Тема: ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К ЕДИНОЙ РОССИИ
Оценка 4.8

Тема: ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К ЕДИНОЙ РОССИИ

Оценка 4.8
Работа в классе
doc
окружающий мир
3 кл
07.05.2017
Тема: ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К ЕДИНОЙ РОССИИ
Тема: ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К ЕДИНОЙ РОССИИ Цели: 1. Ознакомить учащихся с эпохой усиления Московского княжества и формирования вокруг него единого Московского государства. 2. Ознакомить учащихся с условиями и особенностями формирования самосознания русского народа, выявить значение деятельности таких личностей, как Андрей Рублёв, Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, Иван III, в деле объединения и освобождения Руси от власти Золотой Орды.Тема: ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К ЕДИНОЙ РОССИИ
ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К ЕДИНОЙ РОССИИ.doc
Окружающий мир (3­й класс)  ЧАСТЬ 2. МОЁ ОТЕЧЕСТВО  Урок 11.  РАЗДЕЛ III. ВРЕМЕНА МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА. XIV–XVII ВЕКА. Тема: ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К ЕДИНОЙ РОССИИ Цели:  Ознакомить   учащихся   с   эпохой   усиления   Московского   княжества   и   формирования   вокруг   него   единого Московского государства.   Ознакомить   учащихся   с   условиями   и   особенностями   формирования   самосознания   русского   народа,   выявить значение деятельности таких личностей, как Андрей Рублёв, Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, Иван III, в деле объединения и освобождения Руси от власти Золотой Орды.   Этапы урока Ι . Актуализация  знаний и  постановка  учебной  проблемы. Ход урока Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов  4 1 3  – Давайте представим, что вы – учёные­историки. Вы нашли отрывок из древней летописи, но она не сохранилась полностью. Ваша задача – расшифровать, о каких событиях идёт речь: «О, светло светлая и красно украшенная земля Русская! Настало время тяжёлых испытаний, обрушились на неё страшные беды. Первая беда – вина самих русичей. Не сберегли они государства единого, начали князья воевать друг с другом…» (речь идёт о временах раздробленности Руси, о междоусобицах). «А другая беда – из степей пришла, налетели чёрны вороны, спалили города, да сёла… » (другая Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать   информацию из   схем,   иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию   в   виде схемы. © ООО «Баласс», 2013 беда   –   нашествие   монголо­татар)   «Создали   захватчики   своё  государство,   а русских людей принудили дань платить» (новое государство – Золотая Орда). «Ходили к хану князья со всей Руси дозволения спрашивать на то, чтобы править своей же землёй!» – Как можно озаглавить текст, который вы услышали? Ученики предлагают названия, на доске появляется запись:  В XIII в. Русь попала под власть Золотой Орды. –  Но в летописи есть продолжение, о чём оно? «И лишь 8 поколений спустя наконец­то   всё   переменилось   на   Руси!   Прогнали   чёрных   воронов,   снова   Русь светом засияла!» (Речь о том, что Руси удалось освободиться от власти Золотой Орды.) На доске появляется запись:  Русь освободилась от власти Золотой Орды. – Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие? (В XIII веке не смогли защититься   от   врагов,   а   через   8   поколений   (примерно   2–2,5   века)   смогли освободиться!) – Какой возникает вопрос? (Чем объяснить, что в XIII веке русские князья были вынуждены   подчиняться   ханам   Золотой   Орды,   а   спустя   два   века   смогли освободиться?)  Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Почему Русь смогла стать свободной и независимой?   Проблема   урока   записывается   на   доску.   К   ней   необходимо   постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока. – Составим план урока. © ООО «Баласс», 2013 3. Выявлять   сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа  объектов делать выводы. 5. Обобщать и  классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить ответы на  вопросы в иллюстрации. Коммуникативные  УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать  других. 2. Строить речевое  высказывание в  соответствии с  поставленными  задачами. 3. Оформлять свои  мысли в устной форме. План (примерный) 3 Учитель   вместе   с   детьми   составляет   план   на   основе   второго   столбца таблицы. 4. Умение работать в  паре и в группах. – Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.) – Какое умение формировали?    под   IX–XI   веками,   прикрепляется   (рисуется)   значок,  На доске – участок ленты времени с веками от IX до XVII (см. ниже). –  Вспомните, что представляла собой Русь в IX–XI веках. (Государство было единым, столица – город Киев.) Государство было сильным? (Да, оно успешно защищалось от половцев, от западноевропейских рыцарей.) На   доске, символизирующий Киевскую Русь. –  Что   случилось   с   государством   к   середине   XII   века?   (Наступил   период раздробленности.) А к середине XIII века? (Не устояв перед нашествием Батыя, Русь попала под власть Золотой Орды.) На доске появляется значок раздробленности и монгольского ига. –  Предположите,   что   должно   было   произойти   с   Русью,   чтобы   она   смогла избавиться от власти Орды? Ученики   сами   или   с   помощью   учителя   приходят   к   предположению   о необходимости объединения Руси. Важно, чтобы при поиске ответа на этот вопрос   роль   учителя   была   как   можно   незаметнее,   чтобы   учащиеся   сами высказали эту версию, но не были до конца в ней уверены.  1 4 7 3 3 1. Работа в учебнике. Личностные . Совместное  ΙΙ открытие знаний.  © ООО «Баласс», 2013 Поиск решения  проблемы. 1. Освобождение Руси. Под   лентой   времени   прикрепляются   листы   бумаги,   повёрнутые изображением   к   доске.   На   первом   нарисован   значок   объединяющихся княжеств,   на   втором   –   значок,   символизирующий   единое   Московское государство, освобождённое от власти Орды. Далее   необходимо   проверить   правильность   высказанных   детьми предположений. Можно это сделать с помощью текста учебника со с. 49, первый   абзац.   Фраза   «…московские   князья…   подчиняли   себе   другие княжества» позволяет подтвердить догадку об объединении и перевернуть первый из закрытых листов.  –  Москва   подчиняла   себе   другие   княжества   «силой,   хитростью,   иногда   и жестокостью».   О   чём   эта   фраза?   (Не   все   ещё   поняли,   что   объединение необходимо.) Многие  князья ещё  надеялись, что  можно справиться  с  бедой  в одиночку. Нам предстоит выяснить, благодаря каким людям вершилось великое дело объединения Руси.  –  Мы начнём заполнять таблицу «Освобождение Руси». В неё уже внесено имя иконописца   Андрея   Рублёва.   Посмотрите   на   его   икону   «Троица»   (с.   48), написанную в то время, когда Русь ещё была под властью Орды. Как расположены ангелы, что они делают? (Ангелы наклонились друг к другу, они ведут общую беседу.) Как вы думаете, почему имя Рублева можно занести в таблицу? Какие мысли   вызывала   его   икона   «Троица»   у   людей,   страдающих   от   ига   и раздробленности? Дети высказывают свои предположения; при помощи учителя они должны увидеть в иконе призыв к объединению, к тому, что пришла пора действовать сообща. Учитель вписывает в таблицу (или вывешивает готовый листок), что икона результаты  1. Развиваем умения  выказывать своё  отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с  определённой  ситуацией. 3. Формируем  мотивацию к обучению и целенаправленной  познавательной  деятельности.   © ООО «Баласс», 2013 «Троица»   призывала   русских   людей   к   объединению.   Дальнейшее   заполнение таблицы происходит известным ученикам способом: чтение по предложению текста   на   с.   49–51   от   слов   «недалеко   от   Москвы…»   до   слов   «…времена Московского государства», запись информации в таблицу. Можно облегчить ученикам задание, заранее подготовив листы с ответами, тогда останется только выбрать подходящий и прикрепить в соответствующую ячейку. Параллельно   с   заполнением   таблицы   разбираем   материал,   чрезвычайно интересный и важный с точки зрения создания образной картины прошлого, – Куликовскую битву. Можно поставить перед учениками задачу, также записав её на доску:  –  Объясните,   почему   битва   на   Куликовом   поле   стала   символом   объединения русских земель. Для того чтобы у учеников сформировалось наиболее чёткое представление о Куликовской битве, удобно организовать работу по учебной картине «Битва на Куликовом поле». Если такой картины нет в распоряжении учителя, то можно использовать иллюстрации учебника со с. 50. Работая по тексту на с. 49, надо обратить особое внимание на состав русских войск. Ребята должны заметить,   что   в   строю   русских   войск   были   полки   из   Ростова,   Суздаля, Брянска и др.  –  Почему   в   самом   центре   войска   стоит   московское   ополчение?   (Во   главе объединения русских земель встали московские князья.) О чём говорит тот факт, что в одном ряду стояли кузнецы, плотники, торговцы и с ними вместе – сам князь   Дмитрий   Иванович?   (На   защиту   Родины   встали   не   только   воины,   но   и простые люди – ополченцы.) Объясните, как вы поняли слово «поединок». © ООО «Баласс», 2013 Решить   задачу,   поставленную   перед   чтением   отрывка,   ученики   могут, опираясь   на   текст   урока:   «…они   совершили   великое   дело   –   разгромили непобедимого   прежде   врага…   с   Куликова   поля   возвращалось   уже   единое войско земли Русской».  Краткий вывод по прочитанному отрывку заносим в таблицу. В итоге у учеников должна получиться следующая таблица: Освобождение Руси ЛИЧНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Андрей Рублёв Сергий Радонежский Дмитрий   Иванович,   князь московский © ООО «Баласс», 2013 Написал   икону   «Троица», которая   послужила   призывом   к объединению Руси. Основал   Троицкий   монастырь, призывал   прекратить   распри   между людьми.   Благословил   московского князя на битву с Ордой. Создал единое русское войско, с в которым   одержал   победу Куликовской битве 1380 года. Иван  III,   правнук   Дмитрия Объединил   русские   земли. Донского Отказался платить дань хану. Ученики вместе с учителем делают вывод по таблице: в процессе объединения Руси участвовало много людей – это были князья и простые воины, монахи и художники, народное ополчение из разных княжеств. Объединение всех сил Руси шло вокруг Москвы.  – Предположите, что за рисунок скрывается за последним листом? Дети, скорее всего, догадаются, что там изображён значок объединённой и независимой Руси. Можно открыть последний символ, после чего перейти к завершающему смысловому фрагменту. 2. Московское государство. –  Мы   выяснили,   что   русские   земли   стали   объединяться   вокруг   Москвы. Докажите,   что   владения   московских   князей   при   Иване   III   стали   именно государством, а не одним из княжеств раздробленной Руси. Ученики вспоминают, что такое государство (можно использовать словарик в   конце   учебника).   Затем   находят   в   тексте   фрагмента   «Московское государство»   подтверждения   государственности:   единый   правитель, охраняемые границы, столица, указы (исполнялись как законы), герб. – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? © ООО «Баласс», 2013 ΙΙΙ .  Самостоятельное  применение  знаний.  2 1 4 1 4 6 Работа в группах. – Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (Почему Русь смогла стать свободной и независимой?) – Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос? Ученики совещаются в группах, и представители от групп выражают свой вариант решения проблемы. С помощью учителя ученики должны прийти к выводу, что более 200 лет Русь платила дань Орде, но сумела сплотиться вокруг   Москвы,   накопить   силы   для   отпора   врагу.  Освобождение   от   ига   – заслуга   многих   людей,   стремившихся   к   объединению   сил   для   борьбы   с завоевателями.  Работа в учебнике. – Прочитайте вопрос 3 после текста. !!! Задача этого вопроса – создать ситуацию, для решения которой ученикам потребуются самые разные знания, полученные в рамках урока, и главное – понимание его основной мысли. Обсуждение можно сначала организовать в группах,   предварив   (или   только   завершая)   его   общим   обсуждением.   Ход мыслей   может   быть   приблизительно   таким:   ученики   сначала   должны вспомнить, как в Древней Руси называли правителей. (Князья) Чем известен в нашей истории великий князь Иван III и что означают слова «государь всея Руси»? Об Иване III в учебнике сказано, что он закончил объединение русских земель вокруг Москвы и при нём завершилось создание единого государства. Наибольший интерес (и трудность!) представляют рассуждения учеников о том, что означает титул Ивана III. Вполне вероятно, что большинство из них   в   созвучии   слов   «государь»   и   «государство»   смогут   увидеть   основной Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на  основе работы с  материалом учебника. 2. Оценивать учебные  действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу  (составлять план). 4. Осуществлять  познавательную и  личностную рефлексию. © ООО «Баласс», 2013 смысл: государь – это правитель государства.  Кроме того, ученики могут прибегнуть   к   помощи   словарика,   где   дано   пояснение   термина   «великий государь» – так именовали правителей Московского государства. Слова «всея Руси»   также   непосредственно   перекликаются   с   делами   Ивана   III   по завершению объединения русских земель. Остаётся только сделать вывод о том, что титул (наименование) Ивана III связан с основным делом его жизни и правления.  Вопросы к ученику (формирование алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.  Работа в рабочей тетради. Выполнение  задания  № 1, 2  Н  (самостоятельно)  задание  № 1, 2  П  (работа   в парах). ТОУУ  Вопросы к ученику (формирование алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.  © ООО «Баласс», 2013 VΙ . Домашнее  задание. V. Итог урока. Рабочая тетрадь. Задание № 3.  Творческое задание:  –  Опиши   битву   на   Куликовом   поле   от   первого   лица   (дружинника,   участника ополчения, воина­монгола, летописца). – Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Кто с ней справлялся легко? – Кому пока было трудновато? – Кто или что вам помогло справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что­нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Какую бы отметку вы себе поставили? – Что нового узнали? – Что показалось особенно интересным сегодня на уроке? © ООО «Баласс», 2013

Тема: ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К ЕДИНОЙ РОССИИ

Тема: ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К ЕДИНОЙ РОССИИ

Тема: ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К ЕДИНОЙ РОССИИ

Тема: ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К ЕДИНОЙ РОССИИ

Тема: ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К ЕДИНОЙ РОССИИ

Тема: ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К ЕДИНОЙ РОССИИ

Тема: ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К ЕДИНОЙ РОССИИ

Тема: ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К ЕДИНОЙ РОССИИ

Тема: ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К ЕДИНОЙ РОССИИ

Тема: ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К ЕДИНОЙ РОССИИ

Тема: ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К ЕДИНОЙ РОССИИ

Тема: ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К ЕДИНОЙ РОССИИ

Тема: ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К ЕДИНОЙ РОССИИ

Тема: ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К ЕДИНОЙ РОССИИ

Тема: ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К ЕДИНОЙ РОССИИ

Тема: ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К ЕДИНОЙ РОССИИ

Тема: ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К ЕДИНОЙ РОССИИ

Тема: ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К ЕДИНОЙ РОССИИ

Тема: ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К ЕДИНОЙ РОССИИ

Тема: ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К ЕДИНОЙ РОССИИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2017