) -Такие признаки, ребята, которые не лежат на виду, называются АНАЛОГИЧНЫЕ. -Для того чтобы их найти, нужно не просто рассмотреть предметы, но и подумать, вспомнить их состав, действия, проявить наблюдательность. 33.Установление аналогии. Выполнение задания № 1 из учебника. (Задание даётся по одному номеру каждому ряду, остальное выполняется дома). - Внимательно прочитайте задание. - Ребята, рассмотрите рисунки. Какие предметы изображены? - Что изображено на первом рисунке? (Колодец). - Какой предмет из оставшихся имеет аналогичный признак? (Катушки). -Чем они аналогичны? (По составу, имеют моток с верёвкой-ниткой). -Раскрасьте катушку и колодец синим цветом. - Что изображено на втором рисунке? (Весы). - Какой предмет аналогичный? (Качели). - В чём вы видите аналогию, то есть сходство? (В принципе действия и в строении). - Раскрасьте весы и качели красным цветом. - Найдите предмет аналогичный предмету на рисунке № 3. (Это –свитер) - Какой признак вы выделили? (Свитер и корзина одинаково изготовлены: сплетены). - Раскрасьте и эту пару зелёным цветом. По тому же принципу оставшиеся задания выполните дома. iii. Закрепление материала. Выполнение задания № 2. -Рассмотрите рисунки. Назовите объекты. – Прочитайте аналогичные признаки. Вам необходимо установить, какая аналогия существует между этими предметами. 4-Назовите предмет первой пары. ( Мыльный пузырь, воздушный шарик.) -Что у них может быть общего? (Форма: оба круглые, действия- оба летают.) -Соединим рисунки с аналогичными признаками. -Рассмотрите вторую пару , назовите признаки аналогии. (Состав, имеют ряд последовательных объектов; действия: изменение места объектов.) -Как называются следующие объекты. (Галстук-бабочка и насекомое бабочка.) -В чём их аналогия? (Похожие признаки - форма и состав- крылья бабочки похожи на галстук.) -Есть ли у них аналогия по действию? (Нет.) -Найдите аналогичные признаки четвёртой пары. (Состав: много объектов, идущих друг за другом, стержень ( палка, нитка); действия: объекты нанизаны один за другим; признаки: вид.) -И так подведём итог. По каким признакам объекты могут быть аналогичны. (Состав, признаки, действия.) Выполнение задания 3. Действие по аналогии. -Прочитайте задание. Что нужно сделать? -Как нужно поставить человечков? (Аналогично рисунку.) -Какая первая подсказка? (Ладонь.) -В чём особенность расположения пальцев на ладони? (В конце - самый маленький, второй - самый большой и т. д.) -Какой же человечек, по аналогии, должен стоять последним? (Самый маленький.) 5-Напишем над ним №4.Какой человечек будет стоять вторым? (Самый большой, надписываем №2.) -Какой из оставшихся человечков будет стоять первым? ( Который поменьше, в жёлтой майке-№1.) -Какой номер подпишем над последним человечком.(№3.) -Рассмотрите вторую подсказку. По какому правилу можно пронумеровать человечков? (По количеству букв и по месту месяцев в году.) (Дети выполняют задание самостоятельно, проверяют с учителем по слайду.) IV. Итог урока. -Ребята, сегодня вы узнали, что такое аналогия. -Какая бывает аналогия? (По составу, по действию, по признакам.) -Приведите примеры аналогичных предметов. (На слайде: солнце, красная книга, лягушка.) V. Домашнее задание. Задания №1, №4 в учебнике. 6