2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины УД.13 Родная литература
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
Раздел 1. Башкортостан в русской литературе 19 века. |
|
18 |
|
||
Тема 1.1. Литературное «освоение» Башкортостана в 19 веке. Произведения А.С. Пушкина, содержащие образы башкир. |
|
Урок1.Русские писатели 19 века, связанные с Башкортостаном. Произведения, в которых находит отражение жизнь, быт, история башкирского народа, природа края. Урок2. ПР№1.Факты биографии А.С. Пушкина, связанные с посещением Заволжья и Оренбуржья. История создания исторических произведений писателя, содержащих образы «башкир»: «Братья-разбойники», «История пугачевского бунта» и «Капитанская дочка». Анализ эпизодов. Самостоятельная работа обучающихся(2): 1. Пугачев и народное восстание в романе " Капитанская дочка" и историческом труде Пушкина. 2.Пушкин-историк. "История Пугачевского бунта" |
2 |
1 |
|
Тема 1.2. Жизнь и творчество С.Т. Аксакова |
|
Урок3.Жизненный и творческий путь писателя. Основные темы творчества С.Т. Аксакова: тема природы, Родины, детства, семьи, народа, труда и др. Урок4.ПР№2. Урок-экскурсия в мир С.Т. Аксакова. Урок№5.Сказка «Аленький цветочек»: история создания, сюжет, главная мысль. Урок№6.ПР№3Сопоставительный анализ сказки с ее экранизациями. Урок№7«Семейные хроники» и «Детские годы Багрова-внука» – автобиографические произведения С.Т. Аксакова: документальная основа художественных текстов. Урок№8.ПР№4 Анализ произведения «Детские годы Багрова-внука». Урок№9-10.ПР№5-6.Мини-проекты «Аксаковские места Уфы», «Аксаковские места Башкортостана», «Лауреаты премии им. С.Т. Аксакова», «Международный Аксаковский праздник: прошлое и настоящее», «Деятельность Аксаковского фонда», , «Род Аксаковых: навеки с башкирской землей» и др. Защита проектных работ. Самостоятельная работа обучающихся(3): 1.Музей Аксаковых в селе Надеждино. 2.Лауреаты премий имени С.Т. Аксакова. 3.Достопримечательности, связанные с именем Аксакова. |
8 |
2 |
|
Тема 1.3. Л.Н. Толстой о Башкортостане. |
|
Урок№11.Пребывание Л.Н. Толстого в Башкортостане. Описание башкир, взаимоотношений с ними, природа башкирского края в письмах русского писателя.Урок №12.ПР№7Анализ рассказов «Ильяс», «Много ль человеку земли нужно».Самостоятельная работа обучающихся(3): 1.Л.Н.Толстой и Башкортостан. 2. Произведения Л.Н.Толстого о башкирах. 3. Отношение башкир к Л.Н.Толстому. |
2 |
2 |
|
Тема 1.4. Творчество Г.Успенского |
|
Урок13.Личность писателя Глеба Успенского, особенности творчества. Сведения из биографии Глеба Успенского, связанные с Башкортостаном.Урок14.ПР№8 Очерки «От Оренбурга до Уфы»: изображение социальных условий жизни башкир конца 19 века. Анализ эпизодов. |
2 |
2 |
|
Тема 1.5. Творчество В.Г. Короленко |
|
Урок15.Личность писателя В.Г. Короленко, особенности творчества.Урок16.Пр№9Работа над романом «Набеглый царь». Впечатления о пребывании в Уфе и ее окрестностях в заметках «Уфимское», «Дорога в Уфу и Челябинск», «Дорога в Уфу, лагерь Чики». |
2 |
2 |
|
Тема 1.6. А.П. Чехов о Башкортостане. |
|
Урок17.Биографические сведения, связанные с кумысолечением А.П. Чехова в Башкортостане. Урок18.Отражение жизни и быта башкир начала конца 19 – начала 20 вв. в письмах писателя. Самостоятельная работа обучающихся(1): 1. Пребывание А.П.Чехова в Башкирии |
2 |
2 |
|
Раздел 2. Башкортостан в литературе 20 века. |
|
15 |
|
||
Тема 2.1.Творчество Имая Насыри |
|
Урок№19. Личность писателя Имая Насыри, особенности творчества. Обзор произведений Урок №20. Пр.№.10Анализ романа "Кудей" Самостоятельная работа обучающихся(1): 1. Выдающиеся земляки. Имай Насыри |
2 |
2 |
|
Тема 2.2. Творчество Саши Черного |
1. 1 1. |
Урок 21.Личность поэта Саши Черного, особенности творчества. Биографические сведения, связанные с кумысолечением Саши Черного в Башкортостане. Урок22.Пр№11 Анализ поэтических текстов «В башкирской деревне», «Кумысные вирши». Выразительное чтение стихотворений С.Черного. |
2 |
2 |
|
Тема 2.3. Творчество А. Филиппова. |
. |
Урок23.Личность народного поэта республики Бащкортостан Александра Филиппова Урок24.Пр№12.Основные темы творчества. Анализ стихотворений Самостоятельная работа обучающихся(1): 1. А.Филиппов - народный поэт республики Башкортостан. |
2 |
2 |
|
Тема 2.3. Творчество С. Чекмарева |
|
Урок 25.Личность поэта Сергея Чекмарева, особенности творчества. Сведения из биографии поэта, связанные с Башкортостаном. Урок26.Пр№13Анализ стихотворений «Размышления на станции Карталы», «В пути» и др. |
2 |
2 |
|
Тема 2.4 Творчество А. Платонова. |
|
Урок 27.Сведения из биографии писателя, связанные с Башкортостаном. Урок№28.Пр№14 Творческая история рассказа «Крестьянин Ягафар». Образ крестьянина. Постижение авторского идеала человека, живущего в переломное время. Самостоятельная работа обучающихся(1): 1.Образ крестьянина в рассказах Платонова. |
2 |
2 |
|
Тема 2.5. Творчество М. Карима. |
|
Урок№29.Личность писателя и поэта Мустая Карима, особенности творчества. Урок№30. Пр№15.Анализ повести «Радость нашего дома». Тема войны, детства в произведении. Просмотр фрагментов фильма «Сестренка», снятого по мотивам повести. |
2 |
2 |
|
|
|
Урок№31-32.Тема ВОВ в повести М.Карима «Помилование». Урок№33. Пр№16.Просмотр пьесы «Луна и листопад» по мотивам произведения. Написание рецензии. Самостоятельная работа обучающихся(3): 1. Проблема патриотизма и гражданственности в творчестве М.Карима 2.М.Карим- жемчужина Башкирской классики. 3. М. Карим в военные годы. |
3 |
2
3 |
|
Раздел 3. Башкортостан в русской литературе 21 века. |
|
Урок№ 34-35.Пр.№17Обзор творчества стерлитамакских художников слова. Основные темы творчества: бытовая, молодежная, городская, историческая и др. Разнообразие литературных направлений: реалистическое, постмодернистское, фантастическое, автобиографическое, юмористическое и др. Поиск новых стилевых форм. Самостоятельная работа обучающихся(2): 1. Творчество З.Муллагалиевой 2. Творчество Л.А.Афлятуновой Урок №36 Дифференцированный зачет.
|
3 |
1 |
|
|
Итого Самостоятельная работа обучающихся |
36 18 |
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.