Цели:
• Знакомство учащихся с профессиями;
• Выявление склонностей учеников к различным видам человеческой деятельности;
• Обеспечение готовности девятиклассников к профессиональному самоопределению.
Подготовительная работа
• Определение классным руководителем совместно с активом класса темы и формы проведения классного часа, составление плана подготовительной работы.
• Проведение инициативной группой учащихся анкетирования школьников, родителей, работников школы на тему “Мир профессий”
• Диагностическое изучение профессиональных предпочтений учащихся.
• Подготовка оборудования и оформления классного часа.
Тематический классный час “Моя будущая
профессия”
Участники:
учащиеся 6го класса,
классный руководитель.
Цели:
Знакомство учащихся с профессиями;
Выявление склонностей учеников к различным видам человеческой
деятельности;
Обеспечение готовности девятиклассников к профессиональному
самоопределению.
Подготовительная работа
Определение классным руководителем совместно с активом класса
темы и формы проведения классного часа, составление плана
подготовительной работы.
Проведение инициативной группой учащихся анкетирования
школьников, родителей, работников школы на тему “Мир профессий”
Диагностическое изучение профессиональных предпочтений учащихся.
Подготовка оборудования и оформления классного часа.
Оформление, оборудование и инвентарь:
Ручки, карандаши, бланки опросника (карта самооценки склонностей),
плакаты с высказываниями известных людей о труде, о профессиях.
Ход проведения
УЧИТЕЛЬ: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы поговорим на тему
“Мир профессий. (или Какую профессию выбрать?)”
В мире насчитывается около 40 тысяч разных профессий. Ежегодно 25
миллионов человек меняют свое место работы, 12% из них возвращаются
обратно… Означает ли это, что к выбору профессии можно идти путем проб и
ошибок? А может, надо сознательно готовить себя к будущей
профессиональной деятельности? Как найти ту единственную, свою
профессию, чтобы она тебя полностью устраивала, чтобы её избрание
позволило приносить пользу людям, обществу? Об этих и других проблемах
пойдет речь на классных часах в течении года. А этот классный час откроет
вам огромный мир профессий, ведь зачастую человек просто не знает о
существовании целого ряда профессий, а как раз та единственная – которая
его может сделать счастливым – ему пока неизвестна…
1Звучит музыкальная заставка.
Нашу первую рубрику “НОВОСТИ” открывает репортаж специального
корреспондента __________________________
Спец. кор.: Здравствуйте! Я получил задание провести опрос среди
учащихся и работников школы на тему “Мир профессий”. В коридорах нашей
школы многолюдно, но мне всетаки удалось провести опрос (см. Приложение
1). На вопросы: “кем хочешь быть, когда вырастишь?” или “кем Вы хотели
быть когда вырастите?” получены следующие ответы:
Профессиями XXI века ученики и работники школы считают:
Профессиями, ушедшими в глубь веков, по мнению опрошенных, можно
считать следующие:
С материалами опроса вас познакомила __________________
Звучит музыкальная заставка
Наш разговор о профессиях продолжается: Из опроса общественного
мнения видно, что не все школьники знают новые профессии, пользующиеся в
настоящее время большим спросом. А о профессиях, ушедших в глубь веков,
вообще, многие услышали впервые.
Сейчас познакомимся с профессиями, которые сегодня все чаще и чаще
востребованы.
АУДИТОР:
Уважаемые ребята, я хочу представить вам профессию аудитора. Аудиторы
контролируют не бизнес, а счета, рентабельность, доходы и расходы
компании, предприятия. Во всех странах мира компании должны вести
баланс, делать денежные проводки через счета, отчислять налоги и т. д.
Правильность ведения финансовоучетной и отчетной документации
контролируется общественным аудитором. Дает оценку степени риска и
эффективности предполагаемых операций предприятия. Эта профессия
требует высокой квалификации, ответственности и является весьма
престижной. У нас в стране эта профессия ещё очень молода, хотя во всем
мире она известна очень давно.
Получить эту профессию можно в любом экономическом колледже или
ВУЗе.
СЕСТРАГЕРАНТОЛОГ
А я хочу познакомить вас с профессией геронтолога. Совершенствование
медицинского обслуживания, улучшение условий жизни и возрастающее
2осознание необходимости вести здоровый образ жизни помогают жителям
многих стран жить долго и полноценно. В настоящее время несколько иная
ситуация сложилась в России, но она в скором времени должна улучшиться.
Необходимо заметить, что старение общества происходит достаточно быстро.
Увеличивается число престарелых людей, которые рассчитывать могут только
на себя. Нуждаются в помощи и инвалиды. К сожалению, в государственных
лечебницах мало выделяется мест для таких людей. Частные же лечебные и
оздоровительные заведения пока немногочисленны и весьма дороги.
Приглашение няни на какоето время – это реальный выход во многих
случаях. И потому профессия сестрыгеронтолога получает все большее
признание в обществе.
Получить эту профессию можно в любом медицинском колледже или
ВУЗе.
РАДИОЛОГ:
Эта профессия тоже связана с медициной. Радиолог выявляет внутренние
симптомы болезни путем специализированного обследования различных
частей человеческого тела. Такое обследование проводится с помощью
высокотехнологичного оборудования: рентгена, ультразвука, компьютера,
томографа и др. Эти средства становятся все более совершенными,
позволяющими получать и моментально обрабатывать огромный объем
информации о состоянии основных внутренних органов человека. Как
правило, пациентов к радиологу направляют врачи, нуждающиеся в какойто
дополнительной информации о состоянии больного. На основании заключения
радиолога устанавливается более точный диагноз и проводится более
эффективное лечение.
Получить эту профессию можно в любом медицинском колледже или
ВУЗе.
АГЕНТ СТРАХОВОЙ
Представитель страховой компании. Привлекает новых клиентов, составляет
договоры, контролирует их выполнение, осуществляет необходимые действия
в случае возникновения страхового случая.
АГЕНТ ПО РЕКЛАМЕ
Проводит работу с клиентамирекламодателями: поиск клиентов, выезжает к
ним для заключения договоров, получения исходных материалов,
согласования проектов и эскизов. Контролирует выполнение договорных
обязательств.
ИМПРЕССАРИО
3Организатор зрелищных предприятий.
действующий от его имени и в его интересах.
Агент какоголибо артиста,
РИЭЛТЕР
Специалист по аренде, покупке, продаже недвижимости.
СПЕЦИАЛИСТ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
Организует общественное мнение, анализирует соотношения деятельности
лица или организации с общественными интересами, разрабатывает и
реализует программы создания благоприятного общественного мнения,
участвует в организации выставок и презентаций, работает в тесном контакте
с пресссекретарем (или совмещает эти функции).
СЕКРЕТАРЬ НА ТЕЛЕФОНЕ
Осуществляет прием звонков и клиентов, организует делопроизводство,
переводит телефонные переговоры, организует встречи, производит прием и
отправку корреспонденции по телефону, факсу, электронной почте.
Звучит музыкальная заставка
(Игры, направленные на расширение кругозора в области профессий:)
Давайте назовем несколько профессий, относящиеся к различным группам:
“человекприрода”
“человекчеловек”
“человекзнаковая система”
“человекхудожественный образ”
“человектехника”
Напойте песни, в которых упоминается какаято профессия.
Перечислите литературные произведения, в названии которых
упоминается какаялибо профессия.
А сейчас будет названа буква и ваша задача – показать, что вы знаете
много профессий, начинающихся с этой буквы. Таким образом мы узнаем как
велик мир профессий (по кругу).
Вам будут предложены некоторые необычные характеристики
профессий, а вы должны по очереди называть те профессии, которые, по
вашему мнению, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике.
Самая зеленая профессия,
Самая детская профессия,
4 Самая смешная профессия,
Самая грязная профессия,
Самая чистая профессия,
Самая дорогая профессия
“Цепочка профессий” Я буду называть первую профессию, например,
металлург, следующий назовет профессию, в чемто близкую металлургу,
например, повар. Следующий назовет профессию, близкую к повару и т. д.
Важно, чтобы называющий сумел объяснить, в чем сходство профессий
(например: металлург и повар имеют дело с огнем, с высокими
температурами, с печами).
(Например:металлургповармясникслесарьавтослесарьтаксист
сатирик эстрадный (тоже “зубы заговаривает”)артист драмтеатраартист
балета и т.д.)
Ветеринартерапевт…
Давайте составим рассказ о типичном дне одного работника, но для рассказа
используем только существительные. Например, рассказ о трудовом дне
учителя мог бы выглядеть так: звонокзавтракзвонокуроквопросответ
оценказвонокучительскаязвонокурокзвонокдиректордвоечникродители
звонокулицадомкухняуборкаурокидетиурокисонзвонок…
Итак, рассказ о типичном дне … Врача, Дворника, Летчика…
Дорогие ребята, вам стоит задуматься, какая группа профессий и какая
профессия вам нравится, к чему у вас уже определились склонности. Пусть
каждый оценит себя и свои возможности. Всем желаю не ошибиться в выборе
своего будущего.
Ну, а как получить желаемую профессию, вы ответите сами.
А ответы вы напишите на лепестках ромашки и мы, собрав её увидим,
что же у нас получилось.
Итак, давайте подведем итог (читаем на ромашке).
(Заключительная речь учителя:)
Русская пословица гласит: “Всяк кузнец своего счастья”.
А Томас Карлейль сказал: “Самый несчастный из людей тот, для
которого в мире не оказалось работы”.
Я же хочу вам всем пожелать быть только счастливыми, а это ещё и
значит, что очень важно в жизни найти работу по душе. Вы ещё молоды и у вас
есть время присмотреться и определиться со своим будущим, а школьные
беседы, встречи с интересными профессиями и людьми вам в этом
обязательно должны помочь.
У нас в классе была проведена анкета, по результатам которой
выявились следующие склонности учащихся к той или иной группе профессий
1. “человекприрода” ___(ФИ учся)________
2. “человектехника” ___(ФИ учся)_________
53. “человектехника”___(ФИ учся)________
4. “человекзнаковая система” ___(ФИ учся)________
5. “человекхудожественный образ” ___(ФИ учся)________
Поэтому сегодня вам уже есть над чем задуматься, определиться с
профессиональной направленностью своего будущего. А наша совместная
работа по подготовке и проведению этого классного часа, надеюсь,
некоторым уже помогла в этом.
Счастливого пути вам в Мир профессий!
Приложение 1.
(для подготовки класного часа, предлагается учащимся, родителям,
Анкета
работникам школы, знакомым учащихся 6 класса)
Ответьте на следующие вопросы:
Кем Вы хотели быть когда вырастите?
_______________________________________________
Какие профессии, на Ваш взгляд, являются профессиями XXI века?
_______________________________________________
Какие профессии, на Ваш взгляд, можно считать профессиями, ушедшими в
глубь веков?
______________________________________________
6