Тема: Психологические аспекты подготовки волейболистов.
Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
физическая культура +2
Взрослым
29.01.2018
Психическая подготовка помогает создавать такое психическое состояние, которое способствует, с одной стороны, наибольшему использованию физической и технической подготовленности, а с другой - позволяет противостоять предсоревновательным и соревновательным сбивающим факторам (неуверенность в своих силах, страх перед возможным поражением, скованность, перевозбуждение и т.д.)
ВОЛЕЙБОЛ Ст. (4).docx
Тема: Психологические аспекты подготовки волейболистов.
Неведомский С.Е. Федющенко АЛ.
Ключевые слова: психическая подготовка; психологическая
восприятие,
внимание,
устойчивость;
мышление, память, эмоции, моральноволевые качества; волевая подготовка
Психическая подготовка это система психологопедагогических
воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у
представление,
воображение,
спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых для
успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к
соревнованиям и надежного выступления в них.
Одним из решающих факторов успеха при относительно равных
уровнях физической и техникотактической подготовленности является
психическая готовность спортсмена к соревнованию, которая формируется в
процессе психической подготовки человека. Исходя из того, что психические
состояния служат фоном, придающим ту или иную окраску течению
психических процессов и действий человека, состояние психической
готовности можно представить как уравновешенную, относительно
устойчивую систему личностных характеристик спортсмена, на фоне которых
развертывается динамика психических процессов, направленных на
ориентировку спортсмена в предсоревновательных ситуациях и в условиях
соревновательной борьбы, на адекватную этим условиям саморегуляцию
собственных действий, мыслей, чувств, поведения в целом, связанных с
решением частных соревновательных задач, ведущих к достижению
намеченной цели.
Следовательно, психическая подготовка направлена на формирование у
спортсмена установки на соревновательную деятельность и на создание
условий для адаптации к экстремальным условиям такой деятельности. Это
обусловлено, с одной стороны, неповторимостью условий соревнований, а с
другой неповторимостью, индивидуальным своеобразием личности
спортсмена. Психическая подготовка помогает создавать такое психическое
состояние, которое способствует, с одной стороны, наибольшему
использованию физической и технической подготовленности, а с другой
позволяет противостоять предсоревновательным и соревновательным
сбивающим факторам (неуверенность в своих силах, страх перед возможным
поражением, скованность, перевозбуждение и т.д.).
Следовательно, психическая подготовка направлена на формирование у
спортсмена установки на соревновательную деятельность и на создание
условий для адаптации к экстремальным условиям такой деятельности. Это
обусловлено, с одной стороны, неповторимостью условий соревнований, а с
другой неповторимостью, индивидуальным своеобразием личности
спортсмена.
Психическая подготовка помогает создавать такое психическое
состояние, которое способствует, с одной стороны, наибольшему
использованию физической и технической подготовленности, а с другой
позволяет противостоять предсоревновательным и соревновательным
сбивающим факторам (неуверенность в своих силах, страх перед возможным
поражением, скованность, перевозбуждение и т.д.). [4,5,6].
Своеобразие психологической подготовки волейболистов.
Если говорить о волейболе, то психологическая подготовка
«охватывает» три уровня: команды, личности и индивидуальных
особенностей.
Современный волейбол характеризуется высокой скоростью полета
мяча, быстрым перемещением игроков, быстрой и внезапной сменой игровых
ситуаций. Игроку в процессе игровых действий приходится воспринимать
большое количество объектов или их элементов. Все это предъявляет высокие
требования к объему, интенсивности, устойчивости, распределению и
переключению внимания, быстроте ориентировки. В игре команд все чаще
применяются сложные тактические комбинации со сменой мест, скрытыми
перемещениями, снижением высоты и увеличением скорости передачи мяча. Действия команд в таких условиях требуют точного и объективного знания
спортивной стратегии деятельности каждого конкретного соперника с тем,
чтобы эффективно использовать свою стратегию для эффективной
деятельности в процессе игры при активном постоянном противодействии
этого противника. Отсюда важнейшее значение приобретает стратегия
поведения всех игроков.
Основным содержанием деятельности сторон в соревнованиях по
волейболу является конкурентная борьба, реализуемая в конфликтных
ситуациях от момента ее возникновения до разрешения. При этом необходимо
разгадать планы соперника и маскировать собственные действия и намерения.
Все это предъявляет высокие требования к мышлению волейболистов.
Тактическое мышление имеет свои специфические особенности. Так,
принимая мяч, волейболист должен мгновенно оценить сложную ситуацию,
спланировать свои действия, принять правильное для данной ситуации
решение и реализовать его в приеме, то есть мышление носит действенный
характер. Другая особенность заключается в том, что в групповых действиях
мышление носит нагляднообразный характер, требующий развития
пространственных и временных представлений, оперативности в опенке
ситуации и принятии решения [1, 7].
Анализ условий игры и действий свидетельствуют, что предъявляемые
высокие требования к физическим нагрузкам влияют на психологическую
устойчивость нервной системы и на все стороны психики: ощущение,
восприятие, внимание, представление, воображение, мышление, эмоции и на
моральноволевые качества личности. По своему характеру все движения
представляют динамическую работу переменной интенсивности, где периоды
значительной мышечной деятельности чередуются с периодами
относительного расслабления. Поэтому учебнотренировочный процесс нужно
строить исходя именно из этих позиций. Для повышения психологической
устойчивости волейболистов существуют определенные принципы
психологической подготовки, которые в общем виде можно изобразить как алгоритм с наличием внутренних и внешних связей. Специфика вида спорта
накладывает отпечаток на развитие у волейболистов тех или иных сторон
психики человека: восприятие, внимание, представление, воображение,
мышление, память, эмоции, моральноволевые качества.
Процессы
восприятия
подразделяются
на
зрительные,
специализированные и восприятия движения. Зрительные восприятия
характеризуются объемом поля зрения и глубинным зрением. Специфика
волейбола такова, что многие действия совершаются на основе
периферического зрения. Недостаточно развитое периферическое зрение
значительно сужает и обедняет тактические и технические действия
волейболиста, так как он, выполняя приемы, ориентируется только на
находящиеся перед ним игроков.
Правильное и своевременное выполнение технического приема тесно
связано с высокоразвитой способностью точно оценивать расстояние между
движущимися игроками и мячом. От своевременного и точного определения
расстояния зависит правильный выход игрока к мячу, точность направления и
траектория передачи. У волейболистов точность глубинного зрения в 22,5
раза лучше, чем у гимнастов, пловцов, борцов и т.д. [7, 8].
Для развития точности глазомера и периферического зрения в
тренировках необходимо как можно больше варьировать дистанции при
передачах, подачах, различных бросках, нападающих ударах и т.д.,
использовать различные передачи на различные расстояния, нападающие
удары по сигналу тренера в определенную зону, броски теннисного мяча с
различной силой и расстояния в цель. В восприятии движений отражаются их
свойства форма, амплитуда, направление, продолжительность и ускорение.
При выполнении технических приемов нужна точная дифференцировка
мышечных ощущений. Точность и правильность выполнения верхних передач
на первых этапах обучения требует большого терпения и тренированности.
Рекомендуется выполнять различные передачи в тройках, четверках, в
движении, передавая мяч над собой, использовать два мяча, выполнять передачи левым и правым боком. Необходимо включать в специальную
физическую подготовку сложные по координации виды упражнений,
различные акробатические и гимнастические упражнения, прыжки на батуте,
«в глубину», различные вращательные движения, всевозможные ускорения с
мгновенной остановкой, упражнения на равновесие.
Специфическое восприятие способствует развитию внимания и
ощущений, в результате чего у волейболистов появляется высокоразвитое,
специализированное комплексное качество. К ним можно отнести «чувство
мяча», «чувство площадки», «чувство сетки», «чувство вpeмeни». В основе
этого качества лежит точная дифференцировка раздражений, поступающих в
различные анализаторы. Основную роль при этом играют мышечно
двигательные, зрительные, вестибулярные и слуховые ощущения [2]. Именно
они являются показателем технического мастерства и состоянием спортивной
формы игрока.
Успешность технических и тактических действий волейболистов в
значительной степени определяется высоким развитием у них таких свойств
внимания как объем, интенсивность, устойчивость, распределение и
переключение. Он должен определять в объектах малейшие детали: отдельные
элементы движения своих игроков и игроков противника, даже взгляд, жест и
т. д., что позволяет правильно организовать и выполнить свои действия. В
зависимости от функций игрока на площадке, от его тренированности это
качество значительно меняются.
У нападающего игрока объем внимания меньше на 15% чем у
связующего, месячный перерыв в тренировках снижает объем внимания на
25% [1]. Для развития внимания необходимо приучать себя быть
внимательным при любой деятельности в различных условиях. Большое
значение имеет общая физическая подготовка при утомлении резко
снижается внимание. На тренировках ставить задачи, при которых
необходимо воспринимать несколько динамических объектов, включать
упражнения с несколькими мячами, всевозможные перемещения, упражнения, которые требуют быстрого переключения внимания с одного объекта на
другой [3].
В тактических действиях волейболистов реализуется их творческое
мышление, память, представление и воображение. В волейболе побеждает тот,
кто действует не по стандарту, обладает умением творчески осуществлять
тактические замыслы с учетом действий противника. Для достижения победы
необходимо применять наиболее целесообразные методы борьбы, находить
наиболее эффективные в данных условиях способы и приемы, применять
неожиданные для соперника комбинации, создавать ситуации, наиболее
благоприятные для своей команды и наименее для соперника.
Волейбол один из самых эмоциональных видов спорта. Быстрая смена
игровых ситуаций, чередование удач и неудач, физическое напряжение,
влияние зрителей требует большого всплеска эмоций, радости и переживаний.
Развитие волевых качеств. Большое напряжение внимания, сложность
двигательных навыков, острая соревновательная борьба, лимит времени и
вообще вся волейбольная деятельность требуют от спортсмена большого
напряжения воли. Волевые качества волейболистов проявляются в действиях,
направленных на преодоление трудностей определяемых спецификой данного
вида спорта.
Чтобы развивать те или иные волевые качества, необходимо учитывать
конкретные ситуации, с которыми сталкивается спортсмен в процессе
подготовки. Существует два вида трудностей объективные и субъективные.
Объективные трудности обусловлены особенностями игры в волейбол, а
субъективные связаны с особенностями личности спортсмена.
Волевая подготовка это сложный и длительный процесс. Основным и
необходимым условием развития волевых качеств у волейболистов является
систематическое выполнение в процессе учебнотренировочных занятий
упражнении, требующих приложения волевых усилий.
Основные волевые качества, которыми должен обладать волейболист:
целеустремленность и настойчивость;
выдержка и самообладание;
решительность и смелость; инициативность и дисциплинированность.
Целеустремленность и настойчивость. Эти качества выражаются в
ясном осознании целей и задач, стоящих перед волейболистами, в активном и
неуклонном стремлении к повышению спортивного мастерства, в трудолюбии
Выдержка и самообладание. Эти качества выражаются в преодолении
отрицательных эмоциональных состояний (чрезмерная возбудимость,
растерянность, подавленность и т.п.) для предупреждения утомления.
Решительность и смелость. Эти качества выражаются в способности
своевременно находить и принимать обдуманные решения в ответственные
моменты игры и без колебания приводить их в исполнение. Смело, не боясь
принять на себя ответственность, вступить в единоборство. Активно
действовать во имя достижения цели в опасных и ответственных ситуациях.
Инициативность и дисциплинированность. Эти качества выражаются в
способности спортсмена вносить в игру творчество, инициативу. Игрок,
обладающий инициативностью, является организатором, ведет за собой
команду. Дисциплинированность выражается в умении подчинять свои
действия задачам коллектива. Обязательная дисциплина предполагает не
слепое подчинение по принуждению, а добровольное подчинение на основе
осознания необходимости выполнения своего долга.
Волевые качества неразрывно связаны и взаимно обусловлены. Не у всех
волейболистов волевые качества развиты равномерно. Процесс формирования
этих качеств не должен происходить стихийно, им надо управлять. Поэтому,
чем правильней будет организован тренировочный процесс и чем лучше будет
поставлена воспитательная работа, тем успешнее будут формироваться
волевые качества волейболистов. [1,9,10].
Список использованной литературы
1. Айриянц А.Г. Волейбол: Учебник для высших учебных заведений. М.
Академия, 2006. 325 с.
2. Айриянц А.Г. Волейбол: Учебник для института физической
культуры. М.: Физкультура и спорт, 1968. 215 с. 3. Барчуков И.С. Физическая культура: Учеб. пособие для вузов. М.:
ЮНИТИДАНА, 2003. 255 с.
4. Ванек М., Гошек В. Актуальные вопросы психологической
подготовки спортсменов // Психология и современный спорт, 1982. №3. С.
113.114.
5. Бриль М.С.и Современная практика психологической подготовки
спортсмена // Теория и практика физической культуры, 1979. №12. С. 57.
6. Ванек М., Гошек В. Актуальные вопросы психологической
подготовки спортсменов // Психология и современный спорт, 1982. №3. С.
113.114.
7. Волейбол / Под редакцией А.Б. Беляева, М.В. Савина. М.:
Физкультура, образование и наука, 2000. 368 с.
8. Волков В.Ю., Пономарев Г.Н., Щербаков В.Г. Физическая культура и
спорт на рубеже тысячелетий: Материалы Всероссийской научно
практической конференции. Часть 2. СПб. Нестер, 2000. 206 с.
9. Горбунов Г.Д. Основные задачи практической психологии в
современном спорте // Психология и современный спорт, 1982. №2. С. 120
128.
10. Деркач А.А., Исаев А.А. Педагогическое мастерство тренера. М.:
Физкультура и спорт, 1991. 375 с.
Тема: Психологические аспекты подготовки волейболистов.
Тема: Психологические аспекты подготовки волейболистов.
Тема: Психологические аспекты подготовки волейболистов.
Тема: Психологические аспекты подготовки волейболистов.
Тема: Психологические аспекты подготовки волейболистов.
Тема: Психологические аспекты подготовки волейболистов.
Тема: Психологические аспекты подготовки волейболистов.
Тема: Психологические аспекты подготовки волейболистов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.