Календарно-тематическое планирование курса «География мира» 10 класс. 68 часов
На основе федерального компонента государственного образовательного стандарта 2004года и примерной программы по географии для среднего (полного) общего образования (Базовый уровень).
Дата |
№ уро ка |
Тема урока |
Основное содержание урока
|
Базовые требованиях уровню подготовки обучающихся |
Практические работы |
Дом. Зада ние |
|
1
|
Современные методы географических исследований 2ч. 1.Источники географической информации. География как наука. |
Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей. Геоинформационные системы. Анализ географической информации. |
знать/понимать основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований; |
1 Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов. |
|
|
2 |
2.Традиционные и новые методы географических исследований. |
Основные методы исследования: сравнительный, описательный, картографический, исторический. Моделирование в географии. Источники географической информации.
|
знать/понимать основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований применять разнообразные источники географической информации для описания объектов, явлений. |
2 Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка, анализ и представление ее в графической и картографической форме.
|
|
|
3 |
Политическая карта мира 3ч. (из содержания раздела стандарта «Регионы и страны мира»). 1.Многообразие стран мира и их типы. Современная политическая карта мира. |
Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям географического положения. Россия на политической карте мира. |
знать/понимать классификацию стран, приводить примеры крупнейших стран по размерам территории, численности населения, особенностям географи-ческого положения.. |
3 Анализ карт различной тематики. Обозначение на контурной карте основных географических объектов по классификации стран.
|
|
|
4 |
2.Влияние международных отношений на политическую карту мира. Типы стран. |
Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны новые индустриальные страны и др. группы). РФ в типологии стран. |
знать типологию стран, приводить примеры стран уметь показывать на ПКМ и обозначать на контурной карте страны мира. |
4 Составление картосхем и простейших карт, отражающих различные географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия |
|
|
5. |
3.Государственный строй стран мира. |
Монархии и республики как основные формы правления. Унитарное и федеративное государство как формы государственного устройства стран. Форма правления и федеративное устройство РФ. |
знать различия стран по форме правления и государственного устройства стран. |
|
|
|
6
|
Природа и человек в современном мире 5ч. 1.География мировых природных ресурсов. Географическая среда.
|
Взаимодействие человечества и природы, изменение окружающей среды в прошлом и настоящем
|
знать/понимать виды природных ресурсов
оценивать и объяснять, степень природных, антропогенных изменений отдельных территорий;
|
|
|
|
7. |
2.Классификация природных ресурсов. Основные виды природных ресурсов, их размещение, крупнейшие месторождения и территориальные сочетания. Ресурсообеспеченность. |
По картам и справочным материалам определять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира. Оценка обеспеченности человечества основными видами природных ресурсов. Ресурсообеспеченность РФ. |
оценивать и объяснять, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
|
|
|
|
8 |
3.Минеральные, земельные, водные, биологические, ресурсы Мирового океана. Ресурсообеспеченность. Рациональное и нерациональое природопользование. |
Обеспеченность минеральным сырьем различных стран и регионов. Территориальные сочетания полезных ископаемых. Земельные ресурсы. Мировой земельный фонд, деградация почв. География лесных ресурсов на планете Земля. Два главных лесных пояса. Проблемы их использования. Ресурсообеспеченность России. |
знать/понимать особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания |
5.Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.
|
|
|
9-10 |
4-5.Загрязнение окружающей среды, экологические проблемы. Экологическая политика. |
От региональных к мировым (глобальным) проблемам человечества. Экологические проблемы мира. Экологические проблемы России. Возможные пути решения экологических проблем. |
уметь анализировать карты природопользования с целью выявления районов острых геоэкологических ситуаций.
|
|
|
|
11 |
Население мира. 5 ч 1.Численность и воспроизводство.[1]Демографическая политика. |
Постоянный рост населения Земли, его причины и последствия. Типы воспроизводства населения, «демографический взрыв», его причины и последствия, депопуляция. Демографическая политика: ее направления, эффективность и результаты в различных странах. Демографическая ситуация и в России. |
знать/понимать численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран; демографическую ситуацию, различия в уровне и качестве жизни населения. Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения. |
6. Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира. .
|
|
|
12 |
2.Состав и структура населения. Состав населения: половой, возрастной, этнический. |
Социальный и этнический (национальный) состав населения. Крупные народы и языковые группы. Возрастной и половой состав населения мира. Возрастно-половые пирамиды. Экономически активное население. Состав населения России. |
знать/понимать этногеографическую специфику стран. анализ карт населения
|
7. Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.
|
|
|
13 |
3. Состав населения. География религий мира. |
Мировые религии, их география. Религиозный состав населения мира: мировые, национальные и местные религии. География этнических и конфессиональных конфликтов в современном мире. Религии народов России. |
знать/понимать мировые религии, их география, основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов |
|
|
|
14 |
4. Географические особенности размещения населения. Плотность населения. Миграции. |
Размещение и плотность населения мира и РФ. Основные направления и типы миграций в мире и России, их причины и следствия. «Утечка умов». |
знать/понимать основные направления миграций; |
8. Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира |
|
|
15 |
5. Урбанизация: уровни и темпы. Сельское расселение. |
Формы расселения, городское и сельское население мира. Урбанизация как всемирный процесс. Уровень урбанизации и ее формы. Урбанизация РФ. |
знать/понимать проблемы современной урбанизации уметь оценивать и объяснять уровни урбанизации и территориальной концентрации населения |
|
|
|
16 |
1.География мирового хозяйства. 13 ч. 1. Научно-техническая революция (НТР), черты, части. Мировое хозяйство. |
НТР, черты, части. |
уметь работать с источниками информации, составлять схемы, отражающие закономерности
|
|
|
|
17 |
2. Мировое хозяйство, основные этапы его развития. Влияние НТР на Мировое хозяйство. Интеграция. |
Мировое хозяйство и основные этапы его развития. Состав мирового хозяйства. интеграционные отраслевые и региональные союзы. Экономическая интеграция и Россия. |
уметь составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия; |
|
|
|
18 |
3. Воздействие НТР на Мировое хозяйство. Факторы размещения производства. |
Международная специализация, географическое разделение труда. Международная специализация России. |
знать/понимать факторы размещения производства.
|
|
|
|
19 |
4. Отрасли мирового хозяйства. Отраслевая и территориальная структура хозяйства мира. Топливная промышленность. |
География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер, регионов различной специализации. Основные промышленные центры мира и РФ. |
уметь сопоставлять карты разной тематики, анализ экономических карт составлять таблицы, картосхемы |
9 Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира. Определение и объяснение по карте направлений основных грузопотоков угля, нефти, природного газа. |
|
|
20 |
5.Топливно-энергетическая промышленность (ТЭК). Электроэнергетика. |
Размещение. Международная специализация крупнейших стран и регионов мира Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции. Роль России. Характеристика электроэнергетики мира и РФ. |
уметь сопоставлять картосхемы, анализировать карты разной тематики, составлять таблицы, схемы, составлять характеристику отраслей промышленности. |
|
|
|
21 |
6. Горнодобывающая промышленность. Металлургия. |
Международная специализация крупнейших стран и регионов мира. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции. Роль РФ. Основные промышленные центры. |
уметь определять международную специализацию крупнейших стран и регионов мира. |
10 Определение стран – экспортеров основных видов промышленной продукции. Определение и объяснение по карте направлений основных грузопотоков железной руды и стали. |
|
|
22 |
7.Машиностроение, химическая промышленность. |
Международная специализация крупнейших стран и регионов мира. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции. Основные промышленные центры. Факторы размещения на примерах отдельных стран и РФ. |
уметь выявлять неравномерности хозяйственного освоения разных территорий |
|
|
|
23 |
8. Лесная и легкая промышленность. Промышленность и окружающая среда. |
Международная специализация крупнейших стран и регионов мира. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции. Роль России. |
уметь анализировать таблицы, картосхемы, диаграммы, тематические карты. |
|
|
|
24 |
9 География сельского хозяйства. Растениеводство. Размещение сельскохозяйственных культур «Зеленая революция». |
Сельское хозяйство, его роль в современном мире, главные тенденции развития. Основные районы земледелия в мире. АПК России. |
уметь устанавливать взаимосвязи между размещением населения, хозяйства и природными условиями на конкретных территориях. |
11. Определение стран – экспортеров основных видов сельскохозяйственной продукции, видов сырья. Определение международной специализации стран и регионов мира. |
|
|
25 |
10. География сельского хозяйства. Растениеводство. Животноводство. |
Животноводство. Особенности географии отдельных отраслей. Соотношение земледелия и животноводства. |
уметь сопоставлять таблицы, картосхемы, диаграммы, карты. |
|
|
|
26-27 |
11-12. Транспорт мира. Мировые транспортные пути. Виды транспорта, его особенности в разных странах мира. |
Мировой транспорт, его роль в размещении и развитии мирового хозяйства. Виды транспорта, их географические особенности. Основные показатели развития мирового транспорта. Основные международные магистрали и транспортные узлы. |
знать/понимать географические особенности видов транспорта, их особенности в разных странах мира |
|
|
|
28 |
13.Международные экономические отношения. Обобщение по теме «Мировое хозяйство». |
Мировая торговля и туризм. Другие формы международных экономических отношений: мировые валютно-финансовые отношения, производственные, предоставление услуг, научно-технические знания. Участие России. География мировых валютно-финансовых отношений. |
сопоставлять географические карты различной тематики |
. 12. Определение стран международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг.
|
|
|
29 |
Регионы и страны мира. 30 ч 1 Региональная характеристика мира. Зарубежная Европа 7 ч 1. Зарубежная Европа общая характеристика. |
Основные варианты регионального деления мира. Особенности географического положения Зарубежной Европы. Изучение в сравнении с РФ. |
уметь по картам и другим источникам информации выявлять характерные черты территории, обозначать на контурной карте основные географические объекты, характеризующие особенности региона |
|
|
|
30 |
2. Зарубежная Европа. Природные ресурсы, предпосылки развития промышленности и сельского хозяйства. |
Освоение природно-ресурсного потенциала. Экономические связи с РФ. |
сопоставлять географические карты различной тематики |
|
|
|
31 |
3. Зарубежная Европа. Население, демографическая ситуация. |
Состав населения, демографическая ситуация, урбанизация и субурбанизация, миграции (центр иммиграции). |
оценивать и объяснять демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения |
|
|
|
32-33 |
4-5. Зарубежная Европа Размещение хозяйства. Промышленность. Сельское хозяйство. Непроизводственная сфера. |
«Центральная ось развития». Ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства. Современные проблемы развития стран Европы. Экономические связи с РФ.
|
уметь делать анализ политической карты мира и экономических карт с целью определения специализации разных типов стран и регионов мира, их участия в международном географическом разделении труда |
|
|
|
34 |
6. Страны Европы. Социально-экономическая характеристика. Франция, Германия. Италия. Великобритания. |
Особенности ГП. Ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства. Особенности культуры. Современные проблемы развития стран Европы. Достопримечательности. Туризм. Экономические связи с РФ. |
составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; |
13. Составление комплексной географической характеристики стран Европы; определение их географической специфики (подготовка презентаций).
|
|
|
35 |
7.Страны Европы. Социально-экономическая характеристика Болгария. Испания. Монако. Андорра. |
Особенности ГП. Ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства. Современные проблемы развития стран Европы. Достопримечательности. Туризм. Экономические связи с РФ. |
уметь составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; |
13.Составление комплексной географической характеристики стран Европы; определение их географической специфики (продолжение).
|
|
|
36- |
1.Зарубежная Азия. 7 ч Зарубежная Азия общая характеристика территории |
Территория, границы, политическая карта Азии, различия между странами: особенности географического положения, классификация стран. Деление на регионы. Изучение в сравнении с РФ и зарубежной Европой. Географическое положение РФ в азиатско-тихоокеанском регионе. |
знать/понимать современные проблемы развития региона и стран Азии уметь по картам и другим источникам информации выявлять характерные черты территории, обозначать на контурной карте основные географические объекты, характеризующие особенности региона. |
|
|
|
37 |
2 Зарубежная Азия. Общая характеристика населения |
Численность, крупнейшие по численности населения страны, воспроизводство, этнический и религиозный состав, размещение, урбанизация, демографические проблемы. |
уметь по картам и другим источникам информации выявлять характерные черты населения региона. |
|
|
|
38 |
3 Зарубежная Азия. Природно-ресурсный потенциал. |
Природные условия и ресурсы. Минеральные ресурсы региона, земельные, агроклиматические. Проблемы рационального использования ресурсов. |
уметь по картам и другим источникам информации выявлять характерные черты природных условий и размещения ресурсов региона |
|
|
|
39 |
4 Зарубежная Азия. Общая характеристика хозяйства: промышленность, сельское хозяйство, транспорт. |
Хозяйство и развитие отдельных отраслей. Возрастающая роль в мировом хозяйстве (МХ). Современные проблемы субрегионов: Юго-Западная, Южная, Юго-Восточная, Восточная, Центральная Азия. Новые индустриальные страны. Страны Азии — бывшие республики СССР. |
знать/понимать развитие отдельных отраслей стран Азии уметь по картам выявлять характерные черты промышленности и сельского хозяйства региона
|
14.Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий. .
|
|
|
40 |
5. Восточная Азия. Китай. Экономико-географическая характеристика. |
ЭГП, природные условия и ресурсы. Население. Характеристика хозяйства. Внутренние различия между Восточным и Западным Китаем. Роль в МХ.
|
уметь составлять комплексную географическую характеристику страны на основе анализа карт обозначать на контурной карте основные географические объекты, характеризующие особенности региона |
15. Составление комплексной географической характеристики Китая и определение географической специфики страны. |
|
|
41 |
6. Япония. Экономико-географическая характеристика. |
Специфика ЭГП. Проблемы использования территории, природных и трудовых ресурсов. Размещение населения и хозяйства. Роль в МХ. Международные экономические связи. |
уметь составлять комплексную географическую характеристику страны на основе анализа карт составлять картосхемы |
|
|
|
42 |
7. Южная Азия. Индия. Экономико-географическая характеристика. |
ЭГП, природные условия и ресурсы. Население. Характеристика хозяйства. Динамика и перспектива развития. Важнейшие промышленные и сельскохозяйственные районы. |
уметь составлять комплексную географическую характеристику страны на основе анализа карт |
|
|
|
43-44 |
1. Австралия 2ч Экономико-географическая характеристика.
|
Общий экономико-географический обзор Австралии. Роль в мировом хозяйстве. |
уметь составлять комплексную географическую характеристику страны на основе анализа карт |
|
|
|
45 |
Африка 4ч 1. Общая характеристика территории, природно-ресурсного потенциала, населения. |
Состав, политическая карта. Природно-ресурсный потенциал. Население региона. Этнический состав. Крупнейшие города. Размещение |
знать/понимать современные проблемы развития региона и стран сопоставлять географические карты различной тематики |
|
|
|
46 |
2. Африка. Общая характеристика хозяйства |
Общая характеристика хозяйства: отраслевая и территориальная структура. Основные черты географии промышленности, сельского хозяйства и транспорта. Монокультурная специализация. Место Африки в мировом хозяйстве. |
уметь анализировать данные политической карты мира и экономических карт с целью определения специализации стран региона, их участие в международном географическом разделении труда. |
|
|
|
47 |
3. Африка. Региональные различия. Характеристика отдельных регионов. |
Региональные различия. Субрегионы. Основные черты географии промышленности, сельского хозяйства и транспорта. |
применять разнообразные источники географической информации для объяснений специфики региона |
|
|
|
48 |
4. ЮАР. Экономико-географическая характеристика |
Общая характеристика хозяйства. Основные черты географии промышленности, сельского хозяйства и транспорта |
уметь составлять комплексную географическую характеристику страны на основе анализа карт |
16.Составление комплексной географической характеристики ЮАР и определение географической специфики страны. |
|
|
49 |
Северная Америка 5ч 1. Общая характеристика территории региона. США. Экономико-географическая характеристика.
|
Состав, ЭГП и ПГП США как факторы развития. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, культуры. Значение иммиграции. Структура занятости. Размещение населения, внутренние миграции. Особенности урбанизации. |
знать/понимать современные проблемы развития региона и стран применять разнообразные источники географической информации для объяснений специфики региона |
|
|
|
50-51 |
2-3. США. Экономико-географическая характеристика. |
Общая характеристика хозяйства. Ведущие отрасли хозяйства, их размещение. Крупнейшие промышленные, научные, сельскохозяйственные и рекреационные районы. Транспорт. Макрорегионы. Промышленные пояса. |
уметь анализировать данные политической карты мира и экономических карт с целью определения специализации стран региона |
|
|
|
52 |
4. Канада. Экономико-географическая характеристика. |
Состав, ЭГП и ПГП Канады как факторы развития. Природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство. |
сопоставлять географические карты различной тематики |
|
|
|
53 |
5.Канада и США. Сравнительная характеристика. |
Сравнение с США. |
|
17. Составление сравнительной комплексной географической характеристики Канады и США, определение географической специфики стран. |
|
|
54 |
Латинская Америка 5ч 1. Общая характеристика территории. |
Принципы выделения региона, состав. Историко-географические особенности формирования региона. Политическая карта. |
применять разнообразные источники географической информации |
|
|
|
55 |
2. Латинская Америка. Общая характеристика населения. |
Население. Этнический состав, распространенные языки и религии, воспроизводство, урбанизация, крупнейшие города, характер сельского расселения. |
сопоставлять географические карты различной тематики |
|
|
|
56 |
3. Латинская Америка. Общая характеристика хозяйства региона. Природно-ресурсный потенциал. |
Природно-ресурсный потенциал. Основные черты географии промышленности, сельского хозяйства и транспорта. Экологические проблемы. Роль латиноамериканских государств в системе мирового хозяйства. Интеграционные объединения. |
уметь анализировать данные политической карты мира и экономических карт с целью определения специализации стран региона |
|
|
|
57-58 |
4-5. Латинская Америка. Характеристика отдельных регионов и стран. Бразилия. Экономико-географическая характеристика. |
Характеристика отдельных регионов и стран. Бразилия. |
сопоставлять географические карты различной тематики |
18. Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий на примере Бразилии. |
|
|
59 |
Россия в современном мире. 4ч 1 Россия на политической карте мира. Современное геополитическое положение России.
|
Изменение географического положения России во времени. Характеристика современных границ государства. |
применять разнообразные источники географической информации для объяснений специфики региона. анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России. |
19. Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития.
|
|
|
60 |
2 Россия в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений. Отрасли международной специализации России. |
Участие России в международных отраслевых и региональных организациях. |
уметь анализировать экономические карты с целью определения специализации страны |
|
|
|
61 |
3 Россия. Особенности географии экономических, политических и культурных связей России с наиболее развитыми странами мира. |
Определение основных направлений внешних экономических связей России с наиболее развитыми странами мира. Географические аспекты важнейших социально-экономических проблем России.
|
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций; определение основных направлений внешних экономических связей России с наиболее развитыми странами мира. |
20.Определение роли России в производстве важнейших видов мировой промышленной и сельскохозяйственной продукции.
|
|
|
62 |
4 Россия и страны Содружества независимых государств (СНГ). |
Участие России в Международных социально-экономических и геоэкологических проектах. |
применять разнообразные источники географической информации
|
|
|
|
63 |
Географический аспект современных глобальных проблем человечества. 4ч 1 Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географическое содержание глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. |
Истоки глобальных проблем человечества. Систематизация глобальных проблем. |
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций; |
|
|
|
64-65 |
2-3 Сырьевая, демографическая, продовольственная и геоэкологическая проблемы как приоритетные, пути их решения. |
Взаимосвязи глобальных проблем. Роль географии в решении глобальных проблем человечества |
оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуации, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий |
21. Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества |
|
|
66 |
4 Проблемы преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества. |
Взаимосвязи глобальных проблем. Пути решения на современном этапе. |
знать/понимать современные проблемы развития регионов и стран уметь составлять таблицы, схемы, отражающие географические взаимосвязи приоритетных глобальных проблем человечества |
22. Выявление, объяснение и оценка важнейших событий международной жизни; географических аспектов различных текущих событий и ситуаций. |
|
|
67-68 |
Обобщение и систематизация знаний, умений, практических навыков по курсу «География мира». |
Систематизация, контроль, коррекция знаний, умений, практических навыков по курсу «География мира». |
Требования к уровню подготовки выпускников (согласно стандарту). |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
[1] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.