Выполнила :Балдина С.А.
Развитие речи 5-6 лет
№ |
Тема занятия |
Программное содержание |
Методическое обеспечение |
СЕНТЯБРЬ |
|||
1. |
«Мы воспитанники старшей группы» |
Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники. Напомнить, чем занимаются на занятиях по развитию речи. |
В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий стр.32 |
2. |
Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки….». |
Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новыми произведениями: сказкой «Заяц-хвастун(в обр. О.Капицы) и присказкой «Начинаются наши сказки…». |
В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий стр.33 |
3. |
Пересказ сказки «Заяц-хвастун».
|
Помочь детям составить план пересказа сказки; учить пересказывать сказку, придерживаясь плана. |
В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий стр.34 |
4. |
Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с.
|
Упражнять детей в отчетливом произношении звуков з– с и их дифференциации; познакомить со скороговоркой. |
В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий стр.35 |
5. |
Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени. |
Учить детей рассказывать (личный опыт), ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе. |
В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий стр.36 |
6. |
Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень»
|
Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение И. Белоусова «Осень» (в сокращении). |
В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий стр.37 |
7. |
Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней. |
Совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана. |
В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий стр.39 |
8. |
Веселые рассказы Н. Носова
|
Познакомить детей с новыми веселыми произведениями Н. Носова. |
В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий стр.40 |
Развитие речи
№ |
Тема занятия |
Программное содержание |
Методическое обеспечение |
ОКТЯБРЬ |
|||
1. |
Лексические упражнения. Чтение стихотворения С. Маршака «Пудель» |
Активизировать в речи детей существительные и прилагательные; познакомить с произведением-перевертышем. |
В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий стр.40 |
2. |
Учимся вежливости.
|
Рассказать детям о некоторых важных правилах поведения, о необходимости соблюдать их; активизировать в речи дошкольников соответствующие слова и обороты речи. |
В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий стр.41 |
3. |
Обучение рассказыванию: описание кукол.
|
Помочь детям составить план описания куклы; учить дошкольников, составляя описание самостоятельно, руководствоваться планом. |
В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий стр.43 |
4. |
Звуковая культура речи: дифференциация звуков с – ц.
|
Закрепить правильное произношение звуков с – ц; учить детей дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, называть слова со звуками с и ц; развивать умение слышать в рифмовке выделяемое слово; упражнять в произнесении слов с различной громкостью и в разном темпе. Познакомить детей с новой загадкой. |
В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий стр.44 |
5. |
Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней.
|
Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана. |
В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий стр.45 |
6. |
Лексико-грамматические упражнения. Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный». |
Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным. Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» (обработка И. Карнауховой), помочь понять ее смысл.
|
В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий стр.46 |
7. |
Учимся быть вежливыми. Заучивание стихотворения Р. Сефа «Совет» |
Продолжать упражнять детей в умении быть вежливыми. Помочь запомнить стихотворение Р. Сефа «Совет», научить выразительно читать его. |
В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий стр.46 |
8. |
Литературный калейдоскоп.
|
Выяснить у детей, какие литературные произведения они помнят. |
В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий стр.47 |
Развитие речи
№ |
Тема занятия |
Программное содержание |
Методическое обеспечение |
НОЯБРЬ |
|||
1. |
Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение». |
Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений. |
В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий стр.49 |
2. |
Рассказывание по картине
|
Учить детей с помощью раздаточных карточек и основы-матрицы самостоятельно создавать картину и составлять по ней рассказ |
В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий стр.50 |
3. |
Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»
|
Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Хаврошечка» (в обработке А. Н. Толстого), помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных. |
В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий стр.50 |
4. |
Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш
.
|
Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж – ш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж– ш; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание. |
В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий стр.51 |
5. |
Обучение рассказыванию
|
Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога» (в обработке Д. Нагишкина; в сокращении). |
В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий стр.53 |
6. |
Завершение работы над сказкой «Айога»
|
Приучать детей ответственно относиться к заданиям воспитателя.
|
В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий стр.53 |
7. |
Чтение рассказа Б. Житкова «Как я ловил человечков»
|
Помочь детям вспомнить известные им рассказы, познакомить с рассказом Б. Житкова «Как я ловил человечков».
|
В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий стр.54 |
8. |
Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»
|
Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения. |
В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий стр.54 |
Развитие речи
№ |
Тема занятия |
Программное содержание |
Методическое обеспечение |
Декабрь |
|||
1. |
Чтение стихотворений о зиме.
|
Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии. |
В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий стр.58 |
2. |
Дидактические упражнения: «Хоккей», «Кафе»
|
Упражнять детей в умении различать и выполнять задания на пространственное перемещение предмета («Хоккей»); вести диалог, употребляя общепринятые обращения к официанту («Кафе»). |
В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий стр.59 |
3. |
Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела»
|
Помочь детям понять и запомнить содержание сказки «Как лисичка бычка обидела» (обработка В. Глоцера и Г. Снегирева), учить пересказывать ее. |
В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий стр.60 |
4. |
Звуковая культура речи: дифференциация звуков с – ш.
|
Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков с – ш, на определение позиции звука в слове. |
В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий стр.62 |
5. |
Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце»
|
Познакомить детей со сказкой П. Бажова «Серебряное копытце».
|
В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий стр.63 |
6. |
Заучивание стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой»
|
Вспомнить с детьми произведения С. Маршака. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение «Тает месяц молодой».
|
В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий стр.63 |
7. |
Беседа по сказке П. Бажова «Серебряное копытце». Слушание стихотворения К. Фофанова «Нарядили елку…» |
Развивать творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания.
|
В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий стр.65 |
8. |
Дидактические игры со словами
|
Учить детей правильно характеризовать пространственные отношения, подбирать рифмующиеся слова. |
В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий стр.65 |
Развитие речи
№ |
Тема занятия |
Программное содержание |
Методическое обеспечение |
Январь |
|||
1. |
Беседа на тему: «Я мечтал…» Дидактическая игра «Подбери рифму». |
Учить детей участвовать в коллективном разговоре, помогая им содержательно строить высказывания. |
В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий стр.67 |
2. |
Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза»
|
Познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять, почему это рассказ, а не сказка. |
В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий стр.68 |
3. |
Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения» |
Учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного); воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ. |
В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий стр.69 |
4. |
Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – ж
|
Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков з – ж.
|
В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий стр.71 |
5. |
Пересказ сказки Э. Шима «Соловей и Вороненок»
|
Учить детей пересказывать текст (целиком и по ролям). |
В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий стр.72 |
6. |
Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»
|
Приобщать детей к восприятию поэтических произведений. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение И. Сурикова «Детство» (в сокращении). |
В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий стр.73 |
Развитие речи
№ |
Тема занятия |
Программное содержание |
Методическое обеспечение |
Февраль |
|||
1. |
Беседа на тему «О друзьях и дружбе» |
Продолжать помогать детям осваивать нормы поведения, учить доброжелательности. |
В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий стр.76 |
2. |
Рассказывание по теме «Моя любимая игрушка». Дидактическое упражнение «Подскажи слово». |
Учить детей составлять рассказы на темы из личного опыта. Упражнять в образовании слов-антонимов. |
В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий стр.77 |
3. |
Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка»
|
Познакомить детей с волшебной сказкой «Царевна-лягушка» (в обработке М. Булатова).
|
В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий стр.78 |
4. |
Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ.
|
Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки. |
В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий стр.78 |
5. |
Пересказ сказки А. Н. Толстого «Еж».
|
Учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонационную выразительность речи. |
В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий стр.79 |
6. |
Чтение стихотворения Ю. Владимирова «Чудаки»
|
Совершенствовать умение выразительно читать стихотворение по ролям. |
В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий стр.81 |
7. |
Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»
|
Продолжать учить детей рассказывать о картине придерживаясь плана. |
В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий стр.82 |
8. |
Обучение рассказыванию по картине «Мы для милой мамочки…» |
Помогать детям составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием. Способствовать совершенствованию диалогической речи.
|
В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий стр.83 |
Развитие речи
№ |
Тема занятия |
Программное содержание |
Методическое обеспечение |
Март |
|||
1. |
Беседа на тему «Наши мамы». Чтение стихотворений Е. Благининой «Посидим в тишине» и А. Барто «Перед сном». |
Помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матерей работа по дому; указать на необходимость помощи мамам; воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим. |
В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий стр.86 |
2. |
Составление рассказа по картинкам «Купили щенка»
|
Учить детей работать с картинками с последовательно развивающимся действием.
|
В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий стр.87 |
3. |
Рассказы на тему «Как мы поздравляли сотрудников детского сада с Международным женским днем». Дидактическая игра «Где мы были, мы не скажем…» |
Учить детей составлять подробные и интересные рассказы на темы из личного опыта; развивать инициативу, способность импровизировать. |
В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий стр.87 |
4. |
Чтение рассказов из книги Г. Снегирева «Про пингвинов». Дидактическая игра «Закончи предложение» |
Познакомить детей с маленькими рассказами из жизни пингвинов. Учить строить сложноподчиненные предложения.
|
В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий стр.89 |
5. |
Пересказ рассказов из книги Г. Снегирева «Про пингвинов»
|
Учить детей свободно, без повторов и ненужных (мешающих восприятию) слов пересказывать эпизоды из книги Г. Снегирева «Про пингвинов» (по своему выбору). |
В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий стр.89 |
6. |
Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства»
|
Познакомить детей с рассказом В. Драгунского «Друг детства», помочь им оценить поступок мальчика. |
В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий стр.89 |
7. |
Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах». |
Учить детей дифференцировать звуки ц – ч; познакомить со стихотворением Дж. Ривза «Шумный Ба-бах» (перевод М. Боровицкой).
|
В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий стр.89 |
8. |
Чтение сказки «Сивка-Бурка»
|
Помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой «Сивка-бурка» (обработка М. Булатова). |
В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий стр.91 |
Развитие речи
№ |
Тема занятия |
Программное содержание |
Методическое обеспечение |
Апрель |
|||
1. |
Звуковая культура речи: дифференциация звуков л – р. |
Упражнять детей в различении звуков л – р в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук. |
В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий стр.92 |
2. |
Чтение стихотворений о весне. Дидактическая игра «Угадай слово». |
Продолжать приобщать детей к поэзии; учить задавать вопросы и искать кратчайшие пути решения логической задачи. |
В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий стр.93 |
3. |
Обучение рассказыванию по теме «Мой любимый мультфильм»
|
Помогать детям составлять рассказы на темы из личного опыта. |
В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий стр.94 |
4. |
Повторение программных стихотворений. Заучивание наизусть стихотворения В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…» |
Помочь детям вспомнить программные стихотворения и запомнить стихотворение В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…». |
В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий стр.95 |
5. |
Пересказ «загадочных историй» (по Н. Сладкову).
|
Продолжать учить детей пересказывать. |
В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий стр.96 |
6. |
Чтение рассказа К. Паустовского «Кот-ворюга»
|
Познакомить детей с рассказом К. Паустовского «Кот-ворюга».
|
В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий стр.97 |
7. |
Дидактические игры со словами. Чтение небылиц.
|
Активизировать словарь детей. |
В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий стр.98 |
8. |
Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»
|
Познакомить детей со сказкой В. Катаева «Цветик-семицветик».
|
В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий стр.98 |
Развитие речи
№ |
Тема занятия |
Программное содержание |
Методическое обеспечение |
Май |
|||
1. |
Литературный калейдоскоп
|
Выяснить, какие произведения малых фольклорных форм знают дети. Познакомить с новой считалкой. |
В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий стр.99 |
2. |
Обучение рассказыванию по картинкам.
|
Закреплять умение детей составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием. |
В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий стр.100 |
3. |
Чтение рассказа В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок». Лексические упражнения. |
Уточнить, что такое рассказ; познакомить детей с новым юмористическим рассказом. Активизировать словарь детей. |
В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий стр.100 |
4. |
Лексические упражнения.
|
Проверить, насколько богат словарный запас детей.
|
В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий стр.101 |
5. |
Чтение русской народной сказки «Финист – Ясный сокол»
|
Проверить, знают ли дети основные черты народной сказки. Познакомить с волшебной сказкой «Финист – Ясный сокол». |
В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий стр.102 |
6. |
Звуковая культура речи (проверочное)
|
Проверить, умеют ли дети различать звуки и четко и правильно произносить их. |
В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий стр.102 |
7. |
Рассказывание на тему «Забавные истории из моей жизни»
|
Проверить, умеют ли дети составлять подробные и логичные рассказы на темы из личного опыта. |
В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий стр.103 |
8. |
Повторение пройденного материала
|
Работа по закреплению программного материала (по выбору педагога). |
В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий стр.103 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.