Тематический материал для развития и коррекции речи

  • doc
  • 04.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 157_Tkachenko_Logopedicheskaya_tetrad_Zvuk_L.doc


 

 

 

 

 

 

ББК 74.3 Т48

Т48 Т.Д. Ткаченко. ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИМ ЗВУК Л. Логопедический альбом. — Екатеринбург: ООО «Издательский дом Ли-тур», 2007. — 24 с.

В логопедическом альбоме вы найдете оригинальную и эффективную систему упражнений для исправления недостатков звукопроизношения у дошкольников и младших школьников.

Выполняя под руководством взрослого занимательные упражнения в альбоме, ребенок не только улучшает произносительные навыки, но и совершенствует внимание, память, воображение, мышление, пополняет запас сведений. Большинство заданий рассчитаны на работу с карандашом в руках, что дополнительно развивает графические навыки малыша, усиливает интерес к упражнениям, придает им значимость, увеличивает продолжительность и результативность занятий.

Адресовано родителям и педагогам для занятий с дошкольниками 4—8 лет.

15ВМ 978-5-9780-0045-0

 

 

 © Т.Д. Ткаченко, 2007

 

©ЛИТУР, 2007

© ЛИТУР (оформл.), 2007

 

 

 

 

Уважаемые педагоги и родители!

Правильное, чёткое произношение необходимо ребёнку для уверенного общения, успешного обучения, гармоничного развития. Если ребёнок неверно произносит какой-то звук речи, то вызывать его должен специалист - логопед. Только он в состоянии уловить все нюансы искажения звука и чётко, кратко, доступно объяснить ребёнку суть исправления неточностей. Однако получением отдельного звука коррекционная работа не ограничивается. Далее обязательно должен следовать продолжительный этап закрепления данного звука в самостоятельной речи малыша, причём в строго определённой последовательности: сначала в слогах, затем в словах, предложениях и наконец в связных высказываниях. Для того чтобы исправленный звук плавно, естественно и прочно вошёл в самостоятельную речь ребёнка, стал её неотъемлемой частью, взрослому следует запастись терпением, настроиться на кропотливую, ежедневную работу. Прежде всего следите за тем, чтобы, проговаривая слова или предложения с определённым звуком речи, ребёнок произносил этот звук утрированно, «нажимал» на него. Занимайтесь с малышом утром или сразу после дневного сна, по 15-20 минут в день. Но при этом следите не за временем, а за состоянием ребёнка и результативностью занятий. Помните — лучше проделать одно упражнение несколько раз, но добиться стойкого результата, чем «пробежаться» по нескольким упражнениям и остаться на прежнем уровне умений. Будьте заинтересованны, собранны, настойчивы. Не забывайте улыбаться и хвалить малыша за любое, даже самое маленькое достижение.

Успехов вам и вашим детям!

Заслуженный учитель РФ, отличник просвещения, логопед высшей квалификации Т. А. Ткаченко

 


 

1. ЗВУКОВАЯ РАЗМИНКА



Произнеси указанные звуки чётко и длительно: столько, сколько ведёшь карандашом по звуковым дорожкам.


 


2. СЛУХОВАЯ РАЗМИНКА



      Это вампа?

      Это лямпа?

      Это уампа? ♦ Это гампа?


 

      Это лампа?

      Это лапма?

      Это йампа?

      Это зампа?


 

 

 

 

 

 

 

 

3. СЛОГОВАЯ РАЗМИНКА

Соедини начала рифмовок с нужными картинками, так, чтобы получились целые чистоговорки. Чётко произнеси каждую из них целиком по 3-4 раза. Выделяй звуки Л!



♦  Ла-ла-ла, ла-ла-ла, там высокая ...

♦ Ло-ло-ло, ло-ло-ло, в лодке сломано ...

      Лу-лу-лу, лу-лу-лу, я бегом бегу к ...

      Лы-лы-лы, лы-лы-лы, в доме новые ...


♦ Лат-лат-лат, лат-лат-лат, маме купим мы ...

♦ Пло-пло-пло, пло-пло-пло, белочка нашла ...


 


4. ЕЛОВАЯ ЧИСТОГОВОРКА



Ол-ол-ол, с ёлки улетел щегол.

Ал-ал-ал, мимо ёлки конь скакал.

 Ул-ул-ул, волк под ёлкою уснул.

Ил-ил-ил, лось у ёлочки ходил.

 Ыл-ыл-ыл, Нил за ёлкой кейс забыл. Эл-эл-эл, голубь к ёлке подлетел.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. ПРОПАВШИЕ ОКОНЧАНИЯ

Соедини начала слов с картинками-подсказками. Назови слоги и слова, выделяя звуки Л. С тремя любыми словами составь интересные предложения.

6. БЕЛАЯ ЧИСТОГОВОРКА

       Ло-ло-ло, ло-ло-ло, всё на улице бело.

       Ла-ла-ла, ла-ла-ла, клумба под окном бела.

       Ол-ол-ол, ол-ол-ол, белым стал зелёный стол.

       Ала-ала-ала-ала, белой и скамейка стала.

♦ Лы-лы-лы, лы-лы-лы, все тропиночки белы.

♦   Ло-ло-ло, ло-ло-ло, в окнах белое стекло.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. ПРЕДМЕТЫ И ПРИЗНАКИ

К каждому слову-признаку подбери название картинки и чётко произнеси пару слов. Составь предложения, где будет много звуков Л. (Мила сорвала с яблони спелое, сладкое яблоко и съела его.)

8. ШКОЛЬНАЯ ИСТОРИЯ

Ола-ола-ола-ола, за вокзалом наша школа.

Ала-ала-ала-ала, шла из этой школы Алла.

Ила-ила-ила-ила, Алла двойку получила.

 Ала-ала-ала-ала, Алла книжки не читала.

Ула-ула-ула-ула, только Алла в класс шагнула,

 Ала-ала-ала-ала, наглей Алле стыдно стало!

 

9. СЛОГОВЫЕ ДОМИКИ

Чётко, выделяя звуки Л, назови всех животных. Сосчитай количество слогов в словах и соедини каждое животное со своим слоговым домиком. Расскажи то, что знаешь о жителях необычных домиков.

СЛОВА-СКОРОГОВОРКИ

       Молодая лань                     ♦ Ловкая Мила

       Белая салфетка                   ♦ Плоская лодка

       Сладкие оладьи                  ♦ Глубокий колодец    ♦Золотая полоска    ♦  Белое стекло

       Полная луна                       ♦ Ловкие водолазы

       Гладкое мыло                     ♦  Мелкое болото

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13. ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ

Назови все картинки, выделяя звук Л. Соедини каждый предмет со своей геометрической формой. Перечисли отдельно круглые и прямоугольные предметы.

14. МИЛА-ПОМОЩНИЦА

♦ Ла-ла-ла, ла-ла-ла, как-то Мила пол мела.

♦ Ло-ло-ло, ло-ло-ло, видит, на полу стекло.

♦ Лу-лу-лу, лу-лу-лу, сто осколков на полу.

 ♦ Лы-лы-лы, лы-лы-лы, Мила подмела полы.

 ♦ Ла-ла-ла, ла-ла-ла, Мила маме помогла.

 

 

15. КОМУ ЧТО НУЖНО

Назови картинки, выделяя звук Л. Подумай, кому мо-
жет понадобиться каждый предмет, и соедини его с под
ходящей майкой. Проговори слова парами и составь ин-
тересные предложения.
                        

16. СЛОЖНЫЕ СЛОВА

♦ Щенок с белой головой — (белоголовый)

♦ Девушка со светлыми волосами — (светловолосая)

      Юноша с голубыми глазами — (голубоглазый)

       Кот с толстыми лапами — (толстолапый)

      Птица с прекрасным голосом — (сладкоголосая)

      Ночь с полной луной — (полнолунная)

 

 

 

 

 

 

 

17. НЕОБЫКНОВЕННЫЕ ХОЛОДИЛЬНИКИ



Чётко, выделяя звук Л, назови картинки. Сосчитай ко-
личество слогов в словах и соедини каждый продукт со
своим холодильником.
                                           ______


 


18. ЧИСТОГОВОРКА О ФУТБОЛЕ



Ол-ол-ол-ол, очень любим мы футбол.

 Лы-лы-лы-лы, забиваем мы голы.

 Лу-лу-лу-лу, возле окон, на полу.

Ол-ол-ол-ол, вот какой забили гол!

Ло-ло-ло ло, очень тонкое стекло!

Ла-ла-ла-ла, больше нет в окне стекла.


 

 

 

 

 

 

 

 

19. ЛИШНЕЕ СЛОВО

Чётко назови все картинки. В каждой рамке зачеркни одну, в названии которой нет звука Л. Под картинками напиши слова-обобщения.

20. РАЗНЫЕ ВОПРОСЫ ПОЛНЫЕ ОТВЕТЫ

♦ Что Мила приготовила из клубники?

      Что освещал лунный свет?

      Что Слава испачкал смолой?

      Что клоун делал под          куполом?

      Что Володя увидел за селом?

      Кто слушал пение соловья?

 

 

 

 

 

 

 

 

21. ХЛОПОК, МЕТАЛЛ, СТЕКЛО

Назови все предметы, а затем материалы, из которых
они сделаны. Соедини каждый предмет со своим мате-
риалом. Перечисли предметы, сделанные из одного ма-
териала. Выделяй звук Л!
                                           

22. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ИСПРАВЛЕНИЯ

♦ Лошадь скакала на всаднике.

       Оладьи съели Милу.

       Хозяин лаял на Полкана.

       Подсолнух полил Клаву.

♦ Слон нарисовал художника.

♦   Ёлка выросла под ландышем.

 

 

 

 

 

 

 

 

23. ПРЕВРАЩЕНИЯ СЛОВ

Сравни похожие названия картинок в соседних рамках. В пустой рамке напиши букву, изменившую значение слов. Проговори слова парами, выделяя звук Л.

24. СЛОВА ДЛЯ ФРАЗ

♦  каталась — лошадь            ♦ делала — укол

♦ кивала — голова                   ♦ сломала — вешалка

♦ покупала — глобус               ♦ встала — стул

      хлопала — ладоши             ♦ надевала — платье   

      подметала — пол                 ♦ пекла — оладьи

      ела — колбаса                    ♦ лепила — слон

 

 

 

 

 

 

 

25. ОПОРНЫЕ КАРТИНКИ

Повтори, выделяя звук Л, каждое сочетание слов и со-
едини его с подходящей картинкой. Придумай и расска-
жи историю о сборах в школу девочки Милы (пользуйся
только рисунками-подсказками).
                              

♦ откинула одеяло                   ♦ ела оладьи

♦ умылась с мылом                 ♦ искала колготки

♦ гуляла с лайкой                    ♦ надевала платье

♦ пила молоко                        ♦ шла в школу

26. НЕЗАКОНЧЕННЫЕ РИФМОВКИ

♦ В уголок Алёша сел, у Алёши много ... (дел).

♦  Мал для Милы стал халат, и полно на нём ... (заплат).
♦ Мотылёк в углу сидел, снова к лампе ... (полетел).

♦ Юля бойкая была и крутилась как ... (юла).

♦  Поднимала Мила лавку, а под ней нашла ... (булавку).
♦ Стало в доме тихо, спит в углу ... (слониха).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27. ЗАГАДКИ И ОТГАДКИ



Повтори стихи, выделяя звук Л. Отгадай загадки и соедини тексты с нужными картинками. Загадай загадки


родным и знакомым.


К нам на ветки ночью синей Положил побелку ...


На глубине, где тишь и мгла, По толще вод плывёт пила.


В холода лежит у ног, Подставляет тёплый бок.


Было гладкое стекло, А под солнцем потекло.


 


28. КОРОТКИЕ СКОРОГОВОРКИ



♦ У ёлки иголки колки.

♦  Около кола — колокола.
♦ Ходят волки возле ёлки.

♦ В Луку Клим луком кинул.

♦ Вкусна халва, халве хвала.

♦  Наш Полкан попал в капкан.


 

 

 

 

 

 

 

 

29. СВОИ КАРТИНКИ

Не торопясь, выделяя звук Л, проговори каждую рифмовку. В пустых рамках нарисуй подходящие картинки. Повтори рифмовки в быстром темпе, но сохраняй правильность и чёткость произношения.



♦ Плясала, плясала по дому метла, полы подмела от угла до угла.

♦ И заплакала посуда: «У лентяйки было худо, не любила нас она, била, била нас она, запылила, закоптила, загубила нас она».

♦ Всё бело, бело, бело, много снега намело. Вот весёлые деньки, все на лыжи и коньки.

♦ Веник пол подметал, этот веник устал, он улёгся под стул, он зевнул и уснул.


 


30. СЛОВА ДЛЯ РАССКАЗА

♦   Мила, гулять, в, лес.

♦ Она, увидеть, ландыши.

       Ландыши, расти, под, ёлка.

       Мила, наклониться, чтобы, нюхать, ландыши,

       Мила, оставить, ландыши, около, ёлка.

 

 

 

 

 

 

 

 

31. ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ

Назови всех сказочных героев. Повтори то, что написано на волшебных листках, выделяя звук Л. Соедини картинки с подходящими текстами. Вспомни и расскажи сказочные истории.

32. ОБЩЕЕ НАЧАЛО СЛОВ

♦ Клад — клапан — Клава — класть

      Пламя — планы — плавать — пластик

      Слава — слабый — сладость — сладить

      Слуга — слух — случай — слушать

♦ Гладить — глазки — гланды — главный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

33. ДОБАВЛЕННЫЙ ЗВУК

Объясни значения всех слов. В каждое из них добавь звук Л так, чтобы получилось новое слово. Соедини слова с картинками-подсказками. Проговори пары похожих слов по 3-4 раза.

34. СКОРОГОВОРКИ

♦ Слава съел сало, да сала было мало.

♦ Вот весёлый колобок покатился как клубок.

♦ Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

♦ Лом ломает толстый лёд, лом ломать не устаёт.

♦ Пилит толстый ствол пила, накалилась добела.

♦ Еле-еле Лена ела, есть от лени не хотела.

 

 

 

 

 

 

 

 

35. СТИХИ И КАРТИНКИ



Не торопясь, выделяя звук Л, проговори каждую рифмовку. Соедини тексты с подходящими картинками. Затем повтори рифмовки в быстром темпе, но сохраняй


правильность и чёткость произношения.


Уж бежал кривой дорожкой, Ни одной не топал ножкой, Он бы топнул, да не мог, Потому что был без ног.


Как взялась пила за дело, Завизжала и запела, Ела-ела дуб, дуб, Поломала зуб, зуб.


Мила искала булавку, Булавка упала под лавку, Под лавку залезть было лень, Искала булавку весь день.


Дубовый столб стоит столбом, В него барашек стукнул лбом. Хотя не жаль барану лба, Но лбом не сбить ему столба.


 


36. ДЛИННЫЕ ТРУДНОГОВОРКИ

      Клала Клава лом на полку, кликнула к себе Николку.

      Искала белка дуб с дуплом: дупло для белок — тёплый дом.

♦ Свёкла у Фёклы мокла и сохла, сохла и мокла, пока не поблёкла.

♦ В лесу — лось, в воде — лосось; у лося в лесу — лосята, у лосося — лососята.

 

 

 

 

 

 

 

37. ГОЛУБОЙ ПЛАТОК

Перескажи историю о девочке Миле и её голубом платке. Раскрась картинки и дорисуй то, чего на них не хватает (дым, идущий от сожжённого платка и пр.)

Мила купила голубой платок. Он был гладкий, шёлковый, с кистями — загляденье! Мила захотела надеть платок в школу. Когда Мила достала платок с полки, он оказался мятым. Стала Мила гладить платок. Но тут, как назло, в кухне зазвонил телефон. Мила выбежала из комнаты, а утюг оставила на платке... Когда Мила вошла в комнату, она поняла, что голубого платка у неё не стало!



 


38. ВЕСЁЛЫЙ РАЗГОВОР



Мила просит: «Милый ёж! Ты мне платье не сошьёшь?» Ёж ответил из-под ёлки: «Ниток нет, одни иголки!»


 

 

 

 

 

 

 

39. ПРОПАВШИЕ ПРОДУКТЫ

Перескажи историю о мальчике Володе. Объясни и нарисуй то, что так расстроило маму.

Это было летом. Мама Володи уехала из дома по делам. Сыну она оставила деньги и велела сходить в магазин. Володя должен был купить два пакета молока, две пачки масла и упаковку сметаны. Володя взял сумку и пошёл в магазин. Он купил масло, сметану и молоко. Когда Володя заходил в подъезд, его окликнули знакомые мальчишки: «Володька, выходи, в футбол погоняем!» Володя вбежал в кухню, кинул сумку на пол и тут же выскочил на улицу. Через полчаса — в тепле, без холодильника — молоко скисло, масло потекло, а сметана стала жидкая и невкусная. А жалко!

40. ПОСЛОВИЦЫ

♦  Кто не глуп, тот на слова скуп.
♦ Судят не по словам, а по делам.
♦ Ловит волк, да ловят и волка.

♦ Однажды солгал — навек лгуном стал.

♦ Кулаком победишь одного, а умом — сотню!

♦  Коли кашку слопал, так не надо плошку об пол.

 

 

 

 

 

 

 

 

41. ГОЛОДНЫЙ СЛАВИК

Перескажи историю о голодном мальчике. Пронумеруй картинки с изображением кушаний по порядку. Объясни, в чём ошибка Славика.

Славик шёл из школы домой. Он был такой голодный! Вбежал Славик на кухню, схватил со стола холодные оладьи, съел — не наелся. Нашёл в холодильнике голубцы. Съел, опять голодно ему. Взял тогда Славик сладкую пастилу. Съел и тут же наелся. «И зачем я столько всего ел? — подумал Славик. — Хватило бы одной пастилы!» А так ли?



 


42. ПОГОВОРКИ



      Мал, да удал.

      Было, да сплыло.

      Гол как сокол.

♦ Ломать — не делать.

♦  И не складно, и не ладно.

♦ Сделал дело — гуляй смело!


 

 

 

 

 

 

 

 

 

43. ВОЛК И ОВЦА

Перескажи сказку, выделяя звуки Л. Объясни — как Овце удалось перехитрить Волка. Раскрась изображение Овцы цветными карандашами.

Овца отбилась от стада, заблудилась в лесу и осталась там жить. Сложила она себе из веток шалаш, сделала в нём лежанку и окно. Живёт себе, не тужит. Наступила зима, голодно и холодно стало в лесу. Повадился ходить к шалашу Волк. Стоит у шалаша, молит: «Пусти меня хозяюшка!» Поняла Овца, что дела плохи. Пока Волка не было, побежала она в лес. Нашла под снегом клюкву и все бока измазала клюквенным соком. Потом нацепила на голову еловые ветки, встала в шалаше у окошка и говорит не своим голосом: «Я семь волков съела, восьмого жду!» Услышал это Волк, увидел чудище косматое, и бегом от шалаша!

44. МЫЛЬНЫЕ СКОРОГОВОРКИ

Милый, милый Михаил         Не жалела мама мыла,

Мыться с мылом не любил.   Мама Милу мылом мыла.

Он сказал: «Не надо мыла,    Мила мыла не любила,

Я без мыла очень милый».     Миле в глаз попало мыло.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

45. ВОТ ТАК ПРАЗДНИК!

Прослушай историю о молодой хозяйке и перескажи её по отдельным картинкам. Пронумеруй картинки по порядку. Объясни название рассказа.

Наступил последний день в году. Людмила ждала гостей к ужину. Сколько дел надо сделать молодой хозяйке! Вначале она сбегала в магазин, потом вымыла всю посуду. В углу комнаты Людмила установила ёлку, а на неё повесила лампочки. «Только бы успеть к ужину!» — мелькало в её голове. Людмила запекла в духовке индейку, сделала несколько салатов, а затем уложила сладости и яблоки в вазу. Оставалось только надеть новое платье. Усталая хозяйка на минутку легла на диван... Звонков Людмила не слышала. Когда наступил Новый год, она сладко спала!

45. ТРУДНОГОВОРКИ

♦ Ловкие уловки у лентяя Вовки.

      Стоит Слава на копне, и копна на голове.

      Сел сокол на ствол, да ствол был гол.

      Невесело лайке — нету балалайки.

      С сосны смола сама стекла.

      Вышла на луг Маланья не для гулянья.

 

 

 

 

 

 

 

Серия «Учимся играя»

Т.А. Ткаченко

ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИМ ЗВУК Л

Логопедический альбом

Ответственный редактор Т. Кайсина

Художник М. Богуславская

Корректор Л. Сушкова

Верстка О. Игнатьевой

Подписано в печать 03.08.2007. Формат 70x100 1/16. Гарнитура Зспоо1Воок. Печать офсетная. Бумага для ВХИ. Усл. печ. л. 1,5. Тираж 50 000 экз. (1-й завод: 1 - 8000 экз.)

Заказ № 584.

Издательский дом ЛИТУР

620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 122.

Тел.: 355-06-47, 355-06-83, 372-72-18.

Интернет: пир://\л/\ллл/.Н1иг.ги.

Е-таП: Пт.иг@г66.ги.

Отпечатано с готовых диапозитивов

в ОАО «ИПП «Уральский рабочий»

620041, ГСП-148, г. Екатеринбург, ул. Тургенева, 13

пир://\ллл/\л/.ига1рпп1.ги

Е-таП: Ьоок@ига1рппг.ги