Тематический день «День дружбы».
Утро.
1)Подъём.
2)Линейка.
Цель: подготовить детей к дальнейшей деятельности.
3)Зарядка «Волна по кругу»
Все участники встают в круг, кладут руки друг другу на плечи (берутся за руки), затем по кругу друг за другом непрерывной волной выполняют некоторое движение: приседания, выпрыгивания, махи ногой и т.п.
Так же стоя в кругу можно что-то покричать всем вместе. А после всего этого обязательно помчаться на речку (озеро, ручей, ближайший снежный сугроб) и искупаться или хотя бы умыться.
Это лишь краткий перечень. Интересные упражнения можно найти в книгах, извлечь из своего опыта, придумать самому или предложить придумать другим.
Чтобы все вышеперечисленное понравилось новичкам, необходимо выполнение двух основных условий: Вожатые сами с удовольствием делают зарядку, купаются, общаются.
Цель: для общего физического развития; формировать умения работать в парах.
4)Завтрак.
5)Беседа на тему: «Дружба».
Ход занятия:
· Вступительная беседа.
Воспитатель: Ребята, прочитайте слова, записанные на доске:
ДРУГ, ДРУЖБА, ДРУЖИТЬ
Что вы можете о них сказать? (ответы детей)
Есть ли у вас друг? Тогда вы можете мне сказать, кого мы называем другом?
Зачем нужна дружба?
Как проверяется дружба?
II.Дружба – главное чудо.
Воспитатель: Дружба – главное чудо. Всегда
С ней любая беда – не беда.
Действительно, дружба – это великое чудо, драгоценность. Недаром русская пословица гласит: «Нет друга – ищи, а нашел – береги».
Возьмите бережно дружбу в ладошки (дети складывают ладошки), и бережно передавайте друг другу. Почувствуйте, какая дружба
· На ощупь?
· На вкус?
· Как пахнет?
· Какого она цвета?
· С какой погодой ее можно сравнить?
( Воспитатель записывает выводы детей на магнитной доске).
Дружба подарила нам приятные ощущения.
III. Дружба бывает разная.
Воспитатель:
Послушайте мысли вслух Л. Измайлова в стихотворении «Монолог о дружбе»:
Что такое дружба? Каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?.
Слово «дружба» что обозначает?
Может быть, поход вдвоём в кино,
Может быть, хороший пас в футболе,
Может быть, подсказку у доски,
Может быть, защиту в драке школьной
Или просто средство от тоски?
Ну, а может быть, молчанье в классе,
Если друг плохое совершит?
Скажем, Коля стены разукрасил,
Михаил всё видел, но молчит.
Разве это дружба, если кто-то
Дроби дома не хотел решать:
Заниматься не было охоты,
А дружок даёт ему списать…
Ну, а может, дружба - это если
Друг приятно говорит всегда,
Речь свою пересыпая лестью,
И не скажет резкость никогда?
Воспитатель:
Согласны ли вы с такой трактовкой дружбы?
Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
Дружба — это если друг твой болен
И не может в школу приходить, —
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот.
Отдавать ему своё вниманье
Дни, недели, месяц или год...
Если друг твой что-то, к сожаленью.
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, понять он всё не сможет,
Может быть, обидится он вдруг.
Всё равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не предаст.
Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на земле объединяет
Всех детей — и белых, и цветных.
Дружба - это если пишут дети
Письма детям из другой страны.
Дружба — это мир на всей планете
Без сирот, без ужасов войны.
Воспитатель: Что такое дружба, по мнению автора?
Воспитатель: С какими его мыслями следует согласиться?
Воспитатель: А с чем вы не согласны?
IV.Дружба, эгоизм, бескорыстие.
Воспитатель: однозначного ответа на все эти вопросы не существует.
. Разговор о дружбе мне хотелось вести, как говорится, “от обратного”.
Понятие противоположное дружбе – эгоизм.
Если человек эгоист, у него не может быть настоящего друга. Владимир Иванович Даль в своем знаменитом “Толковом словаре” приводит такое определение дружбы: “Дружба – бескорыстная стойкая приязнь”.
На первое место знаменитый ученый и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друга за “красивые глаза”. Умеет человек хорошо и модно одеваться – буду с ним дружить. Не умеет – не буду. У таких ребят никогда не будет настоящих друзей. А без друзей человек не может быть счастлив.
Случается, что ради дружбы необходимо поступиться своими личными интересами. И если дружба для тебя действительно ценна, ты делаешь это, не задумываясь.
Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном понятии, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в автобусе, прийти на помощь старому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.
V. Работа в группах.
Обсуждение проблемных ситуаций в группах.
– А сейчас, ребята, в группах обсудите ситуации: “Как бы я поступил?”.
1. Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы его списать.
2. Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
3. Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить.
4. Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе и ты.
5. Твой друг предлагает тебе поступить плохо.
После обсуждения в группах. Заслушиваются варианты ответов. Обсуждаются другие решения проблемы.
Воспитатель:.
Ребята, работали вы дружно. И, как мне кажется строки стихотворения вам очень подойдут.
Если есть друзья на свете –
Всё прекрасно, всё цветёт.
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнет.
Мы и в дождь, и в снег и в стужу
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим –
Дружбы этой не порвать.
И любой из нас ответит,
Скажут все, кто юн и смел:
Мы с тобой живём на свете
Для хороших славных дел.
VI. Что значит дружить
Воспитатель: Ребята, мы с вами уже третий год учимся в одном классе. Вместе считаем, читаем, вместе спорим, иногда договариваемся. Все это время мы учимся многим наукам. Но самая важная из них – это наука дружить. Вот мы подошли и к третьему слову нашей темы.
Много лет назад древний философ Сократ сказал: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы».
Ребята, а как вы думаете, какие поступки способствуют укреплению дружеских отношений в классе?
( ответы детей).
· Воспитатель: Да это – Взаимовыручка
· Взаимопонимание
· Сочувствие
VII. Игра «Найди себе подобного».
Шаг 1. Ученики встают в круг. Воспитатель просит их прикрыть глаза и не разговаривать друг с другом. Воспитатель прикалывает им на спину маленькие рисунки (солнышко, облако, цветок, сердце и один рисунок грозовой тучи).
Шаг 2. Воспитатель дает задание детям: Найти «себе подобного» и занять свои места за столами. Разговаривать при этом нельзя.
Шаг 3. Дети определяют, за какой стол они сядут.
Шаг 4. Воспитатель обращает внимание детей, что один ученик остался и обсуждает с ними вопрос: «Как чувствует себя тот, кто остался один и без друзей».
Обсуждение
- Какие трудности вы испытывали во время выполнения упражнения?
- Смогли бы вы справиться без помощи и поддержки?
- Какой рисунок у вас на спине?
Шаг 5. Моделирование дружбы в классе. (20 мин).
Участникам предлагается смоделировать дружный коллектив класса.
Ход выполнения интерактивного упражнения:
1. Каждой группе дается свое собственное задание, и работать они будут в группе различными способами.
· На перемене
· На уроке физкультуры.
· На прогулке.
· На уроке.
Критерии оценки:
- участники смоделировали дружбу в классе;
- участники придерживались правила, работать дружно.
- коллектив дружный;
- участники использовали всех человечков.
2. Каждой группе раздаются по 10 человечков, вырезанных из цветной бумаги; ножницы; скотч.
3. По истечении времени каждая группа должна:
А) изложить логику дружбы в их коллективе;
Б) объяснить правила, по которым они работали, а так же поощрить активных и сообразительных детей.
3.Смотр проектов.
Командам задаются следующие вопросы.
· Понравилось ли вам работать в данной команде?
· У какой команды сразу не получилось работать дружно? Почему?
· Какая группа хорошо справилась с задачей? Почему?
· Какая группа не справилась с заданием? Почему?
· Какая группа более всех довольна своим созданным коллективом?
Можно задать и дополнительные вопросы:
В какой группе был лидер?
Результат изменится или останется прежним, если поменять лидера?
Что важнее, работать вместе и сообща, или врозь?
VIII. Подведение итогов занятия. (5 мин.)
Воспитатель вместе с детьми подводит итог классного часа:
- Что вы сегодня делали на уроке?
- Каковы результаты работы?
- Как вы чувствовали себя во время работы?
- Взаимодействие в группе помогало или мешало вам?
- Что нового о дружбе узнали в процессе работы?
- Можно ли назвать наш класс дружным?
IX. Воспитатель:
Сегодня мы с вами учились науке - дружить. И как в любой науке, здесь тоже существуют свои правила, законы. Вот только некоторые из них. Они помогут вам найти друзей и сохранить дружбу на долгие годы.
. На нашем беседе утвердим “Законы дружбы”:
1. Один за всех и все за одного.
2. С хорошим другом веселей при удаче, легче в беде.
3. Не ссорься и не спорь с другом по пустякам.
4. Не ябедничай, лучше сам поправь.
5. Не зазнавайся.
6. В разговоре, в игре не будь грубым, не кричи.
7.Умей слышать тех, кто рядом с тобой.
X. Рефлексия.
Воспитатель: Скрепим печатью этот закон.
У вас на парте лежат ладошки из цветной бумаги. Напишите на них важное качество, которым должен обладать хороший друг и прикрепите на доску.
(Дети могут рассказать о своих друзьях.)
Цель: познакомить детей с данной темой; формировать умения составлять чёткие и логически вернее высказывания.
6)Соревнование на лучший рисунок своего друга.
Цель: улучшить способности детей в изображении людей.
7)Прогулка.
1.Игра «Ассоциации»
Цель. Совершенствование
коммуникативных навыков, воспитание внимания по отношению к личным качествам
своим и сверстников, понимание различий в характерах людей, умение их ценить,
снятие эмоционального напряжения.
Описание игры. Дети делятся
на две команды. Каждая загадывает одного ребёнка из противоположной команды и
совместно описывает его с помощью ассоциаций, отвечая на следующие вопросы:
На какого сказочного героя похож этот ребёнок?
На какие вид спорта, одежду, время года, цвет он похож?
Какое высказывание наиболее точно определяет его характер?
После этого команды по очереди оглашают полученные ответы и угадывают ребёнка,
который был описан с помощью ассоциаций.
Примечание. В игре
побеждает та команда, которая правильно и с первого раза смогла назвать имя
ребёнка, который был загадан.
Источник. Развивалки для
подготовки к школе: развивающие игры для детей / авт.-сост.
С.В.Водолазькая. – М.: Эксмо, 2009.
2. Сова
Цель: развитие
произвольности и самоконтроля.
Описание игры. С помощью
считалки выбирается водящий – сова. Остальные дети будут изображать мышек или
птичек.
По команде психолога «День» «сова» садится в «гнездо» (обруч, лежащий
на полу) и закрывает глаза, а дети начинают бегать по залу. Когда психолог
произносит «Ночь», дети приседают
и замирают, а «сова» отправляется
на охоту. Она высматривает тех, кто шевелится или смеётся, и «уносит» их к себе в «гнездо».
Источник. Арцишевская
И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. Изд. 2-е, доп. –
Книголюб, 2005. – 64 с.
Вторая половина дня.
8)Обед.
9)Прохождение различных тестов. Тест «Хороший ли ты друг»
1. Вы собрались в кино, но вдруг выясняется, что у твоей подруги (друга) нет денег на билет. Как ты поступишь?
А) Пойдешь в кино одна (один).
Б) Одолжишь подруге (другу) денег.
B) Найдешь богатенького приятеля, который мог бы сводить вас в
кино.
2. Ты хочешь пригласить подругу (друга) вместе провести вечер, но она (он) уже обещал (а) своей маме сделать уборку. Как ты поступишь?
А) Проведешь вечер одна (один).
Б) Поможешь ей (ему). Чем быстрее вы закончите
работу, тем больше времени останется на веселье.
В) Позвонишь другой (-ому) подружке (другу).
3. Ты идешь по улице и вдруг видишь, что шайка хулиганов пристает к твоей подруге (другу). Как ты поступишь?
А) Сделаешь вид, что ты их не замечаешь, и
поспешишь скрыться.
Б) Бросишься на помощь подруге (другу).
В) Расскажешь об этом ее (его) отцу…когда увидишь
его.
4. Вы с классом поехали на экскурсию. Вдруг одна из твоих подруг (один из твоих друзей) обнаруживает, что не взял (а) с собой еды. Как ты поступишь?
А) Скажешь ей (ему), чтобы в следующий раз он(а)
лучше собиралась в поездку.
Б) Поделишься с ней (с ним) своим обедом.
В) Скажешь об этом учителю, чтобы он что-нибудь
придумал.
– Итак, подведем итог.
Больше ответов А:
Возможно, настало время сесть и подумать, почему никто не помогает тебе в трудных ситуациях. Настоящая дружба предполагает взаимную помощь и поддержку. Покажи своим друзьям, что ты в любую секунду готов(а) прийти им на помощь.
Больше ответов Б:
Ты замечательный друг! На тебя можно положиться в трудную минуту. Таких как ты интересные события и приключения с друзьями ждут на каждом шагу. Самое главное – твои друзья знают, что всегда могут положиться на тебя!
Больше ответов В:
Ты беспокоишься о своих друзьях, особенно когда они оказываются в сложной ситуации, но дружба – это не только приятное времяпрепровождение. Твои друзья должны быть уверены, что всегда могут рассчитывать на твою помощь. У тебя большие задатки. Чтобы стать настоящим другом, подумай о том, как их реализовать.
Беседа по вопросам:
– Я надеюсь, что этот тест заставит каждого из вас задуматься о том, что быть другом – это сложный и кропотливый труд, это работа, прежде всего, над собой. Давайте подумаем, существует ли некий кодекс дружбы?
– Какие качества и навыки потребуются для того, чтобы постоянно поддерживать теплые отношения? Этот вопрос поставили перед собой английские психологи. Они составили опросник и опросили англичан, итальянцев, жителей Гонгонга и японцев в возрасте от 18 до 60 на тему: «Что вы считаете самым важным для дружбы?». Всего получилось 43 общих правила. Выяснилось, что при всех межкультурных различиях все опрошенные имеют сходный неформальный кодекс дружбы (авторы исследования утверждают, что эти законы универсальны для любой культуры).
– Давайте и мы с вами попытаемся составить универсальный кодекс дружбы.
Коллективное обсуждение и составление кодекса дружбы.
Кодекс дружбы
Если хочешь быть хорошим и верным другом:
· Делись своими успехами, неудачами и новостями.
· Умей слушать.
· Оказывай другу эмоциональную помощь и поддержку.
· Доверяй другу и будь уверенным в нем.
· Сохраняй тайны своего друга.
· Не критикуй друга публично.
· Не будь назойливым и не поучай.
· Не обсуждай друга в его отсутствие.
· Не ревнуй друга к другим его друзьям.
· Уважай внутренний мир и чувства своего друга.
· Возвращай долги.
· Радуйся успехам своего друга.
(Какой ты друг, умеешь ли т дружить и т.д.)
Цель: познакомить детей с таким видом работы как тест; узнать кто из них умеет дружить, а кого надо направить, помочь и научить этому.
10)Эстафета «Дружба».
(Спортивная эстафета между командами учащихся 3 класса и их родителями)
Спортивные игры – эстафеты пробуждают у детей дух соревнования, стремление к победе. Развивают ловкость, скорость, выносливость. Воспитывают чувства взаимопомощи, взаимовыручки, лидерские качества.
Эстафета задумана с целью привлечения родителей в совместную деятельность с детьми, сближения родителей, детей и школы.
Необходимое оборудование: 2 футбольных мяча, 2 волейбольных мяча, 2 баскетбольных мяча, 20 обручей, цветы, сделанные детьми на уроках технологии, 4 стойки- ориентира.
Ход мероприятия:
Приветствие команд.
Команда родителей « Олимпийцы»
Девиз: С детьми соревнованья
Нам вовсе не страшны.
Выдержим все испытанья-
Ведь Олимпийцы мы!
Команда детей «Акбарс»
Девиз: Милые родители!
Вас обидеть не хотим!
Но должны вы это знать!
Вам победы не видать!
Знакомство с жюри.
Спортивные игры- эстафеты.
Бег с тремя мячами
На линии старта первый берет удобным образом 3 мяча (футбольный, волейбольный и баскетбольный). По сигналу бежит с ними до поворотного флажка и складывает возле него мячи. Назад он возвращается пустой. Следующий участник бежит пустым до лежащих мячей, поднимет их, возвращается с ними назад к команде и, не добегая 1м, кладет их на пол.
( вместо больших мячей можно взять 6 теннисных, вместо бега – прыжки.)
Сто окошек
При чём здесь окошки? На самом деле это - обручи, которые мы просто сравниваем с круглыми окнами. Начинаем спортивные игры со множеством обручей. Команда игроков готова? Команда их соперников? Обручи разложены в направлении движения каждой команды. Взяв обруч перед собой, проходим через него, кладём на место и продолжаем двигаться дальше, к следующим обручам. Продолжаем соревнование.
Гонка мячей под ногами
Первый игрок посылает мяч между расставленными ногами игроков назад. Последний игрок каждой команды наклоняется, ловит мяч и бежит с ним вдоль колонны вперед, встает в начале колонны и опять посылает мяч между расставленными ногами и т. д. Побеждает команда, которая быстрее закончит эстафету.
Эстафета парами.
Участники становятся в 2 колонны парами за линию на одной стороне площадки, количество пар в колоннах должно быть одинаковым. На противоположном стороне площадки (на расстоянии 6 - 8 м.) поставлены какие-либо предметы (кубы, деревянные чурбачки). По сигналу взрослого первые пары, взявшись за руки, бегут к кубам, обегают их и возвращаются в конец своей колонны. Как только они перебегут линию старта, убегают вторые пары, и так до тех пор, пока не пробегут все пары.
Выигрывает та колонна, игроки которой быстрее выполнят задание и во время бега не разъединят руки.
Полянка.
Обруч - это лесная полянка, на которой растёт множество цветов. За определённое время поочередно игроки команды должны добежать до поляны и взять только один цветок и вернуться к своей команде. В какой команде игроки окажутся шустрее и соберут самый большой букет?
Гонка обручей.
Играющие делятся на равные команды и строятся в шеренги вдоль боковых линий площадки. На правом фланге каждой команды стоит капитан; на него надето 10 гимнастических обручей. По сигналу капитан снимает с себя первый обруч и передает его через себя сверху вниз или наоборот и передает очередному игроку. В это же время капитан снимает с себя второй обруч и передает его соседу, который, выполнив задание, передает обруч дальше. Таким образом, каждый игрок, передав обруч соседу, тут же получает новый обруч. Замыкающий игрок в шеренге надевает все обручи на себя. Команда, игроки которой быстрее выполнят задание, получает выигрышное очко.
Эстафета с обручами.
На дорожке проводятся две линии на расстоянии 20 - 25 м одна от другой. Каждый игрок должен прокатить обруч от первой до второй линии, вернуться обратно и передать обруч своему товарищу. Выигрывает та команда, которая раньше завершит эстафету.
4.Подведение итогов. Награждение команд.
(Может включать в себя любые виды игр, где дети могут поддержать друг друга.)
Цель: укрепить дружеские отношения между детьми.
11)Ужин.
12)Свободное время. (Можно поиграть в настольные игры.)
13)Сон.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.