РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета МБОУ СОШ №9 имени П.А. Столыпина г. Балашова Саратовской области
протокол № ___ |
СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №9 имени П.А. Столыпина г. Балашова Саратовской области
_______________Т.Н. Смотрова «____»______________2023 г. |
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ № 9 имени П.А. Столыпина г. Балашова Саратовской области ____________А.Г. Рыжков Приказ № _____ |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОНСУЛЬТАЦИЙ
по подготовке к ОГЭ по
русскому языку в 9б классе
составлено учителем русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 9 имени П.А. Столыпина
г. Балашова Саратовской области
Чичковой Лилией Ярославовной
2023-2024 учебный год
Пояснительная записка
Пояснительная записка.
План подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе составлен на основе Методических рекомендаций ФИПИ. Подготовлен на основе анализа типичных ошибок участников ОГЭ 2023 года по русскому языку, методических рекомендаций на 2023-2024 учебный год, демонстрационного варианта КИМ ОГЭ по русскому языку 2024 года, кодификатора элементов содержания и спецификации КИМ.
Подготовка к ОГЭ позволит школьникам систематизировать, расширить и укрепить знания, научиться выполнять разноуровневые задания базовой и повышенной сложности, способствует выработке и закреплению навыков работы. Повторение реализуется в виде обзора теоретических вопросов по изученным темам, выполнения тестов с получением ответа и написания сочинения-рассуждения. Углубление реализуется на базе обучения методам и приёмам решения коммуникативных задач, требующих применения логической и речевой культуры, развивающих теоретическое и алгоритмическое мышление учащихся.
Цель : обеспечение подготовки обучающихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации по русскому языку.
Задачи :
Достижение указанных выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.
Механизм формирования лингворечевой компетенции:
• использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
• извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
• анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
• анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;
• анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;
• тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка;
• создание сочинения-рассуждения по данному тексту;
• редактирование собственного текста;
• применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;
• соблюдение в практике письма основных норм языка;
• использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста.
В основу планирования положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.
В соответствии с требованиями государственного стандарта у обучающихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.
Планируемые результаты
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) овладение всеми видами речевой деятельности:
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;
3) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
говорение и письмо:
4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание планирования.
Знакомство со структурой экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и виды заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2024 г. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. Знакомство с изменениями в КИМ 2024 года по сравнению с 2023 годом.
Подготовка к написанию изложения
1.Текст как единица языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления, формулирования.
2. Композиция, логическая, грамматическая структура текста.
3.Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац Синтаксическое богатство русского языка.
4.Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.
5. Написание изложения.
Подготовка к выполнению заданий с кратким ответом
Задание 2. Синтаксический
анализ предложения (выделение грамматической основы предложения).
• Подлежащее и сказуемое как главные члены
предложения.
• Способы выражения подлежащего.
• Виды сказуемого (простое глагольное, составное
глагольное, составное именное) и способы его выражения.
Задание 3. Синтаксический
анализ предложений (характеристика предложения)
• Характеристика простого предложения.
• Главные и второстепенные члены предложения.
• Односоставное предложение.
• Осложнение простого предложения.
• Классификация сложных предложений
(сложносочинённое, сложноподчинённое и бессоюзное предложения).
• Прямая и косвенная речь, диалог, цитирование
Задание 4. Пунктуационный
анализ предложения (задание на установление соответствия между пунктуационными
правилами и примерами, иллюстрирующими эти правила)
Задание 5. Пунктуационный
анализ предложения/текста (расстановка знаков препинания)
Задание 6. Орфографический
анализ (верное объяснение написания слова)
Задание 7. Орфографический
анализ. (применение правил написания слов с различными орфограммами).
Задание 8. Морфологические
нормы. Формы существительных, прилагательных, глаголов, причастий,
деепричастий, местоимений и др.
Задание 9. Грамматическая
синонимия словосочетаний (согласование, управление, примыкание)
Задание 10. Анализ
содержания текста.
Задание 11. Анализ
средств выразительности (метафора, эпитет, сравнение, олицетворение и др.
Задание 12. Лексический
анализ.
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения 1.Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. 2.Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.
3.Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения.
4.Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок.
5. Корректировка текста.
Контроль знаний- 3 ч
Репетиционный экзамен в формате ОГЭ.
Количество – 33 ч.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата проведения |
1. |
Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и виды заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2024 г. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. Знакомство с изменениями в КИМ 2024 года по сравнению с 2023 годом |
1 |
07.09.2023 |
2. |
Подготовка к написанию изложения. Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования. |
1 |
14.09.2023 |
3. |
Композиция, логическая, грамматическая структура текста. |
1 |
21.09.2023 |
4. |
Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац. Синтаксическое богатство русского языка. |
1 |
28.09.2023 |
5. |
Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические. |
1 |
05.10.2023 |
6. |
Сжатое изложение. |
1 |
12.10.2023 |
7. |
Задание 2. Синтаксический
анализ предложения (выделение грамматической основы предложения). |
1 |
19.10.2023 |
8. |
Задание 2. Синтаксический
анализ предложения (выделение грамматической основы предложения). |
1 |
26.10.2023 |
9. |
Задание 3. Синтаксический
анализ предложений (характеристика предложения) |
1 |
09.11.2023 |
10. |
Задание 3. Синтаксический
анализ предложений (характеристика предложения) |
1 |
16.11.2023 |
11. |
Задание 4. Пунктуационный
анализ предложения (задание на установление соответствия между
пунктуационными правилами и примерами, иллюстрирующими эти правила) |
1 |
23.11.2023 |
12. |
Задание 4. Пунктуационный анализ предложения. |
1 |
30.11.2023 |
13. |
Задание 6. Орфографический
анализ (верное объяснение написания слова) Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З - С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ- ; Ы, И после приставок. Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий. Правописание безударных окончаний имён существительных (1, 2, 3 склонения), прилагательных и причастий. |
1 |
07.12.2023 |
14. |
Задание 6. Орфографический
анализ (верное объяснение написания слова) Правописание безударных чередующихся, проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова. Правописание проверяемых, непроверяемыми и непроизносимыми согласных в корне слова. Правописание О/Ё, Е, Ы/И после шипящих и Ц в корне, суффиксе, окончании слов разных частей речи. |
1 |
14.12.2023 |
15. |
Задание 8. Морфологические нормы. Формы существительных, прилагательных, глаголов, причастий, деепричастий, местоимений и др. |
1 |
21.12.2023 |
16. |
Задание 10. Анализ
содержания текста. Анализ напечатанного текста, отработка умения находить
предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования
ответа на поставленный вопрос |
1 |
28.12.2023 |
17. |
Задание 11. Анализ средств выразительности (метафора, эпитет, сравнение, олицетворение и др.Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. |
1 |
11.01.2024 |
18. |
Задание 11. Анализ средств выразительности (метафора, эпитет, сравнение, олицетворение и др.Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. |
1 |
18.01.2024 |
19. |
Задание 12. Лексический анализ. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Слово в контексте. |
1 |
25.01.2024 |
20. |
Задание 12. Лексический анализ. Лексическое значение слова. Фразеологизмы. Стилистическая окраска слова. |
1 |
01.02.2024 |
21. |
Выполнение заданий 2-12. |
1 |
08.02.2024 |
22. |
Выполнение заданий 2-12. |
1 |
15.02.2024 |
23. |
Выполнение заданий 2-12. |
1 |
22.02.2024 |
24. |
Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. |
1 |
29.02.2024 |
25. |
Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов. |
1 |
07.03.2024 |
26. |
Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения. |
1 |
14.03.2024 |
27. |
Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (Задание 13.2). |
1 |
21. 03.2024 |
28. |
Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (Задание 13.2). |
1 |
04.04.2024 |
29. |
Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (Задание 13.3). |
1 |
11.04.2024 |
30. |
Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (Задание 13.3). |
1 |
18.04.2024 |
31. |
Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (Задание 13.3). |
1 |
25.04.2024 |
32. |
Анализ написанного сочинения по выбору учащихся. Классификация речевых и грамматических ошибок. |
1 |
16.05.2024 |
33. |
Анализ написанного сочинения по выбору учащихся. Классификация речевых и грамматических ошибок. |
1 |
23.05.2024 |
Список рекомендуемой учебно-методической и справочной литературы
1. Александрова З.С. Словарь синонимов русского языка. – М., 2006.
2. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты. Образные выражения. – М., 2012
3. Васильевых И.П, Гостева Ю.Н. Контрольные работы в новом формате. 9 класс./ М., «Интеллект-Центр, 2024.
4. Драбкина С.В, Субботин Д.И. «ГИА выпускников 9 класса в новой форме. Русский язык 2012. Успешная подготовка. Разбор заданий. Алгоритмы. Тесты» / М., «Интеллект-Центр», 2024.
5. Егораева Т.Г. Русский язык. ГИА в новой форме. Типовые тестовые задания. 9 класс/ М., «Экзамен», 2024.
6. Зимин В.И. и др. Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь. – М., 2004.
7. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы /Под ред. Р.И.Аванесова. – М., 2014.
8. Панов Б.Г., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – М., 1991.
9. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М., 2004
10. ФИПИ. ГИА Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. Под редакцией Р.А. Дощинского, И.П. Цыбулько./ М., Национальное образование, 2024.
Интернет-ресурсы:
1. http://www.fipi.ru/ |
2. https://rus-oge.sdamgia.ru/ |
3. https://rustutors.ru/oge/ |
4. http://www.alleng.ru/edu/hist6.htm |
5. http://www.egesha.ru/ |
6. http://www.rosbalt.ru/eg/ |
7. http://www1.ege.edu.ru/online-testing |
8. http://www.edu.ru/moodle/ |
9. http://www.gia9.ru/ |
10. http://www.saharina.ru/tests/ |
11. http://www.alleng.ru/edu/ruslang4.htm |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.