Тематическое планирование по географии 10 класс

  • Образовательные программы
  • doc
  • 05.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Календарно-тематическое планирование курса «География мира» 10 класс. 68 часов На основе федерального компонента государственного образовательного стандарта 2004года и примерной программы по географии для среднего (полного) общего образования (Базовый уровень). Современные методы географических исследований 2ч. 1.Источники географической информации. География как наука. Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей. Геоинформационные системы. Анализ географической информации. знать/понимать основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований; 1 Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов.
Иконка файла материала Календарнотематич. план 10 кл..doc

Календарно-тематическое планирование курса  «География мира» 10 класс. 68 часов

На основе федерального компонента государственного образовательного стандарта 2004года  и примерной программы по географии  для среднего (полного) общего образования (Базовый уровень).

 

Дата

№ уро ка

Тема урока

Основное содержание урока

 

Базовые требованиях уровню подготовки обучающихся

Практические работы

Дом. Зада ние

 

1

 

 

  Современные методы географических  исследований  2ч.

1.Источники географической информации. География как наука.

Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей. Геоинформационные системы. Анализ географической информации.

знать/понимать основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

   1 Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов.

 

 

2

2.Традиционные и новые методы географических исследований.

Основные методы исследования: сравнительный, описательный, картографический, исторический. Моделирование в географии. Источники географической информации.

 

знать/понимать основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований

применять разнообразные источники географической информации для описания объектов, явлений.

  2  Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка, анализ и представление ее в графической и картографической форме.

 

 

 

3

Политическая карта мира 3ч. (из содержания раздела стандарта «Регионы и страны мира»).

1.Многообразие стран мира и их типы. Современная политическая карта мира.

Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям географического положения. Россия на политической карте мира.

знать/понимать классификацию стран, приводить примеры крупнейших стран по размерам территории, численности населения, особенностям географи-ческого положения..

  3 Анализ карт различной тематики.

Обозначение на контурной карте основных географических объектов по классификации стран.

 

 

 

4

2.Влияние международных отношений на политическую карту мира. Типы стран.

Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны новые индустриальные страны и др. группы). РФ в типологии стран.

знать типологию стран, приводить примеры стран

уметь  показывать на ПКМ и обозначать на контурной карте страны мира.

  4 Составление картосхем и простейших карт, отражающих различные географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия

 

 

5.

3.Государственный строй стран мира.

Монархии и республики как основные формы правления. Унитарное и федеративное государство как формы государственного устройства стран. Форма правления и федеративное устройство РФ.

знать различия стран по форме правления и государственного устройства стран.

 

 

 

6

 

Природа и человек в современном мире  5ч.

1.География мировых природных ресурсов. Географическая среда.

 

Взаимодействие человечества и природы, изменение окружающей среды в прошлом и настоящем

 

знать/понимать виды природных ресурсов

 

оценивать и объяснять,  степень природных, антропогенных изменений отдельных территорий;

 

 

 

 

7.

2.Классификация природных ресурсов. Основные виды природных ресурсов, их размещение, крупнейшие месторождения и территориальные сочетания. Ресурсообеспеченность.

По картам и справочным материалам определять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира. Оценка обеспеченности человечества основными видами природных ресурсов. Ресурсообеспеченность РФ.

оценивать и объяснять,  степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

 

 

 

 

8

3.Минеральные, земельные, водные, биологические, ресурсы Мирового океана. Ресурсообеспеченность. Рациональное и нерациональое природопользование.

Обеспеченность минеральным сырьем различных стран и регионов. Территориальные сочетания полезных ископаемых. Земельные ресурсы. Мировой земельный фонд, деградация почв. География лесных ресурсов на планете Земля. Два главных лесных пояса. Проблемы их использования. Ресурсообеспеченность России.

знать/понимать особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания

   5.Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.

 

 

 

9-10

4-5.Загрязнение окружающей среды, экологические проблемы. Экологическая политика.

От региональных к мировым (глобальным) проблемам человечества. Экологические проблемы мира. Экологические проблемы России. Возможные пути решения экологических проблем.

уметь  анализировать  карты природопользования с целью выявления районов острых геоэкологических ситуаций.

 

 

 

 

 

11

Население мира. 5 ч

1.Численность и воспроизводство.[1]Демографическая политика.

Постоянный рост населения Земли, его причины и последствия. Типы воспроизводства населения, «демографический взрыв», его причины и последствия, депопуляция.

Демографическая политика: ее направления, эффективность и результаты в различных странах. Демографическая ситуация и в России.

знать/понимать численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран; демографическую ситуацию, различия в уровне и качестве жизни населения.

Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения.

 6.  Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.

.

 

 

 

 

12

2.Состав и структура населения. Состав населения: половой, возрастной, этнический.

Социальный и этнический (национальный) состав населения. Крупные народы и языковые группы. Возрастной и половой состав населения мира. Возрастно-половые пирамиды. Экономически активное население. Состав населения России.

знать/понимать этногеографическую специфику стран.

анализ карт населения

 

7. Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.

 

 

 

13

3. Состав населения. География религий мира.

Мировые религии, их география. Религиозный состав населения мира: мировые, национальные и местные религии. География этнических и конфессиональных конфликтов в современном мире.  Религии народов России.

знать/понимать мировые религии, их география, основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов

 

 

 

14

4. Географические особенности размещения населения.  Плотность населения. Миграции.  

Размещение и плотность населения мира и РФ. Основные направления и типы миграций в мире и России, их причины и следствия. «Утечка умов».

знать/понимать основные направления миграций;

8. Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира

 

 

15

5. Урбанизация: уровни и темпы. Сельское расселение.

Формы расселения, городское и сельское население мира. Урбанизация как всемирный процесс. Уровень урбанизации и ее формы. Урбанизация  РФ.

знать/понимать проблемы современной урбанизации                уметь оценивать и объяснять уровни урбанизации и территориальной концентрации населения

 

 

 

 

16

1.География   мирового хозяйства. 13 ч.

1. Научно-техническая революция (НТР), черты, части. Мировое хозяйство.

НТР,  черты, части.

уметь работать с источниками информации, составлять схемы, отражающие закономерности

 

 

 

 

17

2. Мировое хозяйство, основные этапы его развития.  Влияние НТР на Мировое хозяйство. Интеграция.              

Мировое хозяйство и основные этапы его развития. Состав мирового хозяйства. интеграционные отраслевые и региональные союзы. Экономическая интеграция и Россия.

уметь составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

 

 

 

 

18

3. Воздействие НТР на Мировое хозяйство. Факторы размещения производства.

Международная специализация, географическое разделение труда. Международная специализация России.

знать/понимать факторы размещения производства.

 

 

 

 

19

4. Отрасли мирового хозяйства. Отраслевая и территориальная структура хозяйства мира. Топливная промышленность.

География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер, регионов различной специализации. Основные промышленные центры мира и РФ.

уметь сопоставлять карты разной тематики, анализ экономических карт составлять таблицы, картосхемы

      9 Определение основных   направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира. Определение и объяснение  по карте направлений  основных грузопотоков угля, нефти, природного газа.

 

 

 

20

5.Топливно-энергетическая промышленность (ТЭК). Электроэнергетика.

Размещение. Международная специализация крупнейших стран и регионов мира Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции. Роль России. Характеристика электроэнергетики мира и РФ.

уметь сопоставлять картосхемы, анализировать карты разной тематики,  составлять таблицы, схемы, составлять характеристику отраслей промышленности.

 

 

 

21

6. Горнодобывающая промышленность. Металлургия.

Международная специализация крупнейших стран и регионов мира. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции. Роль РФ. Основные промышленные центры.

уметь  определять международную специализацию крупнейших стран и регионов мира.

 

 10 Определение стран – экспортеров основных видов промышленной продукции.

Определение и объяснение  по карте направлений  основных грузопотоков железной руды и стали.

 

 

22

7.Машиностроение, химическая промышленность.

Международная специализация крупнейших стран и регионов мира. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции. Основные промышленные центры. Факторы размещения на примерах отдельных стран и РФ.

уметь выявлять неравномерности хозяйственного освоения разных территорий

 

 

 

23

8. Лесная и  легкая промышленность. Промышленность и окружающая среда.

Международная специализация крупнейших стран и регионов мира. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции. Роль России.

уметь анализировать таблицы, картосхемы, диаграммы,  тематические карты.

 

 

 

24

9 География сельского хозяйства. Растениеводство. Размещение сельскохозяйственных культур «Зеленая революция».

Сельское хозяйство, его роль в современном мире, главные тенденции развития. Основные районы земледелия в мире. АПК России.

уметь устанавливать взаимосвязи между размещением населения, хозяйства и природными условиями на конкретных территориях.

 11. Определение стран – экспортеров основных видов сельскохозяйственной продукции, видов сырья. Определение международной специализации стран и регионов мира.

 

 

25

10. География сельского хозяйства. Растениеводство. Животноводство.

Животноводство. Особенности географии отдельных отраслей. Соотношение земледелия и животноводства.

уметь сопоставлять таблицы, картосхемы, диаграммы, карты.

 

 

 

26-27

11-12. Транспорт мира. Мировые транспортные пути. Виды транспорта, его особенности в разных странах мира.

Мировой транспорт, его роль в размещении и развитии мирового хозяйства. Виды транспорта, их географические особенности. Основные показатели развития мирового транспорта. Основные международные магистрали и транспортные узлы.

знать/понимать      географические особенности видов транспорта, их особенности в разных странах мира

 

 

 

28

13.Международные экономические отношения. Обобщение по теме «Мировое хозяйство».

 Мировая торговля и туризм. Другие формы международных экономических отношений: мировые валютно-финансовые отношения, производственные, предоставление услуг, научно-технические знания. Участие России.  География мировых валютно-финансовых отношений.

сопоставлять географические карты различной тематики

.

 12. Определение стран международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг.

 

 

 

 

 

29

Регионы и страны мира.   30 ч 1 Региональная характеристика мира. Зарубежная Европа 7 ч

1. Зарубежная Европа общая характеристика.

Основные варианты регионального деления мира. Особенности географического положения Зарубежной Европы. Изучение в сравнении с РФ.

   уметь по картам и другим источникам информации   выявлять характерные черты территории,  обозначать  на контурной карте основные географические объекты, характеризующие особенности региона

 

 

 

30

2. Зарубежная Европа.                                                                          Природные ресурсы, предпосылки развития промышленности и сельского хозяйства.

Освоение природно-ресурсного потенциала. Экономические связи с РФ.

сопоставлять географические карты различной тематики

 

 

 

31

3. Зарубежная Европа. Население, демографическая ситуация.                                                                        

Состав населения, демографическая ситуация, урбанизация и субурбанизация, миграции (центр иммиграции).

оценивать и объяснять демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения

 

 

 

32-33

4-5. Зарубежная Европа Размещение хозяйства. Промышленность. Сельское хозяйство. Непроизводственная сфера.

«Центральная ось развития». Ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства. Современные проблемы развития  стран Европы. Экономические связи с РФ.

 

уметь делать анализ политической карты мира и экономических карт с целью определения специализации разных типов стран и регионов мира, их участия в международном географическом разделении труда

 

 

 

34

6. Страны Европы. Социально-экономическая характеристика. Франция,  Германия. Италия. Великобритания.

Особенности ГП. Ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства. Особенности культуры. Современные проблемы развития  стран Европы. Достопримечательности. Туризм. Экономические связи с РФ.

составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира;

 13. Составление комплексной географической характеристики стран Европы; определение их географической специфики (подготовка презентаций).

 

 

 

35

7.Страны Европы. Социально-экономическая характеристика Болгария. Испания. Монако. Андорра.

Особенности ГП. Ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства. Современные проблемы развития  стран Европы. Достопримечательности. Туризм. Экономические связи с РФ.

уметь составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира;

  13.Составление комплексной географической характеристики стран Европы; определение их географической специфики (продолжение).

 

 

 

36-

1.Зарубежная Азия. 7 ч Зарубежная Азия общая характеристика территории

Территория, границы, политическая карта Азии, различия между странами: особенности географического положения, классификация стран. Деление на регионы. Изучение в сравнении с РФ и зарубежной Европой. Географическое положение РФ в азиатско-тихоокеанском регионе.

знать/понимать  современные проблемы развития региона и стран Азии 

   уметь по картам и другим источникам информации   выявлять характерные черты территории,  обозначать  на контурной карте основные географические объекты, характеризующие особенности региона.                           

 

 

 

37

2 Зарубежная Азия. Общая характеристика населения

Численность, крупнейшие по численности населения страны, воспроизводство, этнический и религиозный состав, размещение, урбанизация, демографические проблемы.

уметь по картам и другим источникам информации   выявлять характерные черты населения региона.

 

 

 

38

3 Зарубежная Азия. Природно-ресурсный потенциал.

Природные условия и ресурсы. Минеральные ресурсы региона, земельные, агроклиматические. Проблемы рационального использования ресурсов.

уметь по картам и другим источникам информации   выявлять характерные черты природных условий и размещения ресурсов региона

 

 

 

39

4 Зарубежная Азия. Общая характеристика хозяйства: промышленность, сельское хозяйство, транспорт.

Хозяйство и развитие отдельных отраслей. Возрастающая роль в мировом хозяйстве (МХ). Современные проблемы субрегионов: Юго-Западная, Южная, Юго-Восточная, Восточная, Центральная Азия. Новые индустриальные страны. Страны Азии — бывшие республики СССР.

знать/понимать развитие отдельных отраслей стран Азии уметь по картам выявлять характерные черты промышленности и сельского хозяйства региона

 

  14.Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий.

.

 

 

 

40

5. Восточная Азия. Китай. Экономико-географическая характеристика.

ЭГП, природные условия и ресурсы. Население. Характеристика хозяйства. Внутренние различия между Восточным и Западным Китаем. Роль в МХ.

 

 

уметь составлять комплексную географическую характеристику страны на основе анализа карт

обозначать  на контурной карте основные географические объекты, характеризующие особенности региона

 15. Составление комплексной географической характеристики Китая и  определение географической специфики страны.

 

 

41

6. Япония. Экономико-географическая характеристика.

Специфика ЭГП. Проблемы использования территории, природных и трудовых ресурсов. Размещение населения и хозяйства. Роль в МХ. Международные экономические связи.

уметь составлять комплексную географическую характеристику страны на основе анализа карт

составлять картосхемы

 

 

 

42

7. Южная Азия. Индия. Экономико-географическая характеристика.

 ЭГП, природные условия и ресурсы. Население. Характеристика хозяйства. Динамика и перспектива развития. Важнейшие промышленные и сельскохозяйственные районы.

уметь составлять комплексную географическую характеристику страны на основе анализа карт

 

 

 

43-44

1. Австралия 2ч                    Экономико-географическая характеристика.

 

Общий экономико-географический обзор Австралии. Роль в мировом хозяйстве.

уметь составлять комплексную географическую характеристику страны на основе анализа карт

 

 

 

45

Африка 4ч

1. Общая характеристика территории, природно-ресурсного потенциала,  населения.

Состав, политическая карта. Природно-ресурсный потенциал.  Население региона. Этнический состав. Крупнейшие города. Размещение

знать/понимать современные проблемы развития региона и стран              сопоставлять географические карты различной тематики

 

 

 

46

2. Африка. Общая характеристика хозяйства

Общая характеристика хозяйства: отраслевая и территориальная структура. Основные черты географии промышленности, сельского хозяйства и транспорта. Монокультурная специализация. Место Африки в мировом хозяйстве.

уметь анализировать данные политической карты мира и экономических карт с целью определения специализации стран  региона, их участие в международном географическом разделении труда.

 

 

 

47

3. Африка. Региональные различия. Характеристика отдельных регионов.

Региональные различия. Субрегионы.  Основные черты географии промышленности, сельского хозяйства и транспорта.

применять разнообразные источники географической информации  для объяснений специфики региона

 

 

 

48

4. ЮАР. Экономико-географическая характеристика

Общая характеристика хозяйства. Основные черты географии промышленности, сельского хозяйства и транспорта

уметь составлять комплексную географическую характеристику страны на основе анализа карт

   16.Составление комплексной географической характеристики ЮАР и  определение географической специфики страны.

 

 

49

Северная Америка 5ч                        1. Общая характеристика территории региона. США.  Экономико-географическая характеристика.

 

Состав, ЭГП и ПГП США как факторы развития. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, культуры. Значение иммиграции. Структура занятости. Размещение населения, внутренние миграции. Особенности урбанизации.

знать/понимать современные проблемы развития региона и стран 

применять разнообразные источники географической информации  для объяснений специфики региона

 

 

 

50-51

2-3. США. Экономико-географическая характеристика.

Общая характеристика хозяйства. Ведущие отрасли хозяйства, их размещение. Крупнейшие промышленные, научные, сельскохозяйственные и рекреационные районы. Транспорт. Макрорегионы. Промышленные пояса.

уметь анализировать данные политической карты мира и экономических карт с целью определения специализации стран  региона

 

 

 

52

4. Канада.  Экономико-географическая характеристика.

Состав, ЭГП и ПГП Канады как факторы развития. Природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство.

сопоставлять географические карты различной тематики

 

 

 

53

5.Канада и  США. Сравнительная характеристика.

Сравнение с США.

 

  17. Составление сравнительной комплексной географической характеристики Канады и  США, определение географической специфики стран.

 

 

54

Латинская Америка 5ч

1. Общая характеристика территории.

Принципы выделения региона, состав. Историко-географические особенности формирования региона. Политическая карта.

применять разнообразные источники географической информации  

 

 

 

55

2. Латинская Америка. Общая характеристика населения.

Население. Этнический состав, распространенные языки и религии, воспроизводство, урбанизация, крупнейшие города, характер сельского расселения.

сопоставлять географические карты различной тематики

 

 

 

56

3. Латинская Америка. Общая характеристика хозяйства региона. Природно-ресурсный потенциал.

Природно-ресурсный потенциал. Основные черты географии промышленности, сельского хозяйства и транспорта. Экологические проблемы. Роль латиноамериканских государств в системе мирового хозяйства. Интеграционные объединения.

уметь анализировать данные политической карты мира и экономических карт с целью определения специализации стран  региона

 

 

 

57-58

4-5. Латинская Америка. Характеристика отдельных регионов и стран. Бразилия. Экономико-географическая характеристика.

Характеристика отдельных регионов и стран. Бразилия.

сопоставлять географические карты различной тематики

    18. Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий на примере Бразилии.

 

 

 

59

Россия в современном мире. 4ч

1 Россия на политической карте мира. Современное геополитическое положение России.

 

 

 

Изменение географического положения России во времени. Характеристика современных границ государства.

применять разнообразные источники географической информации  для объяснений специфики региона.

анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России.

 19. Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития.

 

 

 

60

2 Россия в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений. Отрасли международной специализации России.

Участие России в международных отраслевых и региональных организациях.

уметь анализировать экономические карты с целью определения специализации страны  

 

 

 

61

3 Россия.  Особенности географии экономических, политических и культурных связей России с наиболее развитыми странами мира.

  Определение основных направлений   внешних экономических связей России с наиболее развитыми странами мира.

Географические аспекты важнейших социально-экономических проблем России.

 

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций; определение основных направлений внешних экономических связей России с наиболее развитыми странами мира.

 20.Определение роли России в производстве важнейших видов мировой промышленной и сельскохозяйственной продукции.

 

 

 

62

4 Россия и страны Содружества независимых государств (СНГ).

Участие  России в Международных социально-экономических и  геоэкологических проектах.

применять разнообразные источники географической информации  

 

 

 

 

 

63

Географический    аспект современных   глобальных проблем человечества. 4ч

1 Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географическое содержание глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем.

 

 

Истоки глобальных проблем человечества. Систематизация глобальных проблем.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

 

 

 



64-65

2-3 Сырьевая, демографическая, продовольственная и геоэкологическая проблемы как приоритетные, пути их решения.

Взаимосвязи глобальных проблем. Роль географии в решении глобальных проблем человечества

оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуации, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий

 

21. Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества

 

 

66

4 Проблемы преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

Взаимосвязи глобальных проблем. Пути решения на современном этапе.

знать/понимать современные проблемы развития регионов и стран                                         уметь составлять таблицы, схемы,  отражающие географические взаимосвязи приоритетных глобальных проблем человечества

    22. Выявление, объяснение и оценка важнейших событий международной жизни; географических аспектов различных текущих событий и ситуаций.

 

 

67-68

Обобщение и систематизация знаний, умений, практических навыков   по курсу «География мира».

Систематизация, контроль, коррекция знаний, умений, практических навыков   по курсу «География мира».

Требования к уровню подготовки выпускников (согласно стандарту).

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru



[1]      Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.