Количество часов: 34
№ п.п.
|
Часы
|
Тема урока
|
Музыкальный
материал
|
Основные понятия
|
Методические
пособия
|
Музыка и литература
|
1
|
1
|
Что роднит музыку с
литературой
|
М. Глинка «Жаворонок»
|
Песенность, музыкальность
|
Ноты, диск
|
2
|
1
|
Вокальная музыка
|
А. Варламов «Горные вершины», романсы,
арии
|
Песня, либретто, куплетная форма
|
Тексты песен, ноты, диск
|
3
|
2
|
Что стало бы с
музыкой, если не было литературы?
|
С. Рахманинов «Вокализ», Г. Свиридов
«Романс», Ф. Мендельсон «Песня венецианского гондольера»
|
Вокализ, сольфеджио
|
Портреты композиторов, ноты, диск
|
4
|
2
|
Что стало бы с
литературой, если не было музыки?
|
К. Паустовский «Корзина с еловыми
шишками», Э. Григ "Утро»
|
Музыкальная литература
|
Текст рассказа, компьютер, презентация,
диск, ноты
|
5
|
1
|
Фольклор в музыке
русских композиторов
|
Р.н.п. «Во поле береза стояла», «Тонкая
рябина»
|
Черты народной музыки в творчестве
композиторов, фольклор
|
Иллюстрации русских пейзажей и р.н.
костюмов, диск, ноты
|
6
|
1
|
Писатели и поэты о
музыке и музыкантах
|
А. Пушкин «Моцарт и Сальери», музыка В.
Моцарта, Г. Цыферов «Тайна запечного сверчка»
|
Знакомство с творчеством композиторов
|
Текст, портреты, диск, ноты
|
Музыка и изобразительное искусство
|
7
|
1
|
Что роднит музыку с
изобразительным искусством
|
К. Дебюсси «Лунный свет», М.П. Мусоргский
«Картинки с выставки»
|
Изобразительность музыки
|
Иллюстрации, диск, портреты
|
8
|
1
|
Музыкальная
живопись и живописная музыка
|
С. Рахманинов «Весенние воды», П.
Чайковский «Времена года», А. Вивальди «Времена года»
|
Средства музыкальной выразительности,
музыкальный цикл
|
Пейзажи русских художников, портреты,
компьютер, презентация
|
9
|
1
|
Портрет в музыке и
изобразительном искусстве
|
«Аве, Мария» Каччини, Шуберт, Бородин
«Песня Варлаама»
|
Средства музыкальной выразительности
|
Иллюстрации икон, «Портрет
монаха»Васнецов, диск, ноты
|
10
|
1
|
Колокольность в
музыке и изобразительном искусстве
|
Рахманинов Концерт №3, Прелюдии
|
Творчество Рахманинова, история
колокольного звона
|
Диски, иллюстрации, портрет.
|
11
|
1
|
Застывшая музыка
|
Рахманинов «Всенощное бление», знаменный
распев
|
Связь музыки и архитектуры
|
Диск, учебник
|
12
|
1
|
Образ борьбы и
победы в музыке и живописи
|
Песни о ВОВ
|
Общие темы в искусстве
|
Иллюстрации ВОВ, диск
|
13
|
1
|
Полифония в музыке
и изобразительном искусстве
|
И.С. Бах Органная музыка
|
Полифония, фуга
|
Портрет, диск, схема фуги
|
14
|
1
|
Импрессионизм в
музыке и живописи
|
К. Дебюсси Бергамская сюита, «Девушка с
волосами цвета льна»
|
Направления в музыке, музыкальный стиль,
язык
|
Пейзажи К.Моне, портрет, диск
|
15
|
1
|
Через прошлое к
настоящему
|
С. Прокофьев кантата «Александр Невский»
|
Историзм музыки
|
Портрет, иллюстрация
|
Музыка и театр
|
16
|
2
|
Музыкальные театры
мира.
|
Фрагменты опер, балетов, оперетт,
мюзиклов.
|
Знакомство с крупнейшими музыкальными
театрами.
|
Иллюстрации театров, диски
|
17
|
2
|
Актёры музыкальных
театров.
|
Музыкальные фрагменты в исполнении Э.
Карузо, М. Кабалье, П. Доминго, Ф. Шаляпина, Е. Образцовой и др.
|
Знакомство с выдающимися оперными
певцами-актёрами
|
Портреты, диски
|
18
|
2
|
Театр оперы и балета.
|
Фрагменты опер и балетов П.И. Чайковского,
М.П. Мусоргского, С.С. Прокофьева, М.И. Глинки и др.
|
Знакомство с выдающимися композиторами
опер и балетов.
|
Видеозаписи, портреты
|
19
|
2
|
Современный
музыкальный театр.
|
Фрагменты мюзиклов, рок-опер, современных
театральных постановок.
|
Знакомство с современными
музыкально-театральными жанрами.
|
Видеозаписи, диски
|
Музыка и хореография
|
20
|
2
|
Музыка и движение.
|
Фрагменты танцевальной музыки.
|
Знакомство с особенностями танцевальной
музыки разных эпох, жанрами танцевальной музыки.
|
Диск танцевальной музыки
|
21
|
1
|
Танцевальная музыка
16 века.
|
Гендель «Чакона», «Пассакалия», «Павана».
|
Диск танцевальной музыки
|
22
|
1
|
Танцевальная музыка
17 века.
|
И.С.Бах французские и английские сюиты
(Аллеманда, Куранта, Жига, Сарабанда).
|
Портрет, диск
|
23
|
1
|
Танцевальная музыка
18 века.
|
Кадриль, лендлер; Ф.Шопен «Мазурка»,
«Полонез».
|
Портрет, диск
|
24
|
1
|
Танцевальная музыка
19 века.
|
Вальс, галоп, полька, канкан, краковяк.
И.Штраус «Вальс», «Полька».
|
Портрет, диск
|
25
|
1
|
Танцевальная музыка
20 века.
|
Танго, регтайм, пасодобль, фокстрот,
румба, самба, ча-ча-ча, рок-н-рол, твист.
|
Видеозапись
|
26
|
1
|
Музыкальная
викторина.
|
|
Контроль знаний.
|
|
27
|
1
|
Дружная семья
искусств.
|
Обобщающий урок.
|
Закрепление знаний.
|
|
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса:
1.
Понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на
основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы,
изобразительного искусства, театра, хореографии).
2.
Находить ассоциативные связи между художественными образами
музыки и других видов искусства.
3.
Размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать
суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения.
4.
Различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной,
сценической музыки; находить жанровые параллели между музыкой и другими
видами искусства.
5.
Творчески интерпретировать содержание музыкального
произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове,
изобразительном творчестве.
6.
Участвовать в коллективной исполнительской деятельности.
7.
Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной
форме.
8.
Проявлять творческую инициативу, участвуя в
музыкально-эстетической жизни класса.
9.
Владеть основами нотной грамоты.
|