Презентация предназначена для учителей-практиков, а также для студентов педагогических ВУЗов. Материалы презентации помогут разобраться в особенностях, уровнях, методах и формах научного познания. В отличие от обыденного познания научное познание имеет свои особенности. В первую очередь — это стремление к объективности, т.е. к изучению мира таким, каков он есть независимо от человека.
«Научное
познание как
деятельность»
Презентация по дисциплине:
«Методология и методы научного
исследования»
Выполнила:
Гольм Елена Алексеевна
В отличие от обыденного познания научное
познание имеет свои особенности. В первую
очередь — это стремление к объективности,
т.е. к изучению мира таким, каков он есть
независимо от человека.
Научное познание
O
особый вид
познавательной
деятельности,
направленный на
выработку
объективных, системно
организованных и
обоснованных знаний о
природе, человеке и
обществе.
Особенности научного познания
объективность добываемого
знания;
развитость понятийного
аппарата (категориальность);
рациональность, связанная с
непротиворечивостью,
доказательностью и
системностью;
проверяемость;
высокий уровень обобщения
знаний;
универсальность;
использование специальных
способов и методов
познавательной
деятельности.
Уровни научного
познания:
эмпирический - выявление
объективных фактов, как
правило, со стороны их
очевидных связей;
теоретический - выявление
фундаментальных
закономерностей, обнаружение
за видимыми проявлениями
скрытых, внутренних связей и
отношений.
Формы научного
познания
научный факт,
эмпирический
закон,
проблема,
гипотеза,
теория.
Методы научного познания
наблюдение,
эксперимент,
измерение,
классификация,
систематизация,
описание,
сравнение.
Список литературы
1. В.П. Кохановский и др.: Философия
науки в вопросах и ответах. - Ростов н/Д:
Феникс, 2010
2. Фролов И.Т.: Этика науки. - М.:
ЛИБРОКОМ, 2009
3. Рузавин Г.И.: Методология научного
познания. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006
4. Ушаков Е.В.: Введение в философию и
методологию науки. - М.: Экзамен, 2005
5. Сачков Ю.В.: Научный метод: вопросы и
развитие. - М.: УРСС, 2003