Цели урока:
• Повторение пройденного материала
• Привести примеры разнообразных знаковых систем
• Объяснить в чем различие между естественными и формальными языками
• Закрепить практические навыки в работе с текстовым редактором WordPad
Ход урока.
1. Организационный момент.
Здравствуйте! Садитесь! Давайте вспомним, что мы проходили на предыдущих уроках.
2. Повторение пройденного материала.
1) Что такое информатика?
2) Что такое данные?
3) Что такое компьютер?
4) Перечислите виды информации.
5) Приведите примеры иконических знаков.
3. Основная часть.
Тема урока: Знаковые системы. Вы узнаете, какие бывают знаковые системы, в чем различие между естественными и формальными языками.
новыый 8 кодирование иртп.docx
1.2.2. Тема урока: Знаковые системы
Цели урока:
Повторение пройденного материала
Привести примеры разнообразных знаковых систем
Объяснить в чем различие между естественными и формальными языками
Закрепить практические навыки в работе с текстовым редактором WordPad
Ход урока.
1. Организационный момент.
Здравствуйте! Садитесь! Давайте вспомним, что мы проходили на предыдущих уроках.
2. Повторение пройденного материала.
1) Что такое информатика?
2) Что такое данные?
3) Что такое компьютер?
4) Перечислите виды информации.
5) Приведите примеры иконических знаков.
3. Основная часть.
Тема урока: Знаковые системы. Вы узнаете, какие бывают знаковые системы, в чем различие
между естественными и формальными языками.
Знаковые системы являются наборами знаков определенного типа. С некоторыми знаковыми
системами вы хорошо знакомы и постоянно ими пользуетесь (языки и системы счисления), с
другими познакомитесь сегодня.
Каждая знаковая система строится на основе определенного алфавита (набора знаков)
и правил выполнения операций над знаками.
Естественные языки. Человек широко использует для представления информации знаковые
системы, которые называются языками. Естественные языки начали формироваться еще в
древнейшие времена в целях обеспечения обмена информацией между людьми. В настоящее
время существуют сотни естественных языков (русский, английский, китайский и др.).
В устной речи, которая используется как средство коммуникации при непосредственном
общении людей, в качестве знаков языка используются различные звуки (фонемы).
В основе письменной речи лежит алфавит, т. е. набор знаков (букв), которые человек
различает по их начертанию. В большинстве современных языков буквы соответствуют
определенным звукам устной речи. Алфавит русского языка называется кириллицей и
содержит 33 знака, английский язык использует латиницу и содержит 26 знаков.
Формальные языки. В процессе развития науки были разработаны формальные языки
(системы счисления, алгебра, языки программирования и др.), основное отличие которых от
естественных языков состоит в существовании строгих правил грамматики и синтаксиса. Например, десятичную систему счисления можно рассматривать как формальный язык,
имеющий алфавит (цифры) и позволяющий не только именовать и записывать объекты
(числа), но и выполнять над ними арифметические операции по строго определенным
правилам.
Существуют формальные языки, в которых в качестве знаков используют не буквы и цифры,
а другие символы, например музыкальные ноты, изображения элементов электрических или
логических схем, дорожные знаки, точки и тире (код азбуки Морзе).
Физическая реализация знаков в естественных и формальных языках может быть различной.
Например, текст и числа могут быть напечатаны на бумаге, высвечены на экране монитора
компьютера, записаны на магнитном или оптическом диске.
Генетический алфавит. Генетический алфавит является "азбукой", на которой строится
единая система хранения и передачи наследственной информации живыми организмами.
Как слова в языках образуются из букв, так и гены состоят из знаков генетического
алфавита.
Генетическая информация хранится в клетках живых организмов в специальных молекулах.
Эти молекулы состоят из двух длинных скрученных друг с другом в спираль цепей,
построенных из четырех различных молекулярных фрагментов (рис. 1.6). Фрагменты
образуют генетический алфавит и обычно обозначаются латинскими прописными буквами
{A, G, С, Т}.
Двоичная знаковая система. В процессах хранения, обработки и передачи информации в
компьютере используется двоичная знаковая система, алфавит которой состоит всего из
двух знаков {0, 1}. Физически знаки реализуются в форме электрических импульсов (нет
импульса 0, есть импульс 1), а также состояний ячеек оперативной памяти и участков
поверхностей носителей информации (одно состояние 0, другое состояние 1).
Именно двоичная знаковая система используется в компьютере, так как существующие
технические устройства могут надежно сохранять и распознавать только два различных
состояния (знака).
Контрольные вопросы
1. Приведите примеры знаковых систем. Какова может быть физическая природа знаков?
2. В чем состоит различие между естественными и формальными языками?
3. Обладают ли генетическим кодом растения? Животные? Человек?
4. Почему в компьютерах используется двоичная знаковая система для кодирования
информации?
Задания для самостоятельного выполнения 1.1. Задание с развернутым ответом. Заполните нижеприведенную таблицу: введите алфавит
и перечислите возможную физическую природу знаков для различных знаковых систем.
язык
Знаковая система
Русский
(письменный)
Русский язык (устный)
Английский
(письменный)
Десятичная
счисления
Генетический алфавит
Двоичный компьютерный
код
система
язык
Алфавит
Физическая природа знаков
33
39 фонем
26
09
A,G,T,C
0,1
Изображения на бумаге, на экране монитора
Звуки
Изображение на бумаге,
на экране
монитора
Изображения на бумаге,
на экране
монитора
Фрагменты молекул
Состояния
электронных устройств,
электрические сигналы
Практическое задание.
Сегодня мы с вами продолжим изучать возможности текстового редактора WordPad. Вам
необходимо выполнить задание по образцу (набрать текст и отформатировать его как
показано в образце).
При работе на ПК не забываем про технику безопасности. Не забываем про осанку, если
заметили неисправность при работе на ПК, странный звук сообщите мне.
Тема урока: Знаковые системы
Тема урока: Знаковые системы
Тема урока: Знаковые системы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.