Тематическое планирование консультаций по подготовке к ОГЭ по русскому языку в 9 классе

  • docx
  • 04.06.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала тематич планиров-е консультаций 9 класс (2) (1).docx

 

РАССМОТРЕНО

на заседании педагогического совета МБОУ СОШ №9 имени П.А. Столыпина г. Балашова Саратовской области

 

протокол № ___ 
от «____» __________2023      г.

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР

МБОУ СОШ №9 имени

 П.А. Столыпина г. Балашова

Саратовской области

 

 _______________Т.Н. Смотрова

«____»______________2023      г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ № 9 имени П.А. Столыпина

 г. Балашова Саратовской области

____________А.Г. Рыжков

Приказ № _____ 
от «____»_________2023    г.

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОНСУЛЬТАЦИЙ

 по подготовке к ОГЭ по русскому языку в 9б классе

 


составлено учителем русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 9 имени П.А. Столыпина

г. Балашова  Саратовской области

 

Чичковой Лилией Ярославовной

  





 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023-2024 учебный год

 

 

Пояснительная записка

           

 Пояснительная записка.

План подготовки к ОГЭ  по русскому языку в 9 классе составлен  на основе Методических рекомендаций ФИПИ. Подготовлен на основе анализа  типичных ошибок участников  ОГЭ 2023 года по русскому языку,  методических рекомендаций на 2023-2024 учебный год, демонстрационного варианта КИМ  ОГЭ по русскому языку 2024 года, кодификатора элементов содержания и спецификации КИМ.

Подготовка к ОГЭ позволит школьникам систематизировать, расширить и укрепить знания, научиться выполнять разноуровневые задания  базовой и повышенной сложности, способствует выработке и закреплению навыков работы. Повторение реализуется в виде обзора теоретических вопросов по изученным темам,  выполнения тестов с получением ответа и написания сочинения-рассуждения. Углубление реализуется на базе обучения методам и приёмам решения коммуникативных задач, требующих применения логической и речевой культуры, развивающих теоретическое и алгоритмическое мышление учащихся.

 

Цель : обеспечение подготовки обучающихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации по русскому языку.

Задачи :

  • формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение государственной итоговой аттестации;
  • обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;
  • применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;
  • углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике;
  • формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ОГЭ, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

 

Достижение указанных выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.

Механизм формирования лингворечевой компетенции:

• использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

• извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;

• анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;

• анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;

• анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;

• тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка;

• создание сочинения-рассуждения по данному тексту;

• редактирование собственного текста;

• применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;

• соблюдение в практике письма основных норм языка;

• использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста.

В основу планирования положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе.

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.

В соответствии с требованиями государственного стандарта у обучающихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.

 

 

Планируемые результаты

 

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

1) овладение всеми видами речевой деятельности:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
  • владение разными видами чтения;
  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;
  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;

2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;

3) владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);
  • владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
  • владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;
  • способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
  • умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

  • умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов  и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;
  • владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;
  • способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения;
  • осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.



 

Содержание планирования.

 

Знакомство со структурой экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и виды заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2024 г. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. Знакомство  с изменениями в КИМ 2024 года по сравнению с 2023 годом.

 

Подготовка к написанию изложения

1.Текст как единица языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления, формулирования.

2. Композиция, логическая, грамматическая структура текста.

3.Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац Синтаксическое богатство русского языка.

4.Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.

5. Написание изложения.

 

Подготовка к выполнению заданий с кратким ответом


Задание 2. Синтаксический анализ предложения (выделение грамматической основы предложения).
• Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.
• Способы выражения подлежащего.
• Виды сказуемого (простое глагольное, составное глагольное, составное именное) и способы его выражения.

 Задание 3. Синтаксический анализ предложений (характеристика предложения)
• Характеристика простого предложения.
• Главные и второстепенные члены предложения.
• Односоставное предложение.
• Осложнение простого предложения.
• Классификация сложных предложений (сложносочинённое, сложноподчинённое и бессоюзное предложения).
• Прямая и косвенная речь, диалог, цитирование

 Задание 4. Пунктуационный анализ предложения (задание на установление соответствия между пунктуационными правилами и примерами, иллюстрирующими эти правила)

 Задание 5. Пунктуационный анализ предложения/текста (расстановка знаков препинания)

 Задание 6. Орфографический анализ (верное объяснение написания слова)

 Задание 7. Орфографический анализ. (применение правил написания слов с различными орфограммами).

 Задание 8. Морфологические нормы. Формы существительных, прилагательных, глаголов, причастий, деепричастий, местоимений и др.

 Задание 9. Грамматическая синонимия словосочетаний (согласование, управление, примыкание)

 Задание 10. Анализ содержания текста.

 Задание 11. Анализ средств выразительности (метафора, эпитет, сравнение, олицетворение и др.

 Задание 12. Лексический анализ.

 

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения 1.Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. 2.Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.

3.Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения.

4.Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок.

5. Корректировка текста.

 

Контроль знаний- 3 ч

Репетиционный экзамен в формате ОГЭ.

 

Количество – 33 ч.

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 

 

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

1.

Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и виды заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2024 г. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. Знакомство  с изменениями в КИМ 2024 года по сравнению с 2023 годом

1

07.09.2023

2.

Подготовка к написанию изложения. Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования.

1

14.09.2023

3.

Композиция, логическая, грамматическая структура текста.

1

21.09.2023

4.

Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац. Синтаксическое богатство русского языка.

1

28.09.2023

5.

Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.

1

05.10.2023

6.

Сжатое изложение. 

1

12.10.2023

7.

Задание 2. Синтаксический анализ предложения (выделение грамматической основы предложения).
 Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.
 Способы выражения подлежащего.

1

19.10.2023

8.

Задание 2. Синтаксический анализ предложения (выделение грамматической основы предложения).
 Виды сказуемого (простое глагольное, составное глагольное, составное именное) и способы его выражения

1

26.10.2023

9.

 Задание 3. Синтаксический анализ предложений (характеристика предложения)
 Характеристика простого предложения.
 Главные и второстепенные члены предложения.
 Односоставное предложение.
 Осложнение простого предложения.

1

09.11.2023

10.

 Задание 3. Синтаксический анализ предложений (характеристика предложения)
 Классификация сложных предложений (сложносочинённое, сложноподчинённое и бессоюзное предложения).
 Прямая и косвенная речь, диалог, цитирование

1

16.11.2023

11.

 Задание 4. Пунктуационный анализ предложения (задание на установление соответствия между пунктуационными правилами и примерами, иллюстрирующими эти правила)

1

23.11.2023

12.

 Задание 4. Пунктуационный анализ предложения.

1

30.11.2023

13.

 Задание 6. Орфографический анализ (верное объяснение написания слова)
 Задание 7. Орфографический анализ. (применение правил написания слов с различными орфограммами).

Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З - С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ- ; Ы, И после приставок. Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий. Правописание безударных окончаний имён существительных (1, 2, 3 склонения), прилагательных и причастий.

1

07.12.2023

14.

 Задание 6. Орфографический анализ (верное объяснение написания слова)
 Задание 7. Орфографический анализ. (применение правил написания слов с различными орфограммами).

Правописание безударных чередующихся, проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова.

Правописание проверяемых, непроверяемыми и непроизносимыми согласных в корне слова.

Правописание О/Ё, Е, Ы/И после шипящих и Ц в корне, суффиксе, окончании слов разных частей речи.

1

14.12.2023

15.

 Задание 8. Морфологические нормы. Формы существительных, прилагательных, глаголов, причастий, деепричастий, местоимений и др.

1

21.12.2023

16.

 Задание 10. Анализ содержания текста. Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос

1

28.12.2023

17.

 Задание 11. Анализ средств выразительности (метафора, эпитет, сравнение, олицетворение и др.Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности.

1

11.01.2024

18.

 Задание 11. Анализ средств выразительности (метафора, эпитет, сравнение, олицетворение и др.Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности.

1

18.01.2024

19.

 Задание 12. Лексический анализ.

Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Слово в контексте.

1

25.01.2024

20.

 Задание 12. Лексический анализ.

Лексическое значение слова. Фразеологизмы. Стилистическая окраска слова.

1

01.02.2024

21.

Выполнение заданий 2-12.

1

08.02.2024

22.

Выполнение заданий 2-12.

1

15.02.2024

23.

Выполнение заданий 2-12.

1

22.02.2024

24.

Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста.

1

29.02.2024

25.

Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов. 

1

07.03.2024

26.

Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения. 

1

14.03.2024

27.

Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (Задание 13.2).

1

21. 03.2024

28.

Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (Задание 13.2).

1

04.04.2024

29.

Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (Задание 13.3). 

1

11.04.2024

30.

Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (Задание 13.3). 

1

18.04.2024

31.

Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (Задание 13.3). 

1

25.04.2024

32.

Анализ написанного сочинения по выбору учащихся. Классификация речевых и грамматических ошибок. 

1

16.05.2024

33.

Анализ написанного сочинения по выбору учащихся. Классификация речевых и грамматических ошибок.

1

23.05.2024



Список рекомендуемой учебно-методической и справочной литературы

 

1.      Александрова З.С. Словарь синонимов русского языка. – М., 2006.

2.      Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты. Образные выражения. – М., 2012

3.      Васильевых И.П, Гостева Ю.Н. Контрольные работы в новом формате. 9 класс./ М., «Интеллект-Центр, 2024.

4.      Драбкина С.В, Субботин Д.И. «ГИА выпускников 9 класса в новой форме. Русский язык 2012. Успешная подготовка. Разбор заданий. Алгоритмы. Тесты» / М., «Интеллект-Центр», 2024.

5.      Егораева Т.Г. Русский язык. ГИА в новой форме. Типовые тестовые задания. 9 класс/ М., «Экзамен», 2024.

6.      Зимин В.И. и др. Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь. – М., 2004.

7.      Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы /Под ред. Р.И.Аванесова. – М., 2014.

8.      Панов Б.Г., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – М., 1991.

9.      Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М., 2004

10.  ФИПИ. ГИА Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. Под редакцией Р.А. Дощинского, И.П. Цыбулько./ М., Национальное образование, 2024.

 

 

 

 Интернет-ресурсы: 

 

 

1.      http://www.fipi.ru/

2.      https://rus-oge.sdamgia.ru/

3.      https://rustutors.ru/oge/

4.      http://www.alleng.ru/edu/hist6.htm

5.      http://www.egesha.ru/

6.      http://www.rosbalt.ru/eg/

7.      http://www1.ege.edu.ru/online-testing

8.      http://www.edu.ru/moodle/

9.      http://www.gia9.ru/

10.  http://www.saharina.ru/tests/

11.  http://www.alleng.ru/edu/ruslang4.htm