Мелкая моторика напрямую влияет на становление речи дошкольников. Но почему-то мало кто задумывается, что процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание и после того, как ребенок заговорил. Ведь от того, насколько ловкими и проворными к 5-6 годам станут его пальчики, зависят успехи в обучении.
Отчёт по самообразованию по теме:
«Подготовка руки детей к письму посредством развития мелкой
моторики»Почему я взяла эту тему? Данную тему прорабатываю с этими детьми с
прошлого года, потому что мелкая моторика напрямую влияет на становление
речи дошкольников. Но почемуто мало кто задумывается, что процессу
совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание и
после того, как ребенок заговорил. Ведь от того, насколько ловкими и проворными
к 56 годам станут его пальчики, зависят успехи в обучении.
Предварительно я провела работу с картами развития детей в разделе
«Речевое развитие. Развитие речи» по возрасту.Есть дети, которые часто
пропускают детский сад и с ними приходится дополнительно заниматься.
В связи с этим целью моей педагогической работы по самообразованию
является достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук
детей через использование разнообразных форм, методов и приемов.
Для достижения цели были обозначены задачи:
улучшение мелкой моторики пальцев, кистей рук, координации и точности
движений руки и глаза, гибкости рук, ритмичности;
развитие воображения, логического мышления, произвольного внимания,
зрительного и слухового восприятия, творческой активности;
обогащение предметно развивающей среды для развития у детей мелкой
моторики рук, речи;
повышение компетентности родителей в вопросе развития речи детей, мелкой
моторики с использованием разнообразных форм, методов и приемов.
Для достижения поставленных задач я использую различные формы работы.
Одним из методов работы являются пальчиковые игры. В совместной и
индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев.
Эффективность и интерес к этой деятельности повышается, если
упражнения сопровождаются чтением стихов, потешек. Стихи, сопровождающие
упражнения – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство
ритма, создается благоприятный эмоциональный фон, благодаря которому ребенокувлекается игрой и с интересом выполняет движения, что обеспечивает хорошую
тренировку пальцев. Сюжетность стихов и потешек развивает умение слушать и
понимать.
Деятельность по лепке также имеет большое значение для укрепления
кистей рук и развития мелкой моторики. Лепка необходима для развития у детей
сенсорных и пространственных ощущений, восприятия. В своей работе для лепки я
использовала пластилин; составление узоров из макарон, гороха, риса.
Подобрала дидактические игры, дидактические пособия, которые
использую, как на занятиях, так и вне занятий, и в индивидуальной работе. Дети
участвуют в беседе, составляют рассказы, пересказывают небольшие сказки,
рассказы. В течение всего года проводилась работа в индивидуальных тетрадях,
где дети учились печатать буквы, выполнять графические диктанты, а также
задания по ФЭМП.
В конце года мною был также проведен анализ карт развития в ходе
которого было выявлено, что высокий показатель составил %, средний %, т.е.
это подтверждает положительную динамику.
В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы,
которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики,
самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам
деятельности.