Тема: Психологические аспекты подготовки волейболистов.
Оценка 4.6

Тема: Психологические аспекты подготовки волейболистов.

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
физическая культура +2
Взрослым
29.01.2018
Тема: Психологические аспекты подготовки волейболистов.
Психическая подготовка помогает создавать такое психическое состояние, которое способствует, с одной стороны, наибольшему использованию физической и технической подготовленности, а с другой - позволяет противостоять предсоревновательным и соревновательным сбивающим факторам (неуверенность в своих силах, страх перед возможным поражением, скованность, перевозбуждение и т.д.)
ВОЛЕЙБОЛ Ст. (4).docx
Тема: Психологические аспекты подготовки волейболистов. Неведомский С.Е. Федющенко АЛ. Ключевые   слова:   психическая   подготовка;   психологическая  восприятие,   внимание, устойчивость; мышление, память, эмоции, морально­волевые качества;  волевая подготовка Психическая   подготовка­   это   система   психолого­педагогических воздействий,   применяемых   с   целью   формирования   и   совершенствования   у   представление,   воображение, спортсменов   свойств   личности   и   психических   качеств,   необходимых   для успешного   выполнения   тренировочной   деятельности,   подготовки   к соревнованиям и надежного выступления в них. Одним   из   решающих   факторов   успеха   при   относительно   равных уровнях   физической   и   технико­тактической   подготовленности   является психическая готовность спортсмена к соревнованию, которая формируется в процессе психической подготовки человека. Исходя из того, что психические состояния   служат   фоном,   придающим   ту   или   иную   окраску   течению психических   процессов   и   действий   человека,   состояние   психической готовности   можно   представить   как   уравновешенную,   относительно устойчивую систему личностных характеристик спортсмена, на фоне которых развертывается   динамика   психических   процессов,   направленных   на ориентировку спортсмена в предсоревновательных ситуациях и в условиях соревновательной   борьбы,   на   адекватную   этим   условиям   саморегуляцию собственных   действий,   мыслей,   чувств,   поведения   в   целом,   связанных   с решением   частных   соревновательных   задач,   ведущих   к   достижению намеченной цели. Следовательно, психическая подготовка направлена на формирование у спортсмена   установки   на   соревновательную   деятельность   и   на   создание условий для адаптации к экстремальным условиям такой деятельности. Это обусловлено, с одной стороны, неповторимостью условий соревнований, а с другой   ­   неповторимостью,   индивидуальным   своеобразием   личности спортсмена. Психическая   подготовка   помогает   создавать   такое   психическое состояние,   которое   способствует,   с   одной   стороны,   наибольшему использованию   физической   и   технической   подготовленности,   а   с   другой   ­ позволяет   противостоять   предсоревновательным   и   соревновательным сбивающим факторам (неуверенность в своих силах, страх перед возможным поражением, скованность, перевозбуждение и т.д.). Следовательно, психическая подготовка направлена на формирование у спортсмена   установки   на   соревновательную   деятельность   и   на   создание условий для адаптации к экстремальным условиям такой деятельности. Это обусловлено, с одной стороны, неповторимостью условий соревнований, а с другой   ­   неповторимостью,   индивидуальным   своеобразием   личности спортсмена. Психическая   подготовка   помогает   создавать   такое   психическое состояние,   которое   способствует,   с   одной   стороны,   наибольшему использованию   физической   и   технической   подготовленности,   а   с   другой   ­ позволяет   противостоять   предсоревновательным   и   соревновательным сбивающим факторам (неуверенность в своих силах, страх перед возможным поражением, скованность, перевозбуждение и т.д.). [4,5,6]. Своеобразие психологической подготовки волейболистов. Если   говорить   о   волейболе,   то   психологическая   подготовка «охватывает»   три   уровня:   команды,   личности   и   индивидуальных особенностей. Современный   волейбол   характеризуется   высокой   скоростью   полета мяча, быстрым перемещением игроков, быстрой и внезапной сменой игровых ситуаций.   Игроку   в   процессе   игровых   действий   приходится   воспринимать большое количество объектов или их элементов. Все это предъявляет высокие требования   к   объему,   интенсивности,   устойчивости,   распределению   и переключению  внимания,  быстроте  ориентировки.  В  игре  команд  все  чаще применяются сложные тактические комбинации со сменой мест, скрытыми перемещениями, снижением высоты и увеличением скорости передачи мяча. Действия команд в таких условиях требуют точного и объективного знания спортивной стратегии деятельности каждого конкретного соперника с тем, чтобы   эффективно   использовать   свою   стратегию   для   эффективной деятельности   в   процессе   игры   при   активном   постоянном   противодействии этого   противника.   Отсюда   важнейшее   значение   приобретает   стратегия поведения всех игроков. Основным   содержанием   деятельности   сторон   в   соревнованиях   по волейболу   является   конкурентная   борьба,   реализуемая   в   конфликтных ситуациях от момента ее возникновения до разрешения. При этом необходимо разгадать планы соперника и маскировать собственные действия и намерения. Все это предъявляет высокие требования к мышлению волейболистов. Тактическое   мышление   имеет   свои   специфические   особенности.  Так, принимая мяч, волейболист должен мгновенно оценить сложную ситуацию, спланировать   свои   действия,   принять   правильное   для   данной   ситуации решение и реализовать его в приеме, то есть мышление носит действенный характер. Другая особенность заключается в том, что в групповых действиях мышление   носит   наглядно­образный   характер,   требующий   развития пространственных   и   временных   представлений,   оперативности   в   опенке ситуации и принятии решения [1, 7]. Анализ условий игры и действий свидетельствуют, что предъявляемые высокие   требования   к   физическим   нагрузкам   влияют   на   психологическую устойчивость   нервной   системы   и   на   все   стороны   психики:   ощущение, восприятие, внимание, представление, воображение, мышление, эмоции и на морально­волевые качества   личности.   По   своему   характеру   все   движения представляют динамическую работу переменной интенсивности, где периоды значительной   мышечной   деятельности   чередуются   с   периодами относительного расслабления. Поэтому учебно­тренировочный процесс нужно строить  исходя  именно  из  этих   позиций.  Для   повышения   психологической устойчивости   волейболистов   существуют   определенные   принципы психологической подготовки, которые в общем виде можно изобразить как алгоритм с наличием внутренних и внешних связей. Специфика вида спорта накладывает   отпечаток   на  развитие  у   волейболистов   тех   или   иных  сторон психики   человека:   восприятие,   внимание,   представление,   воображение, мышление, память, эмоции, морально­волевые качества. Процессы   восприятия   подразделяются   на   зрительные, специализированные   и   восприятия   движения.   Зрительные   восприятия характеризуются   объемом   поля   зрения   и   глубинным   зрением.   Специфика волейбола   такова,   что   многие   действия   совершаются   на   основе периферического   зрения.   Недостаточно   развитое   периферическое   зрение значительно   сужает   и   обедняет   тактические   и   технические   действия волейболиста,   так   как   он,   выполняя   приемы,   ориентируется   только   на находящиеся перед ним игроков. Правильное   и   своевременное   выполнение   технического   приема   тесно связано с высокоразвитой способностью точно оценивать расстояние между движущимися игроками и мячом. От своевременного и точного определения расстояния зависит правильный выход игрока к мячу, точность направления и траектория передачи. У волейболистов точность глубинного зрения в 2­2,5 раза лучше, чем у гимнастов, пловцов, борцов и т.д. [7, 8]. Для   развития   точности   глазомера   и   периферического   зрения   в тренировках   необходимо   как   можно   больше   варьировать   дистанции   при передачах,   подачах,   различных   бросках,   нападающих   ударах   и   т.д., использовать   различные   передачи   на   различные   расстояния,   нападающие удары по сигналу тренера в определенную зону, броски теннисного мяча с различной силой и расстояния в цель. В восприятии движений отражаются их свойства форма, амплитуда, направление, продолжительность и ускорение. При выполнении технических приемов нужна точная дифференцировка мышечных ощущений. Точность и правильность выполнения верхних передач на первых этапах обучения требует большого терпения и тренированности. Рекомендуется   выполнять   различные   передачи   в   тройках,   четверках,   в движении,   передавая   мяч   над   собой,   использовать   два   мяча,   выполнять передачи   левым   и   правым   боком.   Необходимо   включать   в   специальную физическую   подготовку   сложные   по   координации   виды   упражнений, различные акробатические и гимнастические упражнения, прыжки на батуте, «в глубину», различные вращательные движения, всевозможные ускорения с мгновенной остановкой, упражнения на равновесие. Специфическое   восприятие способствует   развитию   внимания   и ощущений,  в  результате   чего   у  волейболистов   появляется   высокоразвитое, специализированное комплексное качество. К ним можно отнести «чувство мяча», «чувство площадки», «чувство сетки», «чувство вpeмeни». В основе этого качества лежит точная дифференцировка раздражений, поступающих в различные   анализаторы.   Основную   роль   при   этом   играют   мышечно­ двигательные, зрительные, вестибулярные и слуховые ощущения [2]. Именно они являются показателем технического мастерства и состоянием спортивной формы игрока. Успешность   технических   и   тактических   действий   волейболистов   в значительной степени определяется высоким развитием у них таких свойств внимания   как   объем,   интенсивность,   устойчивость,   распределение   и переключение. Он должен определять в объектах малейшие детали: отдельные элементы движения своих игроков и игроков противника, даже взгляд, жест и т. д., что позволяет правильно организовать и выполнить свои действия. В зависимости   от  функций игрока  на  площадке,  от его  тренированности   это качество значительно меняются. У   нападающего   игрока   объем   внимания   меньше   на   15%   чем   у связующего, месячный перерыв в тренировках снижает объем внимания на 25%   [1].   Для   развития   внимания   необходимо   приучать   себя   быть внимательным   при   любой   деятельности   в   различных   условиях.   Большое значение   имеет   общая   физическая   подготовка   ­   при   утомлении   резко снижается   внимание.   На   тренировках   ставить   задачи,   при   которых необходимо   воспринимать   несколько   динамических   объектов,   включать упражнения с несколькими мячами, всевозможные перемещения, упражнения, которые   требуют   быстрого   переключения   внимания   с   одного   объекта   на другой [3]. В   тактических   действиях   волейболистов   реализуется   их   творческое мышление, память, представление и воображение. В волейболе побеждает тот, кто действует не по стандарту, обладает умением творчески осуществлять тактические замыслы с учетом действий противника. Для достижения победы необходимо   применять   наиболее   целесообразные   методы   борьбы,  находить наиболее   эффективные   в   данных   условиях   способы   и   приемы,   применять неожиданные   для   соперника   комбинации,   создавать   ситуации,   наиболее благоприятные для своей команды и наименее для соперника. Волейбол ­ один из самых эмоциональных видов спорта. Быстрая смена игровых   ситуаций,   чередование   удач   и   неудач,   физическое   напряжение, влияние зрителей требует большого всплеска эмоций, радости и переживаний. Развитие волевых качеств. Большое напряжение внимания, сложность двигательных   навыков,   острая   соревновательная   борьба,   лимит   времени   и вообще   вся   волейбольная   деятельность   требуют   от   спортсмена   большого напряжения воли. Волевые качества волейболистов проявляются в действиях, направленных на преодоление трудностей определяемых спецификой данного вида спорта. Чтобы развивать те или иные волевые качества, необходимо учитывать конкретные   ситуации,   с   которыми   сталкивается   спортсмен   в   процессе подготовки. Существует два вида трудностей ­ объективные и субъективные. Объективные   трудности   обусловлены   особенностями   игры   в   волейбол,   а субъективные ­ связаны с особенностями личности спортсмена. Волевая подготовка ­ это сложный и длительный процесс. Основным и необходимым условием развития волевых качеств у волейболистов является систематическое   выполнение   в   процессе   учебно­тренировочных   занятий упражнении, требующих приложения волевых усилий. Основные волевые качества, которыми должен обладать волейболист:    целеустремленность и настойчивость; выдержка и самообладание; решительность и смелость; инициативность и дисциплинированность.  Целеустремленность   и   настойчивость.   Эти   качества   выражаются   в ясном осознании целей и задач, стоящих перед волейболистами, в активном и неуклонном стремлении к повышению спортивного мастерства, в трудолюбии Выдержка и самообладание. Эти качества выражаются в преодолении отрицательных   эмоциональных   состояний   (чрезмерная   возбудимость, растерянность, подавленность и т.п.) для предупреждения утомления. Решительность   и   смелость.   Эти   качества   выражаются   в   способности своевременно находить  и принимать  обдуманные решения в ответственные моменты игры и без колебания приводить их в исполнение. Смело, не боясь принять   на   себя   ответственность,   вступить   в   единоборство.   Активно действовать во имя достижения цели в опасных и ответственных ситуациях. Инициативность и дисциплинированность. Эти качества выражаются в способности   спортсмена   вносить   в   игру   творчество,   инициативу.   Игрок, обладающий   инициативностью,   является   организатором,   ведет   за   собой команду.   Дисциплинированность   выражается   в   умении   подчинять   свои действия   задачам   коллектива.   Обязательная   дисциплина   предполагает   не слепое подчинение по принуждению, а добровольное подчинение на основе осознания необходимости выполнения своего долга. Волевые качества неразрывно связаны и взаимно обусловлены. Не у всех волейболистов волевые качества развиты равномерно. Процесс формирования этих качеств не должен происходить стихийно, им надо управлять. Поэтому, чем правильней будет организован тренировочный процесс и чем лучше будет поставлена   воспитательная   работа,   тем   успешнее   будут   формироваться волевые качества волейболистов. [1,9,10]. Список использованной литературы 1. Айриянц А.Г. Волейбол: Учебник для высших учебных заведений.­ М. Академия, 2006. ­ 325 с. 2.   Айриянц   А.Г.   Волейбол:   Учебник   для   института   физической культуры. ­ М.: Физкультура и спорт, 1968. ­ 215 с. 3. Барчуков И.С. Физическая культура: Учеб. пособие для вузов. ­ М.: ЮНИТИ­ДАНА, 2003. ­ 255 с. 4.   Ванек   М.,   Гошек   В.   Актуальные   вопросы   психологической подготовки спортсменов // Психология и современный спорт, 1982. ­ №3. ­С. 113.­114. 5.   Бриль   М.С.и   Современная   практика   психологической   подготовки спортсмена // Теория и практика физической культуры, 1979. ­ №12. ­ С. 5­7. 6.   Ванек   М.,   Гошек   В.   Актуальные   вопросы   психологической подготовки спортсменов // Психология и современный спорт, 1982. ­ №3. ­С. 113.­114. 7.   Волейбол   /   Под   редакцией   А.Б.   Беляева,   М.В.   Савина.   ­   М.: Физкультура, образование и наука, 2000.­ 368 с. 8. Волков В.Ю., Пономарев Г.Н., Щербаков В.Г. Физическая культура и спорт   на   рубеже   тысячелетий:   Материалы   Всероссийской   научно­ практической конференции. Часть 2. ­ СПб. Нестер, 2000. ­ 206 с. 9.   Горбунов   Г.Д.   Основные   задачи   практической   психологии   в современном спорте // Психология и современный спорт, 1982. ­ №2. ­ С. 120­ 128. 10. Деркач А.А., Исаев А.А. Педагогическое мастерство тренера. ­ М.: Физкультура и спорт, 1991. ­ 375 с.

Тема: Психологические аспекты подготовки волейболистов.

Тема: Психологические аспекты подготовки волейболистов.

Тема: Психологические аспекты подготовки волейболистов.

Тема: Психологические аспекты подготовки волейболистов.

Тема: Психологические аспекты подготовки волейболистов.

Тема: Психологические аспекты подготовки волейболистов.

Тема: Психологические аспекты подготовки волейболистов.

Тема: Психологические аспекты подготовки волейболистов.

Тема: Психологические аспекты подготовки волейболистов.

Тема: Психологические аспекты подготовки волейболистов.

Тема: Психологические аспекты подготовки волейболистов.

Тема: Психологические аспекты подготовки волейболистов.

Тема: Психологические аспекты подготовки волейболистов.

Тема: Психологические аспекты подготовки волейболистов.

Тема: Психологические аспекты подготовки волейболистов.

Тема: Психологические аспекты подготовки волейболистов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2018