на уроках
физической культуры».
ффективные методы его устранения на уроках
физической культуры».
Гипотеза:
ВВЕДЕНИЕ
1. ПЛОСКОСТОПИЕ. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАБОЛЕВАНИЯ
Причины и следствия
Последствия плоскостопия
Выявление плоскостопия
Отпечатки стоп: а — стопа здорового человека, б — стопа больного плоскостопием.
2. ВЫЯВЛЕНИЕ ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ
Выявленное плоскостопие:
3. ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ
Упражнения,
рекомендуемые детям с плоскостопием:
Упражнения
«Каток»
«Художник»
«Серп»
каток
«Сборщик»
художники
«Наши рисунки»
«Анна»
«Ира»
«Витя»
Упражнения, используемые на уроках физической культуры:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Тема: «Плоскостопие у
детей
и эффективные методы
его
устранения на уроках
физической культуры».
Гипотеза:
• В следствие чего возникает
плоскостопие.
• Какими методами можно
корректировать дефекты опорно –
двигательного аппарата.
Цель: выявить основные причины
развития плоскостопия и наиболее
действенное средство профилактики
дефектов нижних конечностей.
- Изучить строение стопы у ребёнка.
- Выяснить причины и следствия
заболевания опорно – двигательного
аппарата.
- Выявить эффективность методов и
способов устранения плоскостопия у
ВВЕДЕНИЕ
В отечественной и
зарубежной литературе
опубликовано много научных
трудов по вопросу
профилактики и лечения
отклонения опорно-
двигательного аппарата с
помощью физических
упражнений.
1. ПЛОСКОСТОПИЕ.
Плоскостопие-
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАБОЛЕВАНИЯ
уплощение продольного
или поперечного свода
одной или обеих стоп;
возможны сочетания обеих
видов деформации стопы.
При этом стопа
соприкасается с полом
(землёй) почти всей своей
Причины и следствия
•
•
•
Отпечатки стоп: а — стопа
здорового человека, б —
стопа больного
плоскостопием.
2. ВЫЯВЛЕНИЕ
ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ
Распознавание заболеваний плоскостопия у детей имеет некоторые особенности, так как
стопа растущего организма проходит определенные этапы формирования, которые следует учитывать.
Анатомические исследования показывают, что у новорожденных своды стоп хорошо
выражены. Однако сводчатое строение маскируется обильно развитой подкожной жировой клетчаткой,
и при осмотре подошвы стопа кажется плоской.
Со второго года жизни, когда ребенок начинает ходить и учится бегать, наблюдается
истинное уменьшение продольного свода стопы под влиянием нагрузки на еще неокрепшую стопу. С 3-
летнего возраста происходит значительное развитие и укрепление связок и мышц, благодаря чему
отмечается постепенное увеличение высоты сводов. Тем самым сводчатая структура строения стопы все
более и более получает свои внешние очертания. Чем старше ребенок, тем лучше при осмотре у него
выражены своды стопы. Таким образом, внешне плоская форма стопы у младших детей не может быть
отнесена к истинному заболеванию плоскостопием, а является лишь фазой нормального развития.
Массовые обследования здоровых детей подтверждают фазность формирования сводов стопы.
Например, по данным С.Ф. Годунова, основанным на изучении стоп у 4821 ребенка, внешне плоские
стопы в возрасте 2 лет были у 97,6% обследованных, а в 9-летнем возрасте плоские стопы отмечены
лишь в 5,1% случаев. Следует помнить, что плоская стопа как вариант нормы может сохраниться на всю
жизнь и не вызывать при этом никаких функциональных расстройств (человек может выполнять любую
работу на ногах, с подъемом тяжестей, и при этом боли отсутствуют).
Развитию истинного плоскостопия у детей способствуют некоторые неблагоприятные
факторы, ослабляющие в первую очередь мышцы и связки. Сюда могут быть отнесены: врожденная
слабость связочного аппарата, снижение силы мышц после длительного пребывания в постели в
результате болезни, вследствие перенесенных инфекций, при ожирении, диатезе, упадке питания и
общем плохом физическом развитии; ослабление связочно-мышечного аппарата в результате
перегрузки увеличенным весом тела в периоде усиленною роста, при поднятии тяжестей (например,
ношение младших братьев и сестер), при усиленных занятиях балетом. На развитие плоскостопия
оказывает влияние ношение нерациональной обуви: с чрезмерно жесткой или чрезмерно мягкой
подошвой, при пользовании обувью без каблука, от перегрева тканей стопы в теплое время года в
валеной обуви, кедах, резиновых туфлях, при стаптывании обуви и т. п. Неблагоприятным фактором
является ходьба с излишне разведенными носками или широко расставленными ногами. Среди
подростков иногда наблюдаются случаи так называемой мышечно-спастической стопы, которая
3. ПРОФИЛАКТИКА
ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ
Предупреждение
статического
плоскостопия у
детей проводится в
направлении
улучшения
рекомендуемые детям с
плоскостопием:
Упражнения,
Продолжительность
занятий 10 минут. Перед
упражнениями следует походить на
носках, затем попрыгать на носках
через скакалку - на одной и на двух
ногах.
Упражнения
Упражнение
"ХУДОЖНИК" - ребен
ок, сидя на полу с
согнутыми коленями,
карандашом,
зажатым пальцами
ноги, рисует на листе
бумаги различные
Упражнения, используемые на уроках
физической культуры:
Продолжаем исследовательскую работу с учениками теперь уже 2-ого класса, у которых было
обнаружено плоскостопие.
На уроках физической культуры им было предложено выполнять новые упражнения:
–
–
–
–
–
–
–
«Каток»
«Художник»
«Гусеница»
«Разбойник»
«Сборщик»
«Серп»
«Мельница» и другие.
Данные упражнения выполнялись на каждом уроке и результат был положительный:
1. Анна – улучшение на 1 мм.
2. Ира – улучшение на О,9 мм.
3. Виктор - улучшение на 1 мм.
Чтобы избавиться от плоскостопия, следует восстановить
нормальный тонус мышц, которые поддерживают своды стоп и
удерживают кости ног в их естественном положении. Массаж и
пассивные движения для этого недостаточно эффективны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Восстановить нормальный тонус мышц можно только их
активным сокращением и расслаблением. Для этого существуют
специальные коррекционные физические упражнения.
Для профилактики и лечения плоскостопия приемы массажа
необходимо сочетать с рядом упражнений.
При занятиях с детьми следует применять упражнения,
оказывающие воздействие на укрепление всего организма, так и
мускулатуры ног.
Профилактикой плоскостопия также считается и закаливание.
Т.е. ходьба босиком по траве, песку, гальке или гравию - все это является
укреплением стопы ребенка и служит мерой профилактики плоскостопия.
Наибольший эффект оказывают упражнения, если их выполнять
босиком и по возможности несколько раз в день: утром, как только
ребенок встал с постели, и после дневного сна. Врачи рекомендуют
ежедневно перед сном в течение 5минут держать стопы ног в воде
ЛИТЕРАТУРА
1. Боген М.М.
Обучение
двигательным
действиям - М
Физкультура и спорт
1985.
2. Вавилова Е.Н.