Урок составила учитель Ильичан Валентина Егоровна
г. Комсомольск-на-Амуре.
Строчная буква ш.
Педагогическая цель |
Создать условия для формирования умения писать строчную букву ш, навыка письма слов с сочетаниями ши; способствовать развитию речи, фонематического слуха, памяти |
Тип урока |
Решение учебной задачи |
Планируемые |
Осуществляют сравнение печатной и письменной букв; грамотно записывают предложения; дополняют предложения словами по смыслу; интонируют предложения, различные по цели высказывания и интонации; владеют правописанием сочетания ши и имен собственных; списывают с печатного шрифта |
Личностные |
Имеют личностное отношение к полученным знаниям, желание и умение применять их на практике |
Универсальные |
Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; логические – выполняют слого-звуковой анализ слов. Коммуникативные: умеют в коммуникации строить понятные для партнера высказывания |
Основное содержание темы, понятия |
Буква; строчная, печатная, письменная буквы; предложение; слого-звуковой анализ слов |
Ход урока
Этапы |
Формы, |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Вид и форма |
|
осуществляемые |
формируемые |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
I. Организация |
Фронтальная, индивидуальная |
Приветствие. Проверка готовности к уроку |
Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок |
Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок |
Индивидуальный. Проверка готовности |
II. Постановка учебной задачи |
Фронтальная Словесный. Вступительное слово учителя |
. Послушаем и отгадаем, кого же к нам пожаловал на урок ? (Звук шипения змеи.) Угадали? Это змей. Хоть он зимой спит, но у нас герои сказочные, а в сказках змеи зимой не спят. (Показать картинку) 1. Фонетическая разминка. Давайте теперь все вместе произнесём этот звук, который издаёт змея: Ш – ш – ш – ш – ш. - определим: звук [ш] согласный он или гласный?
Что делает змея? (ШИПИТ) - определим твёрдый он или мягкий? Приведите примеры слов, в которых есть звук [ ш ]
2. Подведение к формулированию темы.
Этот звук обозначается буквой ш. Прочитаем эту букву. Сформулируйте тему нашего урока.
|
Слушают шипение змеи.
. Фонетическая разминка.
Делают вывод: звук [ш] согласный, глухой т.к. встречаются препятствия во рту при произнесении – щеки сжаты, язык в среднем положении, произносится без участия голоса; шипящий т.к. слышится свист и шипение состоит звук только из шума – шипения. -звук [ш] –всегда твёрдый.
– Научимся писать букву ш в словах и предложениях с этой буквой, а также сочетание ши |
Распознают
. |
Фронтальный. Устные ответы |
III. Усвоение новых знаний и спо- |
Фронтальнаяиндивидуальная. Практичес- |
– Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику
Зиму всю мели метели,
|
Делаем вращательные движения в запястьях. |
Внимательно |
Индивидуальный. Правильное выполнение упражне- |
собов 1. Пальчиковая гимнастика |
кий, словес-ный. Упражнение для развития моторики |
Клёны липы поседели
А весной повеселели, Зацвели, зазеленели.
Птицы с юга прилетели,
Ветки лапками согрели. |
Складываем ладошки вместе Скрещиваем руки вместе в запястьях и растопыриваем пальчики. Скрещиваем руки и машем, как крылышками.
Накрываем одну руку другой.
|
вии с показом |
ния для мелкой моторики пальцев рук |
2. Правила посадки за столом во время письма |
Индивидуальная. Практический |
– Проверяем посадку, правила обращения |
Показывают посадку |
Правильно держат осанку при письме, верно обращаются
|
Индивидуальный. Проверка правильной посадки при письме, верного обращения с ручкой |
3. Знакомство |
Фронтальная. Словесный, наглядно-демонстрационный, |
– Рассмотрите образец строчной буквы ш. - Сколько элементов в букве ш? Какие?
Начинаем писать от верхней линии рабочей строки. Ведем вниз, чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо и ведем вверх, ведём вниз, чуть не доходя до нижней линии рабочей строки закругляем вправо и ведем вверх , снова вниз чуть не доходя до нижней линии рабочей строки закругляем вправо и останавливаемся чуть ниже середины рабочей строки. |
Слушают объяснение учителя, следят за
на- |
Анализируют образец изучаемой буквы, обращают внимание на то, что буква |
Фронтальный. Наблюдение |
буквы
ш |
практичес-кий. Объяснение с опорой на показ |
– Пропишите элементы буквы ш в воздухе |
|
состоит из трех элементов |
|
||
4. Работа в «Прописи 4» (с. 3). Письмо буквы ш, слогов |
Фронтальная, индивидуальная. Практический, словесный. Письмо, беседа |
– Рассмотрите образец строчной буквы ш. и на соединение букв в слогах, напишите букву ш и слоги. (пропись с. 3, 1 и 2 строки) |
Рассматривают букву. Отвечают на вопросы учителя. Обводят узор, элементы буквы и пишут букву ш и слоги
|
Анализируют образец буквы, |
Фронтальный, индивидуальный. Устные ответы, письмо. Самоконтроль |
||
5. Слого-звуковой анализ слов. Чтение и письмо слов (с. 3) |
Фронтальная, индивидуальная. Практический, словесный. Чтение, письмо |
– Рассмотрите схемы слов и слова, записанные рядом. – Выполните слого-звуковой анализ слов школа, школьник (коллективная работа), школьники (работа в парах) – Обведите слово школьник. - В каком числе употреблены слова школьник, школьники. – Прочитайте предложение, вставив пропущенное слово, опираясь на схему слова. – Запишите вместо точек слово школьники (самостоятельная работа, проверка- слово записано учителем на доске) |
Выполняют анализ слов. Читают слова, выполняют их письмо. Читают предложение, |
Выполняют слого-звуковой анализ слов со звуком [ш]. Вставляют пропущенное слово в предложение с использованием приема комментирования |
Фронтальный, индивидуальный. Письмо, устные ответы |
||
Физкультминутка |
Коллективная. Практический |
Игра «Кто самый внимательный?» В этой игре мы отдохнём и будем определять место звука [ш] в словах Шуба, карандаш, машина, кошка, мышь,крыса, крыша, шар, арбуз, лягушка.
|
Выполняют если этот звук в начале слова – приседаете, если в конце слова – поднимаем вверх руки, если в середине – кружимся, если будет ловушка – хлопаем в ладоши.
|
Осуществляют профилактику утомления, активно участвуют в физкультми- |
Коллективный. Правильное выполнение упражнений |
||
IV. Закрепление Списывание с печатного шрифта (с. 3) |
Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, письмо |
– Отгадайте загадку. На сосне она висит, ( Шишка)
- Подберите слова к слову шишки и запишите – Запишите письменными буквами слово |
Записывают пропис- |
Списывают без ошибок слова |
Фронтальный. Наблюдение |
||
V. Рефлексивно-оценочный |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
– Какие буквы мы учились сегодня писать – Что нового вы узнали сегодня на уроке? (1.Звук [ш] согласный, глухой и всегда твёрдый. 2.После ш слышится звук [ы], но пишется буква и)
Спасибо за урок. Вы меня очень порадовали работой. Отгадайте загадку Я и красный и зеленый, Я и голубой и черный. Только лишь надуй меня, Улечу я в небеса. (Воздушный шарик)
- Да, это воздушные шарики. Они имеют разные цвета, но каждый из вас может выбрать только один цвет для своего шарика. Я прошу проанализировать вашу работу на уроке. Если вам было интересно, вы легко справлялись с заданиями, вам понравилось работать на уроке и есть, о чем рассказать родителям, друзьям –нарисуйте шарик жёлтым карандашом. - Если вам что-то не удалось, вам было скучно, или не понравилось работать – нарисуйте шарик синим цветом.
|
– Строчную букву ш. Отвечают на вопросы учителя |
Оценивают свою работу на уроке, выявляют ошибки,
затруднения, планируют пути устранения |
Фронтальный. Устные ответы. |
||
.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.