Тема: ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К ЕДИНОЙ РОССИИ
Цели:
1. Ознакомить учащихся с эпохой усиления Московского княжества и формирования вокруг него единого Московского государства.
2. Ознакомить учащихся с условиями и особенностями формирования самосознания русского народа, выявить значение деятельности таких личностей, как Андрей Рублёв, Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, Иван III, в деле объединения и освобождения Руси от власти Золотой Орды.Тема: ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К ЕДИНОЙ РОССИИ
Окружающий мир (3й класс)
ЧАСТЬ 2. МОЁ ОТЕЧЕСТВО
Урок 11.
РАЗДЕЛ III. ВРЕМЕНА МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА. XIV–XVII ВЕКА.
Тема: ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К ЕДИНОЙ РОССИИ
Цели:
Ознакомить учащихся с эпохой усиления Московского княжества и формирования вокруг него единого
Московского государства.
Ознакомить учащихся с условиями и особенностями формирования самосознания русского народа, выявить
значение деятельности таких личностей, как Андрей Рублёв, Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, Иван III, в
деле объединения и освобождения Руси от власти Золотой Орды.
Этапы урока
Ι
. Актуализация
знаний и
постановка
учебной
проблемы.
Ход урока
Формирование УУД
и технология
оценивания учебных
успехов
4 1 3
– Давайте представим, что вы – учёныеисторики. Вы нашли отрывок из древней
летописи, но она не сохранилась полностью. Ваша задача – расшифровать, о каких
событиях идёт речь:
«О, светло светлая и красно украшенная земля Русская! Настало время тяжёлых
испытаний, обрушились на неё страшные беды. Первая беда – вина самих русичей.
Не сберегли они государства единого, начали князья воевать друг с другом…»
(речь идёт о временах раздробленности Руси, о междоусобицах). «А другая беда –
из степей пришла, налетели чёрны вороны, спалили города, да сёла… » (другая
Познавательные УУД
1. Развиваем умения
извлекать информацию
из схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять
информацию в виде
схемы.
© ООО «Баласс», 2013беда – нашествие монголотатар) «Создали захватчики своё государство, а
русских людей принудили дань платить» (новое государство – Золотая Орда).
«Ходили к хану князья со всей Руси дозволения спрашивать на то, чтобы править
своей же землёй!»
– Как можно озаглавить текст, который вы услышали?
Ученики предлагают названия, на доске появляется запись:
В XIII в. Русь попала под власть Золотой Орды.
– Но в летописи есть продолжение, о чём оно? «И лишь 8 поколений спустя
наконецто всё переменилось на Руси! Прогнали чёрных воронов, снова Русь
светом засияла!» (Речь о том, что Руси удалось освободиться от власти Золотой
Орды.)
На доске появляется запись:
Русь освободилась от власти Золотой Орды.
– Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие? (В XIII веке не смогли
защититься от врагов, а через 8 поколений (примерно 2–2,5 века) смогли
освободиться!)
– Какой возникает вопрос? (Чем объяснить, что в XIII веке русские князья были
вынуждены подчиняться ханам Золотой Орды, а спустя два века смогли
освободиться?)
Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока:
Почему Русь смогла стать свободной и независимой?
Проблема урока записывается на доску. К ней необходимо постоянно
обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.
– Составим план урока.
© ООО «Баласс», 2013
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа
объектов делать выводы.
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на
вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные
УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать
других.
2. Строить речевое
высказывание в
соответствии с
поставленными
задачами.
3. Оформлять свои
мысли в устной форме.План (примерный) 3
Учитель вместе с детьми составляет план на основе второго столбца
таблицы.
4. Умение работать в
паре и в группах.
– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)
– Какое умение формировали?
под IX–XI веками,
прикрепляется (рисуется) значок,
На доске – участок ленты времени с веками от IX до XVII (см. ниже).
– Вспомните, что представляла собой Русь в IX–XI веках. (Государство было
единым, столица – город Киев.) Государство было сильным? (Да, оно успешно
защищалось от половцев, от западноевропейских рыцарей.)
На доске,
символизирующий Киевскую Русь.
– Что случилось с государством к середине XII века? (Наступил период
раздробленности.) А к середине XIII века? (Не устояв перед нашествием Батыя,
Русь попала под власть Золотой Орды.)
На доске появляется значок раздробленности и монгольского ига.
– Предположите, что должно было произойти с Русью, чтобы она смогла
избавиться от власти Орды?
Ученики сами или с помощью учителя приходят к предположению о
необходимости объединения Руси. Важно, чтобы при поиске ответа на этот
вопрос роль учителя была как можно незаметнее, чтобы учащиеся сами
высказали эту версию, но не были до конца в ней уверены.
1 4 7 3 3
1. Работа в учебнике.
Личностные
. Совместное
ΙΙ
открытие знаний.
© ООО «Баласс», 2013Поиск решения
проблемы.
1. Освобождение Руси.
Под лентой времени прикрепляются листы бумаги,
повёрнутые
изображением к доске. На первом нарисован значок объединяющихся
княжеств, на втором – значок, символизирующий единое Московское
государство, освобождённое от власти Орды.
Далее необходимо проверить правильность высказанных детьми
предположений. Можно это сделать с помощью текста учебника со с. 49,
первый абзац. Фраза «…московские князья… подчиняли себе другие
княжества» позволяет подтвердить догадку об объединении и перевернуть
первый из закрытых листов.
– Москва подчиняла себе другие княжества «силой, хитростью, иногда и
жестокостью». О чём эта фраза? (Не все ещё поняли, что объединение
необходимо.) Многие князья ещё надеялись, что можно справиться с бедой в
одиночку. Нам предстоит выяснить, благодаря каким людям вершилось великое
дело объединения Руси.
– Мы начнём заполнять таблицу «Освобождение Руси». В неё уже внесено имя
иконописца Андрея Рублёва. Посмотрите на его икону «Троица» (с. 48),
написанную в то время, когда Русь ещё была под властью Орды. Как расположены
ангелы, что они делают? (Ангелы наклонились друг к другу, они ведут общую
беседу.) Как вы думаете, почему имя Рублева можно занести в таблицу? Какие
мысли вызывала его икона «Троица» у людей, страдающих от ига и
раздробленности?
Дети высказывают свои предположения; при помощи учителя они должны
увидеть в иконе призыв к объединению, к тому, что пришла пора действовать
сообща.
Учитель вписывает в таблицу (или вывешивает готовый листок), что икона
результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё
отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой
ситуацией.
3. Формируем
мотивацию к обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
© ООО «Баласс», 2013«Троица» призывала русских людей к объединению. Дальнейшее заполнение
таблицы происходит известным ученикам способом: чтение по предложению
текста на с. 49–51 от слов «недалеко от Москвы…» до слов «…времена
Московского государства», запись информации в таблицу. Можно облегчить
ученикам задание, заранее подготовив листы с ответами, тогда останется
только выбрать подходящий и прикрепить в соответствующую ячейку.
Параллельно с заполнением таблицы разбираем материал, чрезвычайно
интересный и важный с точки зрения создания образной картины прошлого, –
Куликовскую битву.
Можно поставить перед учениками задачу, также записав её на доску:
– Объясните, почему битва на Куликовом поле стала символом объединения
русских земель.
Для того чтобы у учеников сформировалось наиболее чёткое представление о
Куликовской битве, удобно организовать работу по учебной картине «Битва
на Куликовом поле». Если такой картины нет в распоряжении учителя, то
можно использовать иллюстрации учебника со с. 50. Работая по тексту на с.
49, надо обратить особое внимание на состав русских войск. Ребята должны
заметить, что в строю русских войск были полки из Ростова, Суздаля,
Брянска и др.
– Почему в самом центре войска стоит московское ополчение? (Во главе
объединения русских земель встали московские князья.) О чём говорит тот факт,
что в одном ряду стояли кузнецы, плотники, торговцы и с ними вместе – сам
князь Дмитрий Иванович? (На защиту Родины встали не только воины, но и
простые люди – ополченцы.) Объясните, как вы поняли слово «поединок».
© ООО «Баласс», 2013Решить задачу, поставленную перед чтением отрывка, ученики могут,
опираясь на текст урока: «…они совершили великое дело – разгромили
непобедимого прежде врага… с Куликова поля возвращалось уже единое
войско земли Русской».
Краткий вывод по прочитанному отрывку заносим в таблицу.
В итоге у учеников должна получиться следующая таблица:
Освобождение Руси
ЛИЧНОСТИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Андрей Рублёв
Сергий Радонежский
Дмитрий Иванович,
князь
московский
© ООО «Баласс», 2013
Написал икону «Троица»,
которая послужила призывом к
объединению Руси.
Основал Троицкий монастырь,
призывал прекратить распри между
людьми.
Благословил московского
князя на битву с Ордой.
Создал единое русское войско, с
в
которым одержал победуКуликовской битве 1380 года.
Иван
III,
правнук Дмитрия
Объединил русские
земли.
Донского
Отказался платить дань хану.
Ученики вместе с учителем делают вывод по таблице: в процессе объединения
Руси участвовало много людей – это были князья и простые воины, монахи и
художники, народное ополчение из разных княжеств. Объединение всех сил
Руси шло вокруг Москвы.
– Предположите, что за рисунок скрывается за последним листом?
Дети, скорее всего, догадаются, что там изображён значок объединённой и
независимой Руси. Можно открыть последний символ, после чего перейти к
завершающему смысловому фрагменту.
2. Московское государство.
– Мы выяснили, что русские земли стали объединяться вокруг Москвы.
Докажите, что владения московских князей при Иване III стали именно
государством, а не одним из княжеств раздробленной Руси.
Ученики вспоминают, что такое государство (можно использовать словарик
в конце учебника). Затем находят в тексте фрагмента «Московское
государство» подтверждения государственности: единый правитель,
охраняемые границы, столица, указы (исполнялись как законы), герб.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали?
© ООО «Баласс», 2013ΙΙΙ
.
Самостоятельное
применение
знаний.
2 1 4 1 4 6
Работа в группах.
– Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня
выяснить? (Почему Русь смогла стать свободной и независимой?)
– Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?
Ученики совещаются в группах, и представители от групп выражают свой
вариант решения проблемы. С помощью учителя ученики должны прийти к
выводу, что более 200 лет Русь платила дань Орде, но сумела сплотиться
вокруг Москвы, накопить силы для отпора врагу. Освобождение от ига –
заслуга многих людей, стремившихся к объединению сил для борьбы с
завоевателями.
Работа в учебнике.
– Прочитайте вопрос 3 после текста.
!!! Задача этого вопроса – создать ситуацию, для решения которой ученикам
потребуются самые разные знания, полученные в рамках урока, и главное –
понимание его основной мысли. Обсуждение можно сначала организовать в
группах, предварив (или только завершая) его общим обсуждением. Ход
мыслей может быть приблизительно таким: ученики сначала должны
вспомнить, как в Древней Руси называли правителей. (Князья) Чем известен в
нашей истории великий князь Иван III и что означают слова «государь всея
Руси»? Об Иване III в учебнике сказано, что он закончил объединение русских
земель вокруг Москвы и при нём завершилось создание единого государства.
Наибольший интерес (и трудность!) представляют рассуждения учеников о
том, что означает титул Ивана III. Вполне вероятно, что большинство из
них в созвучии слов «государь» и «государство» смогут увидеть основной
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на
основе работы с
материалом учебника.
2. Оценивать учебные
действия в соответствии
с поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять
познавательную и
личностную рефлексию.
© ООО «Баласс», 2013смысл: государь – это правитель государства. Кроме того, ученики могут
прибегнуть к помощи словарика, где дано пояснение термина «великий
государь» – так именовали правителей Московского государства. Слова «всея
Руси» также непосредственно перекликаются с делами Ивана III по
завершению объединения русских земель. Остаётся только сделать вывод о
том, что титул (наименование) Ивана III связан с основным делом его жизни
и правления.
Вопросы к ученику (формирование алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
Работа в рабочей тетради.
Выполнение задания № 1, 2 Н (самостоятельно) задание № 1, 2 П (работа в
парах).
ТОУУ
Вопросы к ученику (формирование алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
© ООО «Баласс», 2013VΙ . Домашнее
задание.
V. Итог урока.
Рабочая тетрадь. Задание № 3.
Творческое задание:
– Опиши битву на Куликовом поле от первого лица (дружинника, участника
ополчения, воинамонгола, летописца).
– Какую работу мы сейчас выполняли?
– Чему научились?
– Кто с ней справлялся легко?
– Кому пока было трудновато?
– Кто или что вам помогло справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы чтонибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– Какую бы отметку вы себе поставили?
– Что нового узнали?
– Что показалось особенно интересным сегодня на уроке?
© ООО «Баласс», 2013