Тематическая неделя "В гостях у сказки"
Оценка 5

Тематическая неделя "В гостях у сказки"

Оценка 5
Презентации учебные +1
doc
русская литература
3 кл
17.02.2017
Тематическая неделя "В гостях у сказки"
Публикация является частью публикации:
Поэтическая мастерская.doc

 «Поэтическая мастерская»

 

1.   Слайд 1. Сегодня наш класс превратится в поэтическую мастерскую. В мастерской сапожника делают обувь, в мастерской художника пишут картины, а чем занимаются  поэтической мастерской? (пишут стихи)

 

2.   Внимание на доску. Давайте прочитаем текст, который на ней появится. (Чтение текстов).

Слайд 2

Ели надели белые шапки,

Спрятали в варежки колкие лапки.

Тихо стоят под высокой горой,

Елям тепло даже снежной зимой. (И. Пивоварова)

 

Закапало с сосулькиных носов. Всё вокруг окрасилось в голубой цвет – голубое небо, снега голубые, голубая даль, голубые льды, даже следы стали голубыми.

 

Что общего в этих текстах? (Тема) Чем они отличаются? (проза и поэзия) Какой текст, по вашему мнению, сложнее написать?

 

3.   Почему стихотворный текст сложнее написать? Какая у него особенность? (Рифма)

Как вы думаете, любой человек может придумать рифму? А вы сможете? Давайте попробуем.

 

Слайд 3

а) Задание называется «Подбери пару». Прочитайте слова на доске. Они записаны в два столбика, нужно найти подходящую рифму к слову левого столбика из слов правого столбика.

птица – спица

елка – иголка

мышь – камыш

царь – пескарь

рябина – рябила

солнце – донце – оконце

кровать – поспать – гулять

Слайд 4

б) А теперь усложним задание. На доске появляется картинка. Придумайте сами слово по этой картинке и подберите к нему рифму.

 цветок –

часы –

утюг –

арбуз –

лягушки –

 

в) А теперь задание ещё сложнее. Придумайте пары слов в рифму сами.

 

4.   Вы так хорошо справились с этими заданиями, придумали много рифм. А кто мне может объяснить – что такое рифма? (…)

Слайд 5

На доске определение: Рифма – совпадение в звучании концовок стихотворных строк.

 Рифмы бывают точные и неточные.

 

Жил на свете муравей

Без ресниц и без бровей.

 

Говорила туча туче:

- Прочь с дороги, пар летучий!

Как вы думаете, а почему их так назвали? (точная – полное совпадение концовок, неточная – неполное совпадение)

5. Слайд 6

 Давайте прочитаем несколько четверостиший и понаблюдаем за рифмой в них. Какие слова подобраны в рифму. Назовите их. Давайте как в математике одинаковые по звучанию концовки обозначим одинаковыми буквами. В 1 стихотворении рифма взялись-сплелись, рядом с ними поставим буквы АА, следующая рифма повалю-не терплю, поставим буквы ВВ. Прочитайте модель рифмы, которая получилась ААВВ. (С остальными стихами работа аналогичная)

 

Липы за руки взялись,

Липы ветками сплелись,

Ветер злиться: «Повалю-у-у!

Я упрямых не терплю-у-у!»  Е. Аксельрод

 

Пела ночью мышка в норке:

- Спи, мышонок, замолчи!

Дам тебе я хлебной корки

И огарочек свечи.  С. Маршак

 

Облетели листья с клена,

Клён от холода дрожит,

Золотой ковёр лежит

На дорожке у балкона. Е. Адиенко.

 

Жил-был гусак – большой чудак:

Он задирался просто так.

Но вдруг гусак попал впросак

Гусак нарвался на собак. С. Баруздин

Слайд 7

Видите, все стихи имеют разный рисунок, их строки рифмуются по-разному. Поэтому и дали им своё название.

Если рифмуются строки, стоящие рядом друг с другом, парами, такая рифма называется парная.

ААББ – парная

Если рифмуются строки, стоящие через одну строку друг от друга, такая рифма называется перекрестная.

АБАБ – перекрёстная

Если рифмуются первая и четвертая строки, а вторая строка рифмуется с третьей, такая рифма называется кольцевая.

АББА – кольцевая

Если рифмуются все строки стихотворения, такая рифма называется монорим.

АААА – монорим

 

6. Слайд 8

 Давайте посмотрим, сможете ли вы определить, какая рифма использована  в стихотворении. Внимание на доску. Читаем четверостишья и определяем рифму.  

 

Собак верёвкой привязывают,

Сидеть спокойно приказывают.

Но если их любят, оказывается,

То сами они привязываются. Э. Мошковская - парная

 

Раннее утро блеснёт –

Нежная девушка-зорька

Ивушке, плачущей горько,

Слёзы кудрями отрёт. А.Блок - кольцевая

 

Людоеда людоед

Приглашает на обед.

Людоед ответил: - Нет!

Не пойду к тебе, сосед! - монорим

 

7.   Слайд 9  Прочитайте отрывок из стихотворения. Какая рифма в нём использована? Почему стихотворение вызывает улыбку? Что в нём не так? Сможете ли вы вернуть слова на нужное место?

 

 В печке выпечен бутон,

А в петлицу вдет батон,

По траве ползет бидон,

Молоко течет в бетон.

А на стройке есть питон.

 

8.           Знаете ли вы литературного героя, который считал себя поэтом и сочинял очень необычные стихи. (Вини-Пух) Как называется сказка, героем которой был Вини-Пух и кто её написал?

Слайд 10

 «Вини-Пух и все, все, все…» Английский писатель Алан Александер Милн (1882-1956), а перевел его произведение на русский язык Борис Заходер.

 

9. Давайте послушаем песенки Вини-Пуха.

Слайд 11

 Как же Вини-Пух называл свои стихи? Пыхтелки, сопелки, ворчалки.

10. То есть, чтобы сочинить стихотворение, недостаточно только придумать строки в рифму. Эти строки должны быть на определенную тему и , обязательно передавать какое-то настроение.

Стихи действительно бывают разные: веселые и грустные, серьезные и смешные. А бывают ли стихи твердые и мягкие, пушистые и колючие, сладкие и кислые?

Слайд 12

11.  Давайте, почитаем, такие стихи и попробуем объяснить, почему у них такие названия? Что имел ввиду автор?

Просторный стих

Глубина, широта,

Танец волн и красота.

А у неба нету дна

Чайка парит, как свободна она!

 (Когда автор увидел море, он удивился – какое оно просторное и бесконечное, такое же и небо, летает чайка и для нее нет границ. Использовал открытый слог, чтобы передать ощущение простора)

 

Мягкий стих

 Иголками во сне шурша.

В норке дремлют два ежа.

Совсем не колючие эти зверюшки,

Опасности нет и они как подушки.

 (На самом деле ежи очень колючие, но иголки они выставляют для того, чтобы защитить себя.)

 

Кислый стих

Я сегодня кислая и конфета кислая

Кислое пирожное, кислый чай какой-то,

Грызу ручку кислую, льются слёзы кислые

И дневник мой кислый – в нем сегодня тройка.

 (Кислая – грустная. Девочка грустная от того, что получила тройку. Все вокруг тоже грустное, нет настроения)

 

12.  Давайте попробуем подобрать название стихам, в зависимости от их настроения и литературных приемов, которые использованы.

Читаем стихи на доске. Вверху вы видите название. К какому из стихотворений оно подходит?

Слайд 13

Балетный стих

Два берёзовых листа

В воздухе танцуют па.

Где же белый одуванчик?

Им не хватает белых пачек.

 

Скрипичные стихи

Гуляла сегодня под теплым дождем

И мир открывала скрипичным ключом

Тучи пропали, повсюду улыбки

Птицы поют и играют на скрипке.

 

Басовый стих

Грянул гром, разнесся бас

Сольную партию вел контрабас

Ему подпевали те, кто простужен

И ветер-ветрище фальшивил по лужам

 

Хрупкий стих

Осторожно! Осторожно!

Им легко поранить можно.

Слово обычное словно стекло

Может разбиться и ранить оно

 

13.  А теперь попробуйте сами определить название стихотворения. На парте лист со стихами. Придумайте им названия по схеме ………. стих. Вместо многоточия употребите слово, называющее признак.

(дать по листу на парту на листе 2 четверостишья, работа в парах, затем проверка) Слайд 14 (проверка)

 

Медленный стих

Че-ре-па-ха! Че-ре-па-ха!

Свою костяную тащит рубаху!

Если такую одеть на мальчишку

Он вряд ли будет носиться вприпрыжку!

 

Кипящий стих

Буль-буль-буль, Буль-буль-буль!

Раздается из кастрюль

Все бурлит, пыхтит, клокочет,

Жаром в воздухе щекочет

 

Журчащий стих

С горочки течет ручей:

«Я ничей, ничей, ничей

Я журчу, свищу, ищу,

К речке-мамочке хочу»

 

Ходячий стих.

Ходят, входят, переходят,

То выходят, то уходят,

Не доходят и обходят –

Так по свету люди бродят.

 

Слайд 15 (проверка)

 

Тикающий стих

Тик-ТАК! Тик-ТАК!

Очень важен четкий шаг!

Тактично время отбиваем,

Так точно в ногу все шагаем.

 

Прикольный стих

Картинку кнопкой приколю,

Потерпи, ей говорю.

Это не больно! Это не стыдно!

Ты очень прикольная!  Всем тебя видно!

 

Лающий стих

Лает лайка на лугу:

«Я не лаять не могу!

Если ласково я лаю,

Значит, ландыш охраняю».

 

Слайд 16 (проверка)

Мягкий стих

Мямлит мямля-мягкий знак:

«Без меня нельзя никак.

Заявляю всем на свете –

Я важнейший на планете».

 

Полосатый стих

Полосатые вещи, полосатые люди

Весь мир захватила большая пчела

Откуда полоски? Что же случилось?

Реклама Билайна видна из окна.

 

Кособокий стих

Кособокие дома, кособокая трава,

Кособокий дождик льёт, кособокий огород.

За что же назвали меня неумейкой?

Я дома сегодня забыла линейку!

 

14. Весь урок мы читали стихи, открывали секреты стихов. А теперь давайте сами попробуем выступить в роли авторов – поэтов. Работать будете  в группах. Каждая группа получает вот такую заготовку с недописанным стихотворением. Где-то не хватает рифм, где-то есть рифмы, но не дописаны строчки. Попробуйте написать стихотворение и придумайте ему название.

Слайд 17

а) ёлки

иголки

солнце

оконце

 

б) читать

писать

не лениться

учиться

 

в) ветер

светит

знают

наступает

 

г) Уж бежал кривой ……

Ни одной не топал…….

Он бы топнул, да не …..

Потому что был без  …..

 

д) Бросил палку вверх …..

- Падай в шапку с ели,……

Шишка хлоп по …..

Сразу шишек стало …..

 

е) Говорят: часы …..

Говорят: часы …..

Говорят: часы ….

Но немножко …..

 

15. Д\З Как вы думаете, а бывают цветные стихи? О чем будет зелёный стих? Красный? Желтый? Давайте вместе попробуем составить стихотворную радугу. Сколько цветов у радуги. Попробуйте дома  сочинить цветные стихи. Цвет выбирайте сами. А на следующем уроке мы составим из них радугу. Слайд 18

 

16. Итог урока. Наш урок был сегодня необычный и закончим мы его тоже необычно. Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечайте в рифму.

Слайд 19

Мы на уроке совсем не скучали, учились, читали, стихи …..сочиняли.

Жанр стихотворный – особенный он, поэтам знать нужно особый …..закон.

И, конечно, без сомненья, не обойтись без …..вдохновения.

Ложка-плошка, спать-кровать, строки нужно ….рифмовать.

Не все  раскрыты тайны и секреты, но все же вы были немножко …поэты.

 


Поэтическая мастерская» 1.

Поэтическая мастерская» 1.

А теперь задание ещё сложнее.

А теперь задание ещё сложнее.

Но вдруг гусак попал впросак –

Но вдруг гусак попал впросак –

По траве ползет бидон, Молоко течет в бетон

По траве ползет бидон, Молоко течет в бетон

И дневник мой кислый – в нем сегодня тройка

И дневник мой кислый – в нем сегодня тройка

Кипящий стих Буль-буль-буль,

Кипящий стих Буль-буль-буль,

Я важнейший на планете». Полосатый стих

Я важнейший на планете». Полосатый стих

Говорят: часы ….. Говорят: часы …

Говорят: часы ….. Говорят: часы …
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2017