Предлагаемый методический материал может быть использован при реализации гражданского воспитания в общеобразовательных учреждениях с детьми разных ступеней обучения. Применим для организации и проведения различных тематических мероприятий по данному направлению воспитательной работы. Может быть использован классными руководителями при составлении планов воспитательной работы, учителями – предметниками.
ПОДВИГ СТАЛИНГРАДА
(тематический вечер)
Ц е л ь : расширить знания учащихся о героическом прошлом защитников
Родины, воспитывать чувство долга и ответственности.
О б о р у д о в а н и е : наглядный материал (из школьного музея): фотомонтажи
«Этапы Сталинградской битвы», «Герои Сталинграда», «Помощь тружеников
тыла»; карта Сталинградской битвы; листовки, приказы, газеты военных лет;
макет музеяпанорамы «Сталинградская битва»; костюмы для инсценировок
(санитарные сумки, гимнастерки, пилотки; сапоги, брюки, маскировочные
халаты; траурная одежда для женщиныматери).
Х о д в е ч е р а
I. Значение Сталинградской битвы в ходе Второй мировой войны.
В е д у щ и й . Сталинград – это город, у стен которого в годы Великой
Отечественной войны во многом решалась судьба человечества. Подвиг нашего
народа и его Вооруженных Сил спас человечество от фашистских варваров, он
не померкнет в веках.
В начале июля 1942 года фашисты прорвали фронт и двинулись к Дону. Был
образован Сталинградский фронт. 22 августа 1942 года эскадра немецких
самолетов сбросила на город десятки тысяч тонн фугасных и зажигательных
бомб, передовые части гитлеровцев прорвались к Волге на севере города. 25
августа 1942 года в городе было объявлено осадное положение. Немцы хотели с
ходу взять город. Но на их пути встали наши солдаты. Они стояли насмерть. Это
были тяжелые дни обороны Сталинграда. Каждый дом, каждый окоп, каждая
землянка были в Сталинграде линией фронта. Все население Сталинградской
области поднялось на защиту города. Вчерашние школьники добровольно шли в
военкомат и брали в руки оружие. Мы никогда не забудем героев этой битвы:
Михаил Паникаха, который поджег немецкие танки бутылками с горючей
смесью; снайпер Василий Зайцев, поразивший своим прицельным огнем сотни
фашистов; санинструктор Гуля Королёва, которая погибла, спасая раненого
солдата; Рубен Ибаррури, сын Испании, воевавший и погибший за Сталинград. И
многомного других героев.
II. Основная часть.
1. Инсценировка «В землянке снайпера Василия Зайцева».
В глубине сцены на ящиках сидят солдаты. Кто ест кашу из котелка, ктопьет воду из фляжки, кто пишет письмо при свете коптилки. В землянку
входит солдатпочтальон.
П о ч т а л ь о н . Ребята! Разбирай! Почта пришла. Это тебе, Степан, с Урала,
видно, из дома. Нука, пляши!
Размахивает солдатским треугольником.
С т е п а н П р я х о в . Да не умею я, сами знаете, что плохо танцую. Я тебе
лучше свою махорку отдам.
П о ч т а л ь о н . Ну, чего там, бери так. А кисет свой побереги, вот придет со
своего поста Василий, ему и отдашь. Шутка ли! Третий день сидит в засаде,
фрица караулит.
О х р и м В а с и л ь ч е н к о . А мне письмеца опять нет? Хотя откуда же ему
быть; вся родня на Украине под немцем осталась...
Н и к о л а й К у л и к о в . Не горюй, Охрим! Отыщутся твои родные! Вот
погоним гадов от Сталинграда, через всю Украину будем гнать, до самого
Берлина дойдем, за все рассчитаемся!
П о ч т а л ь о н . У меня еще есть письмо от одной девушки из Челябинска. Она
просит вручить его самому храброму солдату. Кому прикажете отдать?
Н и к о л а й . Охриму!
С т е п а н . Конечно, ему!
О х р и м . Ну какой я самый храбрый?
Н и к о л а й , С т е п а н (вместе). Читай! Читай! Мы тебе доверяем!
О х р и м (раскрывает письмо, читает вслух). Я не знаю, кто будет читать
мое письмо, ведь я пишу неизвестному солдату. Мне – 17 лет. Если по возрасту я
гожусь тебе в дочери – могу назвать отцом, а если ты немногим старше меня –
назову тебя братом. От девушек и женщин нашего цеха собрали мы подарки для
защитников Сталинграда... Знаем, что у вас в окопах тяжело и опасно... Наши
сердца рвутся к вам. Мы работаем и живем только для вас... Хотя я живу
далеко, на Урале, надеюсь, что смогу снова вернуться в свой родной Минск.
Слышите ли вы плач моей матери, которая осталась там в оккупации? Убейте
фашиста! Пусть на его родине будет траур, пусть его родные обливаются
слезами! Бейте врагов мужественно, как били их наши предки!.. С приветом,
Катя.
О х р и м (вскочил, схватил автомат). Я отомщу за тебя, Катя. За твой
Минск и за мой Киев!
Бросается к двери.К о л я . Стой, стой! Куда ты? Остановись!
В а с и л и й и З а й ц е в (входит в землянку, сталкивается с бегущим
Охримом). Что тут у вас происходит? Куда ты, Охрим?
Подбегают Степан и Николай и отбирают у Охрима автомат.
О х р и м (вырывается, кричит). Предатели! Трусы! Фашисты не щадят
наших сестер и матерей. А мы тут сидим, как мыши. Бить надо гадов, топтать их,
рвать зубами!
В а с и л и й . Так что же, потвоему, я зря трое суток сидел, не шевелясь, в
холодном окопе? Думаешь, легко мне было? Да я сегодня такого матерого фрица
подстрелил. Ведь он весь наш передний край под прицелом держал!
С т е п а н . Неужели стукнул?
Н и к о л а й . Садись, Вася, отогревайся. На тебе чаю горячего, вот и каша есть
перловая. Ешь и рассказывай, как было. А ты, Охрим, сиди да слушай, да на ус
мотай нашу снайперскую науку!
С т е п а н . Из автомата палить особого ума не надо. А ты вот вражеского
снайпера сними, да такого, как майор Конигс. Его специально из Германии
привезли, чтобы подстрелить «главного зайца», нашего Василия, а уже потом и
всех его зайчат.
В а с и л и й . Да уж, матерый зверь попался. Теперь сюда немцы долго не
сунутся!
В е д у щ и й . Младший лейтенант Василий Григорьевич Зайцев, снайпер 1047
стрелкового полка, прибыл в горящий Сталинград в октябре 1942 года. Ему
принадлежат крылатые слова «За Волгой для нас земли нет!». Василий был еще с
детства метким охотником на Урале. Командование узнало о его блестящих
способностях и поручило ему обучать солдат снайперскому делу. К концу
января 1943 года он истребил около 300 фашистов, в основном офицеров и
генералов. Был тяжело ранен, чуть не потерял зрение. За свой подвиг в 1943 году
Василий Зайцев был удостоен звания Героя Советского Союза. Он – почетный
гражданин Волгограда.
2. Инсценировка «В медсанбате Гули Королёвой».
В землянке, чуть мерцая, горит коптилка. Девушкисанитарки сидят
вокруг ящикастола. Скатывают бинты, перебирают санитарные сумки.
Л ю д а (входит и вносит небольшой пирог, читает на нем надпись
«Будущему гвардейцу»). Гуля, посмотри, что приготовил наш повар! Это тебе в
день рождения!А с я (встает, обнимает Гулю). Поздравляем, Гуленька, с двадцатилетием!
Г у л я . Ой, спасибо, девчонки! Как вы вспомнили? Кругом война, бои идут, а
здесь – этот пирог. Совсем как дома, как в мирное время. Как я скучаю по дому,
по сыну, по маме!
Л ю д а . А всетаки счастливая ты, Гулька! У тебя есть твой сынок – Ёжик! У
тебя было счастье, была любовь. А вот мы пришли на фронт прямо из десятого
класса. Порой думаю, что жизнь может вмиг оборваться. И ничего больше не
будет. Кто вспомнит о нас?
А с я . Кто расскажет нашим ровесникам из будущего, как мы хотели жить,
дружить, учиться и любить?
Г у л я . Когда родился Ёжик, я была самая счастливая на свете. Хотела жить
только ради него и Сережи. Но вот пришла похоронка на мужа, немцы подошли к
Москве. И я поняла, что не могу, не имею права сидеть около сына, когда вокруг
столько горя. Я молодая, здоровая, сильная. Как я могу прятаться за сына, за
мать? И я пошла в военкомат, хотя и имела бронь. Добилась, чтобы взяли
санинструктором в часть. И я счастлива, девчонки! Мы еще будем ходить в
красивых шелковых платьях и туфлях на высоких каблуках. Мы еще споем с
вами после победы наши фронтовые песни.
А с я . Я лучше бы про войну в книжке прочитала или бы в кино посмотрела.
Как я боюсь, когда рвутся снаряды! Я приседаю от страха!
Г у л я . Ну не надо, Асенька! Ты отлично работаешь. Но я всетаки поговорю в
штабе, чтобы тебя перевели с передовой в тыл, в госпиталь.
А с я . Нет, не надо. Я не хочу, я буду здесь, с вами, до конца!
Г у л я (гладит ее по голове). Ася! Я же вижу, что ты очень устала, а жизнь
здесь такая трудная. Нам с Людой тоже трудно, но мы покрепче тебя...
А с я . Я привыкну! Только ты никому не говори, чтобы меня в тыл отправили.
Ты слышишь? Я не хочу!
Л ю д а . Устала ты, Ася! Брат с фронта не пишет. Мать с сестрой
эвакуировались под Уфу, от них нет писем. Но раскисать нам нельзя. Завтра
снова бой. Снова спасать раненых!
Г у л я . Это завтра, а сегодня у меня день рождения. И этот пирог на столе.
Споем, девушки, нашу любимую «Катюшу», чтоб немцам тошно было!
Поют песню.
В е д у щ и й . Санинструктор Марионелла Владимировна Королёва (Гуля) до
войны была киноактрисой. В войну сотни бойцов вынесла она с поля боя. 23
ноября 1942 года во время ожесточенной схватки за высоту 56,8 около хутораПаньшино, недалеко от станции Качалино, под огнем вынесла с поля боя 50
тяжело раненных бойцов и командиров.
К исходу дня, когда в строю осталось мало солдат, Королёва с группой пошла
в атаку на высоту: «Товарищи! Я первая на штурм, кто за мной! В атаку, вперед!
За Родину!» – «Ура!» – подхватили голоса. Она пробежала несколько шагов и
вдруг, будто споткнувшись, упала, снова поднялась и упала... Капитан Троянов
обернулся, подбежал, расстегнул ворот гимнастерки. Она была ранена в грудь.
Глухо стонала. Рванулась, запрокинула голову, с трудом выговорила:
«Ничего... Чья высота? Наша?» Она пыталась еще чтото сказать, но понять ее
было трудно.
Уже похолодевшую, Гулю бережно положили на плащпалатку, а вокруг
гремел бой за высоту.
– Прощай, Гуленька, – сказал Троянов и, обернувшись, крикнул: «Товарищи!
Наша Гуля убита. Отомстим за нее!» Дружным единым натиском высота 56,8
была взята, отвоевана, оплачена кровью. Это была последняя, четвертая, высота
в Гулиной жизни.
Приказом командования Донского фронта от 9 января 1943 года за
беззаветную храбрость и героизм в борьбе с захватчиками Марионелла
Владимировна Королёва была посмертно награждена орденом Боевого Красного
Знамени. В музеепанораме Сталинградской битвы изображена Гуля,
поднимающая бойцов в атаку.
В хуторе Паньшино есть могила, скромный обелиск, где покоится ее прах. В
местной школе создан музей ее имени. О Гуле и ее подругах писательница Е.
Ильина рассказала в книге «Четвертая высота».
3. Рассказ о пленении фельдмаршала Паулюса.
19–20 ноября войска Сталинградского, Донского и ЮгоЗападного фронтов
перешли в наступление и сомкнули кольцо вокруг Сталинграда. В нем оказалась
300тысячная группировка немецких войск во главе с фельдмаршалом
Паулюсом. Командование предъявило Паулюсу ультиматум, но он не был
принят.
С 8 января по 2 февраля Красная Армия сжимала кольцо, и вот 31 января
были пленены в здании универмага, в центре города, весь штаб и сам
фельдмаршал Паулюс. Сдалась вся его «непобедимая» армия. 1 февраля 1943
года был подписан акт о капитуляции.
Паулюс долгое время был в нашем плену. В шестидесятые годы он вернулся
на родину в ГДР, пересмотрев свои взгляды на жизнь: отрекся от нацистского
учения, написал свои воспоминания, где осуждал Гитлера и войну противчеловечества.
4. Инсценировка «У Вечного огня».
На экране проецируется изображение Мамаева кургана. Вечный огонь. Стоит
почетный караул. Звучит песня «На Мамаевом кургане тишина» в исполнении Л.
Зыкиной (сл. Бокова, муз. Г. Пономаренко).
Выходит женщина (мать) в траурной одежде с букетом цветов, преклоняет
колени у Вечного огня. Демонстрируются кадры всего комплексапамятника
Мамаева кургана.
5. Выступления ветеранов и рассказы учащихся о ветеранах.
III. Заключение.
В е д у щ и й . За боевые подвиги под Сталинградом 114 солдат и офицеров
удостоены звания Героя Советского Союза. Орденом Ленина награждено 5
военных соединений. Орденом Красного Знамени – 55 воинских частей. За
боевые заслуги преобразованы в гвардейские 4я, 5я, 6я, 7я и 8я армии, 12
корпусов, 97 дивизий, более 200 полков и батальонов.
Не вернулись из боев под Сталинградом около 1 миллиона наших
солдат.
Вечная слава героям Сталинграда!