Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа – интернат № 67
Пушкинского района г. Санкт – Петербурга
Литературное кафе
«Читаем К.Д.Ушинского…»
Составила: воспитатель Быстрова Н.Ю.
Санкт-Петербург
2023 год
Цель:
Активизировать имеющиеся у детей знания о произведениях К.Д. Ушинского.
Задачи:
Познакомить с творчеством К.Д. Ушинского; привлечь внимание детей к автору книг.
Воспитывать у детей интерес к произведениям.
Продолжать обогащать словарь детей новыми понятиями.
Развивать любознательность, внимание, кратковременную и долговременную память, словесно – логическое и наглядно – образное мышление, умение классифицировать и обобщать, творческие способности.
Развивать у детей быстроту реакции, умение работать в коллективе.
Предварительная работа:
Выставка в книжном уголке.
Просмотр мультфильмов по произведениям.
Х о д з а н я т и я
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не обычное кафе, а литературное! - Как вы думаете, что это значит?
- Конечно, мы не только
будем пить чай с вкусняшками, а будем читать и беседовать по произведениям К.Д.Ушинского.
Книга – верный,
Книга – первый,
Книга – лучший друг ребят.
Нам никак нельзя без книжки,
Нам никак нельзя без книжки! –
Все ребята говорят.
Слайд 1 – Портрет К.Д.Ушинского
Константин Дмитриевич Ушинский – основоположник русской научной педагогики. Родился в 1824 г. в Туле. Когда Косте было 12 лет, умерла его мама. Мальчик был определен в гимназию. В школе Костя учился хорошо, много читал. У Ушинского была большая семья.
В 16 лет Константин поступил в Московский университет, который окончил в 1846 году. В 22 года Константин Дмитриевич стал работать учителем. Константин Дмитриевич работал учителем в Ярославле, Санкт - Петербурге, и даже за границей. У него была мечта: научить маленьких детей читать и писать так, чтобы им было нетрудно и интересно. Он много работал. Ушинский известен не только как основоположник русской педагогики, но и как автор прекрасных книг для детей. Писал книги не только для детей, но и для взрослых. Печатался в газетах и журналах. За огромный вклад в дело развития образования имя Д.К. Ушинского осталось на века. Его именем названа в Москве библиотека, проходя мимо которой можно увидеть памятник великому писателю и педагогу. Его именем названы во многих улицы и скверы. А лучших педагогов с 2004 года стали награждать медалью Ушинского.
А нынешние школьники читают и любят рассказы и сказки Ушинского. И можно с уверенностью, что эти рассказы и сказки будут читать ещё много – много новых поколений, потому, что всегда у людей будет в почете труд, знание, честность и доброта. А чтобы вы могли воспользоваться советами Ушинского и могли дарить добро окружающим и радость близким людям, для классного уголка я приготовила памятку «Твори добро».
- А сейчас мы отправимся в мир произведений К.Д. Ушинского…
Как рубашка в поле выросла
Видела Таня, как отец её горстями разбрасывал по полю маленькие блестящие зёрна, и спрашивает:
- Что ты, тятя, делаешь?
- А вот сею ленок, дочка; вырастет рубашка тебе и Васютке.
Задумалась Таня: никогда она не видела, чтобы рубашки в поле росли.
Недели через две покрылась полоска зелёной шелковистой травкой и подумала Таня: «Хорошо, если бы у меня была такая рубашечка».
Раза два мать и сёстры Тани приходили полоску полоть и всякий раз говорили девочке:
- Славная у тебя рубашечка будет!
Прошло ещё несколько недель: травка на полоске поднялась, и на ней показались голубые цветочки.
«У братца Васи такие глазки, — подумала Таня, — но рубашечек таких я ни на ком не видала».
Когда цветочки опали, то на место их показались зелёные головки. Когда головки забурели и подсохли, мать и сёстры Тани повыдергали весь лён с корнем, навязали снопиков и поставили их на поле просохнуть.
Когда лён просох, то стали у него головки отрезывать, а потом потопили в речке безголовые пучки и ещё камнем сверху завалили, чтобы не всплыл.
Печально смотрела Таня, как её рубашечку топят; а сёстры тут ей опять сказали:
- Славная у тебя, Таня, рубашечка будет.
Недели через две вынули лён из речки, просушили и стали колотить, сначала доской на гумне, потом трепалом на дворе, так что от бедного льна летела кострика во все стороны. Вытрепавши, стали лён чесать железным гребнем, пока не сделался мягким и шелковистым.
- Славная у тебя рубашка будет, — опять сказали Тане сёстры. Но Таня подумала:
«Где же тут рубашка? Это похоже на волоски Васи, а не на рубашку».
Настали длинные зимние вечера. Сёстры Тани надели лён на гребни и стали из него нитки прясть.
«Это нитки, — думает Таня, — а где же рубашечка?»
Прошли зима, весна и лето, настала осень. Отец установил в избе кросна, натянул на них основу и начал ткать. Забегал проворно челнок между нитками, и тут уж Таня сама увидала, что из ниток выходит холст.
Когда холст был готов, стали его на морозе морозить, по снегу расстилать, а весной расстилали его по траве, на солнышке, и взбрызгивали водой. Сделался холст из серого белым, как кипень.
Настала опять зима. Накроила из холста мать рубашек; принялись сёстры рубашки шить и к рождеству надели на Таню и Васю новые белые как снег рубашечки.
Четыре желания
Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:
- Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была.
- Запиши твоё желание в мою карманную книжку, — сказал отец.
Митя записал.
Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:
- Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.
Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание.
Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене, а вечером сказал отцу:
- Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было.
И это желание Мити было записано в ту же книжку.
Наступила осень. В саду собирали плоды — румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:
- Осень лучше всех времён года!
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.
Два козлика
Два упрямые козлика встретились однажды на узком бревне, переброшенном через ручей. Обоим разом перейти ручей было невозможно; приходилось которому-нибудь воротиться назад, дать другому дорогу и обождать.
– Уступи мне дорогу, – сказал один.
– Вот еще! Поди-ка ты, какой важный барин, – отвечал другой, – пяться назад, я первый взошел на мост.
– Нет, брат, я гораздо постарше тебя годами, и мне уступить молокососу! Ни за что!
Тут оба, долго не думавши, столкнулись крепкими лбами, сцепились рогами и, упираясь тоненькими ножками в колоду, стали драться. Но колода была мокра: оба упрямца поскользнулись и полетели прямо в воду.
Викторина
1. Какое название для детской хрестоматии придумал К.Д.Ушинский?
«Родная речь»
«Родное слово» +
«Звёздочка»
2. Как называется это произведение Ушинского?
«Собака, что лаешь?
— Волков пугаю.
— Собака, что хвост
поджала?
— Волков боюсь».
«Храбрый пёс» +
«Храбрая собака»
«Собака и волк»
3. О каком животном из рассказа Ушинского идёт речь и как этот
рассказ называется?
«Зубушки остры,
рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлете, шубка тепленькая…»
«Лиса Алиса»
«Лисичка-сестричка»
«Лиса Патрикеевна» +
4. Русские народные сказки в обработке К.Ушинского любимы не одним поколением детей. Какие сказки принадлежат перу К.Ушинского?
«Царевна-лягушка», «Снегурочка», «Лиса и журавль» +
«Лягушка и комар», «Лисичка и ёж», «Волчья радость»
«Братец Емеля», «Ёрш и ёж», «Барсук и выдра»
5. Как правильно звучит название русской народной сказки в обработке К.Ушинского «Пузырь, соломинка и …?
Галоша
Валенок
Лапоть +
6. Назовите три русские народные сказки в обработке К.Ушинского, в названии которых присутствует слово «лиса»?
«Лиса и рак» +
«Лиса и волк»
«Лиса и журавль»
7. Какое плодовое дерево выросло из оброненного зернышка в одном из рассказов Ушинского?
Яблонька +
Груша
Слива
8. С кем сердитый северный Ветер однажды затеял спор в одном из рассказов Ушинского?
С Воздухом
С Солнцем +
С Луной
9. Какие рассказы написал К.Д.Ушинский? Выберите правильный вариант.
«Бишка», «Васька», «Плутишка кот» +
«Беличья тайна», «Сорока», « У реки»
«Ослик», «Пруд», «Рыбье царство»
10. Назовите произведения Ушинского, в названии которых присутствуют числа?
«Два плуга» +
«Три медведя»
«Три козла»
Подведение итогов. Релаксация.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.