Тема, идея, текст.

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 08.12.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представленный материал позволит учителю организовать беседу по вопросам: что такое текст; что придаёт целостность тексту; что такое форма и содержание; что такое тема и идея. Учащиеся отрабатывают такие понятия, как тема, идея, средства связи, содержание и форма. Презентация содержит материал для практической работы: учащиеся отмечают признаки текста в художественных произведениях, определяют способ и средства связи в текстах, определяют объект изображения в них.
Иконка файла материала Тема, идея, текст.ppt
КАЧЕСТВА  ТЕКСТА  И   ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ   ПРОИЗВЕДЕНИЯ СЛОВЕСНОСТИ. Текст и его признаки. Тема и идея текста. Основные требования  к художественному  и  нехудожественному  тексту. Автор: Автор: Ерина С.В., Ерина С.В., учитель русского языка и литературы учитель русского языка и литературы МБОУ  Лицей №3 МБОУ  Лицей №3 г.Сарова г.Сарова Нижегородской области. Нижегородской области.
Что такое текст?    Это  результат употребления  языка. Это  законченное высказывание.  Это неразрывное единство формы и  содержания.  Это объединённая  смысловой связью  последовательность знаковых единиц,  основными свойствами которой   являются  связность и  цельность.
Докажите, что приведённое  предложение – текст.  Ласточка примчалась  Из­за бела моря,  Села и запела:  Как февраль ни  злися,  Как ты, март, ни  хмурься,  Будь хоть снег, хоть  дождик –  Всё весною пахнет!  А.Майков
Признаки  текста   устная  или письменная  форма;   единство;   есть начало и конец.   Текст отличается упорядоченностью,  организованностью, структурностью.  Предложения   в  тексте  объединяются   цепной,  параллельной  и   смысловой   связью.
Средства связи   при цепной – это синонимы,  местоимения, повтор ключевого  слова;    при  параллельной – предложения  сопоставляются друг с другом.   Предложения и слова могут  соединяться смысловой  и   ассоциативной  связью,  сопоставляются друг с другом.
Определите способ  и средства  связи в тексте. Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном?
Определите способ  и средства  связи в тексте. Белогорская крепость находилась в  сорока верстах от Оренбурга. Дорога  шла по крутому берегу Яика. Река ещё  не замёрзла, и её свинцовые воды  грустно чернели в однообразных  берегах, покрытых белым снегом. За  ними простирались киргизские степи.  Я погрузился в размышления,  большею частию печальные.
Что придаёт целостность данному  тексту?  Повторы слов.  Местоимения.  Синонимы.  Повторы грамматических форм.  Ассоциативные связи  (однотематическая лексика).  Структура – композиция.
Содержание и форма.   Текст создаётся для выражения   словами определённого содержания.   Смысл текста – это единство его  содержания и  формы.   Единство тексту придают  тема и идея.
Содержание Форма Тема Проблема Композиция Идея Пафос Языковые  особенности           Средства  словесного  выражения
Что такое  тема?   Тема (греч. thema – то, что  положено  в  основу) – это то,  о чём  говорится  в  тексте.   Совокупность тем ­  тематика.   Объект  ­ это то явление   действительности, которое привлекло   внимание писателя.
Определите объект изображения в  повести «Капитанская дочка», тему  (тематику).
 Тема  часто бывает сформулирована  в  заглавии  текста.    Тема  воплощается в содержании   произведения: в  эпосе ­  в созданных  автором средствами языка  героях и   событиях, в  лирике – в выраженном  средствами языка  переживании.
Что  такое идея?     Это авторская мысль  ( в лирическом  произведении не логическая, а  эмоциональная).   Это  главная мысль, лежащая в основе  произведения. В ней  выражено  отношение автора  к  изображаемому,  понимание им предмета.